Природное и культурное наследие в туризме

Совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства, способных вызвать туристский интерес, является туристскими ресурсами – национальным наследием государств-участников СНГ. Так записано в Рекомендательном законодательном акте «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма», 1994 г. Эту формулировку можно расширить на все страны мира.

Ведущая роль в координации и стандартизации культурной и туристской деятельности во всем мире принадлежит ЮНЕСКО и ВТО. Особого внимания заслуживают конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного наследия, которые послужили основой для приоритетного развития культурного туризма во всем мире после того, как в рамках Всемирной конференции по политике в области культуры была принята рекомендация по вопросу о культурном туризме. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия была принята на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. и вступила в силу 17 декабря 1975 г. Основная ее цель – привлечение сил мирового сообщества для сохранения уникальных объектов культуры и природы. В 1975 г. Конвенцию ратифицировало 21 государство, за 25 лет ее существования к ней присоединилось еще 137 государств, и в настоящее время общее число государств – сторон Конвенции превысило 160. О значении Конвенции можно судить по следующему факту: среди природоохранных она является наиболее представительной по количеству государств-участников.

Для повышения эффективности работы Конвенции в 1976 г. были образованы Комитет и Фонд всемирного наследия. Спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия – своеобразный фонд выдающихся памятников культуры и природы. Принципы сотрудничества в области культуры и туризма нашли свое отражение в декларациях, принятых в Маниле (1980 г.) и Мехико (1981 г.).

Культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества – совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т. п.

Новым в вышеприведенном определении является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии, религиозные обряды и ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т. д.

На основе принципов Хартии культурного туризма  принятой на Международном семинаре по туризму (1976 г.) предложена следующая классификация использования культурного наследия:

  ·  достояние, в основном используемое туристами (фестивали, представления, памятники и т. д.);

  ·  достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, места посещаемые экскурсантами, заповедники и т. д.);

  ·  достояние, в основном используемое местным населением (объекты религиозного культа и гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки и др.).

Можно выделить следующие аспекты природного и культурного наследия в туризме: феномен наследия в науке и культуре в целом, его объекты и явление наследия, взаимосвязь культурного и природного наследия; экологические и социальные функции наследия; биологическое и ландшафтное разнообразие как наследие, факторы риска, соотношение охраны и использования, экологический туризм; культура как фактор развития человечества, музеефикация и живая культура; природно-культурное наследие и его проявления, культурный ландшафт, традиционное природопользование, экологическая культура; территориальный подход к охране и использованию наследия; управление наследием, законодательство о наследии.

Из природных территорий первыми получили статус объекта всемирного наследия Галапагосские острова, национальные парки "Йеллоустонский" (США), "На-Ханни" (Канада) и "Симэн" (Эфиопия). За последние годы Список стал весьма репрезентативным как по представленным регионам планеты, так и по количеству объектов: к началу 2000 г. он включал 128 природных, 480 культурных и 22 природно-культурных объекта в 118 странах мира (12 из них расположены в России). Наибольшее количество культурных объектов в Списке имеют Италия и Испания (более 30 каждая), Америка и Австралия – самые богатые по природным объектам всемирного наследия (10 и 9 соответственно). Под охраной Конвенции находятся такие всемирно известные памятники природы, как Ниагарский водопад, Большой Барьерный риф, Гавайские острова, Гранд-Каньон, гора Килиманджаро и многие другие. В среднем ежегодно Список всемирного наследия пополняется примерно на 30-50 объектов.  

Чтобы попасть в один ряд с ними, любая территория, претендующая на статус всемирного наследия, проходит тщательную экспертную оценку и может быть включена в Список  лишь при обязательном соответствии одному или нескольким природным критериям, разработанными специалистами Комитета Всемирного Наследия. В этот документ включают культурные памятники, отвечающие следующим критериям: составляющие уникальный ансамбль; оказавшие в свое время значительное влияние на жизнь страны; служащие свидетельством исчезнувшей цивилизации; иллюстрирующие определенный важный период в истории государства; представляющие уникальный пример традиционного образа жизни; связанные с идеями или верованиями, имеющими всемирное значение (Приоложение).

Следовательно, уникальные историко-культурные территории  можно определить как «территории, обладающие особой ценностью для мира, страны, региона, где памятники истории, культуры и природы составляют единый комплекс и тесно связаны с живой культурой народа».

В свою очередь природные объекты должны: иллюстрировать какой-либо этап в эволюции Земли; наглядно отражать современные геологические процессы; представлять собой уникальные природные объекты, исключительные по своей красоте; включать места обитания исчезающих видов животных и растений (Приложение).

О памятниках всемирного наследия можно прочитать в следующих изданиях:

1.  Максаковский В. П.  Всемирное культурное наследие.  М., 2003.

2.  Кисель В. П.  Памятники всемирного наследия. Мн., 2003. 

Для обеспечения действенного сотрудничества различных организаций в области культуры и туризма необходима взаимная информированность об основных направлениях совместной работы. Политика туристского развития должна отражать следующие основные аспекты:

  ·  подготовку перечня туристских ресурсов, причем особого внимания заслуживают классификация культурного, исторического, природного наследия и определение наиболее важных объектов для развития туризма;

  ·  определение основных туристских регионов и мест туристского назначения, а также обеспечение соответствующих мер по охране местных культурных, исторических и природных памятников;

  ·  использование в целях туризма национального достояния, включающего искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения;

  ·  проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона.

Восточным Мичиганским университетом туризма и путешествий разработана концепция адекватного туризма, основывающаяся на сохранении и использовании национального наследия и традиций местности. Согласно этой концепции, адекватным называют туризм, базирующийся на уникальных ресурсах местности, активно способствующий сохранению и рациональному использованию ее культурного, исторического и природного наследия. Выделяют  4 принципа адекватного туризма:

1)    активное содействие в сохранении наследия местности – культурного, исторического и природного;

2)    подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;

3)    создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;

4)    разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.

Объекты всемирного наследия в России и развитие туризма

(по Э. Л. Файбусовичу, Е. Я. Черниховой)

Из более чем 730 объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО на территории России находится всего 12, что не соответствует ее огромной площади, разнообразию природной среды, древней и славной истории, вкладу в мировую культуру. При этом объекты природного наследия (за одним исключением) располагаются в азиатской части страны, а культурного – в европейской. Между тем на просторах Сибири ряд культурно-исторических объектов древнее, чем объекты Нового Света, а природные ландшафты Севера европейской части, Урала, Северного Кавказа представляют не меньшую ценность, чем американские объекты, которые вошли в список ЮНЕСКО. Тем не менее, уже включенные в Список объекты, расположенные в пределах России, способны привлечь значительные потоки туристов, отечественных, так и зарубежных, в гораздо большей степени, чем в настоящее время. В европейской части страны сосредоточены те объекты Всемирного наследия, которые представляют интерес для познавательного туризма. Эти объекты находятся на значительном расстоянии друг от друга, что заставляет отдавать предпочтение организации их маршрутного посещения. Возникает возможность попутного посещения тех памятников природы, которые не включены во Всемирное наследие, но являются национальным достоянием.

Наиболее известный регион концентрации памятников Всемирного наследия – Москва и “Золотое кольцо”. В список включены отдельные объекты Москвы, Сергиев Посад, исторические памятники Владимира и Суздаля. Число посещаемых по маршруту городов может быть значительно расширено за счет исторических памятников Переяславля-Залесского, Ростова Великого, индустриальных центров (Гусь-Хрустальный), мест великих сражений (Бородино), выдающихся образцов строительства (канал им. Москвы). 

Другой привлекательный для туристов регион – Северо-Запад страны. Здесь главную роль играют исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые ансамбли его пригородов, а также Великий Новгород. Если осуществится включение в Список Всемирного наследия Пскова с его окружением, то трасса автобусного маршрута приобретет вид замкнутого треугольника. Вне его останется Пушкинский заповедник – величайшее национальное достояние  России.  “Экологическое ожерелье” этого маршрута могут составить участки Карельского перешейка в Ленинградской области и ледниковые возвышенности Псковской области.

Третий регион – Север европейской части России. Начальной точкой водного маршрута может быть избран Петрозаводск. Маршрут должен проходить по Онежскому озеру (с возможным посещением Заонежья и Водлозерского национального парка), Беломорско-Балтийскому каналу и Белому морю и завершаться в Архангельске. На этом маршруте два объекта Всемирного наследия – Кижи и Соловецкие острова. К сожалению, период водных путешествий ограничен летним сезоном. Значительно сложнее подключение к системе туристских маршрутов отдаленного массива девственных таежных лесов Коми (природный парк Югыд Ва). В перспективе определенную роль может сыграть завершение строительства железной дороги Белкомур, обеспечивая выход к двум концевым пунктам маршрута – Архангельску и Перми. Возможен и другой вариант – смешанный маршрут с включением исторических городов – Великого Устюга и Сольвычегодска, чтобы дополнить ими природную составляющую тура.

Названные районы, кроме последнего, удобно расположены по отношению к зарубежным европейским странам и главной полосе расселения в самой России, что облегчает организацию путешествий. Сложнее организация туров к трем объектам Всемирного природного наследия в азиатской части страны. Они крайне удалены от большинства зарубежных стран, формирующих туристские потоки, а к вулканам Камчатки жителям европейской части России труднее добраться, чем японцам. Все же выдающиеся достоинства Байкала и гор Алтая не могут при условии развития транспортной сети не обеспечить роста потоков туристов и в эти отдаленные регионы.

Для того чтобы эти достопримечательные места привлекли массы отечественных и зарубежных туристов, необходимо проделать большую работу. Во-первых, следует подготовить для оформления статуса памятников Всемирного наследия новые объекты (из перечисленных выше – Псков, ледниковые возвышенности Северо-Запада, Великий Устюг,  Беломорско-Балтийский канал и др.). Это позволит сгустить сеть посещаемых туристами мест.

Во-вторых, нужны большие капиталовложения в реставрацию историко-культурных памятников, как уже включенных в Список наследия и предполагаемых кандидатов, так и их окружения (например, Усолье, Чердынь в Пермской области). К сожалению, для наших дней характерна обратная картина – утрата уже достигнутого.

В-третьих, требуется проведение мероприятий по усилению инфраструктуры: а) “принимающих городов” в исходных пунктах маршрутов; она более развита в Москве и Санкт-Петербурге, но недостаточно в Петрозаводске, Архангельске, Перми, Бийске, Иркутске, Петропавловске-Камчатском;  б) практически заново придется создавать инфраструктуру таких промежуточных пунктов, как Псков или Великий Устюг, в природном парке Югыд Ва;  в) до необходимого уровня нужно довести сеть автомобильных дорог по трассам “Золотого Кольца”, в треугольнике Санкт-Петербург – Новгород – Псков – Санкт-Петербург, Чуйский тракт, дорога Бийск – Телецкое озеро, создать специальные “флотилии“ для плавания по маршруту Петрозаводск – Архангельск, в бассейнах Северной Двины и Печоры, на Телецком озере и Байкале.

В- четвертых, не обойтись без большой “имиджмейкерской” деятельности по “раскрутке” указанных маршрутов, приданию им высокой привлекательности, престижности.

Роль и функции наследия в региональной политике

(по Е. В. Евдокимовой)

Основными компонентами стратегии устойчивого развития являются экологическая, экономическая, социальная, культурная, законодательная политики, при разработке которых на национальном и региональном уровнях возрастает роль и природного, и культурного наследия. Особенно важно это сейчас, когда решение многих вопросов и проблем переносится на местный уровень.

Наследие выполняет 2 основные функции: с одной стороны, воспитательную и культурную (формирование национального менталитета, сохранение самосознания населения, воспитание патриотических чувств к своей "малой родине"), с другой стороны – экономическую (развитие территории, создание рабочих мест), что способствует социальному и духовному развитию населения. Двойственна и коммерческая роль наследия. Это не только экономическое и социальное развитие территории, вклад в решение экологических проблем, но и поддержка, сохранение самих объектов наследия, повышение их роли в развитии туризма, рекреации путем усиления рекреационной привлекательности (реклама, развлечения, инфраструктура, сувенирная промышленность, новые информационные технологии).

Роль и привлекательность объектов наследия зависит от их ценности, уникальности, а также от степени сохранности. В условиях недостатка бюджетного финансирования огромное влияние на сохранность объектов наследия оказывает инвестиционная политика, включающая как благотворительное, так и коммерческое вложение капитала. Контроль за соблюдением охранного законодательства эффективен лишь в случае экономической заинтересованности местных властей, поэтому разрешение на регламентированное использование объектов наследия при условии их сохранности всегда предпочтительнее заповедного режима. В современных условиях лишь уникальные и коммерчески привлекательные объекты историко-культурного наследия легче сохранять и реставрировать. Гораздо проблематичнее сохранить памятники, имеющие сугубо научное значение. Поэтому важнейшим становится вопрос собственника, способного восстановить, сохранить внешний вид и вернуть памятникам функциональное и культурное значение.

Экологическое состояние территории значительно отражается на состоянии объектов наследия. В связи с этим особое значение приобретает экологический мониторинг, позволяющий выделить объекты, находящиеся в критическом состоянии, и проследить динамику этого процесса для разработки программы сохранения, привлечения средств и сил.

В связи с тем, что не все объекты историко-культурного и природного наследия обладают высокой степенью уникальности и экзотичности, что служит главным фактором для рекреационного использования, повышение их коммерческой ценности возможно, с одной стороны, с помощью активной рекламной кампании, усиления роли средств массовой информации в развитии региональной культуры, изучения наследия, его охраны; распространения информации на основе новых информационных технологий (виртуальных средств); с другой стороны, путем искусственного усиления привлекательности территории.

В мировой практике для достижения этого существует несколько путей:

1) развитие событийного туризма; привлечение туристов на различные массовые зрелища, культурные мероприятия;

2) "коллекционирование";

3) особую роль в последние годы начинает играть "попутный" туризм, формы проявления которого могут быть самыми разными: "конгрессный" туризм (конференции, заседания, совещания); туризм дачников; туризм приезжающих на охоту;

4) дополнение существующих природных и культурно-исторических комплексов искусственными развлекательными и познавательными объектами;

5) выявление особо ценных объектов и придание им статуса на федеральном и международном уровне для финансовой и юридической поддержки, в этом случае решение вопросов привлечения иностранных спонсоров и усиление привлекательности территории за счет сгущения сети объектов наследия в региональном и федеральном аспектах и их включение в туристские маршруты (российские и международные);

6) развитие местных инициатив, отражающих культурные, национальные особенности региона, местную самобытность (пример Водлозерского национального парка, привлекательность которого усилена так называемой "туристской деревней на острове", где объекты обслуживания туристов созданы на базе деревень с восстановлением их застройки и планировки, а уникальные ландшафты естественно входят в сферу жизнедеятельности туристов, что позволяет избежать стандартных подходов).

Необходимо использовать не только традиционные объекты – памятники истории и культуры, но и другие элементы наследия: народную культуру, традиции, ремесла и промыслы, язык и литературу, музыкальную и художественную культуру, историческую городскую среду, сельскую застройку и систему расселения, этнокультурную среду, природное окружение, что позволит включить наследие в современную жизнь.

Всемирное  природное  и  культурное  наследие

(по материалам ЮНЕСКО)

Первые попытки включить российские охраняемые природные территории в Список всемирного наследия ЮНЕСКО были предприняты в начале 90-х годов. К 1994 г. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология РФ) и Гринпис России заключили договор о проведении работ по включению ряда российских природных территорий в Список всемирного культурного и природного наследия. В том же году рабочей группой Гринпис России были подготовлены необходимые документы для включения в Список природного комплекса, получившего название "Девственные леса Коми". И в декабре 1995 г. он первым в России получил статус объекта всемирного природного наследия.

К конце 1996 г. еще около 6,5 млн. га нетронутой природы России получило высший природоохранный статус. В Список были включены объекты "Озеро Байкал" и "Вулканы Камчатки". В 1998 г. Список пополнился еще одним российским природным комплексом – "Алтай – Золотые горы", а в декабре 1999 г. на XXIII сессии Комитета всемирного наследия было принято решение о включении в Список пятого российского природного объекта - "Западный Кавказ".

В настоящее время на рассмотрении Комитета всемирного наследия находятся документы по следующим объектам: "Убсунурская котловина", "Дельта Лены", "Куршская коса", "Остров Врангеля" и "Центральный Сихотэ-Алинь". Начаты работы по представлению в Список природных комплексов плато Путорана, Валдайской возвышенности, Курильских и Командорских островов.

В 1996-1998 гг. были проведены работы по представлению территорий "Башкирский Урал" и "Водлозерский национальный парк", которые не были признаны Комитетом уникальными природными объектами и не были включены в Список. В ближайшее время эти территории будут вновь представлены к рассмотрению по категориям "культурный ландшафт".

Между Госкомэкологией РФ и Гринпис России в ноябре 1998 г. был заключен новый договор, согласно которому до 2005 г. планируется провести необходимые работы для представления к включению в Список всемирного наследия целого ряда природных и природно-культурных объектов. Россия богата выдающимися и не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам, в нашей стране насчитывается более 20 территорий, достойных статуса объекта всемирного природного наследия. Среди территорий, перспективных с точки зрения их включения в Список в ближайшем будущем, – народные комплексы заповедников "Астраханский", "Даурский", "Магаданский", "Черные земли" и Мещерского национального парка.