Природоохранные целевые программы Северо-Западного ФО

В отличие от большинства видов производственной деятельности охрана природы нуждается в непосредственном участии государства. Это обусловлено тем, что "продукция" природоохранной деятельности (чистота атмосферы, водоемов, разнообразие флоры и фауны и т.д.) как правило не может распределяться по рыночным принципам. Для частного или акционерного предприятия вложения денег в охрану природы являются в большинстве случаев благотворительной деятельностью, не приносящей прибыли в обычном смысле. Тем не менее государство может устанавливать такую систему штрафных санкций за ущерб природной среде, при которой предприятиям будет выгодней вкладывать деньги в единовременные мероприятия по предотвращению таких загрязнений, нежели систематически платить штрафы. Такой путь очень эффективен для предотвращения будущего загрязнения окружающей среды, но он не может решить вопроса об устранении всех ранее допущенных ошибок в отношениях с природой. Для их исправления нужны крупные инвестиции самого государства в охрану природы. Это выражается в первую очередь в финансировании долгосрочных целевых программ охраны природы (включая их разработку и реализацию).

Некоторые экологические проблемы не могут решаться изолировано одной страной - нужно участие многих стран, в связи с чем разрабатываются международные программы. В этом случае страны-участницы принимают на себя определенные обязательства, которые реализуются внутри этих стран путем принятия ими соответствующих законов, проведения мероприятий в виде внутригосударственных программ, финансируемых за счет собственных бюджетов. Иногда экономически слабым странам помогает субсидиями тот или иной международный экологический фонд.

Россия является участницей 78 многосторонних соглашений по защите окружающей среды и регулированию природопользования. В числе таковых конвенции о климатических изменениях, о сохранении озонового слоя, о биологическом разнообразии, о сохранении лесных массивов Европы и т.д. Очевидно, что не все эти программы связаны с природоохранным строительством, но те из них, которые должны обеспечивать чистоту атмосферы, водоемов всегда подразумевают перестройку промышленности и связанное с ним строительство. Международные природоохранные программы обычно носят обобщенный характер и не детализируются до уровня конкретных предприятий, но на их основе составляются внутригосударственные целевые программы, которые всегда полностью конкретизированы.

Внутригосударственные целевые программы являются основной природоохранной деятельности страны. Они могут быть связанными с международными программами, но чаще всего они имеют самостоятельное значение. Источники финансирования внутригосударственных программ в РФ могут быть разделены на группы, показанные на рисунке, т.е. программы могут финансироваться из федерального бюджета, из бюджетов субъектов федерации, из внебюджетных фондов.

Часто используется смешанное финансирование, когда участвуют инвесторы как федерального, так и регионального уровней, различные фонды, спонсоры (в том числе физические лица).

Основную роль играют федеральные программы, ибо решение экологических проблем требует в основном очень больших затрат, которые для субъектов федерации или внебюджетных фондов делать затруднительно.

Субъекты федерации и внебюджетные фонды могут финансировать небольшие программы или принимать долевое участие в финансировании крупных программ. По содержанию природоохранные программы могут быть разделены на две группы, показанные на рисунке.

Программы по защите конкретного природного ресурса могут быть направлены на сохранение какого-либо водоема, ландшафта, представителя животного или растительного мира, минерала и т.д. Они довольно часто бывают связаны с международными соглашениями. При их реализации иногда возникает потребность в значительных строительных работах, особенно при защите водоемов.

Недостатком программ по сохранению конкретного природного ресурса является некоторая их односторонность. Отдельные мероприятия по защите какого-либо ресурса могут ставить под угрозу состояние другого ресурса, что далеко не всегда очевидно, и для выяснения подобных вопросов могут требоваться специальные исследования. По этой причине наиболее эффективными являются комплексные программы, лишенные этого недостатка. В них можно наилучшим способом учесть взаимовлияние всех антропогенных и природных факторов, установить их приоритетность, достигнуть оптимальности планируемых мероприятий. Как правило, они связаны с конкретным регионом, где все эти факторы имеют свою специфику.

Составлению и реализации целевых экологических пpoграмм обычно предшествуют обширные научные исследования. В особой степени это касается комплексных программ. Работа разделяется на три крупных этапа, показанные на рисунке.

При изучении экологической обстановки используются материалы ранее проводившихся исследований, в том числе экологических изысканий, экологического мониторинга, данные санитарных служб, постов Росгидромета и т.д. Так как экологические проблемы трудно поддаются количественной оценке, широко используются экспертные оценки. Во многих случаях полезные результаты дает компьютерное моделирование, особенно в вопросах прогнозирования изменений экологической обстановки.

При составлении самой целевой программы ищутся конкретные способы решения возникающих задач. Обычно работа организуется путем поэтапной конкретизации. Сначала намечаются общие направления, например, строительство природоохранных сооружений, внедрение "чистых" технологий, лесопосадки, мелиоративные работы и т.д. На следующем этапе эти направления конкретизируются применительно к группам районов, затем по отдельным районам и в конечном итоге разрабатываются конкретные мероприятия с установлением их мест проведения, стоимости, сроков исполнения, источников финансирования, предполагаемых исполнителей PI Т. Д. ЭТИ мероприятия и становятся содержанием комплексной программы, которая представляется к утверждению и последующей реализации.

Реализация программ является основным этапом решения экологических проблем. Практика показывает, что это наиболее "уязвимый" этап работы, ибо организационно-экономические проблемы этого периода в условиях отечественной экономики значительно хуже поддаются решениям, чем задачи предшествующих этапов. Изучение экологической обстановки и разработка самих программ в нашей стране обычно проводятся на достаточно высоком научно-техническом уровне, однако при реализации таких программ зачастую получаются результаты, слабо отражающие замыслы экологов. Главной причиной является трудность совмещения решений долгосрочных экологических задач с решениями первоочередных производственно-экологических и социально-бытовых вопросов, отвлекающих на себя почти все денежные ресурсы. Существенное значение имеет также степень разработанности и детализация планируемых природоохранных мероприятий. Как бы глубоки ни были предшествующие исследования, при неполноте проектной документации, непродуманности всех организационных вопросов реализация целевой программы обычно не дает ожидаемого эффекта.

По всем этим причинам реализация долгосрочных экологических программ должны находиться под постоянным контролем всех ветвей власти. Обязательно назначается единый руководитель по реализации целевой программы, наделенный обширными правами, позволяющими решать все организационно-экономические вопросы по этой программе. Если программа носит региональный характер, руководитель может быть, например, в ранге заместителя главы администрации региона, если программа межрегиональная - это должен быть представитель федеральной власти.

Исполнителями программы обычно являются местные производственные организации. Строительно-монтажные работы, как правило, ведут крупные специализированные или общестроительные организации. Проектную документацию обычно готовят специализированные проектные организации, находящиеся зачастую в других регионах. В ходе работ могут вноситься изменения в программу, обусловленные новыми достижениями науки, изменениями природных или экономических условий. Тем не менее все изменения должны быть обоснованными и согласовываться с разработчиками программ.

СЗФО занимает выгодное геополитическое положение — граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря.
 Регион имеет самый высокий показатель урбанизации среди федеральных округов: более 80 % жителей — городские, при этом значительная часть сконцентрирована в крупнейшей в стране Санкт-Петербургской агломерации. Средняя плотность населения в округе — 8,6 человека на 1 кв. километр.

Значительные размеры территории округа определяют разнообразие его природных условий. Преобладает равнинный и слабохолмистый рельеф, переходящий к востоку в горную полосу Северного, Приполярного и Полярного Урала. На севере округа в пределах Кольского полуострова расположены низкогорные массивы Хибинских и Ловозерских тундр. Территория округа находится в зонах смешанных лесов, тайги, лесотундры, а также тундры (в районах, примыкающих к побережью Северного Ледовитого океана, и на арктических островах). Значительны водные ресурсы округа, на долю которых приходится почти половина ресурсов европейской части страны. Крупнейшие реки — Северная Двина с притоками Вычегдой и Сухоной, а также Печора. Исключительно много озёр, особенно в северо-западной части округа. Здесь находятся крупнейшие озёра Европы — Ладожское и Онежское.

В округе сосредоточено около 50% лесных ресурсов европейской части России, причём хвойные породы занимают большую часть лесопокрытой площади, главным образом в Архангельской области, республиках Коми и Карелия. Специализация хозяйства округа территориально резко дифференцирована. Так, север и северо-восток СЗФО в настоящее время сохраняет роль крупного индустриального региона, специализирующегося на добыче и переработке разнообразных природных ресурсов. Он выделяется производством фосфатного сырья, целлюлозы, бумаги, картона, древесноволокнистых плит, вывозом древесины, добычей железной руды, нефти, угля, рыбы, выпуском чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений. Всё большее значение в новых геополитических условиях приобретает морской транспорт района и главный незамерзающий порт Мурманск.

В то же время юго-запад округа выступает как крупный индустриальный район, специализирующийся на производстве наукоёмкой продукции в первую очередь сложного и точного машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления. Наличие развитого портового хозяйства определяет экспортно-импортные функции района на Балтийском море. Регион занимает второе место среди федеральных округов (после Центрального) по объёму привлечённых иностранных инвестиций, четвёртое — по поступлениям налогов и сборов в федеральный бюджет, пятое — по объёмам ВРП и промышленного производства. Денежные доходы населения округа находятся на среднероссийском уровне.

Город Санкт-Петербург занимает ведущее место в экономике округа, обеспечивая 39% его ВРП, 31% промышленного производства, 49% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет. Четыре самых развитых субъекта СЗФО (Санкт-Петербург, Мурманская и Вологодская области и Республика Коми) концентрируют 79% ВРП округа, 67% промышленного производства, 75% поступлений налогов в федеральный бюджет. Ведущее место в хозяйственном комплексе округа принадлежит промышленности, в которой занято свыше 23% от общей численности занятых в экономике и около 37% работающих в основных отраслях материального производства. Заметную роль в структуре занятости играют также торговля и общественное питание, строительство и транспорт.
 В структуре промышленного производства, с одной стороны, значительное место занимают сырьевые отрасли: топливная (более 9% всей промышленной продукции), чёрная металлургия (почти 13%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (свыше 11%). С другой стороны, мощное развитие в крупных промышленных центрах получили различные отрасли машиностроения и металлообработки (более 15%), а также пищевой (около 17%) промышленности.

Важнейшим экономическим, научным и культурным центром округа и страны в целом является город Санкт-Петербург с населением около 4,7 млн человек. Город специализируется на продукции энергетического машиностроения, тракторостроения, судостроения, точного приборостроения, радиоэлектронной, химической и нефтехимической, лёгкой и пищевой промышленности. Значительную роль в экономике Санкт-Петербурга играет транспортный комплекс, и прежде всего — морской порт, обслуживающий перевозки экспортных грузов и импортируемых товаров. Постоянно возрастает значение города как одного из крупнейших общеевропейских культурных центров и места концентрации внутреннего и международного туризма.

Северо-Западный округ является крупной минерально-сырьевой базой РФ. Выделяются запасы руд чёрных и цветных металлов — железные руды Кольского полуострова и Карелии, составляющие около 5% общероссийских запасов, медно-никелевые руды Кольского полуострова, бокситы, титаносодержащее сырьё. Федеральное значение имеют Хибинские нефелин-апатитовые месторождения.

Топливно-энергетический комплекс округа опирается в значительной степени на собственные топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) — нефть, газ, уголь, сланцы, торф и гидроэнергетический потенциал. По уровню обеспеченности ими округ занимает одно из ведущих мест в европейской зоне России, хотя является дефицитным по нефти и особенно по газу. Характерной особенностью энергетического сектора региона является неравномерное размещение центров добычи и потребления ТЭР. Основная часть добычи нефти, газа и угля сконцентрирована на востоке округа, а потребление — в западной части, что обусловливает развитие в регионе энерготранспортных систем.

По объёмам добычи нефти Северо-Западный округ занимает третье место, уступая лишь Приволжскому и Уральскому округам. На территории СЗФО действуют 2 нефтеперерабатывающих завода — Ухтинский и Киришский. По объёму добычи угля округ занимает первое место в европейской зоне страны. Добыча угля ведётся в Печорском угольном бассейне, где расположены крупнейшие месторождения — Интинское

Воргашорское и Воркутинское. В СЗФО формируются 2 нефтегазодобывающих района: Юго-Восточный — на базе месторождений Республики Коми и Северный — на базе залежей Архангельской области, Ненецкого автономного округа и шельфа Печорского моря. В ближайшее пятилетие Республика Коми будет оставаться основным нефтегазодобывающим районом, однако в дальнейшем большая часть нефти и газа будет добываться на севере региона.

Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных и межгосударственных экономических связей. СЗФО — крупнейший в европейской части страны поставщик своей продукции основных отраслей рыночной специализации, импортёр оборудования для добывающих отраслей промышленности и лесохимического комплекса.