Проблемы и перспективы развития Красноярского края

Перспективы Красноярского края, успешность его развития, связаны с грамотным проведением региональной политики на каждом из этих уровней.

Перспективы Красноярского края также связаны с освоением огромного минерального и энергетического ресурсного потенциала, организацией глубокой переработки древесины, реализацией своего транзитного положения и развитием туристического комплекса.

Перспективы Красноярского края вселяют оптимизм, видны положительные сдвиги. Безусловно, повышение инвестиционной привлекательности региона является важной заслугой. Заявлено множество инвестпроектов. Однако нельзя не отметить, что пока не все они согласованы. Единая и стройная система пока не выстроена. Нельзя забывать и о том, что в настоящее время еще существует множество нерешенных социально-экономических и экологических проблем. Заявленные инвестиционные проекты направлены в том числе и на решение значительной части этих проблем, однако охватывают не весь их спектр.

При позитивной динамике развития промышленности общее положение остается сложным. Основными проблемами здесь являются: значительная доля сырьевых производств (около 80 %), высокая степень физического и морального износа основных фондов, а также нехватка квалифицированных кадров.

Проблемами лесного комплекса остаются: сырьевая направленность и неразвитость глубокой переработки древесного сырья; недостаточная развитость транспортной логистической системы и дорожной сети, в том числе недостаточное количество лесовозных дорог круглогодового действия.

Из 12,2 млн.куб.м заготовок деловой древесины 2 млн.куб.м. уходит на экспорт за рубеж, в основном в Китай, а 2,24 млн. куб.м. вывозится в соседние регионы РФ. И лишь 4,41 млн.куб.м. перерабатывается внутри края. И значительную часть составляет неиспользуемая древесина - 2,57 млн.куб.м.

Уровень развития транспортной системы края не соответствует современным требованиям. Негативными факторами являются: большая дифференциация территорий края по степени транспортного обслуживания и неразвитость внутрирегиональной сети автомобильных дорог, особенно в северных районах края, препятствующая освоению природных ресурсов.

Насущной необходимостью также является содействие развитию сельских районов. В Европейском Союзе, как известно, помощь оказывается так называемым сельским ареалам (выделяемым по более высокой доле занятых в сельском хозяйстве, по более низким доходам в сельском хозяйстве). У нас же, в России такие критерии ЕС безоговорочно применять нельзя. В Красноярском крае, можно выделить так называемые депрессивные, «скрытые» сельские районы. В таких районах, например, реальная доля занятых в сельском хозяйстве значительно больше официальной цифры. Существует большое число самозанятых людей. Проанализировав статистические материалы, можно заметить районы, подходящие по климатическим условиям для развития сельского хозяйства, в которых располагается значительная часть сельскохозяйственных земель, но при этом большая часть продукции производится в личных подсобных хозяйствах. Этот факт как раз и указывает на проблемность данных районов. Т.е. имеется большой потенциал для развития сельскохозяйственного производства и агробизнеса, который пока не реализуется, а находится в неком «спящем» состоянии, концентрируясь лишь в личных подсобных хозяйствах: либо в силу конъюнктурных проблем (всем известный диспаритет цен на сельхозпродукцию и промышленную продукцию), либо в силу недостаточно развитой инфраструктуры, отсутствия системы лизинга сельскохозяйственой техники и удобной системы кредитования сельхозорганизаций. Таким образом, в первую очередь в поддержке нуждаются те сельскохозяйственные районы, в которых есть потенциал, пока находящийся в угнетенном состоянии.

В крае, естественно, присутствуют и экологические проблемы. Традиционной проблемой остается загрязнение атмосферного воздуха и поверхностных вод. Наиболее опасным в экологическом отношении является Норильский промышленный район. [С.184]

Что касается специфических проблем, на первый взгляд возможно незаметных и не столь острых, но все же существующих, то следует отметить проблемы, возникшие здесь после строительства Красноярской ГЭС. Проходя через плотину ГЭС, придонные слои воды поднимаются к поверхности. Поэтому ниже по течению, в том числе и в районе г. Красноярска вода остается холодной все лето, что снижает привлекательность летнего прибрежного отдыха для значительной части населения. Зимой же, наоборот, Енисей не замерзает на протяжении около 100 километров ниже створа ГЭС. Пар над рекой создает свой, не для каждого комфортный, микроклимат в городе. Кроме того многие местные ученые связывают осложнение ледовой обстановки в порту г. Дудинка на севере края именно с тепловыми потерями р. Енисей и р. Ангара в районах ГЭС.

Стратегические и текущие проблемы региона

Регулируемый рынок в условиях хозяйственной самостоятельности регионов и снижения давления военных расходов открывает перед Восточной Сибирью новые возможности интенсивного освоения огромных и разнообразных природных ресурсов.

В настоящее время привлекают внимание следующие стратегические и неотложные проблемы развития макрорегиона:

• ускоренная и комплексная разработка природных богатств с учетом государственной политики ресурсосбережения и экономической безопасности (относительно доступа иностранного капитала), создание новых мощных производственно-сырьевых баз внутреннего и экспортного значения;

• обеспечение безусловного приоритета обрабатывающих отраслей промышленности, прежде всего энерго- и водоемного профиля, предотвращение перелива капитала в несвойственные сектора и отрасли экономики;

• восстановление рыночной специализации региона на продукции топливно-энергетического и химического комплексов;

• конверсия военно-промышленного комплекса, сохранение и расширение передовых, наукоемких технологий и производств;

• укрепление единства и связи промышленных отраслей территориальной специализации, производственной инфраструктуры, социального сектора и экологической стабилизации;

• обеспечение устойчивого экономического роста как стратегии хозяйственного, социального и экологического равновесия; повышение конкурентоспособности и эффективности экономики;

• улучшение условий жизни населения и предотвращение его избыточного оттока;

• ускоренный подъем и выравнивание уровня социально-экономического развития слаборазвитых и депрессивных регионов;

• проведение обоснованной транспортно-тарифной политики для регулирования межрайонных и внешних экономических отношений, формирования эффективных региональных рынков, преимущественного поощрения товарного ресурсообмена с российскими регионами;

• ориентирование на укрепление взаимовыгодных экономических связей с регионами Европейской России и странами СНГ (Казахстан, Средняя Азия), а также с Китаем и Монголией;

• проблема Байкала;

• проблемы Крайнего Севера;

• продолжение формирования территориально-хозяйственных и производственно-технологических комплексов на базе достижений научно-технического прогресса и интенсификации производства;

• укрепление организационно-коммерческих форм крупнотоварного производства и рыночной инфраструктуры (корпорации, концерны, финансово-промышленные группы и т. п.), адекватных масштабам и направлениям хозяйственного освоения макрорегиона. [C.435.]

Направления структурных преобразований

Главными задачами структурной перестройки в Восточной Сибири являются:

1) восстановление значения топливной, а также химической и нефтехимической промышленности в качестве важнейших звеньев региональной специализации как имеющих для этого исключительно благоприятные предпосылки;

2) укрепление специализации на цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности и наукоемких отраслях машиностроительного комплекса.

В соответствии с этим в районно-отраслевом ряду ведущее положение (кроме топливно-энергетической, лесной и горнорудной промышленности) должны сохранить высокоэффективные производства рыночной специализации - синтетического каучука, алюминия, нефтепродуктов, целлюлозы, бумаги и т. п., а неэкономичными остаться изделия трудоемкого машиностроения (за исключением наукоемкого), текстильной промышленности и т. п. Имеются предпосылки для укрепления существующих и появления новых конкурентных специализирующих отраслей обрабатывающей промышленности энерго-, водо- и нетрудоемкого профиля, чем преодолевается усеченность индустриальной структуры. [С.436]

Актуальные проблемы, решение которых способствует повышению эффективности общественного производства, его интенсификации, — техническое перевооружение добывающих предприятий, усиление роли смежных отраслей и сложных производственно-технических комплексов, а также развитие производственной инфраструктуры (укрепление строительных баз и т. д.). Следует противодействовать сохранению и появлению прежних диспропорций (отставание сырьевой базы энергоемкой цветной металлургии, излишнее опережение гидроэнергетики по отношению к тепловым станциям и строительству линий электропередачи, недостаточное развитие глубокой переработки древесины, отставание социальной инфраструктуры). Учитывая недостаток трудовых ресурсов, экономически оправдан завоз извне ряда промышленных изделий - сложных машин и оборудования, тканей, обуви, — что позволяет району сосредоточить больше усилий на развитии ведущих отраслей.

Федеральные целевые программы

Важнейшим инструментом реализации насущных региональных задач служат действующие и разрабатываемые федеральные целевые программы - социально-экономические, природопользования, экологические и другие.

Финансируются долго- и среднесрочные программы по Нижнему Приангарью, Дальнему Востоку и Забайкалью, Бурятии, г. Братску, рассматриваются такие проекты по Хакасии, Тыве и др.

Широкомасштабной и комплексной является разработанная федеральная целевая программа экономического и социального развития Сибири на 1997—2005 гг., предусматривающая по Восточно-Сибирскому макрорегиону меры государственной поддержки депрессивных и отсталых территорий (Республика Тыва, Таймырский а.о. и др.) путем создания свободных экономических зон, развития геологоразведочных работ, стабилизации и подъема АПК и т. д. Программой намечен целый ряд эффективных проектов освоения восточно-сибирских ресурсов топлива, гидроэнергии, минерального и лесного сырья. С учетом программы «Сибирь» подготавливаются отдельные региональные программы.

Большое значение приобретают программные проекты формирования в составе Ангаро-Енисейского подрайона Восточной Сибири народнохозяйственных комплексов Нижнего Приангарья (Красноярский край) и Прибайкалья (Иркутская область).

К началу рыночных преобразований в России Ангаро-Енисейский регион (АЕР) уже складывался как крупная ресурсо-производственная база. По мощности и производству электроэнергии регион сравнялся с энергетической системой бассейна реки Теннесси — крупнейшей в США и одной из 10 важнейших энергосистем мира. АЕР может стать главной энергетической базой возрождаемой российской экономики подобно тому, как Северо-Западная Сибирь - ведущей нефтегазовой.

В его составе регион Нижнего Приангарья способен своими потенциальными ресурсами обеспечить крупномасштабное производство высокоценной продукции, имеющей устойчивый спрос на внутреннем и внешнем рынках. Прежде всего это свинец, цинк, золото, гелий, редкие элементы, нефть, газ, огнеупоры, лесопродукты.

Регион оказался в центре территориальных проблем. Он рассматривается как опорно-тыловая база будущего Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса в южной части Эвенкии.

Через его территорию по правобережью Ангары пройдет трасса будущей Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, речной порт Лесосибирск станет и морским портом — основной перевалочной базой многих сибирских товаров, предназначенных для экспорта Северным морским путем. Над этой территорией проходит авиационный коридор — кратчайший путь из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Меридианальный же коридор, проходящий вдоль Енисея и через Северный полюс, связывает Канаду и США со странами Юго-Восточной Азии. Поэтому и возникла необходимость в разработке целевой федеральной программы освоения Нижнего Приангарья.

Программа решает вопросы не только обеспечения условий для рационального использования природных ресурсов региона, способствующих ускоренному и эффективному развитию его производительных сил, но и мобилизации финансово-кредитных, материальных и других ресурсов для структурной перестройки экономики Красноярского края и России.

В разработанных целевых федеральных программах «Сибирь», «Дальний Восток и Забайкалье», Концепции по региону БАМ среди других рассмотрены проблемы хозяйственного освоения региона Прибайкалья, включая Иркутское Приангарье.

В Иркутском Приангарье выявлено 11 месторождений нефти, газа, конденсата с утвержденными запасами 260 млн т, 869 млрд м3 и 30 млн т, а потенциальные геологические ресурсы в десятки раз превышают разведанные. Крупный народнохозяйственный проект связан с освоением Ковыктинского газоконденсатного месторождения (350 км севернее Иркутска). Предполагается не только обеспечить потребности в газе всего Иркутского Прибайкалья, но и экспортировать его путем строительства трансконтинентального газопровода из Сибири через Монголию в Китай, Корею и Японию. Китай становится солидным инвестором проекта. Высвобожденный уголь после перевода на газ тепловых электростанций можно будет направить на Дальний Восток.

Поскольку в Прибайкалье образовались избыточные энергетические мощности, это ставит вопрос о передаче электроэнергии (также как из Нижнего Приангарья после ввода Богучанской ГЭС) в КНР, северные провинции которой энергодефицитны.

Предстоит решить непростую проблему сохранности уникального внутреннего водоема — озера Байкал. Еще в 1992 г. было принято правительственное решение о перепрофилировании целлюлозно-бумажного комбината в г. Байкальске (Иркутская область). В настоящее время специалистами с участием зарубежных экспертов предложен вариант коренной технической перестройки предприятия, включающий отказ от использования в технологии наиболее вредного компонента — хлора, хотя есть серьезные возражения экологов и против данного проекта.