Проблемы и перспективы развития цитрусоводства в Абхазии

Экономический анализ развития цитрусоводства за период 2000-2008 гг

После грузино-абхазской войны важной отраслью остается цитрусоводство. В структуре экспорта ведущее место принадлежит цитрусовым культурам. По данным Таможенного комитета РА доля цитрусовых культур в общем объеме экспорта с 1999 по 2007, годы в среднем ежегодно составила 50%. В таблице 4 представлены показатели состояния отрасли по сравнении с советским периодом.

Показатели состояния цитрусоводства в сравнении с довоенным периодом РА (во всех категориях хозяйств)

Показатели 1990 г 2008 г Доля 2008 г к 1990г, %
Площадь цитрусовых насаждений, га 11000 5500 50
Валовой сбор, тонн 120000 38000 31,7
Урожайность, ц/га 110 61 55,5
Рентабельность продукции, % 80 30 -50

Источник: рассчитано по данным Министерства сельского хозяйства

К 2008 году республика сохранила 50% площади цитрусовых плантаций от довоенного уровня. Валовой сбор чуть более 30% довоенных показателей, а так же уменьшилась урожайность с одного гектара почти на половину и составила 61 ц/га. Рентабельность производства цитрусовых плодов также сократилась на 50 пунктов и составила всего 30%.

Нами были исследованы цитрусовые предприятия общественного сектора Абхазии. Из цитрусовых культур на сегодняшний день в Абхазии в общественном секторе выращивают только мандарины и лимоны. Доля лимонов незначительна: 1,5% от общего объема производства.

Как видно из таблицы 5 всего общественным сектором Абхазии было собрано цитрусовых плодов в 2001 году 5816 тонн, а в'л-^007 году - 5262 тонны (снизилось на 10%).

Незначительный рост объемов производства цитрусовых в общественных хозяйствах Абхазии за эти годы наблюдался в Гудаутском, Очамчирском районах.

Таблица 5 Объем производства цитрусовых в РА за 2001-2007 гг ( в общественном секторе) (тонны)

Районы 2001 г 2002 г 2003 г 2004 г 2005 г 2006 г 2007*
Гагрский 2120 950 810 500 950 315 407".
Гудаутский 400 220 248 120 550 272 450.
Сухумский 1200 950 620 205 1137 203 500,
Гулрипшский 800 710 680 420 1320 844 505 •
Очамчирский 232 75 151 50 230 106 Too '
Ткварчалский 464 161 360 325 436 298 301
Галский 600 280 700 415 1606 107 1-80Й8В
Всего 5816 3346 3569 2035 6230 2445 52<ЗЦ1   ^~r^~i   '

Источник: рассчитано по данным Министерства сельского хозяйства

Следует выделить Галский район, где объем валового сбора мандарин за последние семь лет увеличился в три раза. В этом районе хозяйствами были заключены договора в 2006 году с частной фруктовой компанией, в связи с чем они были обеспечены в достаточном количестве минеральным удобрением, горюче-смазочные материалами, тарой. И этим объясняется резкий рост урожайности в хозяйствах Галского района.

Всего по Абхазии в общественном секторе сохранились на 2007 - 1578,58 га, то есть около 40% довоенного уровня.

Площадь мандарин во всех районах за исключением Ткварчалского района резко снизились. Так, в Очамчирском районе сохранены только в Гудаутском - 41%, в Гулрипшском - 43%), а в Галском - только 13% площади, по сравнению с довоенным периодом.

Увеличение площади цитрусовых насаждений в Ткварчайком районе (в 2 раза) объясняется территориально-административными изменениями в республике (часть сел Галского района в 1994 году было передано во вновь образованный Ткварчалский район).

Как видно из таблицы средняя урожайность с одного корня цитрусовых деревьев равна всего 3,4 кг. Такой низкий показатель является следствием: во-первых, большой изреженности цитрусовых плантаций Абхазии. При норме посадки на 1 га площади 800 корней цитрусовых растений фактический на 1 га приходится 360 корней; во-вторых, плачевное состояние большинства цитрусовых деревьев из-за отсутствия надлежащего ухода за ними последние 17 лет. Частным сектором республики было произведено в 2007 году 33350 тонн цитрусовых плодов, что составляет 80% от общего объема. В советский период было примерно такое же соотношение между частным и общественным секторами. Динамика изменения объемов производства цитрусовых плодов в Абхазии за последние годы в разрезе административных районов представлена в таблице 7.

Для личных хозяйств Абхазии в производстве цитрусовых культур характерны более равномерные показатели изменения объемов за последние годы. В 2007 году объем производства цитрусовых плодов в частном секторе увеличился по сравнению с 2002 годом на 50%.

Таблица 7. Объем производства цитрусовых в РА за 2002-2007 гг (частным сектором) (тонны)

Районы 2002 г 2003 г 2004 г 2005 г 2006 г 2007г
Гагрский 5000 1700 3500 2200 2800 3000
Гудаутский 900 630 1000 700 800 1500
Сухумский 2400 2600 2700 1800 2400 5100
Гулрипшский 6000 8500 6000 4500 5400 11000
Очамчирский 800 1200 1000 [ 500 1300 3200
Ткварчалский 1900 950 1000 100 500 1700
Галский 2600 950 3500 3500 3800 4200
Всего 19600 16530 18700 14200 17000 29700

Источник: рассчитано по данным Министерства сельского хозяйства РА

В частном секторе более высокие показатели урожайности. С одного га в среднем производят 83 центнера, что в 6 раз больше, чем в общественном секторе. Потому что в личных хозяйствах количество корней цитрусовых; деревьев на 1 га приближается к норме, и своевременно осуществляются агротехнические мероприятия.

Статистические данные Министерства сельского хозяйства Республики Абхазия по цитрусовым предприятиям были сгруппированы в, разрезе основных форм предприятий: госхозов, колхозов и агрофирм. Полученные результаты представлены в таблице 8.

Таблица 8. Показатели производства цитрусовых плодов в разрезе различных предприятий РА (по состоянию на 2007 г)

Количеств Площад Валов Урожайное Урожай-
о ь5 ой ть, ц/га ность,
предприят га J сбор, ц с 1
ИИ, т корня

Рентабельность продукции цитрусоводства в Абхазии на современном этапе составляет всего 20-25%. Себестоимость производства 1 кг цитрусовых в 2000 году составлял 6,5 рублей, а в 2007 году - почти 10 рублей.

На долю агрофирм приводится 30% общего количества предприятий. Они занимают приблизительно такую территорию от общей площади цитрусовых; урожайность с 1 га составляет в среднем по агрофирмам 32,5 ц, что больше чем в госхозах и колхозах, а также средней урожайности по Абхазии; урожайность с 1 корня в среднем по Абхазии всего 6,2 кг, тогда как в агрофирмах 8,7 кг.

Основная доля площади и валового сбора цитрусовых предприятий приходится на госхозы (около 60%).

Колхозы занимают незначительную долю - около 13% площадей и 7% валового сбора.

Самый высокий показатель урожайности с 1 га имеют два разных по форме собственности предприятия - госхоз «Субтропик» Сухумского района и агрофирма «Победа» Гулрипшского района.

Очень низкие показатели урожайности также характерны во всех типах предприятий. Например, в колхозе «Мгудзырхва», госхозе «Гагра», на 1 корень приходится всего 300 грамм мандарин.

Нами были выделены предприятия независимо от форм собственности, где применяют арендный подряд.

Если довоенный опыт применения аренды выводил хозяйства в ведущие места, то после войны, преобразовав сельскохозяйственные предприятия в госхозы, агрофирмы и перезаключив арендные договора с теми же арендаторами, предприятия не смогли адаптироваться к новым рыночным условиям хозяйствования. Например, Рекский цитрусовый госхоз сохранило половину площадей цитрусовых, в 4 раза сократилось количество корней, валовой сбор составил 100 тонн. Но, несмотря на это урожайность с 1 корня составил 13 кг, что в 2 раза выше, чем средние показатели по Абхазии.

Отдельно следует выделить цитрусовые хозяйства Гулрипшского района. За последние 15 лет именно в этом районе реорганизация сельскохозяйственных предприятий проходила поэтапно: вначале все предприятия были преобразованы в госхозы, далее с 2000 года в агрофирмы, а с 2005 года в ООО.

Но площади под цитрусы при этом сократились с 400 га до 233 га; за последние шесть лет было списано 35 400 корней: урожайности с 1 га оставался почти неизменным все годы реформирования. Как бы не назывались предприятия, на низком уровне остается   объем агротехнических; мероприятий.

В Гулрипшырком районе шесть агрофирм района: Мачара, Амшен, Кавказ, Ани, Победа, Шаумян в 2005 году имели дебиторскую задолженность 63 тыс. рублей, а кредиторская задолженность по всем видам - 1823 тыс. рублей.

В целях поддержки отрасли, ликвидации изреженности цитрусовых плантаций, агрофирмы Гулрипшского района были ликвидированы и образованы OОО «София» на базе агрофирмы Кавказ; «Нептун» на базе агрофирмы Мачара; «Агро-Инвест» на базе агрофирм Ани и Амшен «ЗЭДС» на базе агрофирмы Победа.

Между вновь созданными предприятиями и администрацией Гулрипшского района был заключен договор «Об аренде земельных угодий с многолетними цитрусовыми насаждениями и пашен».

Арендная плата за землю рассчитывается как сумма оплаты за земельный налог пашни без учета коэффициента увеличения средней ставки 5:земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения под многолетние насаждения. Расчет арендной платы производится в соответствии с утвержденной ставкой земельного налога в республике Абхазия. Вносится арендная плата сельскохозяйственными предприятиями ежегодно в сроки, определенные действующим законодательством РА.

Следует отметить, что этими предприятиями были в течение 2005 года погашены задолженности перед государством. Преобразованные предприятия в ^005 году на 90% площадей провели обрезку цитрусовых плантаций, а ленточную перекопку и первое лечение цитрусовых плантаций провели на 59%. Но уже в 2006 году обрезку осуществили всего на 77% плантаций, то есть меньше на 13%, чем в 2005 году.

Полностью все обязательства выполнили только «Агро-Инвест», «София».

Новые предприятия в свою очередь продолжили заключать с крестьянами внутрихозяйственные договора об аренде земельных участков, занятые под цитрусовые насаждения.

Однако крестьяне Гулрипшского и других районов Абхазии неохотно соглашаются на арендные отношения. Причиной этого явились неправильно составленные, на наш взгляд, арендные договора.

Нами были выделены те условия договора, которые невыгодны ни государству, ни производителю, но продолжались применяться:

во-первых, в Законе РА «Об аренде» многие моменты не оговорены четко, а именно сроки аренды. Тем самым руководители сельскохозяйственных предприятий устанавливали его по своему усмотрению и очень часто на один год. Учитывая, что цитрусовые культуры являются многолетними и плодоносить начинают лишь с третьего года, брать в аренду на малый срок, лишено всякого смысла. Сады, выделяемые крестьянам в аренду, находятся в таком плачевном состоянии, что нужен ни один год, чтобы их оздоровить. К тому же, не исключено, что в следующем году этот участок может быть отдан в аренду другому лицу.

Никакой гарантии, что срок аренды будет продлен предыдущему арендатору, не существует. Отсюда нежелание многих крестьян вступать в арендные отношения;

во-вторых, при заключении договора аренды не оговариваются возможные риски. В цитрусоводстве основным фактором риска являются погодные условия. Морозы, достигающие в отдельные годы минус 10-12°С способны нанести значительный ущерб цитрусовым насаждениям. В таких случаях, возникают спорные ситуации кто и в каком объеме должен нести долю ущерба;

в-третьих, отдаленность земельного участка от усадьбы, что сопряжено для крестьянина с рядом дополнительных проблем, необходимость транспортных средств и опасность хищения выращенных плодов, порчи насаждений бродячими животными. Обеспечить охрану fie всегда возможно, да и дорого. Поэтому, если крестьянин берет земельный участок в аренду, то в основном рядом с усадьбой или не далеко от него;

в-четвертых, на практике арендодатели часто нарушают взятые обязательства. По условиям договора арендодатель обязан обеспечить арендатора необходимым количеством минеральных удобрений, ядохимикатами и техникой для лечения насаждений, а также тарой, инвентарем для выполнения работ по сбору урожая. Однако эти условия редко выполняются, или выполняются не в срок, что отражается на результативности агротехнических мероприятий;

в-пятых, высокий земельный налог также отпугивает крестьян от арендных отношений;5

в-шестых, натуральная форма арендной платы - 50% от урожая, а урожай определяется «комиссией от районного сельскохозяйственного управления, когда цитрусы начинают желтеть». Сердцевиной механизма аренды является арендная плата за землю. Она может быть рассчитана по различным вариантам. Но в Абхазии наибольшее распространение получила натуральная форма. Натуральная форма арендной платы имеет ряд недостатков. Такая форма арендной платы не защищает интересы государства. Дело в том, что по условиям договора арендатор сдает 50% урожая. Если арендатор собирает 3 тонны, он сдает 1,5 тонны, а если не обрабатывал землю, не провел во время агротехнические мероприятия и собрал всего 300 кг, то сдает 150 кг. Тогда не выполняется основной принцип арендных отношений - «лучше хозяйствовал - больше получил».

Расчеты показывают, что абсолютная сумма арендной платы при натуральной форме больше чем при любых формах расчета арендной платы почти в 2 раза. Сельскохозяйственное предприятие не выполняет в полной мере функцию материально-технического обслуживания арендаторов, а у самих арендаторов после такой кабальной системы не остается средств на минеральные удобрения, ядохимикаты и прочие материалы, что ведет к постепенному снижению урожайности;

в-седьмых, упразднение Совета арендаторов, что является механизмом защиты интересов арендаторов.

Аренда призвана ликвидировать отчуждение работников от дел предприятия, а такой пункт в договоре не меняет старую советскую систему организации труда и не заинтересовывает арендаторов в формировании общехозяйственных расходов и участии в управлении предприятием

Основной причиной низких показателей урожайности цитрусовых во всех типах хозяйств является, в первую очередь, несвоевременное и некачественное выполнение агротехнических мероприятий по уходу за цитрусовыми деревьями.

Основные работы по выполнению агротехнических мероприятий по уходу за мандариновыми плантациями - очистка плантаций, обрезка, лечение, перекопка, мотыжение, окашивание, сбор мандарин. Все эти виды работ почти выполняются вручную или мало механизированы.

Как видно из таблицы 9 из 1578 га цитрусовых насаждений было обработано всего 1172 га, а ленточная перекопка проведена всего на 50% площади цитрусовых плантации. Такой низкий показатель проведения агротехнических мероприятий привел к тому, что за последние пять лет площадь цитрусовых насаждений уменьшилась на 200 га.

Таблица 9

Обрезка и ленточная перекопка цитрусовых насаждений за 2006 г, (га)

Районы Обрезка Перекопка
План Факт План Факт
Гагрский 412 150 412 200
Гудаутский 138 138 138 70
Сухумский 294 200 294 70
Гулрипшский 220 200 220 130
Очамчирский 140 140 140 70
Ткварчалский 174 174 174 174
Галский 201 170 201 60
всего 1578 1172 1578 774

Источник: рассчитано по данным Министерства сельского хозяйства РА

Только цитрусовыми предприятиями Ткварчалского и Галского районов были проведены агротехнические мероприятия на 100%. Дело в том, что частной фруктовой компанией были заключены с этими предприятиями договора на поставку необходимых горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и удобрений в обмен на реализацию по заранее договоренной цене выращенной продукции компании.

Организационная структура и основные направления ее совершенствования

В соответствии со статьей 5 Конституции Республики Абхазия земля в республике является государственной собственностью и предоставляется в пользование.

Единый земельный фонд Абхазии учитывается по: целевому назначению, хозяйственному использованию, качественному состоянию, административно-территориальному делению.

После грузино-абхазской войны в республике целью аграрной реформы было реорганизация колхозов и совхозов и создание многоукладной экономики сельского хозяйства. И эта цель достигнута. В настоящее время в республике в результате реорганизации колхозов и совхозов и в соответствии с Гражданским кодексом РА получили развитие различные организационно-правовые виды предприятий.

Каждая форма хозяйствования отражает, прежде всего, определенный тип отношений собственности, который формирует, в конечном счете, тот или иной хозяйственный уклад. В АПК Абхазии можно выделить три основных уклада соответствующие государственной, коллективной и частной формах собственности.

Формы хозяйствования в АПК Абхазии на современном этапе развития:

1) Хозяйственные структуры, основанные на государственной собственности и коллективном труде (госхозы);

2) хозяйственные структуры, основанные на частной собственности и коллективном труде (ООО);

3) Хозяйственные структуры, основанные на коллективной собственности и коллективном труде (колхозы);

4) хозяйственные структуры, основанные на частной собственности и индивидуальном (семейном) труде (фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан).

В качестве принципов реорганизации колхозов и совхозов были обозначены: сохранение, как правило, сельскохозяйственного или обслуживающего профиля использования объектов в реорганизованных хозяйствах; обеспечение всем производителям сельскохозяйственной продукции равнодоступности объектов производственной и социальной инфраструктуры; добровольность выбора организационно-правовой формы предприятия в рамках действующего законодательства; социальная справедливость и защищенность населения и работников реорганизованных хозяйств; учет национальных и исторических особенностей.

Предприятия должны были сохранить свою аграрную направленность, причем, вне зависимости от выбранной схемы реорганизации сельскохозяйственным работникам должна быть обеспечена возможность пользования инфраструктурой преобразуемых предприятий (это значит, что работник не пожелавший кооперироваться с другими, не может быть лишен права пользования объектами социально-бытовой сферы, дошкольного образования, здравоохранения). Что касается принципа национальных и исторических особенностей, то здесь предполагалось обеспечение выбора организационно-правовой формы организуемого хозяйства, отрасль деятельности и производственно-хозяйственные связи с максимальным использованием возможности соединения производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Начав процесс реорганизации предприятии, Правительство Абхазии в тяжелый послевоенный период заняла позицию минимум вмешательства в экономические процессы, происходящие в отрасли.

Каждая частичка некогда большого комплекса АПК СССР начала работать на свой интерес, что привело к разрыву хозяйственных связей, к резкому сокращению производства.

При анализе хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий Республики Абхазии сложно найти принципиальные, качественные различия между ними. Все они, как бы не назывались, по своей социально-экономической природе однотипны. Проблемы сельскохозяйственных предприятий, имевшие место еще при СССР, достались в наследство этим хозяйствам. Главные их беды - отчуждение работников от дел хозяйства, слабая материально-техническая база, устаревшие формы организации и оплаты труда, социальные проблемы, дефицит трудовых ресурсов, отсутствие собственных оборотных средств, рост задолженности.

Среди позитивных результатов преобразований следует отметить создание сектора крестьянских хозяйств, расширение землепользования граждан, существенное расширение прав сельскохозяйственных предприятий, которые теперь сами определяют направления, структуру и объемы производства и распоряжаются произведенной продукцией.

Начатая аграрная реформа изменила структуру землевладения и характер земельных отношений. Но не создана система эффективного землепользования.

Если в результате реформирования в аграрной сфере России сложились три основные формы хозяйствования: сельскохозяйственные организации (предприятия), крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения. «На начало 2003 года насчитывалось примерно 25 тыс. сельскохозяйственных организаций и 264 тыс. фермерских хозяйств. Около 16 млн. сельских семей имеют личные подсобные хозяйства и более 19,3 млн. городских семей - садово-огородные участки. В последние годы сельскохозяйственные предприятия производят 42-44 % всей валовой продукции аграрного сектора, фермерские хозяйства - около 3,5 - 4 % и хозяйства населения - примерно 52-54 %».6

Спецификой развития сельского хозяйства Республики Абхазия после военный период стало разделение отрасли на две сферы: общественные хозяйства и личные хозяйства, в состав которых можно причислить незначительный слой фермерских хозяйств. Дело в том, что фермерство только начинает развиваться и до сих пор не ведется в республике учет продукции, произведенной на фермерских хозяйствах.

В ходе аграрной реформы в Абхазии сложился и получил широкое развитие своеобразный социально-экономический уклад - хозяйства населения. Его предшественниками явились личные подсобные хозяйства селян и садово-огородные участки горожан, от которых нынешние хозяйства населения отличаются не только по масштабам, но и по социально-экономическим характеристикам.

Говорить об эффективности ЛПХ, которые держатся в основном на тяжелом ручном труде, вряд ли обоснованно. Труд в ЛПХ - это время, затраченное до и после рабочего дня, удлиняющее его примерно на треть. Низкая механизация трудоемких процессов в ЛПХ определят и низкую производительность труда, а проблемы с реализацией приводит к потерям малотранспортабельной и быстро портящейся продукции. В целом по частному сектору следует отметить:

1) увеличение производства в ЛПХ - это следствие в основном резкого снижения производства продукции в сельскохозяйственных предприятиях. Последние в условиях отсутствия оборотных средств, дефицита материально-технических ресурсов и надежных каналов реализации, вынуждены сворачивать производство овощи, картофеля, цитрусов, винограда, орехов, фейхоа, а также яиц и меда;

2)    реорганизация форм хозяйствования и финансовый крах многих сельскохозяйственных предприятий обеспечил приток рабочей силы в ЛПХ, что позволило нарастить объем производства. Рост объемов производства в ЛПХ обеспечил снижение напряженности в обеспечении продовольствием в тяжелые послевоенные годы;

3)    натурализация хозяйств населения - это естественная реакция на резкое снижение уровня жизни, но не центральная линия, заслуживающая всеобщей поддержки. Ибо мы имеем дело с низкой товарностью, слабой механизацией и высоким удельным весом ручного труда. Необходимо государственная поддержка товаропроизводителей независимо от форм хозяйствования (финансовая, кредитная, приобретение мини техники);

4) по хозяйствам населения сплошного статистического наблюдения не ведется, проводятся выборочные наблюдения и переписи, данные, которых затем экстраполируются. На уровне органов государственного управления только приступают к разработке методологии сбора данных по хозяйствам населения.

Фермерское движение в Абхазии тоже набирает обороты. Число крестьянских (фермерских) хозяйств в республике за последние 5 лет увеличилось в 10 раз. Но площадь предоставленной земли составляет всего 630 га и средний размер земельного участка на одно фермерское хозяйство в среднем до 10 га.

Создаваемые в настоящее время новые сельскохозяйственные предприятия на базе уже преобразованных колхозов и совхозов с большим участником учредителей будут также постоянно реформироваться в поисках нахождения наиболее рациональной структуры организации производства. На сегодняшний день просматриваются три основных направления:

о преобразование сельскохозяйственных предприятий в ООО, что связано с очередным разделом имущества, поиска эффективного производства сельхозпродукции; о создание на базе обанкротившихся предприятий арендных (семейных) коллективов с предоставлением производственно-хозяйственной и экономической самостоятельности, но без правовых гарантий на выкуп арендуемого имущества; о «инерционные» предприятия, как правило, не эффективные, выжидающие, что о них вспомнят государственные структуры. Все эти предприятия не включены в единую сельскохозяйственную организационную структуру и не интегрированы с перерабатывающими предприятиями. При аренде земель арендная плата выступает в роли земельного налога, что на наш взгляд, ничем не обоснована. Арендная плата и налог на землю — разные экономические категории, отражающие разные отношения, связанные с землепользованием и землевладением. Не менее важными вопросами являются вопросы распределения обязанностей сторон по обеспечению воспроизводства плодородия земель и вопросы права выкупа арендатором арендуемых земель. Во многих странах мира государство устанавливает достаточно жесткие требования к собственникам земельных ресурсов по обеспечению их сохранности и воспроизводству плодородия.

Представляется, что такого рода нормы должны присутствовать в абхазском законодательстве о земле. Собственником может быть лишь тот субъект, который четко выполняет установленные нормы, требования, в противном случае он должен лишиться права собственности. Соответственно и право выкупа арендуемых земель также следует определять в зависимости от выполнения обязательств арендатора и арендодателя по обеспечению воспроизводства и сохранности земельных ресурсов. Если арендатор взял на себя указанные обязанности и четко их выполняет, то он автоматически получает право выкупа арендуемых земель. Если же он их не выполняет, то соответственно должен лишаться не только право выкупа, но и права аренды земель. Если же арендодатель не выполняет взятых на себя обязательств по обеспечению воспроизводства и сохранности земель в течение 2-3 лет, то право выкупа земли должно переходить к арендатору.

В организационной структуре хозяйствования сельскохозяйственными предприятиями Абхазии следует: во-первых, разработать и принять законодательный акт, четко определяющий организационно-правовой статус предприятий различных форм собственности и хозяйствования; во-вторых, предусмотреть рациональное сочетание крупных сельскохозяйственных предприятий со средними и мелкими хозяйствующими субъектами; в третьих, широкое развитие кооперации и агропромышленной интеграции; в четвертых, осуществление государственного регулирования агропромышленного производства, обеспечивающего формирование благоприятной экономической среды для хозяйствующих субъектов всех форм собственности. Основным элементом государственного регулирования в этой сфере является создание системы поиска эффективного землепользователя.

Всего 3,4% сельскохозяйственных угодий находится в личном пользовании граждан, хотя при этом подавляющая часть сельскохозяйственной продукции республики в послевоенный период производится в личном секторе. Доля этого сектора в производстве: овощей, цитрусов - 80%; винограда, молока - 97%; орехов, фейхоа -98%; мяса - 99%, кукурузы - 50%.

Сельскохозяйственные предприятия и организации, располагая 96%о сельскохозяйственных угодий Абхазии, используют их крайне неэффективно, что свидетельствует об актуальности формирования новой модели аграрного землепользования, чтобы перераспределить угодий более эффективным землепользователям.

В современном мире плодородные земли — это такой же стратегический ресурс, как пресная вода. Уже за последние 20 лет в Абхазии площадь сельскохозяйственных земель сократилась в 3 раза. «Современные технологии загоняют производителей продовольствия в своеобразную ловушку. Отказ от различных химикатов грозит им финансовым крахом... Невозможно обеспечить высокие показатели урожайности возделываемых культур, если из технологической цепи убрать хотя бы одно звено химических соединений. Дальнейшее увеличение производства продовольствия на такой основе приведет к ухудшению качества продукции».7

В Абхазии следует сделать ставку на производство качественной сельскохозяйственной продукции способами, близкими к естественным. Значительная часть пашни в настоящее время не обрабатывается, а находящиеся в хозяйственном обороте земли не подвергаются значительной химической обработке.

Производство цитрусовых культур в естественных условиях становится глобальным конкурентным преимуществом сельского хозяйства Абхазии. Здесь можно рассчитывать на получение своего рода рентного дохода от реализации продукции, произведенной главным образом природными способами. Поэтому это должно стать приоритетным направлением развития сельского хозяйства Абхазии.

В посткризисный период при инерционном подходе организации сельскохозяйственного производства будут нарастать негативные тенденции и обострятся многочисленные проблемы. Для такого подхода будут характерны: суженное воспроизводство людских, материальных и финансовых ресурсов, сокращение сельскохозяйственных земель, падение почвенного плодородия. Следствием этого станут сохранение или небольшой рост объемов производства агропродукции в ближайшие годы.

Если Абхазия выберет западный путь (интенсивно-технократический) на основе тотальной химизации и внедрения интенсивных технологий, то при этом следует рассчитывать на поддержание и возможное повышение лишь искусственного, а не природного плодородия почвы. Полученная продукция не будет экологически чистой.

Предлагаемый вариант развития сельского хозяйства на базе первоочередного использования природных методов хозяйствования позволить сохранить и наращивать естественное плодородие земли, обеспечит производство качественной, преимущественно экологически чистой продукции.

На практике организации производства возможна некая диффузия разных вариантов хозяйствования, но важно правильно определить магистральное направление развития сельского хозяйства Абхазии.

В республике Абхазия следует сформировать новую модель аграрного землепользования. Основу должна составит упорядоченная система правовых, организационных, экономических мероприятий по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и повышения плодородия почв, недопущения необоснованного изъятия угодий из сельскохозяйственного оборота, защиты их от вредных воздействий. При Министерстве сельского хозяйства РА создать отдел «Абхазский земельный фонд». В ее функции передать решение следующих задач:

  •   проведение инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения по различным категориям пользователей (переданные собственниками безвозмездно, изъятые по судебным решениям, невостребованные земельные участки);

  •   разработка процедуры изъятия земельных участков у неэффективных землепользователей;

  •   обеспечение процедуры выделения земельных участков из невостребованных территорий;

  •   организация помощи в оформлении права собственности юридическим и физическим лицам, изъявившим желание вести сельскохозяйственную деятельность на основе конкурсного отбора бизнес-планов с целью передачи земель наиболее эффективным землепользователям;

  •   распоряжение государственными землями, налаживание механизма передачи земель в долгосрочную аренду, разработка единой методики расчета арендной платы для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Мероприятия для повышения эффективности аграрного землепользования цитрусовой отрасли в республике Абхазия должны вестись по двум направлениям:

1) в общественном секторе:

•   обязать все предприятия сельского хозяйства республики, независимо от форм собственности, представлять регулярно отчет о своей хозяйственной деятельности;

•   проведение анализа хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности за последние 5-7 лет;

•   расчет минимальных показателей доходности с 1 га пашен и многолетних насаждений для каждого района;

  •   выявить те предприятия, которые ведут хозяйственную деятельность ниже минимальных показателей доходности;

  •   выявленным предприятиям предложить в течение определенного периода представить в Земельный фонд Абхазии реальный бизнес-план, в противном случае изъять земли и поставить их на баланс Министерства сельского хозяйства Абхазии;

•  земли, которые окажутся на балансе Министерства сельского хозяйства станут базой для инвестиционных предложений различным партнерам, в том числе иностранным, причем инвестиционные проекты в отрасли оформлять обязательно с участием государства (50% уставного капитала должно принадлежат государству).

2) в частном секторе:

• составит списки граждан, занятых личным подсобным
хозяйством по каждому административному району;

  •    на местах организовать проверку полученных списков и установить: постоянство проживания граждан, указанных в списке, факт ведения этими гражданами личного подсобного хозяйства;

  •    проверку организовать органам местного самоуправления, уточненные списки заверяются подписью и печатью главы администрации соответствующего села и в определенный срок эти списки должны поступить в Министерство сельского хозяйства Абхазии;

• далее по каждому району на государственном уровне составляется смета затрат на оказание поддержки крестьянину.

Речь может идти о безвозмездной передаче определенного количества ядохимикатов, горюче-смазочных материалов, вспашке приусадебного участка, денежные компенсации на закладку плантации.

Неправильно думать, что будущее цитрусоводства Абхазии – это госхозы, агрофирмы, фермерские хозяйства и другие. Развитие должен получить процесс интеграции и кооперации. Перспективной формой интеграции может стать объединение сельских товаропроизводителей с предприятиями переработки. Акценты должны быть смещены от абстрактного видоизменения форм собственности к содержательной  сущности процесса. На уровне предприятия - в сторону совершенствования внутрихозяйственных отношений - более широкого развития арендных отношений, лизинга, кооперативных объединений.

В организационном плане необходимо развитие и бюджетная поддержка всех форм собственности и форм хозяйствования. Нельзя игнорировать многофункциональность, многообразие форм организации сельскохозяйственного производства как фундаментальной основы рациональной социальной структуры и эффективного функционирования аграрного сектора страны.

Следует привести организационно-правовые формы и учредительные документы всех организаций страны в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Республики Абхазия. Для ее осуществления необходим поэтапный переход всех без исключения сельскохозяйственных организаций страны на полный экономический расчет, самоокупаемость и самофинансирование. При определении перспективных организационных форм и методов хозяйствования предусмотреть дифференцированный подход с выделением следующих групп организаций:

1. организации, находящиеся в республиканской собственности, -имеющие стратегическое значение для АПК, призваны обеспечить развитие научно-технического прогресса и внедрение его достижений в практику хозяйствования всех предприятий;

2. сельскохозяйственные организации, обеспечивающие высокоэффективное производство, вправе сохранять свой статус или реорганизовываться в иные виды юридических лиц с учетом правовых и экономических механизмов, позволяющих им нормально функционировать;

3. сельскохозяйственные организации, ориентированные на выполнение производственной программы, но не обеспечивающие рентабельное производство, следует реформировать посредством совершенствования внутрихозяйственных отношений при сохранении размеров и производственной направленности;

4. сельскохозяйственные организации с критическим экономическим положением, которые составляют около 1/3 всех сельскохозяйственных организаций страны и подлежат реформированию. Реформировать их согласно дифференцированному подходу с применением для каждого конкретного случая определенной модели:

Первая модель - санация сельскохозяйственных организаций посредством неотложных мер по возврату дебиторской и реструктуризации кредиторской задолженности перед банком и другими кредиторами. Каждая сельскохозяйственная организация разрабатывает программу структурных параметров преобразований: реорганизации производства и управления; организации труда; переспециализации; технико-технологического переоснащения; оздоровления экономики и финансов и других;

Вторая модель - создание в границах реформируемой сельскохозяйственной организации нескольких небольших внутрихозяйственных подразделений, которые через подрядные отношения, экономический расчет, усиление мотивации труда выходят на рентабельное производство;

Третья модель - реструктуризация сельскохозяйственной организации путем создания в установленном законодательством порядке обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, других видов юридических лиц.

Четвертая модель - кооперация деятельности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций с другими экономически крепкими организациями, осуществляющими производство, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции, включение их в сырьевую зону по производству сельскохозяйственной продукции или передача в установленном законодательством Республики Абхазия порядке юридическому лицу в качестве подсобного производства.

Пятая модель - на базе бесперспективной сельскохозяйственной организации создаются крестьянские (фермерские) хозяйства с дальнейшим объединением их в союзы (ассоциации) в целях более эффективного использования ресурсов, капитала, средств для организации агросервиса, переработки и сбыта продукции.

Шестая модель - передача сельскохозяйственной организацией в установленном законодательством Республики Абхазия порядке части основных и оборотных средств в аренду другому юридическому лицу для организации эффективного производства сельскохозяйственной продукции.

Седьмая модель - передача сельскохозяйственной организацией другому юридическому лицу в аренду части основных и оборотных средств с условием последующего выкупа их этим лицом по цене не ниже остаточной стоимости указанных средств.

Восьмая модель - разделение имущества колхоза между его членами. Новые хозяева становятся полными собственниками созданной продукции и наличных средств производства.

Девятая модель - признание в установленном законодательством Республики Абхазия порядке сельскохозяйственной организации банкротом. Систематически по итогам работы за год подготавливать перечень потенциально экономически несостоятельных организаций (банкротов), осуществлять постоянный мониторинг их деятельности в целях выявления внутренних резервов для стабилизации экономики. Обеспечить подготовку кадров временных управляющих по банкротству из числа работников АПК страны для последующей работы с предприятиями.

В качестве основного органа, определяющего стратегию развития цитрусоводства в составе реального сектора экономики страны и сельских территорий, выступает Министерство сельского хозяйства Абхазии. Министерством сельского хозяйства Абхазии должны формироваться направления и размеры финансирования отрасли за счет республиканского бюджета, средств, аккумулируемых целевыми фондами; контролироваться исполнение бюджета и соблюдение порядка использования средств. По согласованию с Министерством экономики Республики Абхазия следует определять политику государственного заказа, осуществлять анализ и планирование развития сельской местности, проводить оценку и планирование потребностей страны в сельскохозяйственном сырье и продуктах питания.

В области земледелия Министерством сельского хозяйства Абхазии наметить: поэтапное совершенствование землепользование в отрасли; с целью сохранения и дальнейшего повышения плодородия почв довести среднегодовые объемы внесения органических удобрений до уровня 1990 года.