Проблемы и перспективы развития Южного Федерального округа

Проблемы и задачи развития региона

За многовековую историю края здесь накопилось много противоречий между центром и периферией, между народами и религиями, между коренными и переселенцами; между реабилитированными "возвращенцами" и теми народами, которые избежали репрессий и заняли земли спецпереселенцев.

Все это обусловило чрезвычайно взрывоопасную этнополитическую обстановку. Самые крупные этнические конфликты последних лет вспыхивали в этом районе, а призрак сепаратизма, бродящий по постсоветскому пространству, в России материализовался на Северном Кавказе.

Регион экономическими, этническими, инфраструктурными нитями связан с Закавказьем, где вот уже почти десять лет не затухают конфликты. Все, что происходит негативного к югу от Главного Кавказского хребта, отражается на обстановке к северу от него, и наоборот.

Поэтому на фоне общего экономического спада в России в период реформ падение производства в южных регионах проявилось более заметно, и вряд ли эта тенденция изменится в ближайшее время.

Рассмотрим более подробно экономические проблемы Южного Федерального округа.

1. Данный регион и раньше относился к районам с высокой трудообеспеченностью. В последние же годы в связи с общим экономическим кризисом, осложнением производственно-финансовой деятельности предприятий произошло высвобождение рабочей силы и превращение района в трудоизбыточный. Положение усугубляется еще и тем, что в округ прибывает большое количество вынужденных переселенцев и беженцев, а также ушедших в запас военнослужащих. Очевидно, в этих условиях проблема занятости и рационального использования трудовых ресурсов приобретает особую актуальность. Уровень безработицы в округе достигает 19,1% (табл. 3).

Таблица 3

Безработица в январе–феврале 2008 года.[5]

 

Численность официально зарегистрированных
безработных на конец периода

тыс. человек

в % к соответствующему периоду предыдущего года

в % к экономически активному населению

Республика Адыгея

8,5

88,4

4,1

Республика Дагестан

54,4

98,9

4,5

Республика Ингушетия

47,8

105,3

27,4

Кабардино–Балкарская
Республика

34,7

106,5

8,4

Республика Калмыкия

5,6

98,9

3,9

Карачаево–Черкесская
Республика

7,6

129,3

3,7

Республика Северная
Осетия–Алания

18,7

146,3

5,9

Чеченская Республика

323,7

101,7

66,8

Краснодарский край

18,5

94,1

0,7

Ставропольский край

25,8

76,8

1,9

Астраханская область

8,7

60,3

1,7

Волгоградская область

19,9

88,6

1,5

Ростовская область

27,2

86,6

1,2

2. Остается низким уровень жизни населения округа. Потребительские расходы на душу населения в восьми субъектах Федерации ниже прожиточного минимума, а в Республике Ингушетии эти расходы в четыре раза ниже стоимости минимально необходимого набора продуктов, товаров и услуг (табл. 4).

Таблица 4

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения субъекта).[6]

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Российская Федерация 29,0 27,5 24,6 20,3 17,6 17,7 15,3
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 37,2 41,3 34,6 34,9 33,7 33,2 34,3
Республика Дагестан 72,6 69,0 59,7 47,3 30,1 24,9 11,9
Республика Ингушетия 94,3 88,0 87,4 81,4 73,3 63,2 57,4
Кабардино-Балкарская Республика 57,5 52,3 36,62) 31,9 26,5 24,7 19,8
Республика Калмыкия 66,4 52,6 56,6 53,8 54,0 60,3 48,7
Карачаево-Черкесская Республика 62,5 54,4 40,9 35,6 28,5 26,1 19,7
Республика Северная Осетия - Алания 33,2 40,8 36,0 28,1 18,2 16,8 16,3
Чеченская Республика . . . . .  .  .
Краснодарский край 43,7 36,8 32,0 28,1 26,6 26,1 22,9
Ставропольский край 45,2 43,1 39,4 33,6 28,7 24,5 21,6
Астраханская область 33,4 31,1 26,2 22,9 20,1 19,2 17,0
Волгоградская область 34,9 29,3 26,8 21,4 17,9 17,2 11,2
Ростовская область 33,1 30,8 27,9 23,2 19,1 18,5 18,1

Величина прожиточного минимума в округе отражена в табл. 5.

Таблица 5.

Величина прожиточного минимума в Южном Федеральном округе за III квартал 2006 года[7] (рублей в месяц)

Все
население
В том числе по социально-демографическим группам
Трудоспособное
население
Пенсионеры дети
Республика Адыгея 2880 3123 2352 2822
Республика Дагестан 2416 2567 1846 2305
Республика Ингушетия 2766 3016 2177 2523
Кабардино-Балкарская Республика 2504 2693 1896 2406
Республика Калмыкия 2623 2837 2076 2537
Карачаево-Черкесская Республика 2628 2854 2142 2467
Республика Северная Осетия - Алания 2579 2781 2095 2466
Чеченская Республика 3012 3333 2294 2769
Краснодарский край 3172 3402 2641 3061
Ставропольский край 2970 3216 2328 2846
Астраханская область 2783 3040 2089 2653
Волгоградская область 2726 2965 2148 2724
Ростовская область 3021 3274 2364 2970

3. Неэффективен государственный сектор экономики. Деятельность предприятий смешанной формы собственности в основном убыточна. Снижена активность территориального управления по финансовому оздоровлению и банкротству. Растет количество налоговых преступлений.

Иными словами, развитие экономики все еще находится на грани риска. Необходимо решить проблему перехода к устойчивой экономической системе, а не к ситуативному латанию дыр, поскольку кризисная экономическая ситуация сказывается также на социальной и межнациональной напряженности в округе.

Для успешного решения этой проблемы, как я считаю, представляется целесообразным поощрять развитие мелкотоварного уклада как в городской, так и в сельской местности, перепрофилировать промышленность на удовлетворение нужд населения в товарах народного потребления, а фермерских хозяйств — в малогабаритной сельскохозяйственной технике, удобрениях и другой продукции.

Нестабильность на Северном Кавказе, особенно в Чечне, Ингушетии и Дагестане, все же остается главной проблемой юга России. Несмотря на бравые доклады силовых ведомств об успехах в борьбе с экстремистами, боевики продолжают активно действовать, нападая на мирных жителей, представителей власти, милиционеров и военнослужащих.

Очевидно, что ситуация на Северном Кавказе далека от идеальной. Боевики по-прежнему проявляют активность, а войска, официально находящиеся в «высокой боеготовности», не в силах помешать им. Уже давно становится очевидным тот факт, что путем ввода войск долговременную стабильность на Северном Кавказе установить невозможно. Необходимо решать социальные проблемы населения, повышать их жизненный уровень. Тогда в ряды экстремистов трудно будет заманить простых граждан, живущих на Северном Кавказе.

Таким образом, главными задачами перспективного развития этого округа являются стабилизация политической и экономической обстановки, проведение экономических рыночных реформ, развитие многообразия всех форм собственности, предпринимательства и особенно первоочередное решение социальных проблем.

Особо следует отметить экологические проблемы Южного федерального округа.

По последним данным Минприроды, за год в атмосферу субъектов Южного федерального округа выбрасывается более 800 тысяч тонн загрязняющих веществ: в первую очередь это диоксиды азота, фенол, формальдегид и метан. Безусловным "лидером" по этому показателю является Волгоградская область - 224 тысяч тонн. Ростовская область занимает второе место - 149 тысяч тонн, на третьем - Астраханская область - 119 тысяч тонн. Самыми сильными загрязнителями атмосферы в ЮФО являются предприятия нефтегазового комплекса: "Кубаньгазпром", "Севосетиннефтегазпром", "Астраханьгазпром", "Черномортранснефть", "Грознефтегаз", а также предприятия по добыче и переработке нефти и газа в Ингушетии и Калмыкии.

С водой ситуация еще хуже: сброс загрязненных сточных вод в ЮФО составил 2,439 млрд кубометров, то есть вырос почти на 8%. Наибольший "вклад" внесли Краснодарский край, где сосредоточено 80% от общих эксплуатационных ресурсов пресных вод Северо-Кавказского региона, Ингушетия и Калмыкия. По данным Минприроды, в Чечне 100% сброшенных сточных вод не очищаются. В Ростовской области неочищенной сбрасывается пятая часть стоков.

В ходе проверок эффективности использования водных биологических ресурсов выявлены серьезные недостатки в организации охраны и восстановления рыбных запасов. Количество преступных посягательств на рыбные запасы из года в год увеличивается. В то же время низкий уровень деятельности правоохранительных органов не позволяет поставить этому надежный заслон. Необходимо ужесточение практики административного и уголовного преследования скупщиков, перевозчиков и реализаторов незаконно добытой продукции.

Почва.

Остается нерешенной проблема хранения и утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений. По данным инвентаризации объектов захоронения и хранения отходов, на территории Астраханской области выявлено более 440 свалок отходов, из которых около 300 несанкционированные, в том числе 91 - в Астрахани.

Для улучшения экологического состояния и повышения эффективности природопользования необходимо прекратить отторжение ценных земель для несельскохозяйственных нужд, провести широкомасштабные противоэрозионные мероприятия и мероприятия по предотвращению засоления земель, увеличить количество лесозащитных полос и прекратить промышленные рубки леса.

Пути улучшения ситуации в округе

Реализуя на практике одно из положений Послания Президента Российской Федерации о приближении федеральной власти к территориям, аппарат полномочного представителя организует большую часть своей работы на местах, в регионах. При этом особое внимание уделяется южным субъектам Федерации, в частности, Чечне – которую пытались использовать как возможный плацдарм для экспансии в Россию международного терроризма. Здесь ведется целенаправленная работа по наведению государственного порядка.

Решаются также задачи геостратегического и федерального значения. Среди них:

·  формирование системы эффективных транспортных коридоров в интересах ускорения экономической кооперации со странами Персидского залива. В ближайшее время потребуется создание нового скоростного транспорта на юге России, который свяжет крупные агломерации - Ростов, Краснодар, Астрахань и Волгоград.

При этом сейчас на юге страны есть возможность пользоваться всеми видами транспорта — железнодорожного, автомобильного, морского, воздушного. Напомним также, что через Южный Федеральный округ проходит транзитный азиатский воздушный коридор, функционирование которого требует развития транспортной логистики. Речь идет, прежде всего, о транспортно-таможенной составляющей в Краснодарском крае, Ростовской, Астраханской и Волгоградской областях на основе использования системы международных транспортных коридоров;

  ·  развитие сырьевой базы нефтедобычи Каспийского моря и создание магистральных сетей для экспортных поставок;

  ·  реализация проектов международного сотрудничества;

  ·  воспроизводство и сохранение биоресурсов бассейнов Каспийского и Азовского морей;

Астраханское месторождение газового конденсата – крупнейшее в мире. Его добыча и переработка связаны с внедрением экологически чистых технологий, созданием совместных предприятий с инофирмами в целях использования зарубежного оборудования и технологий. Кроме того, большое внимание уделяется развитию промышленности Астрахани, основному центру судостроения, судоремонта и главной базы Российского флота на Каспии. Возрастает роль Астрахани и как главной базы рыбной промышленности.

Происходит модернизация структуры ключевых секторов в экономике (транспортного, туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов); решаются вопросы обеспечения занятости населения и проблем перемещенных лиц, вынужденных переселенцев и беженцев и др.

Благодаря действиям правительства в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в Южный Федеральный округ, за последнее время возрос объем промышленного производства и сельского хозяйства, увеличился оборот торговли и общественного питания, наращиваются темпы строительства. Наиболее быстро растет объем промышленного производства в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Дагестан и Республике Ингушетия. В Краснодарском и Ставропольском краях, в Республике Северная Осетия-Алания, Ростовской области увеличились объемы сельскохозяйственного производства, возросли урожайность зерновых культур и продуктивность животноводства. Отмечается рост денежных доходов населения. Улучшилось положение с выплатой пенсий, собираемостью пенсионных взносов, что позволило в большинстве регионов ликвидировать долги прошлых лет.

Однако все это выглядит неплохо только на фоне прежних, прямо скажем, не лучших показателей социально-экономического развития. Да и статистика по-прежнему «лукавит». Пока незначителен эффект от вкладываемых в экономику средств. Из-за большого разброса финансовых ресурсов по многочисленным объектам три четверти строек, например, приостановлены или законсервированы. Многие из них стали долгостроями.

Публично многие руководители регионов основной причиной различных социальных проблем населения называют отсутствие достаточных финансовых средств. Однако, как показывают проведенные проверки выполнения налогового и бюджетного законодательств, значительные резервы по наполнению федерального и регионального бюджетов остаются неиспользованными. Здесь деятельность налоговых инспекций и службы судебных приставов не скоординирована и не результативна.

Выступая на расширенном заседании коалиционного совета промышленников и предпринимателей Южного федерального округа, Валерий Гаевский в числе ключевых направлений развития этого региона отметил энергетическую и транспортную составляющую, которые образуют структурный каркас, определяют перспективы развития инфраструктуры региона. В. Гаевский подчеркнул, что на юге России сегодня формируются крупные городские агломерации — это Ростов, Краснодар, которые "изменяют структуру энергопотребления на юге". Быстрорастущими городами юга являются также Сочи, Ставрополь, Астрахань, — все они, по словам В. Гаевского, становятся центрами усиленного энергопотребления. Поэтому важным направлением развития южного макрорегиона в ближайшее время станет интенсификация энергетической составляющей.

Улучшение функционирования курортно-рекреационного комплекса, пожалуй, самое эффективное направление развития экономики округа. Совершенствование курортно-рекреационного комплекса целесообразно осуществлять за счет:

• дальнейшего развития и благоустройства существующих центров общероссийского значения (Сочи, Анапа, Кавказские Минеральные Воды, Домбай, Теберда);

• перераспределения потоков отдыхающих как по территории, так и по сезонам, развития зимних видов отдыха, дифференцированных тарифов на услуги по сезонам;

• создания новых курортных комплексов на побережье Каспия и в Приэльбрусье, обеспечения курортно-рекреационного хозяйства квалифицированным обслуживающим персоналом.