Проблемы и перспективы химической промышленности

Проблемы и состояние химической промышленности

Оценивая в целом ситуацию в отрасли, необходимо отметить, что проводимые с начала 90-х годов экономические реформы оказались исключительно трудными для всех сфер народного хозяйства, в том числе и для химической индустрии.

Общепризнанно, что в стратегии и такие проведения экономических реформ были допущены серьезные ошибки и упущения, а в ряде случаев, например, в проведении приватизации - и злоупотребления.

Навязанная стране идеология форсирования реформ, с проведением курса на необходимость ухода государства из экономики, не считаясь при этом с громадными социально-экономическими потерями, имела своим закономерным результатом глубокий и затяжной кризис во всех сферах и, в том числе, в экономике, последствия которого устранить пока не удается.

О глубине кризиса дает представление, например, такая цифра - объем производства химической продукции снизился в середине 90-х годов до 44 % от уровня 1990 года.

Анализ функционирования химической индустрии свидетельствует, что при известных отраслевых особенностях в ней проявляются практически все проблемы и трудности переходного периода, с которыми сталкивается экономика страны. [10]

Не преуменьшая роли и значения позитивных факторов в развитии отрасли в последние годы (это прежде всего определенная стабилизация работы основной массы предприятий, удержание ими в целом позиций на внутреннем рынке химикатов, положительная динамика производства), необходимо отметить, что ситуация остается сложной, а названные положительные моменты не являются достаточно устойчивой базой для сохранения приемлемых темпов производства и устойчивого экономического развития комплекса, преодоления всех последствий глубокого затяжного кризиса и, прежде всего, главных: значительного снижения объемов производства, по существу паралича инвестиционной деятельности, негативных тенденций структурно-технологического характера.

Несколько цифр в подтверждение сказанного. За последние пятьдесят лет объем производства химической продукции увеличился к уровню 1998 года почти на 60%, это существенное превышение динамики производства в химическом комплексе в сравнении с общепромышленными показателями. Это - несомненно, положительный момент. Однако, уже с конца 2000 года сформировалась тенденция замедления темпов роста производства продукции с такими показателями: 1999 год - 121,7%; 2000 год - 114,3%; 2001 год - 106,5%; 2002 год - 101, 6%; 2003 год - 104,4%.

С этих позиций важнейшей проблемой, требующей принятия необходимых мер, является поддержание положительной динамики производства (это задача - минимум), а задача максимум заключается в повышении темпов производства в ближайшие годы не менее 7-8% в среднегодовом исчислении.

Выражаясь образно, это будет наш "химический вклад" в выполнение задачи, поставленной премьер-министром Российской Федерации об увеличении в два раза к 2010 году объема выпуска валовой продукции.

Другой серьезной проблемой, осложняющей положение многих предприятий и комплекса в целом на рынке является то обстоятельство, что более 60 % химикатов отечественного производства не являются конкурентоспособными по качественным характеристикам на внешнем рынке (а в последние годы достаточно четко прослеживается тенденция снижения и ценовой конкурентоспособности многих химических продуктов), отсутствует производство ряда прогрессивных химикатов, имеющих отечественное сырьевое, технологическое и техническое обеспечение. [26]

Основная причина такого положения - низкий уровень технологий, которые не обеспечивают выпуск продукции, отвечающей важнейшим параметрам (экономически, экологическим, качественным и др.). Например, лакокрасочная продукция: отсутствует производство акриловых и полиуретановых качественных смол, растворителей, диоксида титана, качественных пигментов. Синтетические моющие средства: сырьевые трудности (отсутствует отечественное производство добавок, отдушек и др.); закупается по импорту широкий ассортимент поверхностно-активных веществ.

Как результат - неудовлетворительная структура внешнеторгового оборота химического оборота комплекса, а именно практически полусырьевая направленность экспорта (удобрения, на мой взгляд, таковыми являются), а в нашем импорте подавляющий удельный вес химикатов с высокой добавленной стоимостью и особенно малотоннажной химической продукции. И правильно, что Ассоциация производителей удобрений ратует за внутренний рынок.

Только одна цифра по малотоннажной химической продукции, к которой относятся лакокрасочные материалы, синтетические красители, синтетические моющие средства, химикаты-добавки для полимерных материалов, текстильно-вспомогательные вещества, катализаторы, поверхностно-активные вещества, кинофотоматериалы, ХСЗР, ряд других продуктов, которые составляют основу наукоемкой продукции.

Для этой продукции в последние годы стабильно составляет соответственно 1-2 % в нашем экспорте и 24-27 % в импорте.

О серьезном отставании с производством наукоемкой продукции свидетельствуют такие данные: доля импорта во внутреннем потреблении, например, по синтетическим красителям и лакокрасочной продукции на протяжении многих лет составляет 50-55 %, что значительно выше пороговых значений экономической безопасности. [18]

Необходимость достаточно быстрой переориентации производственной деятельности предприятий применительно к жестким требованиям рынка в условиях резкого сокращения объема инвестиций в техническое развитие производства обострило влияние развивающихся на притяжении многих лет негативных тенденций и, прежде всего нарастающего отставания технического, экологического и экономического уровня химических производств от соответствующих показателей развитых стран.

Тенденция снижения технического уровня приобрела устойчивый характер. Большинство предприятий придерживается в своей инновационной деятельности в основном догоняющей стратегии, внедряют уже существующую технологию.

В настоящее время научно-техническое развитие не оказывает существенного влияния на изменение технологического уклада химической индустрии. Так, доля производства прогрессивных материалов ниже, чем в развитых капиталистических странах в 2-3 раза. Доля продукции, выпускаемой по устаревшим технологиям первого поколения, составляет около 60%, что приводит к дополнительным издержкам производства и ухудшению экологической безопасности. Такое состояние технического уровня привело к снижению эффективности и конкурентоспособности химической продукции.

Имеют место негативные тенденции структурно-технологического характера и, прежде всего, снижение технологического и технического уровня процессов и производств, что существенно ограничивает возможности выпуска конкурентоспособной продукции.

Средняя энергоемкость и материалоемкость по основным химическим продуктам в 15, —2 раза выше, чем в ведущих странах, на 20-25% выше потребление технологической и оборонной воды.

Смена поколений многих технологических процессов осуществляется через 20-25 лет, при 7-10 летних сроках смены в ведущих странах. [25]

Износ основных фондов превышает 60 %, а оборудования - 75 %. По ряду производств этот показатель составляет 90 и более процентов. Транспортная удаленность предприятий от границ влияет на экономическую конкуренцию. химический промышленность производство

Поэтому проблема технологической перестройки производственного аппарата предприятий несомненно является важнейшей задачей, которую необходимо решать в форсированном темпе, поскольку, по большому счету, именно от ее решения во многом зависит сама возможность выживания предприятий в новых условиях хозяйствования.

Основной причиной существенного отставания уровня производственного аппарата является резкое замедление инвестиционного процесса в отрасли.

Даже с учетом активизации инвестиционной деятельности в последние два года объем инвестиций в производственное строительство составляет немногим больше 1/5 от уровня 1991 года, причем года не самого лучшего с токи зрения объемов инвестиций.

Коэффициент обновления основных производственных фондов в 2001-2003 годах. Хотя и превысил аналогичные показатели 1996-1998 г.г., остается ниже минимально необходимого в 3-3,5 раза. [16]

Многократное снижение объемов бюджетного финансирования инвестиционных проектов, осуществляемое в рамках курса на снижение роли государства в экономике, совершенно не учитывает конкретные условия проходящих в стране трансформационных процессов. Поскольку: во-первых, наши предприятия вошли в период реформирования с отсталым производственным аппаратом, что по мере достаточно быстро открытия внутреннего рынка вполне ожидаемо выявило их низкую конкурентоспособность по сравнению с зарубежными товаропроизводителями; во-вторых, даже в последние два года многие прибыльно работающие химические предприятия (их доля составляет в целом по отрасли около 65%) вынужденно направляют значительную часть прибыли на обеспечение текущей производственной деятельности, ограничивая при этом финансирование мероприятий по техническому развитию; и, в-третьих, по мере исчерпания резервов ценовой конкурентоспособности, как результата девальвации рубля в 1998 году развивается тенденция снижения рентабельности производства химической продукции, нейтрализовать которую пока не удается. Показатели рентабельности в целом по отрасли таковы: 1998 г. - 81 %; 1999 г. - 22,5%; 2000 г. - 19%; 2001 и 2002 годах - 12,5 %, при значительных колебаниях по подотраслям и предприятиям.

Важность этого показателя в том, что именно он в значительной мере характеризует ресурсную составляющую технического развития предприятий.

Основной вывод из анализа состояния производственного потенциала отрасли таков - уровень использования возможностей действующей технологической базы в значительной мере исчерпан и необходимо реализовать широкую программу ее технологической модернизации.

В отрасли накопился ряд других проблем, сдерживающих развертывание структурной перестройки (в первую очередь это вопросы улучшения экологии и особенно в районах сосредоточения химических предприятий, необходимость вывода из кризиса отраслевой научно-технической сферы и др.).

Оценивая в целом ход и результаты реформирования можно полностью согласиться с основным выводом исследователей и практиков, который является доминирующим, что попытка форсирования перевода нашей экономики в рыночные условии, не оправдала себя и требуется научно-обоснованная и детально проработанная долгосрочная программа стабилизации функционирования экономики и вывода ее на приемлемые темпы экономического развития. [7]

Важнейшей составной частью этой Программы должны быть мер и механизмы ее реализации, учитывающие, прежде всего, реальные российские условия и имеющийся опыт других стран при переходе к рыночным отношениям.

Таковы в общем плане текущая ситуация и база, которые были в числе важнейших при разработке концепции развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2010 года.

Главные проблемы, стоящие перед отраслью — развитие производства новейших видов продукции тонкой химии, микробиологической промышленности, создание небольших производств, не оказывающих особенного влияния на состояние окружающей среды. Развитие химической и нефтехимической промышленности нередко приводит к загрязнению воздуха, воды, почвенного покрова продуктами этих производств, особенно опасны крупные аварии на таких предприятиях, утечки сырья из трубопроводов, при транспортировке по воде и железной дороге и т.д.

Химическая промышленность оказывает существенное влияние на природу. С одной стороны, химическая промышленность обладает широкой сырьевой базой, позволяющей утилизировать отходы и активно использовать вторичное сырьё, что способствует более экономному расходованию природных ресурсов. Кроме того, она создает вещества, которые применяют для химической очистки воды, воздуха, защиты растений, восстановлению почв. С другой стороны, она сама относится к числу наиболее "грязных" отраслей, воздействующих на все компоненты природной среды, что требует проведения регулярных природоохранных мероприятий. [1]

Перспективы развития

Стратегической целью развития отрасли в долгосрочной перспективе является - обеспечение потребности рынка конкурентоспособной продукции, требований оборонной, экономической и экологической безопасности на основе создания и внедрения ресурсосберегающих технологий, способных удерживать позиции на внутреннем и внешнем рынках в условиях открытой экономики.

С этих позиций основной целевой задачей концепции является формирование конкурентоспособной материально-технической базы химической индустрии.

В Концепции определены основные направления структурной перестройки отрасли, ее важнейшие цели и приоритеты. Это прежде всего:

- стимулирование инновационной и инвестиционной активности;

- осуществление таможенно-тарифной политики с целью защиты отечественного товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках;

- проведение инвестиционных преобразований для более эффективного управления химическим комплексом России;

- совершенствование законодательства РФ с целью создания благоприятных условий для развития химического сектора экономики. [25]

В Концепции особое внимание уделено разработке комплекса мер и механизмов государственной поддержки по развитию химического комплекса.

Основным приоритетным направлением развития является повышение инвестиционной привлекательности этого сектора экономики за счет снижения инвестиционных рисков и эффективной защиты прав и интересов инвесторов. Этому непременно должны способствовать меры по развитию рыночных механизмов направления сбережений в инвестиции. В отрасли должно получить дальнейшее развитие сотрудничество химического комплекса и "Внешторгбанка" РФ, которое будет переориентировать банковскую систему на долгосрочное кредитование химической промышленности.

В более расширенной форме продолжится работа по созданию банка высокоэффективных проектов, проведению конкурсов по привлечении отечественных и иностранных инвестиций.

В Концепции определены основные меры в научно-технической сфере, важное место среди которых занимает стимулирование инновационной деятельности в области разработки и внедрения ресурсосберегающих высокоэффективных технологий, повышение побудительно-мотивированного спроса на научно-технические новшества, более активное внедрение в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и защита прав на результаты научно-технической деятельности.

Реализация этих мер будет осуществляться с реорганизацией государственных институтов химической отрасли в целях повышения эффективности управления научно-техническим комплексом, созданием фирменных научных центров, образованием научно-образовательных комплексов для подготовки и привлечения молодых специалистов в науку.

Химическая промышленность, к сожалению, является значительным источником загрязнения окружающей среды, как водного, так и воздушного бассейнов. В отрасли остро стоит проблема накопления и утилизации производственных отходов. В соответствии с единой государственной политикой в области экологии в Концепции намечены меры, направленные на снижение токсичных выбросов загрязняющих веществ (аммиак, хлор, ртуть и др.), обеспечивающие надежную работу технологических схем в условиях ужесточающихся критериев оценки ущерба от загрязнений химическими веществами, отвечающими правилам и нормативам промышленной безопасности, соответствующие международными стандартам. [26]

В рамках реализации Концепции предусматривается осуществление мер социального характера. Основной формой в системе регулирования социально-трудовых отношений выступают Генеральное и отраслевое тарифные соглашения, коллективные договора.

В рамках этих правовых документов реализуется трудовое партнерство сторон в системе повышения оплаты труда работников, обеспечение промышленной безопасности, снижению уровня производственного травматизма, создание здоровых и безопасных условий труда, повышения уровня медицинского обслуживания, профилактики профзаболеваний.

Реализация мер, предусмотренных в Концепции, позволят увеличить удельный вес прогрессивных технологий до 30-50 %, повысить объем промышленной продукции, выпускаемой по ресурсосберегающим технологиям на 20-25 %, снизить негативное влияние на окружающую среду.

В 2005 году прогнозируется рост объема инвестиций за счет источников финансирования в 1,31 раза, по сравнению с 2000 годом, а в 2010 году - в 1,82 раза, по сравнению с 2005 годом. [25]

Модернизация производственного потенциала обеспечит:

- увеличение объемов производства продукции отрасли в 2005 и 2010 годах к уровню 2000 года соответственно в 1,3 и 1,7 раза;

- увеличение к 2010 году на 25-30 % объема конкурентоспособной на рынках Ближнего и Дальнего зарубежья химической продукции;

- сокращение экономически необоснованного импорта химикатов, для производства которых в стране имеются необходимые предпосылки;

- качественные изменения в отраслевой и видовой структуре производства химической продукции;

- улучшение качества выпускаемых химикатов и создание новых материалов;

- расширение ассортимента химической продукции (увеличение на 20-25 % ассортимента композиционных материалов, смесей и сплавов на основе базовых полимеров, сложных минеральных удобрений, химических волокон и нитей);

- рост объема производства качественной и относительно недорогой, по сравнению с импортной, социально-ориентированной продукции.

С целью реализации Концепции разработан "Комплекс мер в химической и нефтехимической промышленности на период до 2010 года" и "Меры государственной поддержки развития химической и нефтехимической промышленности". [26]

Выводы: Химическая промышленность является одной из авангардных отраслей, обеспечивающих развитие хозяйства в эпоху НТР. От её развития зависит развитие всей экономики, поскольку она обеспечивает другие отрасли промышленности новыми материалами, сельское хозяйство - минеральными удобрениями и средствами защиты растений, а население - разнообразными бытовыми химическими средствами.

Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав. Она включает:

- горнохимическую промышленность (добыча сырья: серы, апатитов, фосфоритов, солей);

- основную химию (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений);

- химию органического синтеза (производство полимеров - пластмасс, синтетического каучука, химических волокон);

- прочие отрасли (бытовая химия, парфюмерная, микробиологическая и т. д.).

Особенностями размещения химической промышленности определяются совокупностью различных факторов.

Размещение предприятий химической промышленности определяется, главным образом, сырьевым, водным, топливно-энергетическим, потребительским факторами. Особо нужно отметить, что использование воды носит и сырьевой, и вспомогательный характер.

Существующая картина размещения предприятий химической промышленности имеет следующие черты:

1) очень большая концентрация предприятий в европейской части России;

2) ее центры сосредоточены в районах, где отмечается дефицит водных и энергетических ресурсов, но здесь проживает основная часть населения и имеется высокий производственный потенциал;

3) территориальное несовпадение районов производства и потребления продукции;

4) сырьевая база дифференцируется в зависимости от природной и экономической специфики отдельных районов страны.

Химическая промышленность в России имеет надежную собственную сырьевую базу. Используют углеводородное сырье — нефть, природный газ, уголь, а также апатиты, фосфориты, самородную серу и серный колчедан, калийную, поваренную соли, глауберову соль, газы, выделяющиеся в процессе технологических операций в черной и цветной металлургии (коксовый газ, сернистый и др.), иные виды сырья.

Главные проблемы, стоящие перед отраслью — развитие производства новейших видов продукции тонкой химии, микробиологической промышленности, создание небольших производств, не оказывающих особенного влияния на состояние окружающей среды. Развитие химической и нефтехимической промышленности нередко приводит к загрязнению воздуха, воды, почвенного покрова продуктами этих производств, особенно опасны крупные аварии на таких предприятиях, утечки сырья из трубопроводов, при транспортировке по воде и железной дороге и т.д.

Неотложными задачами в химической промышленности России являются: преодоление затянувшегося кризиса, технического перевооружение предприятий с широким применением новых и новейших технологий, способных обеспечивать комплексное использование минерального и углеводородного сырья, рост эффективности производства, сокращение выбросов загрязнений, утилизация промышленных отходов, финансирование приоритетных направлений развития.