Проблемы развития угольной промышленности в РФ

Российская угольная промышленность во все времена бесперебойно обеспечивала экономику и население страны высококалорийным универсальным топливом, оставаясь одной из важнейших базовых отраслей народного хозяйства. Уголь является источником производства электрической и тепловой энергии, в том числе для коммунально-бытовых нужд, незаменимым технологическим сырьем для металлургической, химической и других отраслей промышленности. В отдельных крупных регионах страны, таких как Дальний Восток, роль угля в жизнеобеспечении является решающей. Его доля в региональном топливном балансе достигает 80-90 процентов. Независимость России в определенной степени строится на развитии и повышении эффективности работы топливно-энергетического комплекса, составной частью которого является угольная отрасль, представляющая собой сложный многоотраслевой производственно-технологический комплекс, осуществляющий добычу, переработку, реализацию угля, шахтное строительство, геологоразведочные работы, производство горно-шахтного оборудования.

По разведанным запасам Россия занимает третье место в мире после США и Китая. На долю Российской Федерации приходится около 6% мирового экспорта угля. В этом она уступает Австралии, США, Канаде, ЮАР, Польше. География экспорта российских углей охватывает 21 страну. В структуре минерально-сырьевой базы более 71% занимают топливно-энергетические ресурсы, представленные углем, газом и нефтью. При этом энергетический потенциал сырьевой базы российской угольной промышленности существенно превышает нефтегазовый. При современных уровнях добычи природного газа хватит на 50 лет, нефти - на 90 лет, угля - на 800 лет. На угольном топливе производится 56% электроэнергии в США, 58% - в Германии, от 70 до 90% - в Китае, Австралии, Дании и Польше. В России доля угля составляет чуть более одной четверти. В 2000 г. в структуре топливного баланса России на данный вид сырья приходилось менее 18%.

Энергетическая стратегия России, основанная на "газовой паузе", в силу объективного истощения запасов газа может продлиться не более 6-8 лет, так как 80% его извлечения обеспечивается на месторождениях с падающей добычей. Традиционное его использование в качестве топлива для электростанций, потребляющих около 130 млрд. кубических метров в год, становится проблематичным. Использование угольного топлива имеет объективные преимущества, в первую очередь, связанные с более надежной минерально-сырьевой базой.

В период 1950-1975 годов производственные мощности угольной промышленности наращивались достаточно высокими темпами и использовались с максимально возможной нагрузкой. В 1980-1988 годах добыча угля стабилизировалась на уровне 400 млн. тонн в год.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1992 года № 1702 на основе государственных предприятий угольной отрасли путем преобразования было создано, с учетом дочерних, около 500 акционерных обществ. Большинство из них, за счет консолидации государственных пакетов акций, вошли в качестве дочерних в состав 60 крупных акционерных обществ. К началу реструктуризации угольной отрасли на территории России в 1993 году действовало:

- 205 шахт (административных единиц), из которых 42 - в Восточном Донбассе; 68 - Кузнецком бассейне; 18 - Печорском; 11 - Кизеловском; 20 - Подмосковном; 13 - на Дальнем Востоке; 11 - Сахалине; 10 - Урале. Подземным способом было добыто 127 млн. тонн угля;

- 65 разрезов в Кузнецком, Канско-Ачинском и Южно-Якутском бассейнах, на месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Открытым способом добыто 170 млн. тонн угля.

После сокращения объемов добычи и либерализации цен с 1992 года на продукцию производственно-технического назначения, а также отмены перераспределения прибыли между угольными предприятиями, которые стали самостоятельными субъектами рыночных отношений, убыточность отрасли выросла в 10 раз. В 1993 году в процесс реструктуризации угольной промышленности России включился Международный банк реконструкции и развития (далее - МБРР). Правительство Российской Федерации предусматривало переориентацию ассигнований с финансирования угледобычи на финансирование реструктуризации угольной отрасли, в том числе на ликвидацию убыточных и неперспективных шахт и разрезов, социальную защиту высвобождаемых работников и обеспечение рентабельности угледобывающих предприятий.

В 1995 году уровень фактической добычи угля в России стал угрожать устойчивости национальной энергетической безопасности, а в последующие 1996-1999 годы он опустился ниже критического порогового значения.

Нарастание негативных количественных и качественных тенденций в угольной промышленности сопровождалось ухудшением горно-геологических условий, повышением газообильности шахт, уменьшением мощности разрабатываемых пластов, ухудшением качественных характеристик добываемых углей. Продажа федеральных пакетов акций рентабельных и перспективных угледобывающих компаний подразумевала переход на коммерческие принципы финансирования инвестиций в угольную промышленность. Государственная поддержка на техническое перевооружение и реконструкцию предусматривалась на возвратной и платной основе, что явилось серьезным препятствием в вопросах финансирования технического перевооружения, строительства новых и реконструкции действующих предприятий. Приоритеты расходования средств федерального бюджета были направлены не на ввод производственных мощностей, как это предусматривалось "Основными направлениями реструктуризации угольной промышленности России" (строительство 14 шахт и 11 разрезов общей проектной мощностью по добыче угля 73,4 млн. тонн), а на финансирование статей расходов по ликвидации предприятий и социальной защите высвобождаемых работников.

Если до начала реформирования угольной промышленности в 1992 году добыча угля в Российской Федерации достигла 335,8 млн. тонн, в том числе 203,4 млн. тонн каменного угля, то к 2000 году сократилась соответственно до 257,9 и 170,7 млн. тонн, что соответствует уровню 1960 года. Сокращение добычи произошло практически во всех основных угледобывающих бассейнах - Канско-Ачинском, Донецком, Кузнецком и Печорском. За период с 1993 по 2000 год было введено новых мощностей по добыче угля 15,5 млн. тонн, а выведено - 160,8 млн. тонн, в том числе в 2000 году - 83,45 млн. тонн.

Структура открытых акционерных обществ неоднократно преобразовывалась путем слияния, выделения или присоединения. Количество структурных единиц (шахт, разрезов, вспомогательных организаций) находилось в постоянном движении. Так, на начало 1994 года действовали 251 шахта и 80 разрезов. В 1996 году - 243 шахты и 85 разрезов, 68 обогатительных и 1 брикетная фабрика, 260 строительно-монтажных трестов и управлений, 19 заводов угольного машиностроения, сеть предприятий торговли и общественного питания, более 300 подсобных сельских хозяйств, в том числе 53 - на самостоятельном балансе. В организациях отрасли было занято 664,9 тыс. человек, в том числе промышленно-производственный персонал на шахтах и разрезах - 342 тыс. человек. Все шахты и разрезы отрасли в порядке снижения их технико-экономического уровня и падения спроса на угольную продукцию были разделены на три принципиально разные группы: к перспективным отнесены 47 шахт и 19 разрезов, стабильным - 103 шахты и 45 разрезов и неперспективным - 85 шахт и 2 разреза.

За период реструктуризации Правительство Российской Федерации намеревалось с использованием средств федерального бюджета ликвидировать не менее 140 убыточных шахт и разрезов суммарной мощностью 49 млн. тонн в год и числом занятых около 140 тыс. человек. Активный процесс сокращения угледобывающих мощностей происходил не только за счет закрытия убыточных шахт, отнесенных к группе неперспективных, но и на стабильно работающих и перспективных предприятиях за счет износа основных фондов и невозможности его обновления ввиду отсутствия достаточных инвестиционных ресурсов. На 1 января 2001 года в перечень по ликвидации вспомогательных организаций, особо убыточных и неперспективных шахт и разрезов было включено 249 организаций, в том числе 173 шахты и 12 разрезов. Из указанного количества предприятий прекращена добыча угля на 170: 163 шахтах и 7 разрезах. Техническая ликвидация завершена на 153 предприятиях.

Одной из самых серьезных проблем угольной отрасли, обострившейся в ходе реструктуризации, до настоящего времени является трудоустройство высвобождаемых рабочих и инженерно-технического состава. В большинстве шахтерских городов и поселков, в которых угольные предприятия являются градообразующими, уровень безработицы превысил критическую величину в 10%, установленную методикой Международной организации труда. В половине угольных регионов безработица превысила 30 процентов.

В период 1993-1996 годов постоянно нарастали негативные тенденции в угольной отрасли, что привело к значительному снижению объемов добычи угля, ухудшению финансового состояния предприятий, к задержкам выплаты заработной платы, задолженность по которой к концу 1996 года превысила 2,5 млрд. рублей (от 3 до 6 месяцев). Задолженность федерального бюджета составляла 1,9 млрд. рублей, неплатежи потребителей - 7,4 млрд. рублей. В 1998-1999 годах задержки в выплате заработной платы составляли 5,5 месяца и только к 2000 году сократились до 1,7 месяца. Особенно обострился кризис в Приморском крае, в котором не обеспечивалось создание запасов топлива на электростанциях АО "Дальэнерго" и АО "Приморская ГРЭС" для прохождения осенне-зимнего максимума нагрузок в 1996-1997 годах. Для снятия социальной напряженности в Приморский край начали поставляться угли Кузнецкого бассейна.

В процессе реализации в 1994-1998 годах мероприятий по реструктуризации угольной отрасли возникла ситуация, угрожающая сырьевой независимости металлургического комплекса в части его снабжения коксующимися углями отечественного производства.

Технологическая структура металлургического комплекса тесно связана с угольными поставками, требует высоких энергетических затрат на единицу продукции, характеризуется высокой себестоимостью, заставляющей использовать демпинг или предлагать на экспорт стальные заготовки. Ухудшение структуры шихтуемых в процессе коксования углей привело к снижению качества продукции и увеличению производственных затрат в черной металлургии. Это может отразиться в дальнейшем на увеличении закупок отдельных марок углей по импорту. Проблемы отрасли тесно связаны с не решенными до конца социально-экономическими вопросами угледобывающих регионов, запущенным состоянием социальной сферы многих шахтерских городов и поселков, необходимостью обеспечения занятости и поддержки высвобождаемых работников.

Всего в России добыто 257,9 млн. тонн угля, в том числе предприятиями, входящими в систему Минэнерго России - 254,2 млн. тонн, или 98,6% общероссийской добычи, из них 164,8 млн. тонн открытым способом. При этом коксующихся углей было добыто 59,9 млн. тонн с ростом против уровня 1999 года на 3,4 млн. тонн, что обусловлено возросшим спросом со стороны предприятий черной металлургии.

Основные показатели работы топливно-энергетического комплекса страны свидетельствовали о снижении уровня добычи газа и смещении приоритета в сторону увеличения добычи угля. Однако анализ выполнения программных документов показывает, что народное хозяйство Российской Федерации только в 2000 году недополучило необходимой угольной продукции не менее 17-22 млн. тонн. Потребление угля в 2000 году в целом по России составило 237,5 млн. тонн, в том числе по РАО "ЕЭС России" - 131,5 млн. тонн, что на 12,1 млн. тонн выше уровня 1999 года.

К началу реструктуризации угольной отрасли более половины действующих предприятий имели фактический срок службы не менее 40 лет и только 18 работали не более 20 лет. Из имеющегося в наличии шахтного фонда без проведения реконструкции на протяжении длительного периода эксплуатировалось 46 процентов. Из числа действующих в 2000 году шахт 18 относятся к категории опасных по внезапным выбросам, 79 - по пыли, 38 - по горным ударам, а 27 - к сверхкатегорийным.

Крайней неравномерностью характеризуется освоение производственных мощностей в разрезе угольных бассейнов. Если в целом по Минэнерго России оно достигло в 2000 году 95,7%, из них на шахтах - 90,1% и разрезах - 99,1%, то на предприятиях Донецкого угольного бассейна этот показатель составил 69,1%, Печорского - 87,1 %, Канско-Ачинского - 94,5 процента. В отдельных угледобывающих организациях его значение колеблется от 26,5% (ОАО "Тулауголь") до 208% (разрез "Солтонский").

Существенная часть имеющегося оборудования, машин и механизмов эксплуатировалась значительно дольше нормативных сроков. Финансовое положение предприятий не может обеспечить их своевременное обновление.

В настоящее время 80% добычи углей для коксования производится подземным способом, на сокращение которого направлено основное внимание при реструктуризации отрасли.

В указанном периоде прекратили работу или перешли в частную собственность 36 обогатительных и одна брикетная фабрика общей мощностью 37,2 млн. тонн и 18 предприятий по рассортировке и выпуску крупно-средних сортов углей.

В результате реструктуризации угольной отрасли в 1994-2000 годах были прекращены работы по добыче угля на 170 угледобывающих предприятиях с суммарной производственной мощностью 56,9 млн. тонн в год. Потеря добычи в связи с их ликвидацией составила 20,1 млн. тонн, или 37,5% от общего объема. В данных потерях доля шахт Кузбасса составляет 42,2%, Печорского бассейна - 11,4% и Восточного Донбасса - 19,2 процента. Особо тяжелое положение имело место в Ростовской области и ОАО "Дальвостуголь", где в 1999 году объемы добычи угля снизились в сравнении с 1998 годом соответственно на 10,2% и 31,7%, что поставило под угрозу устойчивое обеспечение тепловых электростанций и населения этих регионов, а также Северного Кавказа. Общий спад добычи донецкого антрацита на 0,66 млн. тонн, в том числе за счет ликвидации предприятий на 0,17 млн. тонн, также оказал отрицательное влияние на обеспечение отдельных районов топливом, особенно населения и коммунально-бытового сектора. В последние годы угольная промышленность работала за счет потенциала, накопленного в период значительной помощи государства.

В процессе структурной перестройки угольной отрасли инвестиции в развитие отрасли, наращивание ее производственного потенциала практически не вкладывались, в результате этого не реализованы меры по техническому перевооружению действующего производства и строительству новых шахт и разрезов. Инвестиции из федерального бюджета на условиях возвратности и платности в 2000 году составили 132 млн. рублей, при этом средства государственной поддержки в сумме 465,9 млн. рублей, предусматриваемые на инвестиционную деятельность в виде бюджетных кредитов на условиях возвратности и платности, не востребованы.

К началу 2001 года практически полностью были завершены работы по ликвидации шахт в Подмосковном и Кизеловском угольных бассейнах. В заключительной стадии находились аналогичные работы на предприятиях, расположенных в Кузнецком, Печорском, Донецком бассейнах, Приморском крае, Сахалинской, Иркутской, Читинской областях и Республике Саха (Якутия). За 2001-2002 годы предполагается закрыть еще 14 угольных предприятий, обладающих суммарной производственной мощностью 7,7 млн. тонн. Таким образом, закономерным итогом деятельности в этом направлении может явиться потеря добычи в объеме не менее 2,6 млн. тонн углей. К 2005 году закрылись шахты в Челябинской и Читинской областях. Кроме того, 2 шахты "Чертинская" (ОАО "Беловоуголь") и "Томская" (ОАО "Кузнецкуголь") с суммарной мощностью 2,1 млн. тонн включены по предложению угольных компаний в список закрываемых.

Минерально-сырьевой комплекс России формировался в условиях единой централизованной системы управления экономикой страны. При этом отдельные звенья единой технологической цепочки - подготовка запасов, добыча, первичная переработка минерального сырья и получение конечного продукта - были пространственно разорваны. В результате проведенной в 1995-1996 годах экспертной переоценки активные разведанные запасы угля, учтенные государственным балансом запасов, сократились почти на одну треть. Общие геологические ресурсы угля в России составляют 5335,3 млрд. тонн, или 36% от мировых. Балансовые запасы углей на 1 января 2001 года по категориям А+В+С1 составили 200,2 млрд. тонн, по категории С2 - 796 млрд. тонн. Около 90% всех запасов сосредоточено на азиатской, 10% - на европейской части Российской Федерации.

Одним из ключевых элементов устойчивости национальной экономической безопасности является стабильность минерально-сырьевого обеспечения отрасли. В последние годы усилилось отставание воспроизводства запасов топливно-энергетических ресурсов по отношению к их добыче, прирост разведанных запасов не компенсирует текущую добычу. Работы по геолого-промышленной оценке сырьевой базы действующих угледобывающих предприятий и переоценке сырьевой базы практически свернуты. Эта проблема переросла ведомственные рамки, перешла в разряд стратегической и общенациональной. В европейской части страны для строительства новых угледобывающих предприятий практически отсутствует возможность применения открытого способа разработки.

Ряд крупных разведанных угольных месторождений значительно удален от сети железных дорог (например, Кангаласское - 800 км и Эльгинское - 360 км в Якутии). В этой связи их промышленное освоение остается сложным. По этой причине приоритет в проведении геологоразведочных работ должен принадлежать обеспечению эффективной угледобычи на действующих и строящихся шахтах и разрезах. Дальнейшее увеличение добычи угля до 300 млн. тонн, как это предусмотрено энергетической стратегией России, без ввода в эксплуатацию новых мощностей и обновления активной части основных фондов на действующих предприятиях представляется нереальным.

Современное состояние ресурсного, организационного и технико-технологического обеспечения угольной промышленности требует комплексного подхода и решения на уровне Правительства Российской Федерации.

Федеральным законом от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" установлено, в частности, что уголь и продукция его переработки являются наиболее надежными и социально значимыми энергоносителями. Организация его добычи характеризуется высокой капиталоемкостью, инерционностью производственного цикла, требует периодической реконструкции. Данным Законом определено, что реструктуризация угольной отрасли - это коренная перестройка производственной базы организаций по добыче (переработке) угля в целях создания эффективно работающих организаций и решения социально-экономических проблем. Указанным Законом установлено также, что Российская Федерация и соответствующие субъекты Российской Федерации в целях обеспечения конкурентоспособности угля на внутреннем и внешнем рынках должны оказывать государственную финансовую поддержку предприятиям угольной отрасли, направленную, в том числе, на:

- воспроизводство производственных мощностей, расширение, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий;

- обеспечение деятельности нерентабельных организаций, продукция которых незаменима по технологическим параметрам или обеспечивает потребность регионов, в которые по экономическим условиям доставка другого топлива нецелесообразна;

- обеспечение функционирования угледобывающих организаций в период временного снижения потребности в угле;

- приведение производственных мощностей по добыче угля в соответствие с потребностями топливно-энергетического баланса государства, его общеэкономическими и социальными целями.

Однако изложенное свидетельствует, что этот Закон выполняется не в полной мере.