Простейшая модель центрального места

Теория центрального места, разработанная Кристаллером (перевод на англ. язык 1966) и доработанная Лешем (перевод на англ. язык 1954), используется для прогнозирования количества, размера и границ городов в регионе. В основе теории лежит переработанный метод анализа рынка сбыта. Поскольку рынки сбыта предприятий различных отраслей неодинаковы и зависят от эффекта масштаба и спроса на душу населения, в каждой отрасли действует своя схема размещения предприятий. Теория центрального места позволяет увидеть, как схемы размещения предприятий различных отраслей сливаются и образуют региональную систему городов. Теория дает ответы на два вопроса относительно роли городов в региональной экономике:

1. Сколько городов появится в будущем?

2. Почему одни города больше других?

Рассмотрим регион, в котором выпускаются три потребительских товара: компакт-диски, пицца и ювелирные изделия. Регион имеет следующие характеристики:

1. Плотность населения. Равномерное исходное распределение населения. Совокупная численность населения региона - 80 тыс. человек.

2. Внешние эффекты в торговле. Как говорилось в главе 2, внешние эффекты в торговле обычно возникают применительно к сопутствующим товарам (закупка товаров в одном месте) и неабсолютным заменителям (сравнительные закупки). Простая модель центрального места исходит из того, что внешние эффекты в торговле отсутствуют.

3. Повсеместно распространенные ресурсы. Все ресурсы продаются повсюду по одним и тем же ценам.

4. Равномерный спрос. Применительно к каждому продукту спрос на душу населения одинаков по всему региону.

5. Количество магазинов. Спрос надушу населения и эффект масштаба применительно к трем продуктам различаются:

А) Ювелирные изделия. Эффект масштаба достаточно большой относительно спроса на душу населения. Каждый ювелирный магазин может обслуживать около 80 тыс. человек, поэтому для региона требуется один ювелирный магазин.

Б) Компакт-диски. Эффект масштаба весьма умеренный относительно спроса на душу населения. Каждый музыкальный магазин может обслуживать около 20 тыс. человек, поэтому в регионе будут работать четыре музыкальных магазина.

В) Пицца. Эффект масштаба мал относительно спроса на душу населения. Каждая пиццерия может обслуживать около 5 тыс. человек, поэтому в регионе будут работать 16 пиццерий.

Модель центрального места - это модель рыночно-ориентированных (market-oriented) фирм, к их числу относят фирмы, в основе решений о размещении которых лежит исключительно соображение доступности для клиентов [7, с. 115]. Поскольку все факторы производства имеются повсеместно, при принятии решений о размещении фирмы игнорируют производственные издержки.

Единственный ювелирный магазин будет размещаться в центре региона. В связи с тем, что издержки производства одинаковы в любом месте (все ресурсы имеются повсюду), ювелирный магазин может снижать совокупные издержки только путем минимизации транспортных издержек. В соответствии с принципом медианного размещения транспортные издержки минимальны в среднем месте. Поскольку плотность населения равномерна, среднее место находится в центре региона.

Вокруг ювелирного магазина будет развиваться город. Ради экономии на затратах на поездки на работу и домой служащие ювелирного магазина будут селиться рядом с магазином. Плотность населения рядом с ювелирным магазином будет расти, приводя к появлению города (место с относительно высокой плотностью населения) в центре региона. Как показано на рисунке 1, город будет развиваться в месте, обозначенном буквой L.

Музыкальные магазины поделят регион на рынки сбыта, что приведет к появлению дополнительных городов. Если плотность населения в регионе равномерна, музыкальные магазины создадут четыре равных по площади рынка сбыта. Однако поскольку вокруг ювелирного магазина в центре региона имеется город, спрос будет достаточно большим для того, чтобы в городе L, существовало больше одного музыкального магазина. Если в городе L с прилегающей территорией достаточно населения для существования двух музыкальных магазинов, то два других музыкальных магазина поделят остальную часть региона на два рынка сбыта. Как видно из рисунка 1, два других города появляются в местах, обозначенных буквой М.

Пиццерии также поделят регион на рынки сбыта, что приведет к появлению большего числа городов. Поскольку плотность населения выше в городах, развивающихся вокруг ювелирного и музыкальных магазинов, в L и двух городах М будет больше чем по одной пиццерии. Предположим, что в L будет четыре пиццерии и по две пиццерии в каждом из городов М. В этом случае в городах L и М будет в совокупности восемь пиццерий. Остальные восемь пиццерий поделят оставшуюся часть региона на восемь рынков сбыта, что приведет к развитию восьми городов (места, обозначенные буквой S на рисунке 1).

В прямоугольном регионе существует 11 городов. В большом городе в центре региона продаются ювелирные изделия, компакт-диски и пицца. Население города L составляет 20 тыс. человек, т.е. он достаточно большой для того, чтобы там было четыре пиццерии (5 тыс. человек на одну пиццерию). В городе продаются компакт-диски, которые покупают жители четырех соседних городов J, поэтому общее число покупателей компакт-дисков составляет 40 тыс. человек (20 тыс. человек из L и по 5 тыс. человек в каждом из четырех S), что достаточно для функционирования двух музыкальных магазинов. В двух городах среднего размера продаются компакт-диски и пицца. В каждом из городов М по 10 тыс. жителей, что достаточно для существования двух пиццерий. В каждом городе компакт-диски продаются для покупателей из двух близлежащих городов S, поэтому совокупное число покупателей компакт-дисков в каждом из городов М составляет 20 тыс. человек (10 тыс. человек в М и по 5 тыс. человек в каждом из двух городов S), что достаточно для существования одного музыкального магазина в каждом городе М. В восьми небольших городках продается только пицца. В каждом из городов S по 5 тыс. жителей, т.е. в городе может быть открыта лишь одна пиццерия.

Иерархия центрального места

Рисунок – 1. Иерархия центрального места.

В регионе существует 11 городов: один большой город (L), два города среднего размера (М) и восемь небольших городов (S). Чем крупнее город, тем больше разнообразие продаваемых товаров.

На рисунке 2 представлено распределение городов региона по размеру. На вертикальной оси откладывается размер города (численность населения), а на горизонтальной - место города. Население самого крупного города (L) составляет 20 тыс. человек; население второго и третьего по величине городов (М) - 10 тыс. человек; в городах, занимающих места с четвертого по одиннадцатое, — по 5 тыс. жителей.

Простейшая модель центрального места позволяет построить иерархическую систему городов(hierarchical system of cities). Существует три совершенно самостоятельных типа городов: L (высший уровень), М (средний уровень) и S (низший уровень). Чем крупнее город, тем больше разнообразие продаваемых товаров. Каждый город завозит товары из городов более высокого иерархического уровня и вывозит товары в города низшего иерархического уровня. Города одного уровня не взаимодействуют. Например, город M завозит ювелирные изделия из города L и вывозит компакт-диски в города S, но не взаимодействует с другим городом М. Точно так же город S завозит ювелирные изделия из города L и компакт-диски либо из города L, либо из города М, но не торгует с другими городами S. Система городов иерархична в том смысле, что имеются совершенно отчетливые типы городов и различные схемы доминирования в торговле.

Распределение городов по размеру в простейшей модели центрального места

Рисунок – 2 Распределение городов по размеру в простейшей модели центрального места

В соответствии с простейшей моделью центрального места имеется один крупный город (L) с населением 20 тыс. человек, два средних по размеру города (М) каждый с населением 10 тыс. человек и восемь небольших городов (S) с населением 5 тыс. человек в каждом.

Из простейшей модели центрального места можно извлечь три урока:

1. Многообразие и эффект масштаба.

Города региона различаются по размеру и границам. Такое разнообразие обусловлено тем, что у трех потребительских товаров различаются эффекты масштаба относительно спроса надушу населения, поэтому у них разные рынки сбыта. Чтобы объяснить значение различий в относительных эффектах масштаба, предположим, что у этих трех товаров одинаковые эффекты масштаба относительно спроса на душу населения, поэтому в регионе 16 ювелирных магазинов, 16 музыкальных магазинов и 16 пиццерий. Рынки сбыта трех товаров совпадают, в связи с чем в регионе существуют 16 идентичных городов, в каждом из которых продаются все три товара. Иными словами, если нет различий в эффектах масштаба относительно спроса на душу населения, то города региона будут идентичными.

2. Мало больших городов, но много малых городов.

В регионе небольшое число крупных городов и большое число малых городов. Почему там нет большого числа крупных городов и небольшого числа малых городов? Город будет относительно крупным, если в нем продается больше товаров, чем в малом городе. Дополнительные товары, продающиеся в большом городе, это товары, связанные с относительно большим эффектом масштаба. Поскольку имеется относительно небольшое число магазинов, предлагающих товары, связанные с относительно большим эффектом масштаба, больших городов может быть мало. В простейшей модели центрального места город L больше города М, потому что в L продаются компакт-диски, ювелирные изделия и пицца. Поскольку в регионе лишь один ювелирный магазин, имеется лишь один город больше городов М

3. Торговые пути.

Покупатели ездят в большие, а не в малые города или города того же размера. Например, покупатели из города M ездят в город L за ювелирными изделиями, но не ездят в другой город M или в город S, чтобы купить там компакт-диски или пиццу. Они покупают компакт-диски и пиццу в своем городе. Точно так же покупатели из городов S ездят в большие города за ювелирными изделиями и компакт-дисками, но не ездят за покупками в другие города S.