Пути решения проблем связанные с переселением

Сложившаяся в результате первичной индустриализации система расселения не обеспечивает воспроизводства человеческих ресурсов в большинстве регионов. По оценочным данным, можно обозначить основные потоки и направления миграции. Считается, что существенная доля (около 70%) в миграционном потоке принадлежит российскому межрегиональному обмену населением. Главным межрегиональным вектором миграций в России с начала 90-х годов стало движение с севера и востока на юг и запад. Центр стягивает население со всей территории страны, а Дальний Восток – теряет. Вторым по значимости регионом исхода мигрантов внутри России является Северный Кавказ.

По данным Госкомстата, самым населенным городом России по-прежнему остается Белокаменная Москва (10,4 миллиона человек, 5 место в рейтинге "Самые населенные столицы мира"). Около трети мигрантов, оседающих в Москве на временное или постоянное проживание, поставляет Центральный район, соседние с Московской областью регионы и сама Московская область. С каждым годом официальная численность населения не только столицы, но и большинства ее городов-спутников, только увеличивается, при этом численность всех россиян неуклонно падает.

Сохранение нынешнего уровня рождаемости (при неизменной смертности и отсутствии миграционного прироста) может к 2050 году привести к ежегодной убыли населения в размере 1,8% и увеличение доли населения пенсионного возраста с 20,5% до 34 -35%, при одновременном сокращении доли детей и подростков, населения трудоспособного возраста.

Общее сокращение численности населения Российской Федерации и генеральная тенденция миграции в России с геополитической точки зрения. Они могут привести к образованию "демографического вакуума" в приграничных регионах Сибири и Дальнего Востока и создают объективные предпосылки для замещения населения иммигрантами из соседних стран, что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны.

В стране чрезвычайно мало привлекательных для миграционного притока населения регионов. Низкая мобильность населения внутри страны также постепенно превращается в чрезвычайно острую проблему регионального развития России. Для целого ряда регионов одним из главных барьеров для экономического роста становится дефицит трудовых ресурсов.

Ситуация могла бы разрешиться за счет мобильности населения – его перетока в регионы и сферы, в которых обеспечивается наивысшая капитализация (производительность) человеческих ресурсов. Но в большинстве российских регионов данная мобильность населения предельно низка. Пространственная мобильность сдерживается совокупностью факторов:

1. институтом регистрации и неразвитостью рынка жилья, неспособного принять значительные массы населения при их перемещениях по стране. В результате, человек не может жить там, где есть работа, а вынужден работать там, где у него есть жилье;

2. частичным сохранением системы натуральных льгот, расширением бюджетного сектора в ряде регионов как способном удержания населения;

3. большими транспортными издержками на перемещения (как для маятниковой, так и для долгосрочной миграции).

В стране степень подвижности населения – как фактор внутренней миграции – находится на уровне начала эпохи индустриализации.

Низкая пространственная мобильность накладывается на низкую квалификационную мобильность населения: ведь если человек не может перемещаться в пространстве, следую за рыночными предложениями в своей профессиональной нише, он вынужден менять профессии, подстраиваясь под предложения в месте проживания.

Миграционная политика – это целенаправленное воздействие государства на миграционные процессы. Она включает в себя, во-первых, некую систему идей и принципов, которыми руководствуются государственные структуры и общественные институту при выборе мер по достижению поставленных целей, во-вторых, программу конкретных мероприятий по обеспечению этих целей; в-третьих, финансовое, кадровое, организационное обеспечение намеченных мероприятий; в-четвертых, ответственность за полученные результаты.

Во внутренней сфере важное значение придается разработке эффективных механизмов перераспределения миграционных потоков с учетом геополитических интересов страны и облегчения интеграции мигрантов в районах вселения; формированию условий для самообустройства вынужденных мигрантов, поддержке их адаптации на новых местах; созданию системы предупреждения ситуаций, ведущих к внезапным массовым недобровольным перемещениям населения и другое.

Для того чтобы привлечь людей в сельскую местность и в регионы на востоке нашей страны (Сибирь, Дальний Восток), нужны привлекательные и комфортные условия для переселения.

Многие граждане нашей страны хотят переселиться в сельскую местность. Но ехать на пустое место, где нет жилья, работы и социальных гарантий отбивает все желание. Для того чтобы это желание переросло в конкретные действия нужно предложить человеку и его членам семьи:

- единовременное денежное пособие на каждого члена семьи для обустройства;

- оплату стоимости проезда и провоза домашнего имущества от прежнего места жительства до места вселения;

- отдельный жилой дом (квартиру) со всеми хозяйственными постройками и приусадебным участком или долгосрочную беспроцентную ссуду на приобретение жилья;

- обеспечить бесплатным медицинским обслуживанием;

- обеспечить или дать возможность приобрести транспорт и бесплатное топливо в течении первого года;

- домашний скот, птицу для организации личного подсобного хозяйства и оказание помощи в приобретении кормов;

- предоставить работу с достойным заработком, детские сады и школы.

Такое переселение, в первую очередь, нужно предлагать специалистам сельского хозяйства, студентам закончившим такого рода учебные заведения, многодетным и малоимущим семьям. Там нужны агрономы, инженеры и техники всех специальностей, зооинженеры и зоотехники, ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшеры, биологи и так далее.

Это касается и востока нашей страны. Ведь люди тянутся в центр с целью получить достойную работу и хороший заработок. Но если всем этим обеспечить на Севере, Дальнем Востоке и других мало заселенных районах страны, то люди начнут переселяться.

Человеку также нужно жилье или перспективы получения в ближайшее время. Чтобы его окружала нормальная инфраструктура – спортивные заведения, театры, хорошие дороги, красивые фасады, места отдыха.

Нужно строить современные медицинские центры и, приглашая специалистов, обязательно предлагать квартиры.

И еще – нужно строить жилье для коренных жителей, чтобы они не уезжали и не увозили своих детей. Органы власти должны работать с банками и брать на себя гарантии, риски на себя. Тогда и кредитная ставка будет меньше, а жилье будет доступным и ликвидным.

Можно вновь возобновить программу по распределению студентов после окончания учебы. Молодые люди приобретут работу и жилье, а регион новых жителей.

Также существует программа по добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Программа не ограничивает круг потенциальных переселенцев. Эта программа содействия переселению – одно из направлений решения демографической проблемы нашей страны. Поэтому переселенцы приглашаются туда, где они более всего нужны. В программу не входят крупные мегаполисы. Пилотными регионами являются Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Калининградская, Новосибирская, Тверская и Тюменская области.

Пакет государственной поддержи переселенцев включает в себя:

- компенсацию расходов на переезд к будущему месту жительства;

- компенсацию расходов на уплату госпошлины за оформление документов о статусе переселенцев;

- компенсацию таможенных платежей и налогов за ввоз имущества из страны выезда;

- единовременное пособие на обустройство и пособие по безработице до приобретения гражданства РФ и так далее.

Существует множество программ и проектов по переселению граждан. Но к сожалению все они не совершенны и не действуют в реальности. А люди продолжают уезжать из дальних районов страны в центр.