Развивающиеся страны в системе международного разделения труда

На  современном  этапе  существования  мирового  хозяйства  развивающиеся  страны (РС)  занимают  видное  место.  На  них  приходится  70%  мирового  населения,  20%  ВВП, а  также  большая  доля  зарубежных  инвестиций  в  их  экономику. Они  активно  вовлечены  в  международные  экономические  отношения. И  для  того, чтобы яснее  понять  их роль и перспективы, необходимо  проанализировать  место  и  роль  развивающиеся  стран  в  международном  разделении  труда.

В  развитии  РС  преобладает  несомненно  поступательная  тенденция, меняющая  характер  отношений  в  системе  “ развитие  государства - развивающиеся  страны ”. Многие  из  РС  уже  выпускают  станки, суда, электронику, турбины, освоили производство  и  сборку  автомобилей, других  сложных  машин  и  готовых  изделий. Такие  страны, как  Индия, Египет, Бразилия, Аргентина, Южная  Корея  и  ряд  других, в  значительной  мере  работают  и  на  экспорт, вывозя  продукцию  машиностроения, электроники, швейные  изделия  и т.д., теснят  таких  конкурентов  как  Япония, США, европейские  страны  по  целым  товарным  группам.

Главное  изменение  в  экономическом  развитии  РС, которое  произошло  к  настоящему  времени, - это  возрастание  уровня  целостности  производственного  процесса и  постепенный  перевод  его  на  национальную  экономическую  базу - тенденция, разумеется, условная, исходя  из  разного  уровня  их  развития. Укрепился  контроль  РС  над  своими  ресурсами  в  отличие  от  недавнего  прошлого, когда  он  принадлежал Западу. Важную  роль  здесь  играют  государственные  финансового - экономические  институты, призванные  обслуживать  воспроизводстенный  процесс. Это  позволило  в  определенной  мере  регулировать  иностранный  капитал, постепенно  включать  бывшие  местные  автономные  производственные  анклавы  в  национальные  системы  межотраслевых  связей. Были  укреплены  или  заново  созданы  такие  звенья  воспроизводства, как  тяжелая  промышленность, банки, производственные  инфраструктура, системы  подготовки  кадров  и  образования, развития  система  обслуживания. В  общем, “ третьего  пути ”  развития  не  получается - развивается  в  общем и  целом  достаточно  классическая  схема  рыночной  социально - экономической  системы - альтернативы  пока  не  просматривается, хотя  в  каждой  стране  имеются  свои  особенности.

Существенной  чертой  экономического  развития  в  РС  является  то, что  он  перекрывается  устойчивой  тенденцией  роста  населения. Эта  тенденция  не  может  не  вести  в  целом  ряде  случаев  к  ухудшению  положения  трудящихся  масс. И  вообще, надо  отметить, что  демографический  фактор  является  по  сути  главным  внутренним  фактором, диктующим  специфику  экономического  роста  этой  группы  стран  последние  десятилетия. Он  оказывает  сильное  давление  на  структуру  рынка, занятость, производство. Это  давление  сказывалось  по  следующим  двум  направлениям.

Во-первых, рост  населения  автоматически  повышает  уровень потребительского  спроса, создавая  напряжение  во  всех  звеньях  массового  потребления. И  тем  самым  предъявляет  повышенные  требования  к  производству  основных  средств  потребления. В  результате  низшие  традиционные  формы  организации  хозяйственной  жизни  получили  сильные  импульсы  к  развитию, поскольку  именно  они  и  обслуживают  этот  непрерывно  растущий  спрос. Такой  тип  расширенного  воспроизводства  является  преимущественно  экстенсивным. Но  и  здесь  для  его  успешного  развития  требуется  многоукладная  экономическая  система. При  подавлении  многоукладности, что  было  характерно  в  70 - е  годы  для  группы “социалистические  ориентированных  РС ”, тут  же  возникали  крупные  диспропорции, дефицит, всеобщая  бедность, превосходящая  уровень, существовавший  даже  в  колониальный  период.

Во-вторых, демографический  фактор  оказывает  сильное  воздействие  на  инвестиционный  процесс, вынуждая  государство  расширять  производственный  аппарат, состоящий  из  мелких, кустарных  и  полукустарных  предприятий  для  обеспечения  роста  занятости  хотя  бы  в  соответствии  с  ростом  резерва  рабочей  силы.

Технологический  прогресс  значительно  расширил  возможности  хозяйственного  подъема  РС. Но  проблема  в  том, что  он  одновременно  углубил  разрыв  между  состоянием “периферийнных” и  общемировых  производительных  сил, осложнив  использование  их  возможностей  для  индустриализации  первых. Да  и  сама индустриализация периферии  была  слабо  подготовлена  предшествующим  развитием. Поэтому  она  не  носила  целостный  характер, не  привела  к  формированию  интегрированных национально - хозяйственных  комплексов. Более  того, способствовала  закреплению  отраслевых  диспропорций, свойственных  вообще  монокультурным, слабо  взаимосвязанным  между  собой  в  хозяйственным  отношении  регионам  развивающихся  стран.   Наиболее  общий  итог  экономического  роста  в  развивающемся  мире  характеризуется  тем,  что  в период  1960 - 1990 гг. объем  производства  в  целом  значительно  возрос.  В  результате  вековая  тенденция  увеличения  разрыва  в  уровнях  развития  между  мировыми  классификациями  бедным  называется  тот, кто   получает  меньше  275 долларов  в  год ( в  долл. 1997 г.). В  1990 г.  насчитывалось  20  стран  с  меньшим  уровнем  дохода. В  период  с  1990  по  2000 гг. в  71  из  155  стран, наблюдался  спад  уровня  доходов  населения.

В  наиболее  сложном  положении  находятся  42  наименее  развитые  страны, в  которых  среднедушевой  размер  ВВП, по  подсчетам  ЮНКТАД, снизился  в  2000 г. до  230 долл. Возросло  отставание  этой  группы  стран  от  средних  показателей  по  “третьему  миру ”. По  производству  ВВП  на  душу  населения  разрыв  возрос  до  4  раз ( 1980 г. - 3,3 раза ). Как  можно  судить  по  основному  варианту  прогноза ЮНКТАД, к  2010 г. это  отставание  будет  измеряться  уже  в  4,3  раза.

В  настоящее  время  стала  общепризнанной  та  точка  зрения, что  стратегия, направленная  на  индустриализацию  путем  замещения  импорта  местным  производством, далеко  не  всегда  содействовала  решению  задачи, достижения  постоянного  и  стабильного  роста  и  преодоления  экономической  отсталости, скажем, по  японскому  или  южнокорейскому  сценарию.

Дело  в  том, что,

во-первых, рынки  для  продукции  отраслей, заменяющих  импорт, имеют  ограниченный  характер  в  силу  недостаточной  развитости  производства  в  самих  РС. К  примеру, имеется  около  30  экономически  слаборазвитых  стран  с  численностью  населения  менее  6 млн. человек в  каждой, причем  эти  государства  не  в  состоянии  обеспечить  нуждающихся  трудом - отсюда  и  крайне  узкая  емкость  рынка, практически  слабы  условия  для  организации  нормального  воспроизводственного  процесса  вне  опоры  на “ внешний  фактор”.

Во-вторых, политика  протекционизма, осуществляемая  на  первых  этапах, обеспечила  устранение  конкуренции  со  стороны  дешевых  заграничных  товаров. Но  это  обстоятельство  имело  и  другую  сторону: производители  в  РС, не  опасающиеся  конкурентов  из  западных  стран, не  имело  стимулов  к  понижению  издержек  производства  и  к  повышению  качеств  своих  изделий. В  результате  их  товары  оказывались  неконкурентоспособными  на  экспортных  рынках.

В-третьих, издержки  на  рабочую  силу, вопреки  распространенному  мнению, были  относительно  высокими  во  многих  странах  Азии, Африки  и  Латинской  Америки  в  силу  того, что  производительность  труда  здесь  чрезвычайно  низка  как  следствие  общей  низкой  квалификации  рабочей  силы.

В-четвертых, со  всей  отчетливостью  выявилось, что  проникновение  на  иностранные  рынки  товаров  из  РС  вызывает  серьезные  препятствия  даже в  тех  случаях, когда  их  товары  конкурентоспособны, поскольку  западные  страны  блокируют  их  доступ  на  свои  рынки  путем  всевозможных  барьеров, включая  “добровольное  квотирование ”. В  частности, развитые  страны  рыночной  экономики  установили  протекционистские барьеры  на  многие  виды  продукции  машиностроения, легкой  промышленности, такой, как  текстильная  и  обувная  в  которых  страны  Азии, Латинской  Америки, Азии  и  Африки  вполне  конкурентоспособны.

Одновременно  потерпела  фиаско  не  только  стратегия  замещения  импорта, как  вариант  стратегии  роста  промышленности, но  и  политика  в  области  сельского  хозяйства. Акцент  на  индустриализацию, сделанный  во  многих  РС, как  это  ни  парадоксально,  привел  к  упадку  их  аграрный  сектор  экономики. В  этот  сектор  были  сделаны  относительно  небольшие  вложения, хотя  большинство  населения  азиатских, африканских  и  латиноамериканских  стран  получали  и  получают  средства  для  своего  существования  благодаря  сельскому  хозяйству. То  есть  индустриализация  в  том  виде, в каком  она  проводилась, привела  к  определенному  блокированию  роста  сельскохозяйственного  производства, особенно  на  Африканском  континенте.

Дело  в  том, что  РС  исходили  из  необходимости  сохранения  низких  цен на продукты  питания, чтобы  стабилизировать  уровень  жизни  в  городах  и, соответственно, сохранить  заработную  плату  на  низком  уровне. Однако  низкие  цены  на  продукты  питания  препятствовал сельскохозяйственным производителями  расширять  свое  производство, а  это  неизбежно  вело  к  импорту  продуктов  питания  во  все  увеличивающихся  масштабах. А  между  тем  вплоть  до  50-х  годов ХХ  столетия  и  азиатские, и  африканские  страны  на  80 -90%  обеспечивали  себя  сами  зерном. Однако  это  положение  коренным  образом  изменилось. К  2000 г. импорт  зерна  повысился  почти  до  35 млн  тонн,  по  всей  вероятности,  будет  увеличиваться  и  далее.

В  то  же  время  цены  на  такие  товары, как  кофе  и  какао, находится  на  самом  низком  уровне  со  времен  второй  мировой  войны, и не  ожидается, что  они  сколько-нибудь возрастут.  Спрос  на  многие  из  этих  товаров  является “неэластичным” - он  не  растет  пропорционально  падению  цен.  При  этом  развитие  собственной  промышленной  базы  сопровождается  нарастанием  валютных  проблем,  ростом  зависимости  от  производственно-технологической  базы  капиталистических  центров.

Рынки  минерального  сырья  азиатских  и  африканских  стран (медь, кобальт, алмазы, уран, олово, каучук) также  находятся  состоянии  депрессии  из -за  большого  колебания  цен, когда  спрос  неожиданно  повышается  или  падает. В  результате  нестабильность  этих  рынков  создает  неустойчивость  источников  получения  конвертируемой  валюты.

Для  РС  характерен  тип  “очагового”  роста  - или  отдельные  страны, или  те  или  иные  регионы  в  отдельных  РС  показывают  вдруг  примеры  бурного  экономического  подъема. В  то  же  время,  неоднозначное  воздействие  на  экономическую  политику  РС  и  ее  результаты  оказывают  теоретические  концепции, взятые  на  вооружения  ими  у  западных  стран, в  частности, неолиберальные  ( неоклассические ) консервативные  идеи, широко  распространившиеся  в  этих  регионах. В  соответствии  с  их  рекомендациями  большинство  африканских  и  латиноамериканских  стран  встало  на  путь  сокращения  государственного  сектора  и  поощрения  развития  частного  предпринимательства ( денационализации ). Но  и  этот  путь  пока  что  не  дает  особого  эффекта, в  то  время  как долги  растут. В  то  же  время  РС  все  в  большей  мере  становятся  важнейшим  резервом  трудовых  ресурсов  для  мировых  экономических  центров. Работники  этих  стран  используются, как  правило, в  качестве  неквалифицированных  рабочих. Одновременно Запад  осуществляет  политику  интенсивного  привлечения  из  развивающихся  стран  работников  высокой  квалификации. Это  помимо  того, что  значительная  часть  “ интеллектуалов ” в  РС  работает  на  предприятиях  ТНК  в  самих  развивающихся  странах - то  есть  в  секторах  экономики, практически “выключенных”  из  сферы  национального  контроля. Наметилась  явная  тенденция  переносить  на  развивающиеся  страны  тяжесть решения  углубляющихся  проблем  и  противоречия  развитых  стран в  области  сырья, энергетики, охраны  окружающей  среды,  занятости, валютных  отношений  и  др.

В качестве примера динамично развивающихся РС можно привести группу  арабских  стран  в период после  завершения  войны  с  Ираком  в  зоне  Персидского  залива в 1991 г.

Кувейт  довольно  быстро  оправился  после  оккупации  Ираком.  Он  давно  достиг  уровня  добычи  нефти, установленного  ему  ОПЕК  накануне  войны  в  заливе - 1,5 млн  уровня  баррелей  в  день. Отсутствие  же  иранской  нефти  на  рынке  еще  более  укрепляет  позицию  небольшого  эмирата. Экономика  Саудовской  Аравии  менее  чем  через  два  года  после  войны  в  Заливе  также  усилилась:  в  1991 - 1992 гг.  темп  роста  ВВП  в  среднем  составил  6%  в  год.  Крупные  города  страны  напоминают  огромные  строительные  площадки.    В  отличие от  прежних  саудовских  бумов,  этот  бум  подогревается  частным  сектором. На  подъеме  находится  и  экономика  Объединенных  Арабских  Эмиратов: вкладываются  большие  средства  в  совершенствование  инфраструктуры, строительство  и  в  сектор отдыха  и  развлечений. В  Абу - Даби, например, ежедневно  добывается  около  2,4 млн  баррелей  нефти, растут  добыча  и  экспорт  природного  газа. Подушный  доход Объединенных  Арабских  Эмиратах  составляет  в  среднем  29 тыс. долл. (население всех эмиратов-около1,9 млн человек). Начато  расширение  порта  Мина - Зает  стоимостью  60 млн  долл., близится  к  завершению  строительство  нового  международного  порта  в  Аль - Айн  и  планируется  расширение  международного  порта  в Абу - Даби. Должны  быть  построены  новый  мост, соединяющий  остров  Абу - Даби  с  материком, и  несколько  новых  автомагистралей.

Большие  капиталовложения  делаются  в  нефтегазовую  и  электроэнергетическую  промышленность.  По  данным  промышленных  кругов, в  ближайшие  пять - шесть  лет  они  составят  около  6 млрд  долл.  Они  включают  2  млрд  долларов на  расширение  нефтеперерабатывающего  завода  Руваис  и  1.4 млрд  долларов - на  электростанцию  и  опреснительные  установки.

Для  многих  развивающихся  стран  разительным  примером  остается  и  социально - экономическое  развитие  султаната  Оман. Доказательством  его  успешной  эволюции  являются  рост  ВВП  в  реальном  выражении  ( составивший  в  1992 году  7,5% )  и  снижение  показателя  инфляции  ( с 10,5%  в  1990  году  до  менее  5%  в  конце  1992  года ). В  четвертом  пятилетнем  плане  ( 1991 - 1996  гг. )  правительство  Омана  поставило  задачу  повысить  показатель  роста  и  сохранить  темпы  развития;  с  этой  целью  оно  стремится  диверсифицировать  экономику, уменьшить  зависимость  от  нефти, активизировать  развитие  провинций  и  увеличить  капвложения  в  образование.

Учитывая, что  запасов  нефти  хватит  примерно  на  18  лет, компания  “Петролеум  девелопмент  Оман”  полагает, что  благородя  обнаружению  значительных  месторождений  газа  в  истекшем  году  Оман  в  ближайшем  будущем  может  стать  экспортером  газа.

Правительство  пытается  развивать  новые  отрасли, например, добычу  медной  и  хромовой  руды, занимаясь  поисками  новых  месторождений  полезных  ископаемых. Одновременно  государство  уделяет  внимание  сельскому  хозяйству  и  рыболовству, а  также  туризму, приобретающему  все  большее  значение  для  заинтересованных  сторон  как  внутри  страны, так  и  за  ее  пределами. Развитие  агропромышленного  комплекса  позволило  сократить  импорт  продовольствия  и  достичь  удовлетворительного  уровня  самообеспечения.

Надо  сказать, что  оккупация  Кувейта Ираком  и  последующий  разгром  последнего  дали  мощный  импульс  экономическому развитию  всех  стран зоны  Персидского  залива. Но  дело  не  только  в  этом. Война  резко  подтолкнула  интеграционные  процессы  в  регионе. Кроме  того, ее  итогом  стали  и  более  активные  связи  государств  Залива  с  индустриальными  странами  Запада, которые  не  только  упрочили  здесь  свои  экономические  позиции, но  и  смогли  эффективно  использовать  их  и  для  решения  своих  политических  задач  в  столь важном, стратегическом  регионе  мира. Исключительный  динамизм  в  экономическом  развитии  показывает  Египет, несомненно, становящийся  региональной  экономической  державой. Собственно, эта  страна  достигла  уровня  определенной  индустриальной  зрелости  по  всем  основным  экономическим  показателям. Она  имеет  мощную  диверсифицированную  промышленность, включая  современное  машиностроение, производственную  инфраструктуру, быстро  развивающиеся  в  сферу  услуг, хорошо  подготовленные  кадры  специалистов. Довольно  устойчивыми  темпами  развивается  и  Иордания, страны  Магриба.

В  недавнем докладе  Всемирного  банка  “Африка  южнее  Сахары: от  кризиса  к  устойчивому  росту”  отмечается, что  “… в  общем,  африканцы  в  1999  году  почти  так  же  бедны, как  и  30  лет  назад”. Для того, чтобы  достигнуть  “скромного  повышения  уровня  жизни, экономика  стран  южнее Сахары  должна  расти  по  крайней  мере  на  4 - 5%  ежегодно”.

В  1999  году  общий  ВВП  этих  стран  возрос  на  1,3%  и  примерно  на  2,4%  в  2000  году. Этого  недостаточно  с  учетом  высокой  рождаемости  в  Африке  ( 3,2% ), чтобы  предотвратить  падение  подушного  дохода  ( на 0,6% ). Поэтому  неслучайно  специалисты  утверждают, что  “к  2010 году прирост  реального  дохода  на  душу  населения  будет  минимальным  во  всем  регионе  в  целом”.