Развитие и проблемы моногородов в Казахстане

Мировой финансово-экономический кризис привёл к спаду во многих отраслях промышленности и обострил ситуацию на монопрофильных территориях. При этом серьёзнее всего пострадали узкоспециализированные города, в которых проживает большая часть населения.

Спад производства, вызванный сокращением объёмов производства градообразующих предприятий и финансовые трудности, возникшие на фоне низкокачественного муниципального управления, привели к нарастанию напряжённости на рынке труда из-за появления большого количества безработных, увеличения дефицита бюджета, роста социальных проблем.

Однако следует отметить, что казахстанские моногорода оказались в сложном положении не только по вине кризиса. Он стал лишь катализатором копившихся в течение десятилетий финансовых, правовых и социальных проблем. В условиях финансово-экономического кризиса обострились следующие проблемы моногородов:

- остановка или угроза остановки основных градообразующих предприятий,

- истощение рудной базы добывающих предприятий,

- низкая степень диверсификации экономики страны,

- неконкурентоспособная продукция,

- высокая зависимость занятости населения от градообразующего предприятия,

- высокая степень зависимости городского населения от налоговых поступлений от градообразующих предприятий, сокращение налоговой базы;

- высокий уровень безработицы и самозанятости;

-низкий уровень доходов населения большинства моногородов, и как следствие, низкое качество жизни;

- сокращение численности населения в большинстве моногородов;

- возможные тенденции роста социальной напряженности;

- удалённость от основных экономических центров и неразвитость транспортной инфраструктуры;

- высокая степень износа инженерной и социальной инфраструктуры;

- высокая экологическая нагрузка на территорию [1].

Для решения проблем моногородов Казахстана была принята Программа развития моногородов на 2012-2020 годы. Целью программы является обеспечение устойчивого социально-экономического развития моногородов в средне- и долгосрочной перспективе. Для участия отобраны 27 моногородов с численностью населения 1,5 млн. человек, что составляет 16% городского населения страны [2].

По данным Министерства экономического развития и торговли РК в стране насчитывается 41 малый город [3]. Получается, что остальные города останутся наедине со своими нерешенными проблемами. Неизвестно, по каким критериям составлялся список городов, вошедших в программу. Государство собирается помочь Экибастузу, Темиртау, Рудному, Хромтау и Жезказгану, позабыв о тех, кому помощь действительно нужна. К примеру, катастрофическое положение складывается в поселке Красногорский, где остались без средств к существованию пожилые горняки, когда-то осваивавшие закрытый урановый рудник. Шахту ликвидировали, а некогда процветающий городок остался без коммунальных благ, школы и магазинов.

Кандыагаш давно приобрел статус города, но до сих пор находится на балансе района и не имеет собственного бюджета. Аягоз не в силах решить наболевшие проблемы теплоснабжения и обеспечения питьевой водой, ощущает острую нехватку медицинских кадров.

В Казахстане категорию моногородов включены города с численностью населения от 10 до 200 тысяч человек, тогда как к малым относятся города с численностью населения, не превышающей 50 тысяч человек. Следует отметить, что отсутствие методологических исследований по определению критериев отнесения населённого пункта к моногороду привело к тому, что в одной группе оказались города, которые принципиально различаются по численности населения, экономическому потенциалу и накопленным проблемам. Возьмем, к примеру, такие города, как Темиртау, где находится крупный металлургический комбинат и Каражал, который относится к категории депрессивных городов.

Предполагается, что Казахстанская программа развития моногородов будет реализована в II этапа: начальный этап (период 2013-2015 гг.) и период уверенного роста (до 2020 г.). Планируется, что к 2020 году количество активно действующих малых предприятий в моногородах увеличится в 4 раза в сравнении с 2011 годом. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в моногородах будет снижена до уровня не более 6%, уровень безработицы в моногородах - до уровня не более 5% [4].

В качестве основных направлений реализации указанной Программы выбраны следующие:

1) оптимизация моногородов в зависимости от производственной емкости работающих предприятий

В рамках данного направления будут выявлены экономический потенциал каждого моногорода, и факторы, оказывающие негативное влияние на их развития, а также перспективные новые специализации каждого моногорода.

По каждому моногороду будет разработан Комплексный план развития на долгосрочный период, который должен рост конкурентоспособности и обеспечить устойчивое развитие моногородов. Предусматривается проведение корректировки генеральных планов городов, направленное на развитие и модернизацию социальной, жилищной и инженерной инфраструктуры.

На наш взгляд, комплексные планы, которые акимы внесут до 15 июня на согласование в МЭРТ и будут защищать на межведомственной комиссии, должны содержать, прежде всего, стратегию развития моногорода по экономике, социальной сфере, инфраструктуре, экологии. Важной задачей составления комплексного плана развития (КПР) любого города является объективная оценка существующей ситуации, установление причин, приведших к кризисной ситуации. Центральным моментом КПР называется формирование системы, постановка целей и мероприятий развития моно территории на кратко-, средне- и долгосрочный периоды.

2) диверсификация экономики и развитие малого и среднего бизнеса

Предлагается реализация крупных инвестиционных проектов в рамках Карты индустриализации. Кроме того, градообразующими предприятиями будут созданы вспомогательные и обслуживающие производства. Планируется, что национальные холдинги будут размещать производства, заказы в моногородах. Для восстановления прежней специализации в отдельные моногорода будут привлечены стратегические инвесторы.

Также предусмотрен ряд мер для активизации малого и среднего бизнеса. Государство не будет финансировать частный бизнес, а создаст условия для его развития путем снятия отраслевых ограничений в моногородах и субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставления грантов начинающим предпринимателям, создания Центров поддержки предпринимательства и бизнес-инкубаторов с микрокредитными организациями, микрокредитования самозанятого населения.

В рамках Программы предусмотрено предоставление грантов на создание новых производств в размере от 1,5 до 3млн. тенге. Практика свидетельствует, что такой объем финансовых средств недостаточен для создания нового бизнеса. По нашим расчетам, стоимость строительства теплицы площадью 200 кв. метров обойдется в среднем 4,2 миллиона тенге. Кроме того, потребуются средства на оборудование и содержание теплицы, приобретение семян и удобрений, оплату персонала.

Считаем целесообразным объявить конкурс среди предпринимателей на лучшую бизнес-идею. А победителей кредитовать по льготной программе, которая предусматривает выдачу кредита размером до 750 млн. тенге на 10 лет, субсидирование процентной ставки по кредитам с эффективной ставкой вознаграждения не более 14%. При этом 10% будет компенсировать государство [5]. Первые три года кредиты обойдутся под 4% годовых, что позволит бизнесменам уверенно встать в своем деле на ноги.

Успешность реализации планов, в первую очередь, зависит от активной позиции местных властей, включая принятие ими мер по созданию благоприятного инвестиционного климата (налоговые и административные преференции, льготы по аренде).

Проблемы моногородов планируется решать дифференцированно, в зависимости от того, к какой группе – с высоким, средним или низким экономическим потенциалом – они отнесены. В категорию городов с высоким потенциалом отнесены 6 городов, со средним – 19 и с низким – 2 города.

Для моногородов с высоким и средним потенциалом предлагается предусмотреть реконструкцию инфраструктуры жизнеобеспечения с доведением до утвержденных нормативов, для моногородов с низким потенциалом предлагается поддержка социально-инженерной инфраструктуры на минимально необходимом уровне, с учетом предполагаемой оптимизации численности населения. Кроме того, в моногородах предлагается организовать ремонт и восстановление, а в некоторых из них - снос аварийного и ветхого жилья, находящегося в коммунальной собственности. При уточнении республиканского бюджета уже выделены пилотно 6 миллиардов тенге на первоочередные мероприятия на их обустройство.

Программа также предусматривает стимулирование населения к добровольному переезду в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и в центры экономического роста через организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Эксперты, которые занимаются исследованием миграции, считают, блок программы, посвященный переселению трудовых ресурсов из моногородов в зоны экономического роста, не может быть реализован. Они допускают возможность трудовой миграции, но думают, что переселения со 100%-ой уверенностью не будет.

В целях стимулирования развития МСБ в моногородах будут использованы все инструменты программ "Дорожная карта бизнеса 2020" и "Занятость 2020". Кроме того, в рамках программы "Дорожная карта бизнеса 2020" предлагается проработать дополнительные меры поддержки развития МСБ: снятие отраслевых ограничений для МСБ моногородов; увеличение размеров субсидирования процентных ставок по кредитам; введение отдельной подпрограммы для моногородов по предоставлению грантов на создание новых производств в размере от 1,5 до 3 млн. тенге.

В настоящее время в рамках Карты индустриализации и "Дорожной карты бизнеса 2020" по 20 моногородам реализуются 114 проектов.

Учитывая мононаправленность и избыточность трудовых ресурсов моногородов будет сделан акцент на формировании оптимальной структуры занятости городов и рассредоточении трудовых ресурсов в перспективные точки роста областей и республики, с ориентацией на вновь создаваемые производства.

Во-первых, организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в рамках Программы "Занятость 2020".

Во-вторых, выделение квот (целевой набор) по трудоустройству жителей моногородов на крупных производственных компаниях, на обучение в их учебных центрах.

Для моногородов с высоким и средним потенциалом предлагается предусмотреть реконструкцию и (или) строительство объектов образования и здравоохранения с доведением до утвержденных нормативов, а также реконструкцию инфраструктуры жизнеобеспечения на оптимизированную численность населения (водо-, электро-, газоснабжение, канализация и телекоммуникации).

Для моногородов с низким потенциалом предлагается поддержка социальной и инженерной инфраструктуры на минимально необходимом уровне с учетом предполагаемой оптимизации численности населения;

Для выработки эффективных мер по решению проблем моногородов Министерством изучается мировая практика.

В мировой практике основным решением проблем моногородов является диверсификация их экономик, стимулирование миграции, в отдельных случаях – перевод рабочих и специалистов на аналогичные производства в других регионах.

В целом, Программа будет направлена на достижение таких целевых индикаторов, как: увеличение доли обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства моногородов; количества постоянных рабочих мест вне градообразующего предприятия; количества активно действующих малых и средних предприятий; доходов населения; объема поступлений в бюджет, а также снижения уровня безработицы и моногородов с низким экономическим потенциалом.

Для переезжающих предусмотрены меры по строительству жилья, которые будут реализовываться по аналогии с соответствующими механизмами в Программе занятости – 2020. По мнению экспертов, программа «Доступное жилье-2020» также не имеет шансов на реализацию, что фактически и ограничит трудовую мобильность казахстанцев [6].

На реализацию программы на трехлетний период предусмотрены средства в сумме на 2013 год - 38,2 млрд. тенге, на 2014 год - 43,2 млрд. тенге и на 2015 год - 53,9 млрд. тенге [7].

Изучив перечень проектов, реализуемых в 2012 году в рамках госпрограммы «Развитие моногородов» в нашей области, мы обратили внимание на то, какие виды работ планируются. Это установка опор уличного освещения с установкой энергосберегающих светодиодных светильников, обустройство детских игровых площадок, вывоз твердых бытовых отходов, ремонт тепловых сетей, благоустройство дворовых территорий, теплоизоляция трубопроводов тепловых сетей, то есть основной упор делается на развитие инфраструктуры.

А ведь результатом данной программы должно стать увеличение количества активно действующих малых предприятий в моногородах в 4 раза, снижение до 6% доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и сокращение безработицы до 5%. Возникает правомерный вопрос: за счет чего будут достигаться указанные целевые индикаторы? Анализ социально-экономического развития моногородов области свидетельствует об отсутствии эффективных стратегий и программ развития моногородов.

Главной целью модернизации моногородов должно стать создание новых производств, повышение уровня и качества жизни людей. Значит, сначала нужно создавать предприятия как точки роста, а затем, на поступления от этих предприятий в бюджет, развивать инфраструктуру.

Эффект от реализации КПР моногородов, на наш взгляд, существенно зависит от проработки и реалистичности заложенных в них проектов, от сроков реализации, которые в них предусмотрены.