Развитие рекреационной отрасли Уссурийского городского округа

Проблемы использования рекреационных ресурсов Уссурийского городского округа

Рекреационные ресурсы края обусловливаются особенностями организации природных ландшафтов [6]. При анализе структуры ресурсов Уссурийского городского округа, используемых для отдыха населения, необходимо учитывать сложившуюся степень нарушенности природной среды в результате хозяйственного освоения территории. Загрязняющие вещества, образующиеся в результате хозяйственной деятельности, снижают рекреационную ценность ландшафтов, а при высоком уровне загрязнения среды делают невозможным ее рекреационное использование.

Нарастающее антропогенное воздействие на природные комплексы в наибольшей степени отражается на санитарно-гигиеническом состоянии пригородных территорий. Загрязнение акваторий может приводить к возникновению кишечных инфекционных заболеваний при купании и употреблении в пищу рыбы и гидробионтов.

Необходимо определение допустимых нагрузок на рекреационные комплексы при сохранении комплексных и мониторинговых эколого-гигиенических и медико-географических исследований побережья и всей территории округа.

Основные проявления неблагоприятного воздействия массовых скоплений рекреантов на прибрежных участках – нарушение целостности природного ландшафта и традиционных связей с ним местного населения. Они особенно выражены в зонах неорганизованного туризма и в местах, где отсутствует эффективный контроль за использованием пляжей и прилегающих к ним территорий. Избыточные рекреационные нагрузки приводят к эрозии почв, ухудшают качество воды в источниках водоснабжения. Неконтролируемое использование прибрежных участков разрушает пляжи, нарушает сложившиеся формы использования прилегающих территорий и особенно неблагоприятно сказывается на состоянии сельскохозяйственных угодий и их продуктивности.

Реки подвергаются интенсивному антропогенному загрязнению. Наиболее неблагополучная экологическая ситуация сложилась на р. Раздольной, протекающей по территории четырех административных районов и крупному промышленному центру – г. Уссурийску. Общий объем стоков Уссурийска составляет 71 тыс. м3 в сутки. Городские канализационные сооружения перегружены в 2 раза, а через 8 выпусков сточные воды сбрасываются вообще без очистки.

В период весенних паводков в р. Раздольную стекает содержимое водохранилищ и выгульных площадок животноводческих ферм. Все это приводит к значительному загрязнению речной воды. Концентрации нефтепродуктов в реке периодически превышают ПДК в 5 раз, аммонийного азота – в 8 раз, ионов меди – в 13 раз, фенолов – в 20 раз. Высок уровень и бактериального загрязнения вод реки. Коли-индекс превышает 10 тыс. (при норме менее 90 в 1 л воды).

К зоне рекреации г. Уссурийска относятся ряд водоемов, которые используются населением для организованного отдыха, купания, рыбной ловли. Это такие реки, как Раковка, Комаровка и Раздольная, а также озеро Солдатское. В реки, протекающие по территории города, свои стоки сбрасывают 10 предприятий, среди которых рефрижераторное депо, АО «Приморская соя», картонный комбинат, обмывочный парк вагонного депо и др. В водоемы города по аварийным выпускам без очистки сбрасывается до 60% сточных вод. Необходимо отметить и высокую микробную зараженность водоемов. Самое высокое содержание гетеротрофных микроорганизмов обнаружено в р. Раковка – 2,8·105 кл/мл, что соответствует 3 классу загрязненности [8].

Таким образом, несмотря на значительный ресурсно-природный потенциал, которым обладает Уссурийский городской округ, для него в последнее время характерна неблагоприятная социально-демографическая ситуация, обусловленная негативными тенденциями развития экономики края. В условиях рыночной системы хозяйствования, которая обладает низкой способностью к охране окружающей среды, происходит экстенсивное использование природных ресурсов и активное загрязнение окружающей среды. Все это, а также неблагоприятные социальные условия проживания населения, негативно сказываются на здоровье человека и особенно детей.

Развитие рекреационной отрасли Уссурийского городского округа

Развитие туризма на территории Уссурийского городского округа — это одна из первоочередных задач в развитии экономики территории. Именно поэтому местные власти приняли решение разработать муниципальную целевую программу комплексного развития рекреационно-туристического комплекса. Уже сейчас разработано несколько направлений в работе программы. Среди разработанных проектов — экологические маршруты и маршруты посещения памятных мест города и его достопримечательностей. В скором времени должен заработать маршрут благодаря которому приезжие и местные туристы узнают о местных достижениях.

Кроме того, в планах открытие центра здоровья «Дубовый ключ» и базы отдыха, где все желающие могли бы заниматься зимними видами спорта. Кстати на муниципальном предприятии «Природа» два года назад уже пробовали создать лыжную трассу. Новая программа должна активно начать работать в будущем году. А координировать ее будут в администрации Уссурийского городского округа. Участвовать в программе смогут все, кому интересно развитие туризма в Уссурийском городском округе и конечно же туристические фирмы [12].

Проведены совещания с участием заместителя главы администрации по вопросам экономики, имущества и финансам, специалистов управления экономического развития, управления имущественных отношений, управления архитектуры и градостроительства по вопросам:

-организации центра здоровья "Дубовый ключ", учитывая не благоприятную ситуацию на территории городского округа с заболеванием туберкулезом и пожелания жителей, ставится вопрос о строительстве санаторно-оздоровительного санатория;

-по реализации проекта "Казачья станица", вблизи села Утесное и памятника археологии федерального значения "Краснояровское городище", ставится вопрос об организации Историко-ландшафтного парка.

В журнале "Оптовик Уссурийска" № 23 (235) от 09-16 июня 2008 года были опубликованы 5 приоритетных инвестиционных проекта в области туризма, это:

- строительство в Уссурийске двух гостиниц повышенной комфортности для туристов и гостей Уссурийского городского округа;

- строительство Центра для зимнего и летнего отдыха "Дубовый ключ" в пригородном селе "Дубовый ключ";

- организация в Уссурийском городском округе туристического маршрута по историческим местам;

- строительство действующей модели железной дороги в миниатюре со всей прилегающей железнодорожной структурой;

- строительство историко-культурного центра "Казачья станица" в.с. Утесное.

В течение года был организован выезд специалистов управления экономического развития и управления имущественных отношений на объекты, предполагаемые к строительству в с. Дубовый Ключ, на сопку Копыто, в с. Красный Яр [7].

В течение второго полугодия 2008 года, при проведении публичных слушаний проекта Генерального плана Уссурийского городского округа, с населением городского округа, обсуждались вопросы реализации инвестиционных проектов в области туризма [13].

Чтобы сохранить уникальный памятник археологии и его культурное наследие, принято решение создать здесь исторический заповедник. По словам Юрия Рябоконя, недавно глава Уссурийского городского округа Сергей Рудица провел на городище выездное совещание администрации. Прежде чем начать работы, необходимо определится с границами будущего музея под открытым небом и оценить масштаб предстоящих работ. При выборе места под строительство будут учтены предложения сотрудников Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН.

О стоимости проекта пока не говорится, но доподлинно известно, что через пару лет здесь появится несколько улиц, застроенных типичными для древнего народа жилищами. Отапливать стилизованные под "фанзы" домики, которые планируют использовать в качестве гостиничных номеров для туристов, будут с помощью канов - печей с извилистым дымоходом, проведенным под полом. Кормить любителей старины собираются блюдами традиционной корейской кухни. Словом, музей под открытым небом будет, насколько это теперь возможно, передавать древний быт и культуру чжурчжэней [5].

Развитие Уссурийского городского округа как одного из главных туристических центров Дальнего Востока.

Основа данного сценария – максимальная переориентация на развитие сферы туризма и культуры, максимальное использование туристско-рекреационных ресурсов округа. Преимущества получают также отрасли, которые могут использовать Уссурийский брэнд для продвижения своей продукции (в первую очередь, все предприятия пищевой промышленности), а также сопутствующие им.

Общая стратегическая цель: Превращение Уссурийского городского округа в крупный культурно-туристический центр. Задачи – диверсификация экономики города, создание новых рабочих мест в сфере услуг, глубокая модернизация городской инфраструктуры.

Стратегия действий:

Приоритет реализации среднесрочной муниципальной программы "Комплексное развитие рекреационно-туристического комплекса Уссурийского городского округа на 2007-2012 годы" (на первом этапе реализации Стратегии города).

Проведение дополнительных исследований туристического рынка комплексной программы действий по развитию туристического комплекса; разработка четкого туристического «брэнда» городского округа, соответствующая «подстройка» инфраструктуры, планирование мероприятий в рамках «экономики событий». Общий брэнд городского округа может быть удачно использован рядом местных производств (в первую очередь, все предприятия пищевой промышленности). На ряде предприятий развитие туризма может стимулировать производство продукции, ориентированной на развитие культурно-туристической отрасли: мебель, форменная одежда, сувениры и др.

В качестве вариантов брэнда с опорой на существующие имиджевые ресурсы можно предложить следующие направления:

- «житница Приморья» (в более современном варианте – «кулинарная столица» Приморья с развитой пищевой промышленностью и сферой общественного питания, подкрепляемая проведением специальных событий – кулинарных и ресторанных фестивалей, дегустаций местной продукции и т.п.)

- древнейшая земля Приморья;

- культурный центр Приморья

- использование экзотики Уссурийского края (образ уссурийского тигра, «мифология» женьшэня и т.п.)

Помимо собственно развития туризма, особое внимание должно быть уделено повышению креативности населения за счет повышения его культурно-образовательного потенциала. Необходимо расширение возможностей для получения специализированного образования, поощрение участия населения в разного рода кружках, секциях, в культурно-массовых мероприятиях. Возможно внедрение волонтерской работы в местной «Службе солнца», в местных музеях, проведение «народных» экспедиций и т.п.

Использование транзитного положения Уссурийска для привлечения транзитного туристического потока из России в Китай и обратно. Формирование предложения на рынке для увеличения потока, собственно, в Уссурийск.

Плюсы сценария:

1) Создание яркого, индивидуального образа городского округа.

2) Повышение доходов за счет притока туристов.

3) Диверсификация экономической базы городского округа за счет формирования многоотраслевой сферы услуг. Сохранение рабочих мест с переориентацией их в сферу услуг.

4) Качественное улучшение социального состава населения в долгосрочной перспективе за счет сокращения доли рабочего класса и активного развития культурных инициатив и проектов.

Минусы сценария:

1) Высокие затраты на «раскрутку» относительно нового вида деятельности.

2) Высокие риски, связанные с довольно радикальной переориентацией экономики городского округа.

3) Дефицит профессиональных менеджеров в сфере организации туристического бизнеса.

4) Возможный перекос рынка вакансий в область низкоквалифицированного, обслуживающего труда (обслуживающий персонал гостиниц, ресторанов и т.д.).

5) Риск ухудшения криминогенной обстановки в городском округе, связанной с большей «открытостью» территории.

Вероятный результат:

По всей видимости, в краткосрочной перспективе превратить Уссурийск в полноценный туристический центр не удастся. При чрезмерном «перекосе» в область туризма и культуры значительная часть современных предприятий окажется «не у дел». Тем не менее, разработка и поддержка яркого, индивидуального брэнда Уссурийского городского округа как туристической столицы Приморья может сыграть значительную роль в обеспечении экономической устойчивости городского округа в долгосрочной перспективе