Рекреационные объекты и системы

Особенности проектирования и строительства

Мировая практика демонстрирует великое множество примеров строительства рекреационных учреждений. Номенклатура типов объектов рекреации (зданий, сооружений и их комплексов) отличается пестротой и разнообразием. Такое разнообразие обусловлено богатством сочетаний различных форм отдыха и структуры контингента отдыхающих.

Типы рекреационных учреждений обычно классифицируют на основе введения ряда различительных признаков, таких как стационарность, сезонность эксплуатации, функциональная специфика, величина. Эти признаки названы у многих авторов и являются основой классификаций, представленных в специальной и нормативной литературе.

Один из признаков различия учреждений отдыха – стационарность.

Стационарные сооружения – это неперемещаемые объекты, к ним принадлежат все капитальные здания, они рассчитаны на постоянную эксплуатацию до момента полной амортизации.

Нестационарные сооружения – это те, которые можно перемещать на другое место, к ним относят все транспортабельные сооружения для ночлега и обслуживания отдыхающих: палатки, автоприцепы, сборно-разборные домики и т. п. Нестационарные рекреационные объекты разделяют на стабильные (палатки, домики и пр.) и мобильные (автоприцепы, туристское судно и т. п.).

Другим критерием деления является сезонность эксплуатации, в связи с чем различаются учреждения круглогодичной и сезонной (скажем, только летней или, наоборот, только зимней) эксплуатации. Круглогодичными и сезонными могут быть как стационарные, так и нестационарные объекты.

Стационарные и нестационарные рекреационные здания и устройства в разных своих комбинациях вместе с сопутствующими сооружениями и инженерной инфраструктурой формируют рекреационные комплексы (центры), где концентрируются основные массы отдыхающих. Комплексы, как и отдельные здания и сооружения, могут иметь ту или иную функциональную специализацию. По функциональному профилю следует выделить полифункциональные рекреационные комплексы, в которых совмещены функции курортного лечения и отдыха, или отдыха и туризма, или отдыха взрослых и детей и т. д., и специализированные, где доминирует специализация (например, туристские комплексы, центры детского отдыха, спортивно-рекреационные комплексы, центры курортного лечения).

Следующим критерием деления рекреационных учреждений является их величина, иначе мощность (вместимость), которая выражается количеством мест ночлега или числом отдыхающих в пик нагрузки, то есть в день сезона максимальной загруженности. Величина рекреационного комплекса самым заметным образом влияет как на само построение его структуры, систему обслуживания, организацию транспортной связи, так и на характер и масштабы преобразования природного окружения.

Существуют различные рекомендации по оптимальной величине рекреационных комплексов. Так, для приморских территорий с обширными пространствами акваторий и большими пляжами вместимость рекреационных комплексов принимается в пределах от 2 до 10 тыс. мест. Рекреационные центры, сформированные на основе озер и рек, где рекреационные ресурсы ниже, имеют, обычно, меньшую вместимость и подразделяются на малые – до 0,5 тыс. мест, средние – 0,5-2,5 тыс. мест, большие – более 2,5 тыс. мест.  Для северных районов рекомендуется следующая вместимость рекреационных центров: для центров круглогодичного использования – 2-15 тыс. чел., для центров сезонного (зимнего или летнего) использования – 1-7 тыс. чел., для специализированных центров – 0,5-2 тыс. чел.

Важное значение для определения оптимальной величины рекреационного комплекса имеют экологические и психоэмоциональные факторы отдыха. Формирование рекреационных комплексов с учетом этих факторов сегодня должно рассматриваться как приоритетное направление в пику сложившемуся “экономически рентабельному” подходу, который оборачивается на практике непомерной эксплуатацией рекреационных ресурсов благодаря безоглядным предпринимательским интенциям. Публикуемые в специальной печати рекомендации по величине рекреационных центров с учетом этих факторов противоречивы и требуют уточнения и дополнительных исследований.

Мировой опыт рекреационного строительства демонстрирует примеры возведения как сверхбольших, с очень высокой вместимостью, рекреационных комплексов, так и малых, почти миниатюрных. Например, вместимость крупных комплексов, состоящих из пансионатов и отелей, на приморском побережье Антальи сопоставима по числу отдыхающих в них с численностью населения малого города, а вместимость небольшой конурбации вилл ограничивается несколькими семьями. В виду этого допустимо классифицировать рекреационные комплексы по числу отдыхающих на миникомплексы вместимостью до 500 чел., комплексы вместимостью 500-2000 чел., макрокомплексы вместимостью 2000-5000 чел. и мегакомплексы вместимостью свыше 5000 чел. Термин “рекреационный центр”, который часто можно встретить в литературе в качестве синонима слова “комплекс”, относится скорее к макро- и мегакомплексам. Этот термин чаще всего используется авторами для характеристики крупных градостроительных образований, например, таких как полифункциональные комплексы, специализированные туристские поселки, или даже города.

Одной из ведущих тенденций в мировой, в том числе и отечественной, практике строительства в последнее время стала тенденция уменьшения популярности больших рекреационных комплексов в пользу малых, в частности таких, как некрупные пансионаты и дома отдыха, туристские базы и приюты, кемпинговые поселки. Это свидетельствует о предпочтительности формирования в сети рекреационных учреждений небольших рекреационных комплексов, соподчиненных по масштабу природному окружению, противопоставленных по своему архитектурному решению мощным центрам отдыха с высокой степенью урбанизации.

Рекреационные комплексы, это не только здания, сооружения, иные искусственно-технические объекты, но и сама территория со всеми особенностями её природного ландшафта. При этом именно качества ландшафта определяют рекреационные возможности (потенциал) территории и являются побуждающей причиной намерения возведения любого рекреационного устройства.

Здесь обозначается вторая ключевая проблема – проблема выбора места для размещения рекреационного объекта. Местоположению объектов рекреации специалисты придают исключительно важное значение, тем более, если речь идет о размещении элитных рекреационных комплексов.

В последнее время проблема оценки территорий для рекреационного использования активно исследуется архитекторами, географами, психологами, специалистами в области туризма и туристского бизнеса, она широко обсуждается в специальной печати. Существует несколько подходов к оценке, общим для них является то, что все они обращены на детальное изучение тех или иных факторов (ресурсов и условий) рекреационной деятельности. Как правило, оценке подвергаются рельеф, климат, водоемы и водотоки, растительность (древесная растительность обособленно), транспортная доступность, наличие рекреационной инфраструктуры (зданий, комплексов, инженерных систем).

Так, при анализе природных условий СССР для стационарного отдыха оценке подвергались: климат, лесная растительность, водоемы, рельеф, условия познавательного отдыха. К факторам, подвергаемым оценке при определении рекреационных свойств территории, некоторые исследователи дополнительно относят традиции рекреационного использования территории, образ жизни населения, а для районов со снежной зимой и для горных территорий также высоту снежного покрова (в момент максимального снегонакопления), высоту над уровнем моря, степень лавинной опасности.

Сложность оценки территории для целей рекреации заключается в том, что для разных видов рекреационной деятельности необходимы различные ресурсы и условия. Так, для зимней рекреации большое значение имеет высота снежного покрова, для курортно-лечебной первостепенным является наличие бальнеологических и лечебных ресурсов и т. п. В одних случаях предпочтение отдается плоскому рельефу (размещение садов и дач), в других – горному (горнолыжный спорт, альпинизм и пр.). К основным видам рекреационной деятельности относятся: рекреационно-оздоровительная (прогулочная, пляжно-купальная рекреация, некатегорийные туристские походы и др.), спортивно-оздоровительная (все виды любительского спорта), рекреационно-познавательная (экскурсии “в природу” и по культурно-историческим местам) и рекреационно-промысловая (охота, рыбалка, сбор ягод, грибов, гербариев и пр.). Даже в пределах одной группы рекреационных занятий необходимы порой взаимоисключающие природно-климатические условия. Другими словами, каждый вид рекреационной деятельности требует особую группировку оцениваемых факторов и особое прочтение их значения. При этом внимание следует уделять не только “положительным”, но и “отрицательным” факторам, которые могут ограничить или даже исключить использование территории в рекреационных целях. Так, заболоченность снижает привлекательность местности, поскольку она создает дополнительные трудности при организации маршрутов, к тому же болота являются ядрами расселения кровососущих насекомых, что делает отдых в заболоченных местах дискомфортным и малоприятным.

Методика рекреационной оценки территории должна включать взаимосвязанное изучение основных аспектов территориальной организации отдыха и предусматривать комплексный анализ этих аспектов, а в методологическом плане базироваться на системной методологии. Положительные возможности для решения проблемы рекреационной оценки территории и выбора места для размещения рекреационных комплексов предоставляет аппарат многомерной статистики, в частности методы факторного анализа.

Методы факторного анализа в самом общем виде представляют собой матричные преобразования и исчисления. Изначальный этап – выбор единиц изучения и выделение признаков. Вся собираемая в ходе анализа информация представляется в форме таблицы данных, в которой строки соответствуют множеству территориальных единиц, а столбцы – множеству признаков, описывающих их экологическое состояние, рекреационное, народнохозяйственное значение и др. Такая форма позволяет провести балльную оценку территории по всему комплексу аспектов.

Проведение комплексной оценки методами факторного анализа предполагает пошаговое выполнение следующих процедур (этапов оценки):

1 шаг – выделение и группировку факторов (признаков), по которым ведется оценка;

2 шаг – определение интенсивности и уровня фактора (признака);

3 шаг – разработку критериев оценки и оценочных шкал;

4 шаг – проведение балльной оценки по каждому единичному фактору;

5 шаг – проведение комплексной балльной оценки по всей группе факторов;

6 шаг – ранжирование и категоризацию единиц территории с установлением их приоритета.

Первый вопрос, на который следует ответить перед проведением оценки, что должно быть выбрано в качестве территориальной единицы рассмотрения?

В существующих методиках рекреационной оценке подлежит ландшафт, его фрагменты. В географии ландшафт понимается как природный географический комплекс, в котором все основные компоненты: рельеф, климат, воды, почвы, растительность и животный мир находятся в сложном взаимодействии и взаимообусловленности, образуя единую неразрывную систему. Принимая “ландшафт” в качестве объекта изучения, важно сделать одно уточнение. Географическая трактовка ландшафта постоянно пытается “схватить”, но все-таки никак не “схватывает” одной тонкой, но исключительно важной материи, это эстетические (чувственно воспринимаемые) качества ландшафта. Эти качества, улавливаемые обыденными значениями слова “ландшафт”, остаются как бы в стороне (кроме географической трактовки слова “ландшафт” есть две другие:

1) общий вид местности;

2) картина, изображающая природу, то же, что пейзаж).

Для архитектора, имеющего дело с секретами пространственной организации естественно-искусственных объектов той или иной территории, который изучает её композиционные свойства, в том числе и эстетические, представляется более привычным и более продуктивным в центр внимания поместить понятие “места”. Слово “место в русском языке имеет универсальное значение, оно может обозначать очень маленькую территорию (угол комнаты, стул, циновку – “моё местечко”), и очень большую территорию (местность). В отличие от понятия “ландшафт”, сосредоточенного на физических (натуралистических) аспектах, понятие “место” содержит в себе и физико-географическое, и культурно-историческое значение (адекватно описать историческое место, скажем, Куликово поле, Поклонную гору и урочище Пазырык только в географических терминах невозможно), и феноменальные проявления (“дух места”). Таким образом, объект изучения – ландшафт, в его широком понимании, или иначе – место, его физико-географические, культурно-исторические, феноменологические характеристики.

Любое место, с точки зрения отдыха, рекреации, может привлекать и манить к себе, либо, наоборот, отталкивать. Назовем эти свойства местности аттрактивными (привлекающими) и репеллентными (отталкивающими) свойствами.

Аттрактивность –основное системное свойство рекреационных ресурсов, природных и культурно-исторических объектов, свидетельствующее об их рекреационной ценности.

Аттрактивность рекреационной деятельности – индивидуальная или групповая привлекательность занятий рекреационной деятельности и их сочетаний.

Аттрактивность места – фундаментальная его характеристика, которая со всей необходимостью должна изучаться и учитываться при проектировании рекреационных объектов и систем.

Специалисты в области рекреационной географии стремятся так или иначе охарактеризовать такую сторону ландшафтов, как их привлекательность. Они выделяют ряд критериев, по которым можно было бы её оценить. Например, А. Д. Волков и А. Н. Громцев считают, что ведущими признаками, определяющими рекреационное качество ландшафта, являются контрастность форм рельефа, мозаичность и типологический спектр лесов, наличие водных объектов, ягодных и грибных угодий, транспортная доступность.

Приведем в систему те проявления, что определяют аттрактивные свойства местности. Можно выделить три блока таких свойств: топологические, функциональные и эстетические свойства.

Привлекательны уникальные (индивидуальные, т. е. неповторимые) места, определяемые прилагательным “самый” (самый большой, самый высокий, самый глубокий и т. д.). К уникальной местности следует отнести любой зарегистрированный памятник природы, при этом, чем выше статус такого памятника, тем выше показатель его уникальности. Высокой привлекательностью обладают территории, где обычные рекреационные ресурсы сплетаются в редкий по богатству сочетаний клубок, к примеру: лес, озеро, река, горы, равнинные участки – все в одном месте. Здесь на первый план выступают мозаичные, композиционные свойства ландшафта. Значение имеет наличие и качество водных объектов – рек, озер, водохранилищ, древесной растительности – хвойных или смешанных лесов, куртин и рощ. Они обогащают пейзаж, насыщают цветовую гамму, создают дополнительные рекреационные возможности и, в целом, повышают привлекательность ландшафтов. Это топологические характеристики местности.

Учитывая утилитарные, потребительские запросы человека в отношении природы, к привлекательным следует отнести места, обладающие благоприятными условиями для любительских промыслов (грибной и ягодной охоты, рыбалки, непромышленной охоты на зверей и птиц и пр.) или для садово-дачного обустройства. Богатые фито- и зооресурсы – необходимое условие для любительских промыслов, плодородие почвы, наличие ровных площадок – условие для отчуждения территории под садово-дачную застройку. Это функциональные (утилитарные) характеристики местности.

Наиболее трудно формализуемой характеристикой являются эстетические качества места. Понятие “эстетика места”, применяемое здесь, отражает способность его воздействовать некоторым своими качествами на нервную систему человека, на психоэмоциональную сферу рекреанта. Определяющим является фактор возникновения положительных эмоций. Эстетические качества с большим трудом могут быть сформулированы и выражены в форме категорий, имеющих соответствующее значение для проектирования. Однако, несмотря на эти трудности, некоторые ученые считают, что именно эстетический подход к планированию ландшафтов будет вызывать в будущем самый пристальный интерес.

Что должно стать объектом исследования при изучении такой характеристики, как эстетические качества местности? По всей видимости, то, что давно волнует всех художников, изучающих и познающих по-своему этот мир, – пейзаж. “Пейзаж, который является особым местом проявления отношений между индивидуумом, обществом и окружающей средой, завоевывает в настоящее время социальный статут. Он становится одновременно объектом исследования и познания. Он все больше заставляет признать себя предметом сознательного созидания” – отмечает Реми Перельман, директор французского Национального агрономического института по проблемам пейзажа. Пейзаж стал объектом пристального внимания исследователей в странах старой Европы, Северной Америки, прежде всего в странах, индустриально развитых.

Самое общее значение слова “пейзаж” – вид какой-либо местности (в этом отношении “пейзаж” является синонимом обыденного значения слова “ландшафт”); в искусстве пейзаж – это изображение природы, например, картина, рисунок в живописи, описание природы в литературном произведении.  

В восприятии красоты природы принимают участие все наши чувства, при этом созерцание местности, ландшафта дает нам лишь часть того, что мы чувственно воспринимаем в нем. Между всеми видами чувственных восприятий (визуальное, аудитивное, тактильное, вкусовое, обонятельное), существует непосредственная внутренняя связь (синестезия – взаимодействие восприятий), без которой индивид в целом просто немыслим. И все же в восприятии ландшафтов или их живописных изображений – пейзажей, самая важная роль принадлежит зрению, которое, как известно, еще Платон вместе со слухом отнес к "высшим" чувствам, в отличие от низших (обоняния, вкуса и осязания). Высшие чувства называют также чувствами дальнего действия.

Пейзаж – самый доступный элемент природы. Его восприятие может происходить и с близкого, и с далекого расстояния. В этом отношении он является всеобщим достоянием, как, скажем, облик города или фасады зданий. Возможно, именно в силу всеобщей значимости такой характеристики места, как пейзаж, на изучение его в последние десятилетия обращены взоры многих специалистов. Пейзаж стал интересовать не только художников, но и градостроителей, географов, биологов.

Методы предлагаемых классификаций пейзажей основываются на разделении пейзажей на всё меньшие однородные единицы, которые описываются с большей или меньшей точностью. Описание этих единиц (катены, экотипы, урочища, интерьеры пейзажей) дает обширную информацию о пейзаже, которая может быть использована практически. Можно выделить три направления в анализе пейзажей: географическое, биологическое и архитектурное. Существует ряд работ, описывающих методики по отдельным направлениям. Каждое из направлений опирается на специфический аппарат, выработанный научной дисциплиной. Так, архитектурное направление решает проблему композиции в пейзаже, т. е. выявляет ценности, необходимые для его формирования.

Какие ценности будут играть главную роль в оценке пейзажа? Ценный пейзаж, прежде всего, должен отличаться высокой степенью естественности и малой насыщенностью вторичными элементами. Неизменённый природный пейзаж становится редким явлением на планете, ценность его непрерывно возрастает по мере исчезновения “белых пятен” и доступностью прежде недосягаемых мест. Особенно высокое значение он имеет для городского жителя, проживающего в окружении пейзажей из асфальта и бетона; горожане в наибольшей мере отчужденны от живой, девственной природы и воссоединяются с ней лишь в недолгие моменты загородного отдыха.

Точка  зрения

Следует согласиться с точным высказыванием одного из признанных экспертов по туризму Й. Криппендорфа: “Главную привлекательность туризма составляют не отели, канатные дороги, подъемники и бассейны. В центре внимания, как и прежде, находятся эстетические свойства ландшафта. Его своеобразие, красота, способность воздействовать на чувства и эмоции людей играют решающую роль. Значение же инженерных сооружений часто переоценивают. В конце концов, они только средства достижения цели и служат для того, чтобы удобней и полней можно было пользоваться природой и ландшафтом”.

Особенно заметный вред природному пейзажу наносят элементы антропогенного происхождения, резко нарушающие его композиционную целостность. Назовем это явление захламленностью естественных пейзажей антропогенным мусором. Захламленность пейзажей – одна из очевидных репеллентных характеристик местности.

Ценностными признаками пейзажей, которые могут воздействовать на чувства, настроения, на физическое и психоэмоциональное состояние человека, по мнению некоторых исследователей (в первую очередь, медиков и психологов), являются цвет, яркость, форма, пространственная структура объектов в границах полей зрения.

Большое значение имеет такая характеристика, как многоплановость пейзажа. Один пейзаж может отличаться от другого мерой “выявленности” пространства, насыщенности изобразительными предметами. В фотографии, как и в живописи, существует градация: крупный план – средний план – далекий (мелкий) план.

Панорама, в противовес портрету, – это большое число обозреваемых предметов, наличие нескольких изобразительных планов, выбираемых зрителем произвольно. Чем выше степень “панорамности” пейзажа, тем потенциально больше “изобразительных картин (планов)” оказывается в поле зрения человека. Многоплановость является сущностным признаком, наряду с цветофактурными качествами, живописности пейзажей. Не напрасно считается, что горные территории по живописности намного превосходят равнинные. Поэтому столь значимо, имеются ли на оцениваемой местности возвышенные места – вершинные части хребтов, перевалы и пр., способные служить точками панорамного обзора. С высоких точек открывается возможность обозревать величие, мощь и красоту горных сооружений. Обрывы, скалы, осыпи, курумы, каньоны горных рек, пороги, водопады и т. п. оказывают сильное эмоциональное воздействие на зрителя и, зачастую, навсегда остаются в памяти человека.

Особенно привлекательны места, где на одной панораме можно обозревать различные, контрастные ландшафты – горы и равнину, лес и степь, пестроцветные альпийские луга и снежные вершины.

Аттрактивные свойства ландшафтов – ключевая характеристика, определяющая рекреационный потенциал места. Она охватывает такие важные значения: отдыхая здесь, я могу “проделывать” – купаться, кататься с гор, удить рыбу (функциональные), изучать особенности местности (топологические), любоваться природой (эстетические).

Наряду с аттрактивными, местность может обладать репеллентными свойствами. Высокая доля репеллентных свойств способна снизить рекреационный потенциал места до нулевой отметки. К репеллентным качествам места следует отнести высокую насыщенность опасными и вредными для человека животными и растениями (насекомыми-переносчиками, к примеру, энцефалитными клещами, ядовитыми пресмыкающимися или растениями, животными-людоедами), в горах к ним следует причислить высокую вероятность каменных осыпей, селей, схода снежных лавин. Наличие гнуса (мошки, комаров, слепней, мух) также заметно снижает привлекательность территории для отдыха. К опасным следует отнести и геохимические аномалии местности (природный радиоактивный фон, естественные химические загрязнения и пр.).

Аттрактивность ландшафта, пусть ключевая по позиции, но все же одна лишь из оценочных категорий, необходимых для проведения комплексного анализа рекреационного потенциала территории. При комплексной оценке местности необходимо учесть её медико-географические и физико-географические характеристики, культурно-историческое значение, микроклиматические особенности, доступность для рекреантов.

Планировочная организация любого рекреационного комплекса имеет прямое отношение к состоянию природы, которую этот комплекс “потребляет”, несовершенная градостроительная структура с критическим состоянием ее элементов может стать главной причиной деградации природной среды. В качестве планировочных факторов, усиливающих антропогенный пресс, могут быть названы следующие: изрезанность природного ландшафтного фона густой инфраструктурной сетью, что служит условием нарушения территориальной целостности живого вещества в природе; размещение агрессивных планировочных элементов в ценных средопродуцирующих и средозащитных ландшафтах; превышение мощности планировочных элементов сверх предела устойчивости природных ландшафтов; необоснованная поляризация планировочной структуры, не учитывающая свойства и особенности различных природных комплексов.

Для экологически ценных ландшафтов можно декларировать следующий принцип градостроительного формирования рекреационных объектов и систем – чем выше экологическая ценность ландшафта, тем меньшим должно быть антропогенное вмешательство, следовательно, тем меньше по величине и мощности должен быть рекреационный центр, тем отчетливее должны быть определены природоохранные мероприятия в ходе архитектурно-градостроительного проектирования. Крупные рекреационные комплексы должны быть намеренно приближены к территориям с высокой степенью урбанизации, они будут тяготеть к городам, большим посёлкам, особенно значимо, если при этом населенное место обладает памятниками истории и культуры и представляет интерес для развития познавательного туризма.

Полноценное сохранение природы немыслимо без самого бережного отношения к природному пейзажу. Дизайнеру или архитектору, занятому проектированием рекреационных объектов и систем, без сомнения, сегодня совершенно необходимо стать художником-пейзажистом. Естественный пейзаж есть высочайшая ценность сегодня и в будущем. В процессе рекреационного освоения его неизбежные видоизменения, воспринимаемые визуально, должны быть локализованы и ограничены, а захламленность антропогенным сором в пределах ценных видовых картин сведена к минимуму. Такой подход, надо надеяться, станет приоритетным по исходной аксиологической установке в средовом дизайне ХХI века.

Проблемы выделения рекреационно-привлекательных территорий (на примере Дальнего Востока)

(по О. В. Калашниковой)

При психолого-эстетическом исследовании территории оценивается эмоциональное воздействие свойств природно-территориального комплекса (ПТК) или его отдельных компонентов на человека. Методика этой оценки отличается чрезвычайной сложностью и в настоящее время слабо разработана. Одна из главных методических проблем связана с выявлением потенциально привлекательных с эстетической точки зрения территорий для дальнейшей, более детальной оценки и проектирования. В связи с тем, что мелкомасштабное сплошное оценивание и картирование не рационально, необходимы другие способы, позволяющие камерально выявить территории, пригодные для осуществления рекреационной деятельности, и рассматривать их при более детальных исследованиях.

В настоящее время определены некоторые критерии эстетичности, признаваемые рядом исследователей, так называемые показатели общей внушительности пейзажа, проанализировать которые можно на основе анализа современных физико-географических особенностей региона и условий его формирования.

Ниже приведен краткий анализ наиболее часто упоминающихся показателей.

1. Внешнее пейзажное разнообразие. Рассматривается рядом авторов как количество одновременно видимых ПТК, величина горизонтального и вертикального угла восприятия пейзажей, глубина перспективы, степень расчлененности линии горизонта, а также обилие мест, откуда открываются внешние по отношению к данному ПТК пейзажи. Проявление этого показателя обеспечивается характерным для геоэкотона интенсивным геопотоком, возникающим между граничащими геосистемами и, следовательно, особенностями ландшафтной структуры территории.

2. Следующий показатель – внутреннее пейзажное разнообразие – отражает главным образом свойства оцениваемого комплекса и “складывается из суммы вертикального и горизонтального разнообразия”. При этом горизонтальное разнообразие определяется частотой смены пейзажей, воспринимаемых во время прохождения маршрута, а вертикальное – многоплановостью их структуры. Данное свойство обеспечивается яркой внутренней динамикой геосистем в пределах переходных зон. Здесь ведущая роль принадлежит характерному для геоэкотонов, краевому эффекту – увеличению разнообразия и плотности разнородных объектов, в частности живых организмов. Конкретное проявление горизонтального разнообразия определяется частыми перегибами рельефа, изменением полноты древостоя (открытые, полуоткрытые, закрытые лесные пейзажи), а вертикальное разнообразие – ярусностью древостоев, разницей высотных отметок.

Наиболее ярко оба этих свойства проявляются в зоне контакта природных сред (минеральной, водной и воздушной) т. е. на побережьях и в горных районах.

3. Временная контрастность или “сезонная аспектность” – изменения растительного фона, проявляющиеся чаще, чем раз в вегетационный период. Проявление этого показателя возможно в случае, когда кроме сезонных изменений метеорологических элементов наблюдаются более локальные во времени изменения. Подобная ситуация наиболее типична для зон контакта различных типов воздушных масс. И особенно ярко сезонная аспектность проявляется когда территориально они соответствует зонам контакта различных природных сред.

4. Уникальность как “степень встречаемости или неповторимости объектов и явлений”. Переходные зоны отличаются качественно иными законами развития по сравнению с однородными территориями. Причем в области перекрытия можно найти природные объекты и целые ПТК, которых нет в других регионах мира.

5. Одного порядка с предыдущим показателем – экзотичность – степень контрастности места отдыха с местом постоянного жительства. Это наиболее субъективный из перечисленных показателей. Однако если учесть уникальность природы геоэкотонов, экстремальность их условий для проживания (за исключением морских побережий), то можно определить переходные зоны как экзотичные для большинства потенциальных потребителей рекреационных ресурсов.

Таким образом, ландшафтные экотоны можно рассматривать как территории с высоким рекреационно-эстетическим потенциалом природных комплексов. Привлекательность “переходных зон” или “контрастных сред” для туристов подтверждается социологическими исследованиями. Так в США изучение распределения туристов по участкам национальных парков показало, что наиболее высокий притягательный эффект имеют краевые зоны (особенно на равнинных территориях) – пограничные полосы между двумя разнородными средами (вода – суша, лес – поляна, холм – равнина). Однородные территории, напротив, производят отталкивающий эффект.