Россия между Европой и Азией, Западом и Востоком

Расположение территории России на двух континентах оказало огромное влияние на развитие российской истории. Спор о том, принадлежит ли Россия европейской или азиатской цивилизациям или является самобытной цивилизацией, идет не одно столетие и конца ему не видно.

Киевская Русь испытывала значительное византийское влияние, особенно после принятия христианства. Древнерусское государство, особенно Великий Новгород, считало себя частью европейского мира, стремилась занять в нем достойное место, и преуспело в этом стремлении. После распада Киевской Руси часть русских земель оказалось под властью Золотой Орды, другая часть в Литовско-Польском государстве, примкнувшем к европейскому миру. Это первое раздвоение исторической судьбы восточно-славянских народов превратился в постоянный фактор геополитики с XIII  по  XX вв. при всей противоречивости оценок татаро-мангольского влияния на российскую историю, несомненно одно: присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств радикально изменило геополитическое положение России в мире. Она стала крупной державой мира, в ее руках оказались важные стратегические пути, соединявшие Европу и Азию, Россия стала не только европейской, но и азиатской страной.

Однако московские князья, собрав к концу XVв. Большинство русских земель в единое государство, избавившись от золотоордынского подчинения, не провозгласили себя наследниками Золотой Орды или частью Европы. Они нашли свой вариант обоснования нового геополитического статуса Москвы в мире на свет появилась идеология «Москва – третий Рим», утверждая, что все православные царства сошлись в Московском государстве, которое стало «третьим Римом», а четвертому Риму не бывать. В идее старца Филофея содержались и мессианские молитвы: бог избрал российское государство и его царей в качестве наследника Византии, центра православного мира, его хранителя и защитника. Эта идея легла в основу реальной политики России.

Многовековая борьба против католической Европы, Османской империи и осколков татаро-монгольской державы проходила под флагом защиты православия.

С середины XVI в. новое раздвоение России: географически она движется в сторону Азии, а в культурном отношении тянется к Европе, несмотря на враждебное отношение ее к московскому государству.

Особенности геополитического положения России требовали синтеза восточного и европейского цивилизационных начал, поэтому в истории России ощущается  их борьба, усиление одного начало и ослаблении другого, их взаимовлияние и переплетение, иногда удачное, иногда уродливое. Эти особенности геополитического положения и цивилизационного развития недостаточно учитывались или вовсе игнорировались при осуществлении модернизации России. Все проекты реформ  в России, начиная от ПетраI до Столыпина, имели европейское происхождение и ставили своей целью догнать Европу в экономической, культурной и других сферах. Признавая силу и мощь России, Европа рассматривала ее как варварскую, дикую, нецивилизованную, не Европейскую страну, сопротивлялась расширению российского влияния в Восточной и Юго-Восточной Европе. Последствия модернизации внутри страны были более противоречивыми и даже трагичными. Начиная с петровских реформ, российское общество все более разделялось в своем отношении к европейским ценностям. Верхи общества становились все более европейскими, преклонялись перед Западом, а низы воспринимали все европейские нововведения как чужие, враждебные, ненужные.

Евразийская концепция

Объединителем Евразии выступает тот этнос, который владеет степью. В истории такую роль сыграли гунны тюрки, монголы, а после них Россия. Территория России (СССР) совпадает с границами империи Чингиз-хана, она является наследницей Золотой Орды. Россия-Евразия – это специфический географический и цивилизованный мир, ни европейский, ни азиатский, а имеющий неповторимую историческую и географическую индивидуальность.

Евразийцы отрицали наличие единой общечеловеческой культуры, выступали против насаждения ее в мире и в России. Как и славянофилы, они осуждали европеизацию России и считали, что она приводит к деформациям и смутам. Европу многие евразийцы считали врагом России.

Народы России(СССР) евразийцы характеризовали как особый этнический тип, близкий и к европейскому, и к азиатскому, но не совпадавший с ними. По мнению евразийцев, Россия считает в себе признаки центра мира и периферии его, объективно предрасположена и к интеграции и к изоляции.

«Цивилизация нового типа»

В советский  период проблема Восток- Запад решалась, прежде всего, в идеологическом ключе. Запад был врагом, СССР-центром мирового революционного движения, защитником всех угнетенных империализмом народов.

В то же время советские руководители, запретив геополитику, нередко руководствовались геополитическими соображениями. Присоединение Бессарабии, Западной Украины и Западной Белоруссии, Прибалтики, Кенигсберга, возвращение Южного Сахалина, война с Финляндией и военный конфликт в Монголии – это вряд ли можно уложить  в классовые принципы.

Превращение Восточной Европы в советскую сферу влияния отвечало не только классовым целям СССР, но и отражало традиционное стремление России к доминированию в этом регионе, обусловленное национальными геополитическими интересами страны. Модернизация страны, проведенная большевиками, как и марксисткая идеология, были западного происхождения. Но они были приспособлены к российским условиям, приняты значительной частью населения как свои, а никак «чужие». Разрыв между верхами был ликвидирован.  Использовались такие традиционные черты российского национального характера, как солидарность, коллективизм, самопожертвования во имя общего блага и т. д. к ним добавлялись новые высокие мотивы: интернационализм, особая историческая миссия советского народа, как строителя коммунизма, победителя фашизма и т. д.

Государственность, формы собственности, методы управления, социокультурная жизнь, психология, морально-этические нормы, роль идеологии, культ вождя- эти и другие черты советской системы, по мнению многих исследователей, больше соответствуют типу восточной, чем западной цивилизации.

Если преодолеть идеологическую риторику, то Российское государство ценой революции сумело восстановить свой геополитический статус. После распада СССР высшая номенклатура обратилась к демократии и рынку. Но требуется доказать, что Россия может повторить западноевропейский путь.