Сравнительный анализ демографической политики Китая с Россией

Демографическая политика в России коренным образом отличается от демографической политики в Китае и направлена на увеличение миграции в Россию, увеличение рождаемости и снижение смертности.

Демография, включающего в себя в качестве основного компонента программу «материнского капитала», а также пособия и льготы по рождению ребенка. В демографической политике в России участвуют политические партии и общественные организации, выдвигающие собственные проекты улучшения демографической ситуации.

Группой депутатов в Думу внесен законопроект о выплате родителям зарплаты за воспитание собственного ребенка.

Государственная демографическая политика в России повторяет политику Западной Европы по преодолению демографического кризиса. Ее основой является материальная помощь матерям, имеющим детей, в виде пособий и льгот. Размер этих пособий не идет, ни в какое сравнение с реальными расходами на рождение и воспитание детей и не может оказать влияния на решение семьи завести дополнительного ребенка.

Концепция демографического развития Российской федерации изложена в одноименном документе, подготовленном Минтрудом России, Минфедерации России, Минздравом России с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утвержденном председателем правительства М. Касьяновым 24 сентября 2001 г. Сутью Концепции является политика замещения коренного населения России иностранными мигрантами. 9 октября 2007 года принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Согласно этому документу, демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения (что никак не влияет на демографическую ситуацию), сокращение уровня смертности, стимулирование рождаемости путем государственной поддержки семей, уже имеющих детей, стимулирование опасной для самого существования русского народа миграции, сохранение и укрепление здоровья населения. Концепция не учитывает фундаментальные причины снижения рождаемости в индустриально развитых странах. Она не использует механизмы, которые обеспечивали высочайшие темпы прироста населения в России вплоть до 30-х годов прошлого века и обеспечивают такие же темпы роста населения во всех т.н. развивающихся стран. Там не было и нет никаких государственных мер по поддержки семей, имеющих детей, а население растет вопреки государственным мерам по сокращению рождаемости. Причиной этого была (и остается в странах с преимущественно нерыночной экономикой) материальная заинтересованность крестьян в детях-работниках единоличного хозяйства. Бесплатность людей для общества и работодателя при высокой их стоимости для родителей и является единственной причиной демографического кризиса (низкой рождаемости) в мире. Таким образом, само капиталистическое государство и является источником проблемы, которую пытается решить (или делает вид, что пытается решить).

Существует два пути кардинального улучшения демографической ситуации. Первый путь – это переход к индустриальным способам производства людей, найму работниц для рождения детей с конкурентоспособной зарплатой и с дальнейшим воспитанием детей в государственных воспитательных учреждениях (детских домах, домах ребенка, интернатах). Другими словами, полное упразднение семьи в качестве предприятия по воспроизводству человека и передача этой функции всецело в руки государства.

Наряду с государственной демографической политикой по увеличению населения России, в стране проводится эффективная иностранная политика по сокращению населения нашей страны. Меры по сокращению населения путем распространения контрацепции, абортов, стерилизации имеют государственную поддержку едва ли не большую, чем меры по стимулированию рождаемости. Эти меры поводятся в соответствии с международными обязательствами России в области планировании семьи (например, в соответствии с Каирской декларацией). Желательность сокращения коренного населения России всячески пропагандируется в средствах массовой информации Академией наук, Госдумой принимаются законы, способствующие уменьшению рождаемости.

За последние двадцать лет западом на мероприятия по контролю над рождаемостью в России было израсходовано 370 миллионов долларов [14]

В современной России очень часто наблюдается смешение социальной, демографической и семейной политики, что является огромным препятствием на пути построения грамотной управленческой системы по преодолению депопуляции.

Будучи направленной на поддержку семьи, улучшение условий ее жизнедеятельности и т. д., семейная политика может параллельно способствовать достижению целей демографической политики.

Последнее президентское послание особенно важно, так как именно с него берет начало собственно демографическая политика в России. Все предыдущие инициативы, включая пресловутый «материнский капитал», повышение детских пособий, проведение «Года семьи», компенсацию родительских расходов за пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и т.д., справедливо отнести к проявлениям социальной и семейной политики.

Перечисленные выше управленческие решения в лучшем случае стимулировали увеличение доли двухдетных семей, что, при условии успешности данных мер, лишь замедляло темпы депопуляции, но отнюдь не способствовало даже простому воспроизводству населения, т.е. элементарному замещению поколений.

И только с момента оглашения последнего президентского послания можно говорить о первых инициативах в рамках непосредственно демографической политики:

предложение о выделении земельных участков семьям, начиная с третьего ребенка;

дополнительные налоговые преференции многодетным семьям;

поддержка просемейной социальной рекламы, популяризирующей позитивный образ трехдетной семьи.

Принципиальное отличие последнего президентского послания - акцент на стимулировании рождения третьего и последующих детей.

Именно среднедетная модель рождаемости (3–4 детей) является минимально необходимой для расширенного воспроизводства населения, что кардинально отличается от китайской модели: «одна семья – один ребенок».

Таким образом, озабоченность власти демографическими проблемами была неоднократно и однозначно продемонстрирована. Более того, из всех вышеперечисленных условий это, пожалуй, единственное, которое столь последовательно соблюдается на протяжении последних нескольких лет.

Считается общепринятым, что расходы на прямые финансовые выплаты семьям не должны быть менее 2% от ВВП.

В России отношение расходов на семейные (детские и материнские) пособия к величине ВВП сократилось с 0,98% в 1996 г. до 0,4%, вместо предусмотренного «Основными положениями государственной семейной политики» роста до 2,2% [16].

В сравнении со среднеевропейским уровнем расходы России на семейные пособия в 8–10 раз меньше, чем в европейских странах

Примечательно, что в ряде скандинавских стран (Дании, Финляндии, Швеции), добившихся во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. существенного повышения показателей рождаемости, доля расходов на семейную политику была самой высокой в Европейском Союзе и превышала 4% ВВП.

При этом расходы на семейную и демографическую политику не должны ограничиваться указанными объемами финансирования материального стимулирования рождаемости и должны включать обеспечение целого ряда мер в области информационного сопровождения, образования, жилищной и градостроительной политики, организационного и научно-исследовательского обеспечения, а также иных сегментов указанной политики [15].

По сведениям ФПС основная масса китайских мигрантов прибывает в Россию легально, т. е. имея документы на пересечение границы. Проблема состоит в том, законным ли образом они получили эти документы

Китайская государственная стратегия глобального внешнеэкономического наступления под девизом «Идти вовне» ориентирована, помимо прочего, на увеличение иммиграции граждан Китая в другие страны. Еще недавно Россия не входила в число стран, куда китайцы хотели уехать в поисках лучшей доли. В последние годы ситуация стала быстро меняться. В ходе первого раунда российско-китайских переговоров по вопросам вступления России в ВТО китайская сторона выдвинула требование о снятии барьеров для въезда в РФ китайских торговцев и предоставлении им равных прав с российскими предпринимателями.