Схема функционирования экономики региона

В дореформенный период основным звеном организации производства была отрасль. За обеспечение народного хозяйства определенными видами продукции ответственность несло то или иное отраслевое министерство. Это самая нехитрая и самая неэффективная система управления производством. Каждый регион добивался размещения на своей территории строительства новых крупных промышленных объектов, так как это предвещало и развитие социальной инфраструктуры и прочее. В 70-х годах структура управления изменилась, появились производственные объединения, находящиеся в разных территориально-административных образованиях. Но это осложнило территориально-отраслевое взаимодействие.

Переход к рыночным отношениям в первую очередь затронул отношения собственности. Нормальный рынок невозможен без многообразных форм собственности, конкуренции, новых экономических структур и форм предпринимательства. Чтобы рыночная экономика начала эффективно функционировать, в каждом регионе должна быть создана критическая масса активных рыночных субъектов – частных, кооперативных, акционерных, совместных предприятий (мин.30-40% до 70-80%). Вместе с тем наличие государственной собственности необходимо, прежде всего, в сферах, связанных с воспроизводством национального богатства страны, с укреплением обороноспособности, с бесперебойной работой транспорта, энергетики и др. отраслей, обеспечивающих жизнеспособность народного хозяйства.

Их объединяет то, что они работают на реализацию целей общегосударственного уровня.

Роль госпредприятий существенно различается в различных регионах страны (в северных и восточных целесообразно усилить роль госсектора).

Собственность субъектов – тоже государственная, но находится в управлении субъектов и на их содержании.

Муниципальная собственность – тоже государственная, но находящаяся в оперативном управлении местной администрации. Промышленные предприятия местного значения, объекты производственной и социальной инфраструктуры региона, непосредственно связанные с обслуживанием населения.

Негосударственная частная собственность – малые и средние предприятия, акционерные общества. Акционерная форма открывает возможности взаимодействия негосударственных предприятий и местных администраций.

Отраслевой принцип управления экономикой, слабая увязка отраслевого и территориального управления привели к тому, что главные экономические пропорции развития в рамках теории расширенного воспроизводства исследовались с позиций народнохозяйственного уровня (либо по республикам) Региональный воспроизводственный процесс практически не был предметом исследования и его отличительные особенности не учитывались[1].

Управление на региональном уровне сводилось к разработке комплексного плана социально-экономического развития, как бы миникопию нархозплана, а точнее набор разрозненных решений, принимаемых различными структурами системы управления, часто несбалансированные между собой. Результаты исследований не воспринимались экономической практикой, т.к. по законам централизованного управления экономикой власть была сосредоточена в руках отраслевых министерств, по сути, являвшихся государственными монополиями с вертикальным управлением.

Госстатистика также ориентирована на потребности отраслевого планирования и не отражала параметры регионального процесса воспроизводства и его эффективность. В 60-е годы началась разработка межотраслевых балансов производства и распределения продукции регионов.

Разработка межотраслевых балансов по отдельным регионам послужила толчком к зарождению современной науки о региональной экономики.

Чтобы говорить о схеме функционирования экономики региона, необходимо представлять, какими показателями она измеряется и какими методами рассчитывается.

Обобщающие показатели совокупный общественный продукт (общий объем производства материальных благ и услуг в отраслях материального производства, его отраслевая и стоимостная структура).

Чистая продукция региона – вновь созданная стоимость. Основная характеристика измерения эффективности региональной экономики.

Использованный национальный доход (доля региона в потреблении.)

Конечная продукция региона – часть совокупного общественного продукта, которая обеспечивает формирование фонда потребления, накопления и возмещения использованных основных фондов, а также уходит за пределы региона, т.е. в нее входит часть промежуточного продукта, которая уходит и используется за пределами региона. Поэтому конечный продукт в стране меньше суммы конечных продуктов регионов.

Необходимый и прибавочный продукт. Зарплата и выплаты типа зарплаты. Прибавочный – прибыль, налог на добавленную стоимость и различные платежи за используемые ресурсы[2].

Показатели эффективности. Частные – материалоемкость, фондоемкость, трудоемкость – удельные затраты на производство единицы продукции.

Но в условиях перехода к новой системе управления, когда ответственность за создание условий жизнедеятельности ложится на региональные органы власти появились новые подходы к определению эффективности. Соотношение между произведенной чистой продукцией и использованными для ее получения ресурсами. Этот показатель хорош, когда ответственность региональных органов власти сочетается с конкретными полномочиями и возможностями реализации своих функций.

Функции управления региональных органов власти – создание сбалансированной пропорциональной системы, т.е. процесс управления развитием региона есть формирование региональных пропорций.

Можно выделить 6 групп пропорций (в зависимости от характера взаимосвязей между элементами воспроизводственного процесса).

-   общеэкономические пропорции (фонд накопления и фонд потребления, производственной и непроизводственной сферой, производственными и непроизводственными капвложениями, затраты и результаты общественного труда). Региональные органы не могут непосредственно управлять процессом их формирования, но на основе прогноза могут предупреждать появление диспропорций.

-   структурные пропорции (районообразующие и вспомогательные отрасли, добывающие и перерабатывающие отрасли, сельское хозяйство и переработка, потребность в транспорте и развитие транспорта).

-   социально-экономические пропорции (личное и общественное потребление, платежеспособный спрос на рынке и предложение, численность населения и жилищное хозяйство) - отражают уровень жизни.

-   экономико-демографические пропорции (прирост и выбытие трудовых ресурсов, численность занятого и неработающего населения, трудовыми ресурсами и наличием рабочих мест, городским и сельским населением).

-   экономико-экологические пропорции (эксплуатация и воспроизводство природных ресурсов, сырьевым потенциалом и производственными возможностями и т.д.).

-   финансово-экономические пропорции. Они лежат в основе механизма управления региональной экономикой (произведенной чистой продукцией и использованным на территории региона национальным доходом, бюджетом региона и необходимыми ресурсами, доли налогов и платежей, поступающих в федеральный и региональный бюджеты, внутренними и внешними финансовыми источниками и др.)

Финансово-экономическим пропорциям принадлежит решающая роль в объединении всех пропорций в систему, образующую региональный воспроизводственный процесс. Региональные пропорции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Установление прямых и косвенных связей между ними и механизма их проявления и составляет основу управления регионом.

Управление фин. ресурсами включает:

- Разработку регионального бюджета.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления[3].

- Доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов различают.

- Налоговые доходы, неналоговые доходы.

Налоги бывают трех уровней Федеральные, региональные, местные. Региональные - налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду, сбор на нужды образовательных учреждений, сбор за регистрацию предприятий.

- Расходы бюджетов.

Главные составные части расходов бюджетов - текущие и капитальные. Статьей 69 определены формы расходов бюджетов. Они бывают в виде различных ассигнований, трансфертов населению, субвенций и субсидий, инвестиций, ссуд, дотаций и кредитов[4].

Региональный бюджет - становится основным источником финансирования развития социальной сферы и инфраструктурного обустройства региона. Доходная часть находится в прямой зависимости от эффективности хозяйственной деятельности в регионе.

Но собственные бюджетные средства региона не являются единственным финансовым источником для функционирования экономики региона. Поэтому разрабатывается финансовый баланс региона. Цель - определение масштабов финансовых ресурсов и источники финансирования. В него включаются как региональные бюджетные средства, так и внебюджетные (из бюджетов другого уровня, заемные средства и т.д.).

В доходной части - пять основных групп источников, различающихся механизмом образования[5]:

доходы, образующие местный бюджет (нормативы регулируются государством - федеральный уровень);

рентные платежи за используемые природные ресурсы;

поступления из вышестоящих бюджетов, определяемые долей региона в использовании средств, связанных с реализацией функций государства (пенсии);

внебюджетные средства как результат вторичного распределения доходов предпринимателей и населения, образуемые на добровольной основе;

заемные средства, привлекаемые для развития рынка и рыночных отношений в регионе.

Можно сделать и другую классификацию доходной части баланса: - собственные средства, заемные средства и средства из других бюджетов:

-   платежи из прибыли предприятий и организаций, налоги с населения;

-   долгосрочные и краткосрочные кредиты;

-   средства при перераспределении вышестоящих бюджетов.

Расходная часть финансового баланса охватывает затраты, связанные с расширенным воспроизводством, с финансированием социальной сферы и с обеспечением участия в формировании финансовой базы других государственных экономических структур (вышестоящих бюджетов).

И ряд других функций финансовой системы региона - мобилизация свободных ресурсов, контроль за соблюдением пропорций и др.

Итак, основным элементом функционирования экономики региона уже в переходный период становятся финансово-кредитная система.

Ее основным составляющими (и источниками) являются – федеральный и местный бюджеты, предприятия и организации различных форм собственности, финансово-кредитные учреждения, население, иностранный капитал.

Расширение экономических прав субъектов позволяет формировать активную региональную финансовую политику.

Поскольку влияние переходных процессов на региональное развитие по пяти основным направлениям вы хорошо представляете, давайте рассмотрим региональную социально-экономическую динамику.

Направления анализа региональной экономики

Анализ различных аспектов экономики региона проводится с целью диагностики проблем и разработки тактики и стратегии регионального развития. Для анализа экономики регионов первого ранга (субъекты федерации) используются в основном те же макропоказатели, что и для анализа национальной экономики. Это валовой внутренний продукт, доходы населения, с учетом их покупательной способности, национальное богатство, сосредоточенное на территории региона, в том числе потребительское имущество. Для межрегиональных сопоставлений эти данные берутся в расчете на душу населения, одного трудоспособного или занятого. Стоимостные показатели сопоставляются с темпами инфляции.

В настоящий момент отечественными и зарубежными исследователями накоплен определенный опыт анализа социально-экономического положения регионов. Так, в США одной из распространенных форм оценки социально-экономического положения штатов и городов является ежегодная разработка так называемых статистических карт, содержащих четыре обобщающих индекса индекс экономической эффективности, индекс деловой жизнеспособности, индекс потенциала роста, налогово-фискальный индекс.

Получил распространение метод анализа региональной экономики через сравнение конкурентных преимуществ. В этом случае оценка уровня развития территории производится на основе таких критериев как доступ к ресурсам, географическое положение, квалификация рабочей силы, наличие и стоимость помещений, развитие региональной финансовой системы, политика местной администрации, качество жизни. Вместе с тем, механическое использование этого опыта не представляется целесообразным, так как ориентация только на традиционные статистические показатели (уровень безработицы, производительность труда, объем промышленного производства и т.д.), без учета специфики их интерпретации, не позволяет в полной мере отразить объективные особенности трансформирующейся экономики[6].

В российской экономической науке существенный вклад в развитие представлений о методах прогнозирования и моделирования территориальной социально-экономической динамики внесли работы представителей научной школы Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (В. П. Бусыгина, Б. Н. Киселева, Л. И. Полищука, В. И. Суслова, А. С. Маршаловой, Н. И. Лариной, и др.), под руководством академика А. Г. Гранберга. В качестве объекта исследования, здесь, как правило, выступают крупные территориальные объекты области, республики, экономические районы.

В работах представителей научной школы, сформировавшейся в институте экономики УрО Ран, подробно раскрываются концептуально взаимосвязанные подходы к статистической оценке социально-экономического потенциала и уровня экономической безопасности региона, глубоко обоснованы статистические методы выявления депрессивных территорий, оценки социально-экономических последствий сокращения объемов выпуска градообразующих предприятий. Отличительными чертами оценки социально-экономического потенциала региона являются интегральный подход к определению содержания потенциала, включающего материальные, финансовые, трудовые и другие формы нематериальных ресурсов. Близкий методологический подход используется для оценки уровня экономической безопасности. выявление депрессивных территорий осуществляется на основе расчета обобщающих индикаторов экономического состояния, финансового состояния и уровня жизни населения, характеризующих основные территориальные подсистемы. Анализ последствий сокращения объема выпуска градообразующих предприятий также строится на основе комплексной оценки его влияния на три вышеназванные территориальные подсистемы.

Обобщение накопленного опыта позволяет сделать вывод о существовании инвариантных элементов содержания анализа социально-экономического развития региона. Ими являются[7]:

- анализ развития региона как элемента социально-экономической системы страны;

- анализ экономического развития региона;

- анализ социального развития региона;

- интегральная оценка уровня социального и экономического развития региона.

В ходе анализа развития региона как элемента социально-экономической системы страны выявляется историческая преемственность его внешних функций, степень асимметричности регионального развития, особенности экономико-географического положения и роль региона в развитии национальной экономики и национальной системе расселения.

Анализ экономического развития региона как самостоятельного хозяйствующего субъекта предполагает оценку темпов экономического роста, анализ структуры экономики региона, анализ финансово-экономической эффективности хозяйственной деятельности региона в целом и ключевых подсистем региональной экономики.

Анализ социального развития включает в себя характеристику ситуации в сфере занятости, и сравнительную оценку качества жизни населения региона. Важность сравнительной оценки качества жизни населения определяется высоким влиянием на социально-психологический климат в регионе субъективных оценок о минимально необходимом уровне удовлетворения потребностей[8].

Интегральная оценка уровня социального и экономического развития позволяет обобщить полученную информацию в форме нескольких интегральных показателей, что позволяет формировать различные рейтинговые системы, осуществлять сравнительные сопоставления, выделять ключевые проблемы регионального развития.