Территориальные различия экономической преступности по федеральным округам РФ

Характеристика экономических правонарушений и преступности по федеральным округам и Сибирскому федеральному округу

Национальные интересы России в сфере экономики, являются ключевыми. На рубеже XX-XXI вв. закономерную тревогу вызывает фиксируемый уголовной статистикой рост экономических преступлений. Оценивая картину в целом, можно сказать, что объем преступлений в сфере экономической деятельности в соотношении ко всей современной преступности пока не велик, но криминализация этой сферы имеет устойчивый поступательный характер [19, С. 105-106].

Исходя из вышеизложенного, прежде чем приступить к анализу территориальных различий преступности в теневом секторе экономики по регионам России, следует описать, как изучается в целом преступность в разных субъектах нашей Федерации.

Изучение преступности в целом по стране без раскладки по регионам, её составляющим – достаточно обезличенный процесс. Высокий уровень преступности в одних субъектах Федерации при изучении средних величин гасится низким в других, не видна вариация признака по регионам, нивелируются важные различия, необходимые для определения стратегических мер профилактики и борьбы с преступностью [35, С. 62-63].

Традиционно в одних регионах России группируются относительно высокие показатели преступности, а в других достаточно низкие, хотя, естественно преобладают показатели близкие к средним. В связи с этим возникает вопрос, являются ли сходными тенденции преступности в различных субъектах Российской Федерации или преобладают местные условия, и динамика преступности в регионах носит существенно отличный характер. Простой способ проверить это заключается в совместном рассмотрении временных рядов преступности во всех субъектах РФ. Если ряды, несмотря на реальный уровень преступности, изменяются синхронно (наблюдается либо общий подъем, либо общий спад), то можно говорить о том, что преступность в субъектах РФ имеет общую тенденцию.

Таким образом, можно сделать вывод, что преступность в субъектах РФ имеет тенденцию параллельного, или синхронного, изменения, при этом имеют место общие, более или менее выраженные подъемы и спады [35, С. 66-67].

В связи с вышеизложенным следует рассмотреть следующее.

Охарактеризовать количество правонарушений и преступности по федеральным округам, до 2007 года, так как статистические данные в нашей стране по этим показателям доступны только до этого периода.

Прежде чем приступить к описанию динамики преступлений по округам, следует показать, как изменялись данные по России в целом и по регионам [27].

Динамика изменений количества экономических правонарушений в России приведена на (рис. 14).

зарегистрированные преступления в сфере экономики в Российской Федерации

Рис. 14 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Российской Федерации

Анализируя данный график, можно сделать следующие выводы.

В России до 2004 г., наблюдался спад показателей преступности, а с 2004 г. до 2007 произошел их рост. Это позволяет сказать, что на территории Федерации не наблюдается четкой тенденции к снижению или росту числа преступлений в сфере экономики.

Далее следует оценить какая ситуация за этот период наблюдалась в отдельных регионах Российской Федерации. Изучив данные Федеральной службы государственной статистики, можно по каждому федеральному округу составить график.

По Центральному федеральному округу складывается следующая ситуация (рис. 15) [27].

зарегистрированные преступления в сфере экономики в Центральном федеральном округе

Рис. 15 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Центральном федеральном округе

В данном федеральном округе с 2000 по 2007 гг. наблюдается спад числа преступлений.

Для Северо-Западного федерального округа характерна такая ситуация (рис. 16) [27].

зарегистрированные преступления в сфере экономики в Северо-Западном федеральном округе

Рис. 16 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Северо-Западном федеральном округе

В Северо-Западном федеральном округе с 2000 по 2004 гг. показатели уменьшились, с 2004 года видно достаточно высокое увеличение числа правонарушений.

Ситуация в Южном федеральном округе такая (рис. 17) [27].

зарегистрированные преступления в сфере экономики в Южном федеральном округе

Рис. 17 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Южном федеральном округе

Для Южного федерального округа также характерна изменчивая динамика показателей. До 2004 года шел спад числа правонарушений, после чего произошел значительный рост в динамике показателей.

Приволжский федеральный округ имеет за последние годы такую ситуацию (рис. 18) [27].

зарегистрированные преступления в сфере экономики в Приволжском федеральном округе

Рис. 18 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Приволжском федеральном округе

Анализируя полученный график можно увидеть, что с 2000 по 2004 гг. в регионе наблюдалась динамика снижения числа преступлений в сфере экономической деятельности, а с 2004 происходил достаточно устойчивый рост показателей.

Таким образом, 2004 г. как и в других федеральных округах, является переломным для фиксируемых правонарушений.

В Уральском федеральном округе наблюдается следующая статистика (рис. 19) [27].

зарегистрированные преступления в сфере экономики в Уральском федеральном округе

Рис. 19 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Уральском федеральном округе

Уральский регион является единственным в России, где до 2004 г. наблюдался постоянный спад количества зарегистрированных преступлений в сфере экономики. После 2004 г. был рост описываемых показателей.

По Сибирскому федеральному округу видна следующая ситуация (рис. 20) [27].

число зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Сибирском федеральном округе

Рис. 20 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Сибирском федеральном округе

В Сибирском федеральном округе также переломным является 2004 г., до него в регионе наблюдалось уменьшение количества экономических преступлений, после – их увеличение.

В Дальневосточном округе наблюдается такие данные (рис. 21) [27].

Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Дальневосточном федеральном округе

Рис. 21 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Дальневосточном федеральном округе

График, отражающий показатели экономических преступлений в Дальневосточном федеральном округе, позволяет увидеть снижение числа правонарушений до 2004 года, и дальнейшую тенденцию роста.

Диаграмма, которая бы отражающая зарегистрированные преступления в сфере экономики в федеральных округах, за последний 2007г, представлена на (рис. 22).

Различия экономических преступлений в округах России в 2007г

Рис. 22 Различия экономических преступлений в округах России в 2007г.

Таким образом, наиболее высокие показатели в Центральном и Приволжском округах, далее следуют Южный и Сибирский округа, меньше всего преступлений в Северо-Западном, Уральском и Дальневосточном округах.

Наглядно территориальные различия представлены на (рис. 23).

Территориальные различия преступлений в теневом секторе экономики в 2007 г

Рис. 23 Территориальные различия преступлений в теневом секторе экономики в 2007 г.

Далее будет актуально более подробно рассмотреть и охарактеризовать экономические правонарушения и преступность в Сибирском федеральном округе, а также представить динамику их числа, по отдельным регионам округа.

На состояние правопорядка и безопасности в сфере экономики Сибирского региона оказывает влияние ряд региональных криминогенных факторов, среди которых: сложная ситуация в хозяйственно-финансовой сфере; расслоение населения по имущественному признаку; слабая социальная защищенность граждан, низкий уровень жизни; высокий уровень безработицы; неэквивалентная эксплуатация Федеральным центром природных и трудовых ресурсов региона, возложением издержек социального развития и придание некоторым субъектам Сибирского федерального округа статуса «регион-донор» без учета местных экономических особенностей; интенсивная миграция и освоение территории округа гражданами СНГ, Китая, Монголии; высокая концентрация исправительных учреждений, а соответственно и лиц, ранее судимых.

Также стоит отметить, что заметное влияние на состояние криминогенной обстановки в Сибирском федеральном округе оказывает углубляющийся правовой нигилизм. Отдельные формы противоправного поведения стали рассматриваться как обыденные.

Таким образом, среди всех экономических преступлений большее их количество совершается на потребительском рынке, в финансово-кредитной системе, большой процент правонарушений связаны с внешнеэкономической деятельностью, в то же время наблюдается рост преступлений связанных с приватизацией.

В Сибирском федеральном округе регистрируется множество фактов изготовления или сбыта поддельных денег и ценных бумаг, незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства, легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, незаконного получения кредита. Часто регистрируется незаконная предпринимательская деятельность в сферах, связанных с использованием стратегического сырья и материалов [6, С. 8-9].

В дальнейшем обстановка на территории Сибирского федерального округа останется сложной из-за значительного числа промышленных объектов, использующих в технологическом процессе стратегическое сырье и материалы [1, С. 181].

В последние годы прослеживается устойчивая тенденция внедрения преступных группировок в легальный бизнес, в том числе с использованием преступно нажитых доходов.

Наиболее крупные группировки стремятся получить контроль над такими экономически выгодными отраслями, как добыча и переработка леса, нефти, каменного угля, цветных металлов, торговля.

Отмечается активизация преступников, занимающихся хищением и незаконным оборотом драгоценных металлов, в основном на местах их добычи и переработки.

Значительное место в округе занимает вопрос криминализации внешнеэкономической деятельности, выражающейся в контрабандном вывозе стратегических сырьевых ресурсов, сокрытии и невозвращении валютной выручки и т.д.

Усиливается противоправный ввоз потребительских товаров без уплаты таможенных пошлин, в частности алкогольной и табачной продукции, автотранспорта, аудио-, видеотехники [25, С. 47-49].

Динамика количества зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Сибирском федеральном округе значительно отличается по его территории (табл. 3) [27].

Таблица 3

Количество зарегистрированных экономических преступлений в Сибирском федеральном округе

2000г. 2004г. 2007г.
Сибирский

федеральный округ

39668 29752 39115
Республика Алтай 302 281 453
Республика Бурятия 1232 1076 1553
Республика Тыва 431 439 620
Республика Хакасия 657 508 660
Алтайский край 3830 2834 2857
Красноярский край 5550 3916 5558
в том числе:
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ 59 87 -
Эвенкийский автономный округ 25 25 -
Иркутская область 5572 3427 4895
в том числе Усть-Ордынский Бурятский
автономный округ
133 71 183
Кемеровская область 5044 2289 4276
Новосибирская область 7983 7469 9817
Омская область 4071 3824 4315
Томская область 2668 2076 1888
Читинская область 2328 1613 2223
в том числе Агинский Бурятский автономный округ 60 47 103

Анализ данных таблицы позволяет увидеть, что наиболее высокие показатели преступлений в сфере экономики наблюдаются в Новосибирской, Иркутской и Кемеровской областях, а также Красноярском крае. Низкие показатели, отражающие экономические правонарушения – в автономных округах.

Сравнение данных за 2007 год показано на (рис. 24).

 Показатели экономической преступности в регионах Сибирского федерального округа в 2007 г

Рис. 24 Показатели экономической преступности в регионах Сибирского федерального округа в 2007 г.

Так как различия в числе экономических преступлений в регионах Сибирского федерального округа достаточно велики, можно объединить данные показатели в несколько групп. В первую группу относятся регионы, число преступлений в сфере экономики в которых более 5000, во вторую группу от 3000 до 5000, в третью группу – от 1000 до 3000, в четвертую – менее 1000.

Показатели экономических преступлений за 2007 год в Сибирском федеральном округе приведены в табл. 4.

Таблица 4

Группировка регионов Сибирского федерального округа, по числу зарегистрированных экономических преступлений

№ группы Число экономических преступлений Регионы Сибирского федерального округа
1 Более 5000 Новосибирская область, Красноярский край
2 3000-5000 Иркутская область, Омская область, Кемеровская область
3 1000-3000 Алтайский край, Читинская область, Томская область, Республика Бурятия
4 Менее 1000 Республика Хакасия, Республика Тува, Республика Алтай, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Агинский Бурятский автономный округ

  Помимо более конкретного описания экономических правонарушений и преступности Сибирского федерального округа, стоит также подробно остановиться на ситуации по данным критериям в Красноярском крае.

В Красноярском крае фиксируются следующие правонарушения и преступления в экономической сфере: хищения; мошенничество; незаконные сделки с валютными ценностями; изготовление поддельных денег; должностные преступления; взяточничество; сокрытие доходов; обман потребителей; продажа товаров, не отвечающих требованиям безопасности; контрабанда; преступления, связанные с приватизацией; незаконное предпринимательство.

На сегодняшний день проблемой правонарушений в сфере экономики занимается служба по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Красноярского края. Служба по борьбе с экономическими преступлениями выполняет важнейшие задачи в условиях новых экономических угроз и непростой криминальной обстановки.

Наиболее подвержены коррупционным проявлениям землепользование, строительство, лесопользование, распоряжение государственным и муниципальным имуществом, различные процедуры согласования (лицензионные, разрешительные), законодательство о государственных и муниципальных закупках [7].

 Особое внимание уделяется направлению, связанному с нецелевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов (ПНП). В 2008 году проведено более 294 проверок физических и юридических лиц, получивших средства федерального бюджета, в том числе по ПНП «Здоровье» - 87, «Образование» - 89, «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» - 43, субъектов АПК края в рамках выполнения государственной программы в 2008 году - 75.

Продолжается работа по борьбе с преступлениями и правонарушениями в лесопромышленном комплексе с использованием передовых методов. Совместно со специалистами администрации края сотрудниками милиции проведено 3 оперативно-профилактических мероприятия с использованием вертолета ГУВД по Красноярскому краю. В ходе воздушных рейдов выявляются места совершения незаконных порубок, с поличным задерживаются «черные лесорубы».

Одно из направлений деятельности УБЭП - борьба с интеллектуальным пиратством. Наработана практика выявления преступлений, предусмотренных ст. 176 УК РФ (Незаконное получение кредита). Продолжаются проверки крупных предприятий и организаций. С Восточно-Сибирским филиалом Сбербанка России налажен оперативный информационный обмен, так как именно через данный банк сегодня проходит основная масса кредитов, выданных на территории края [7].

За последние годы в Красноярском крае наблюдается следующая характеристика преступлений в теневом секторе экономики (рис. 26) [27].

Динамика экономической преступности в Красноярском крае

Рис. 26 Динамика экономической преступности в Красноярском крае

По диаграмме наглядно видно, что в крае спад экономической преступности до 2004 г. сменился резким ростом показателей, начиная с 2005 года. В настоящее время сохраняется тенденция роста.

За 2009 г. также прогнозируется рост экономических преступлений в крае. Такие выводы были сделаны на основании прошлых данных, а также в связи с финансовым кризисом характерным для всей страны. По словам заместителя начальника Сибирского УВДТ МВД РФ Раисы Сухоруковой: «В период экономического кризиса доля экономических преступлений увеличится, потому что каждый будет стремиться получить не только прибыль, но и сверхприбыль. Часто эти методы будут незаконными» [14].

По территории Красноярского края число расследованных экономических преступлений распределяется следующим образом (табл. 5) [23, С. 21-23].

Таблица 5

Количество расследованных преступлений экономической направленности по городам и районам в 2007 г.

Название района, города Количество преступлений Название района, города Количество преступлений
Всего по краю, тысяч

из него

по районам:

 Ачинский (включая г. Ачинск)

Балахтинский

Березовский

Бирилюсский

Большемуртинский

Боготольский (включая г. Боготол)

Богучанский

Большеулуйский

Дзержинский

Емельяновский

Енисейский

Ермаковский

Идринский

Иланский

Ирбейский

Казачинский

Канский (включая г. Канск)

Каратузский

Кежемский

Козульский

Краснотуранский

6,5

460

61

78

6

10

71

53

5

20

47

74

40

30

31

22

31

138

27

36

11

18

Курагинский

Манский

Минусинский (включая г. Минусинск)

Мотыгинский

Назаровский (включая г. Назарово)

Нижнеингашский

Новоселовский

Партизанский

Пировский

Рыбинский (включая г. Заозерный)

Саянский

Северо-Енисейский

Сухобузимский

Тасеевский

Туруханский

Тюхтетский

Ужурский

Уярский

Шарыповский (включая г. Шарыпово)

Шушенский

86

16

189

19

73

26

35

18

9

52

11

35

7

20

25

10

60

36

122

37

Как видно из табл.6 районы Красноярского края отличаются по числу преступлений экономической направленности.

Таблица 6

Районы Красноярского края, по числу экономических преступлений

№ группы Число экономических преступлений Районы Красноярского края
1 Более 100 Ачинский, Минусинский, Канский, Шарыповский
2 50-100 Курагинский, Березовский, Енисейский, Назаровский, Боготольский, Балахтинский, Ужурский, Богучанский, Рыбинский
3 10-50 Емельяновский, Ермаковский, Шушенский, Уярский, Кежемский, Новоселовский, Северо-Енисейский, Казачиинский, Иланский, Идринский, Каратузский, Нижнеингашский, Туруханский, Ирбейский, Тасеевский, Дзержинский
4 Менее 20 Мотыгинский, Партизанский, Краснотуранский, Манский, Саянский, Козульский, Большемуртинский, Тюхтетский, Пировский, Сухобузимский, Бирилюсский, Большеулуйский

В целом можно сделать вывод, что на уровень экономической преступности Красноярского края, оказывают влияние политические, экономические и правовые факторы. Среди политических можно выделить коррумпированность чиновников, доступ криминальных структур к управлению определенной частью производства и проникновение их во властные структуры, среди экономических – высокий уровень дифференциации населения по уровню доходов, неэффективная налоговая политика, значительный государственный сектор экономики. К правовым причинам роста преступности в экономической сфере можно отнести снижение социально-правовой активности населения, неэффективность работы правоохранительных органов, несовершенное законодательство. Для преступности экономической направленности характерны высокий уровень наносимых государству экономических потерь и особая социальная опасность.

Среди остальных регионов Сибирского Федерального округа, Красноярье в наибольшей степени ощущает на себе развитие теневой экономики и постоянный рост «черного» капитала. Это – оборотная сторона реализации масштабных инвестиционных проектов, привлекших в край кратно увеличившиеся финансовые потоки, не всегда имеющие легальное происхождение.

Предложения по предупреждению развития теневого сектора экономики Российской Федерации и Красноярскому краю

Для эффективного противодействия преступности в сфере экономики необходимо обеспечить разработку и проведение единой общегосударственной антитеневой политики. Для её разработки можно предложить следующие рекомендации:

-  необходимо обеспечить устойчивый рост производительных сил, совершенствование применяемых технологий на базе ускорения научно-технического процесса. Современное высокотехнологичное производство, характеризующееся высоким уровнем обобществления и интеграции экономических субъектов, оставляет последним всё меньше места для обособленного (в том числе теневого) «творчества, заставляя их всё больше соблюдать общие «правила игры» и не противопоставлять свои интересы интересам других субъектов;

-  следует создать эффективную систему антикризисного регулирования, которая позволит в значительной степени нейтрализовать одну из важнейших причин теневой экономики – экономические кризисы;

-  важно осуществить финансовое оздоровление экономики, оптимизацию бюджетной и банковской систем, значительно ограничив на этой основе инфляцию, рост цен, нестабильность национальной валюты и другие сопутствующие процессы, являющиеся «питательной почвой» для «зерен» теневой экономики;

-  необходимо ускорить проведение налоговой реформы в направлении уменьшения общего количества налогов, сокращения ставок налогообложения, устранения двойного налогообложения. Благодаря снижению налоговой нагрузки будет происходить дальнейшее ослабление теневой налогосберегающей «мотивации» налогоплательщиков и увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет роста налогооблагаемой базы, обусловленного усилением заинтересованности хозяйствующих субъектов в легальном повышении своей предпринимательской и потребительской активности;

-  важно обеспечить проведение эффективной антимонопольной политики в целях нейтрализации теневого «потенциала» предприятий-монополистов;

-  следует неуклонно совершенствовать действующее законодательство, обеспечивать его научную обоснованность, прогрессивный и динамичный характер, достаточную жесткость в сочетании с разумным гуманизмом. Это позволит успешно бороться с чрезмерным консерватизмом и нездоровой пассивностью нашего законодательства, своевременно обновлять нормативную базу и решать другие аналогичные задачи, имеющие важное антитеневое значение;

-  необходимо дальнейшее преобразование политической системы общества, укрепление организационных, материальных, информационных, профессиональных, правовых, научных и других основ функционирования органов государственной власти и управления, что будет содействовать ослаблению теневых «импульсов», исходящих сверху;

-  с помощью идеологии, культуры, религии и других «надстроечных» средств требуется провести радикальную перестройку общественного сознания в направлении приоритетного формирования у социальных объектов интеграционных интересов. Вследствие этого возникнут предпосылки для значительного ослабления социально обособленных мотивов хозяйственного поведения, основанных на абсолютизации экономической самодостаточности как основы теневого самовыражения и противостояния субъектов друг другу.

По Красноярскому краю:

-  усилить политический фактор по истреблению криминальных структур в управлении производством и проникновении их во властные структуры;

-  в правовом факторе совершенствовать дополнительные законы, направленные на инвестиционные проекты, использование лесных и других ресурсов на реализацию приоритетных национальных проектов;

-  в политическом факторе поддерживать предпринимательство за счет ослабления теневой «налогосберегающей» политики;

-  совершенствовать работу с Восточно-Сибирским филиалом Сбербанка России (незаконное получение кредитов).

Таким образом, приняв предложенные рекомендации, станет возможным значительно уменьшить теневые процессы, происходящие в нашей стране и Красноярском крае.