Характеристика Ульяновской области

Ульяновская область - субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр - г. Ульяновск.

Область граничит: с Самарской областью на востоке, с Саратовской на юге, с Пензенской областью и Мордовией на западе, с Чувашией и Татарстаном на севере. Образована: 19 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР.

История

В конце XIV - начале XV века после опустошительного набега среднеазиатского правителя Тамерлана началось запустение территории ульяновского Поволжья. С конца 30-х годов XV века край вошел в состав Казанского ханства. После взятия Казани территория будущего Симбирского наместничества постепенно заселялась русинами, которые смешивались с местными татарами.

В конце 40-х годов XVII века под общим руководством стольника Богдана Хитрово началось строительство Карсунско-Симбирской засечной черты (1647-1654 гг.). Спустя 22 года после основания Симбирска городу пришлось выдержать осаду бандитов и защитить государство от смуты, от разбойной казацкой вольницы, руководимой известным донским атаманом Степаном Разиным.

В XVIII веке в связи с расширением территории русского государства, в частности, в восточном направлении, интенсивно стали осваиваться и заселяться южные районы нынешней территории Ульяновской области, а сам Симбирск стал терять военно-стратегическое значение, но остался губернским центром.

Советская власть в Симбирской губернии была установлена через полтора месяца после Октябрьской революции - 10 декабря 1917 года. В 1918 году губерния оказалась в центре гражданской войны. В июле 1918 года Симбирск был захвачен войсками КОМУЧа, но уже 12 сентября отбит большевиками, в результате чего в городе была восстановлена советская власть. B Симбирске некоторое время располагался штаб и Реввоенсовет Восточного фронта. Важное значение в обеспечении Красной армии боеприпасами играл Симбирский патронный завод.

В 1924 году Симбирск переименован в Ульяновск. 14 мая 1928 года Ульяновская губерния РСФСР упраздняется. Губерния, вместе с Пензенской, Самарской и Оренбургской вошли в состав новообразованной Средневолжской области (с 1929 года – Средневолжский край; в 1935 году – Куйбышевский край; с 1936 года – Куйбышевская область).

С началом Великой Отечественной войны в Ульяновск, будучи тылом, эвакуируются предприятия, учреждения, население из западных регионов страны, из Москвы и Ленинграда. 19 января 1943 года из ряда районов Куйбышевской и Пензенской областей образуется Ульяновская область.

В 1950-1960-х гг. в области были созданы новые промышленные предприятия (завод тяжелых и уникальных станков, механический завод, Димитровградский научно-исследовательский институт атомных реакторов и др.), автомобильный мост через Волгу и аэропорт в Ульяновске [6].

География

Ульяновская область расположена на юго-востоке Европейской части России, в Среднем Поволжье. По территории она занимает 59 место в России и последнее среди 8 регионов Поволжья. В Приволжском федеральном округе Ульяновская область по территории на 11 месте из 14 регионов.

Река Волга делит территорию области на возвышенное Правобережье и низменное Левобережье (Заволжье).

Правобережная часть занята Приволжской возвышенностью (высота до 363 м) с выходящими к Волге Ундорскими, Кременскими и Сенгилеевскими горами. Поверхность левобережной части - полого-увалистая равнина.

Основная река - Волга (Куйбышевское водохранилище) с притоками Сура, Свияга, Большой Черемшан. Часть Радищевского района области омывается водами Саратовского водохранилища [6].

Природно-климатические условия

Климат умеренно континентальный, с холодной зимой и жарким летом. Особенностью климата региона является короткая сухая весна. Осень, как правило, теплая; снежный покров устанавливается во второй половине ноября. Самый холодный месяц - январь. Зима снежная с частыми перепадами температуры (атлантические циклоны сменяются арктическими воздушными массами и наоборот), длится с середины ноября до середины марта. Средняя температура января -13 °C, июля +19 °C. Летняя погода устанавливается в середине мая. Лето, как правило, жаркое из-за влияния малоподвижных азиатских антициклонов. Осадков от 350 мм на юге области до 500 мм на северо-западе. Летом осадки выпадают неравномерно в виде ливневых и кратковременных дождей. В регионе нередки засухи. Вегетационный период длится около 180 дней.

Почвы преимущественно выщелоченные черноземные и серые лесные, в левобережье Волги расположен крупный массив особенно плодородных тучных черноземов.

Леса занимают 1/4 территории. На северо-западе - крупные массивы дубовых; в Заволжье - луговые степи, отдельные сосновые боры.

Современная флора Ульяновской области насчитывает свыше 1700 видов сосудистых растений, из них более 400 адвентивных видов.

Фауну представляют лось, куница, белка, заяц-беляк, кабан, волк; пресмыкающиеся: ящерицы, уж, гадюка и др. Многочисленны водоплавающие и болотно-береговые птицы. В Куйбышевском водохранилище - лещ, судак, сазан, карась и др.

На территории области находятся Особо охраняемые природные территории: национальный парк «Сенгилеевские горы», Охранная зона государственного заповедника «Приволжская лесостепь», памятники природы «Ундоровский минеральный источник», «Реликтовые леса», остров «Борок», лесополоса Генко и др. [5]

Полезные ископаемые

Ведущее положение в структуре минерально-сырьевых ресурсов области занимают нефть (разведанные запасы составляют 42 млн. т), стекольное, цементное (запасы мела, глин и диатомитов для производства цемента в регионе практически не ограничены, разведано пять наиболее крупных месторождений мела для производства цемента с суммарными запасами 380 млн. тонн, наиболее перспективные районы Ульяновской области – Сенгилеевский, Ульяновский, Майнский и Тереньгульский), кремнистое (запасы 50 млн. т, крупные месторождения - Инзенское, Забалуйское) и карбонатное сырье (запасы 12 млн. т), а также сырье для грубой керамики. Также в области выявлено и разведано 493 месторождения торфа с запасами 33,2 млн. т. [7]

Население

По данным на 1 января 2012 года население Ульяновской области составляет 1 282 014 человек (в том числе горожан - 946 229, а сельчан – 335 785). Что касается соотношения сильной и слабой половин человечества, то в области такие цифры составили 579 470 и 702 544 соответственно.

Область занимает 38 место по России. По плотности населения (34,5 чел./км²) - 29 место по России, а по удельному весу городского населения (уровню урбанизации) — 73,8 % — 37 место по России [7].

Основные отрасли экономики региона

Основной отраслью специализации является машиностроение, на долю которого приходится 56% объема промышленного производства. Представлено авиастроением, приборостроением, станкостроением, автомобилестроением. Важное место в отрасли занимает группа заводов автомобильной промышленности, которые производят около 95% российских автобусов и немногим более 10% грузовых автомобилей. Ульяновский автозавод возник в 1941 году на базе эвакуированного московского ЗИЛа. Почти 30% продукции завода идет на экспорт. В области производят также самолеты, станки, оборудование для химической промышленности и сельского хозяйства.

В Ульяновске находится один из крупнейших в Европе авиационных заводов - «Авиастар-СП». Предприятие способно выпускать более 50 самолетов в год. Оно производит грузоподъемные самолеты - Ан-124 «Руслан», а также среднемагистральные пассажирские самолеты Ту-204. Область занимает первое место в России по производству гражданских самолетов и пятое - по производству автомобилей.

Коэффициент специализации (душевого производства) по выпуску легковых автомобилей - 4,2.

На втором месте по доле промышленного производства области находится пищевая промышленность - 13,7%. Значительное развитие получило производство сахара, которое сосредоточено на единственном предприятии - ОАО «Ульяновсксахар». Объем производства сахара составляет около 190% областной потребности, таким образом почти половина производимой продукции может быть реализована за пределы области. Коэффициент специализации (душевого производства) по производству сахара - 2,7. Также выделяют традиционные, получившие развитие еще в дореволюционное время и значительно выросшие с тех пор отрасли: мукомольная, крахмалопаточная, маслосыродельная, спиртоводочная.

Значительное развитие получила электроэнергетика - 12,5%. Мощность электростанций составляет 955,6 тыс. кВт. Количество предприятий в отрасли увеличилось за последние 5 лет в 3 раза и составляет 18.

На базе собственных ресурсов получил развитие производство строительных материалов и составляет 6% от общего объема промышленного производства.

В Ульяновской области представленно производство Международных компаний: «SABMiller» - пивоваренный завод; «Mars» - заводы по производству сухих кормов для домашних животных и кондитерских изделий;

«Henkel Group» - завод по производству сухих строительных смесей; «Baw-Rus Motor Coгрoration» - завод по производству коммерческой техники; ведется строительство предприятий компаний Takata (производство автокомпонентов) и Hempel (лакокрасочное производство); в ноябре 2011 подписано соглашение о строительстве станкостроительного завода Gildemeister AG [2].

Сельское хозяйство

В области разводят крупный рогатый скот мясо-молочного направления. Занимаются птицеводством, свиноводством, овцеводством, кролиководством, рыбоводством. Ведущее место в растениеводстве принадлежит производству технических культур (сахарная свекла) и картофеля, зерновых (пшеница, ячмень, рожь, овес) и кормовых (кукуруза, люцерна, подсолнечник) культур. В регионе активно занимаются садоводством и огородничеством.

В 2011 году в Ульяновской области собрано более 1 миллиона 400 тысяч тонн зерна. Это лучший результат за последние 13 лет. Данный объем на 40% превышает потребности региона. Впервые в истории, Ульяновская область поставила зерно на мировой рынок.

Общий объём производства овощей открытого и закрытого грунта составил 120,7 тыс. тонн, что обеспечивает потребность населения области на 95%, тогда как в предыдущие годы обеспеченность составляла всего 65-70%.

Транспорт

Ульяновская область является крупным транспортным узлом. Через регион проходят важные авиационные, железнодорожные и автомобильные коммуникации всех направлений России.

Через область проходят международные воздушные линии, соединяющие Поволжье с Европой, Средней Азией, Ближним Востоком и Китаем. Ульяновск является единственным городом в Приволжском федеральном округе, на территории которого расположены два аэропорта класса «А»: «Ульяновск-Центральный» и международный аэропорт «Ульяновск-Восточный», оснащенные современным радиоэлектронным навигационным оборудованием, позволяющим принимать воздушные суда всех типов без ограничений взлетной массы. Кроме того, международный аэропорт «Ульяновск-Восточный» обладает уникальной взлетно-посадочной полосой длиной 5100 м и шириной 105 м, способной принимать космические челноки.

Крупнейшими авиакомпаниями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов в Ульяновской области, являются ЗАО «Авиакомпания Волга-Днепр» и авиакомпания «Полет».

Протяженность автомобильных дорог федерального и регионального значения составляет 4904,5 км, из них федеральных автомобильных дорог - 431,7 км, региональных - 4472,8 км. Протяженность автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием составляет 4416,3 км.

Строительство самого большого в Российской Федерации мостового перехода через Волгу в г. Ульяновске завершено. Первая очередь моста открыта 24 ноября 2009 года. Новый мостовой переход стал частью проекта «Волжский транзит» - альтернативой трассе, соединяющей европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, что позволит разгрузить существующие федеральные дороги.

Южную часть области пересекает участок федеральной трассы М5 «Урал».

Железнодорожные перевозки на территории региона осуществляет Ульяновское отделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО «РЖД».

Ульяновский речной порт расположен на обоих берегах Волги, при этом на правом берегу имеется единственный на Волге кран грузоподъемностью 100 тонн. Деятельность в речном порту осуществляет ОАО «Ульяновский речной порт».

Наличие развитой транспортной сети, а также реализация таких крупных проектов, как новый мостовой переход и связанный с ним «Волжский транзит», делают регион привлекательным для активизации бизнеса в сфере логистики. Еще большую привлекательность для международных логистических компаний имеет создаваемая портовая особая экономическая зона, имеющая льготный налоговый и таможенный режимы. На ее территории будут сосредоточены складские комплексы, сборочные и авиаремонтные производства [2].