Аудитория Интернета в России

Использование исключительно технических средств (подсчет числа уникальных адресов, посещаемости сайтов и т.п.) позволяет лишь весьма приблизительно оценить реальное число пользователей Сети. Так, было бы неправильным рассчитывать аудиторию Интернета как количество подключенных пользователей (абонентов), поскольку к одной выделенной линии может быть подключено несколько десятков компьютеров, как это происходит во многих организациях. А с другой стороны, один и тот же человек для выхода в Интернет может использовать различные способы подключения, разных провайдеров. Кроме того, с одного и того же компьютера в Сеть могут входить несколько различных пользователей, как это происходит в учебных заведениях и многих семьях. Поэтому подсчет так называемых хитов через определение уникального IP-адреса компьютера также не позволяет получить достоверный результат. В результате одним из наиболее достоверных источников информации об аудитории Интернета являются на сегодняшний день массовые опросы населения.

По оценкам IDC, в 2001 году в России было 3,8 млн. индивидуальных пользователей, которые выходили в Интернет по меньшей мере один раз в месяц. По сравнению с другими европейскими странами лишь небольшой процент из них выходил в Сеть с домашних компьютеров. Количество пользователей, прежде не слишком большое, увеличивалось с огромной скоростью. Причем число домашних пользователей Сети росло быстрее, чем число корпоративных пользователей, но корпоративные заказчики и в последующие пять лет в значительной степени определяли доходы от предоставления услуг доступа[2].

По данным Рамблера, за 2004 год число пользователей Рунета выросло на 40%; при этом россияне стали посещать Интернет намного чаще. Аналитики Рамблера прогнозировали дальнейшее увеличение роста Рунета в 2005 году в соответствии с формулой «в два раза за три года». Среди посетителей русскоязычных Интернет-ресурсов резко возросла доля женщин в возрасте от 25 до 45 лет. Если в 2002–2003 годах женщин среди российских пользователей Интернета было около 33%, то в 2004 году, по данным исследовательских агентств MASMI Research и FOM, их количество приблизилось к 38–40%. По этому показателю мы почти достигли западноевропейского уровня – в частности, в Англии сегодня доля женщин среди пользователей Интернета составляет 42%.[3]

В то же время аналитики компании «Комкон-медиа» более осторожны в оценках. По их данным, весной 2004 года количество постоянных пользователей Интернета в России составляло порядка 4,5 млн. человек.

Есть статистика по проекту «SpyLOG-монитор» о размере и распределении аудитории в январе 2005 г. Она была получена на основе агрегации данных по 2,5 тысячам наиболее посещаемых сайтов Рунета. Эта выборка охватывает 61% аудитории русскоязычного Интернета и порядка 3/4 российской аудитории Интернета.

С каждым годом возрастает общее число ресурсов Сети, в частности происходит увеличение количества сайтов крупных организаций и числа сайтов небольших компаний. Причины столь стремительного роста числа Интернет-ресурсов и их активного применения попытались определить аналитики eMarketer. Оказалось, что подавляющее большинство респондентов используют возможности Сети в первую очередь для поиска информации и доверяют данным, найденным вИнтернете.

Количественный и качественный состав аудитории Интернета

Что же представляет собой сегодняшняя аудитория Интернет, в каком направлении она развивается. Темпы роста Интернета последние несколько лет были просто ошеломительны. Конечно, сеть будет продолжать расти, но она не может продолжать расти всегда такими темпами, и темпы будут замедляться.

Теперь по поводу Интернета как источника новостей. Пользователи Сети быстро осознали, что Интернет является прекрасным средством для получения свежих новостей, и сейчас Сеть постепенно отвоевывает у традиционных СМИ все большее внимание пользователей.

В 2007 году доля женской части Интернет аудитории превысила мужскую, составив 51%, а большую часть Интернет пользователей составляют молодые люди в возрасте от 16–29 лет. Такие данные были получены в ходе проведенного компанией ГфК-Русь исследования социально-демографического профиля российской аудитории Интернета в 2007 году.[4]

Уровень проникновения Интернета в 2007 году в крупных городах страны по-прежнему остался существенно выше по сравнению с малыми городами и селом. При этом крупные населенные пункты также демонстрировали существенно более высокую динамику роста аудитории. В городах-миллионниках охват жителей Интернетом был равен 33,2% (на 7,3% больше по сравнению с 2005 годом).[5]

К концу 2008 года полугодовая аудитория интернета в России превысила 30% взрослого населения страны (16 лет и старше). Это более 35 миллионов россиян, которые составляют наиболее активную часть населения и тем самым определяют возрастающий интерес общества, бизнеса и государства к процессам развития интернета и его использования в различных сферах деятельности – для образования, досуга, коммерческой деятельности, предоставления государственных услуг и т.д.[6]

Суточная аудитория интернета в РФ в 2008 году выросла на треть

Чтобы было понятно, сначала нужно пояснить основные понятия.

Суточная аудитория – аудитория в зависимости от частоты пользования интернетом. Основной объем трафика пользователей интернета формирует именно она.

Шестимесячная аудитория характеризует размер потенциально возможной аудитории, знакомой с интернетом.

По прогнозам Gallup Media, суточная аудитория интернета в РФ к концу 2008 г. достигла 17,7 млн. человек, прирост суточной аудитории относительно 2007 года составил 33%. Шестимесячная аудитория интернета в РФ к концу 2008 г. составила 36,4 млн., прирост шестимесячной аудитории относительно 2007 года составил всего 16%.

За период 2005–2008 гг. среднегодовой темп прироста суточной аудитории составил 37%, шестимесячной аудитории – 27%.

Gallup Media прогнозирует в 2009–2011 гг. сохранение высоких темпов прироста суточной аудитории интернета в связи с ожидаемым активным развитием сетей широкополосного доступа (абоненты ШПД характеризуются более высокой частотой пользования Интернетом). При этом доля суточной аудитории в объеме шестимесячной аудитории вырастет с 48% в 2009 г. до 65% к 2011 г. По прогнозам Gallup Media, суточная аудитория интернета в РФ к концу 2011 г. превысит 34 млн., что будет соответствовать степени проникновения по количеству пользователей на уровне 24%, по количеству домохозяйств – на уровне 47%.

Цели и интересы людей, составляющих интернет – аудитории

В настоящее время наблюдается динамичное расширение способов применения компьютерных технологий. Развитие информационной технологии – явление неразрывно связанное и взаимозависимое с формированием международных деловых и культурных сетей. Все сферы жизни людей, начиная с геополитики крупных национальных государств и заканчивая повседневностью, меняются, оказываясь помещенными в информационное пространство и глобальные сети[7]. Компьютер превращается в универсальное средство жизни и профессиональной деятельности.

К сказанному следует добавить следующее. Чтобы иметь постоянный доступ в Сеть, нужно иметь, как минимум, свой собственный компьютер. Благодаря исследованиям Microsoft, касающихся вопросов Интернета, можно сказать, 66% Интернет-пользователей приходится на Москву и Петербург.

По данным Министерства торговли РФ в 2008 г. лица, окончившие колледжи или университеты, имеют в 10 раз больше компьютеров в домашнем пользовании по сравнению с теми, кто окончил школу, а среди последних число тех, кто имеет доступ в Интернет, в 16 раз меньше, чем среди первых. Инвалиды в среднем имеют втрое меньше шансов на доступ к Интернету, чем люди без физических дефектов[8].

Сегодня видны преобразования в области социального взаимодействия. Социальный статус участвующих в каком-либо деле перестает быть довлеющим обстоятельством, определяющим их поведение. Каким бы ни было занимаемое человеком положение в обществе, оно накладывает на его действия формальные ограничения. В Сети же социальный статус можно не принимать во внимание и действовать, учитывая только дееспособность и честность вовлекаемых сил. По мимо этого, найти людей с нужными качествами в условиях Сети гораздо проще, чем при использовании привычных форм взаимодействия, так как Сеть обеспечивает возможность моментально и почти без затрат установить большое количество прямых контактов. «Виртуальный» мир носит универсальный глобальный характер. Связь и взаимосвязь субъектов и объектов в виртуальном мире происходит практически мгновенно на любых расстояниях и любой территории, в любых сферах человеческой деятельности, заменяя непосредственные личные человеческие контакты виртуальными. Сеть стала посредником с особыми свойствами, а в сетевой виртуальной реальности возникли «виртуальные сообщества». И возможности такого сообщества довольно широки, оно предполагает уничтожение временных и пространственных границ; и получается, что Интернет дает рождение новым видам сообщества, основанным не на личных взаимоотношениях, а на основе регулярного обмена информации путем различных способов. Общение в сети способствует раскрепощению человека, преодолению им различных коммуникативных барьеров и комплексов, расширению круга общения, получению ответа на интересующие вопросы, в том числе из интимной среды (Европейский Интернет-клуб, Интернет-клуб «Аська» или различные сайты по нахождению знакомых: «Одноклассники», «В контакте»).

Таким образом, Интернет – это непрерывно уточняемая модель совокупного духовного и материализованного информационного потенциала общества, и в этом качестве она представляет собой мощный информационный базис для самых разнообразных видов и направлений человеческой деятельности.

Подростки и представители раннего юношеского возраста

Что касается подростков и представителей раннего юношеского возраста, то можно сказать, что они больше предпочитают чат, как вид общения. К данной категории относятся пользователи в возрасте от 11 до 17 лет.

Для них особую привлекательность представляет возможность именно группового общения. Подростки любят представляться вымышленными образами, изменяя имя, возраст, а порой и пол. Невозможность видеть и слышать другого человека делает чат и электронную почту довольно неоднозначным и анонимным средством общения, тем более что люди не знают настоящих имен друг друга. Здесь также устраняются барьеры, которые появляются при установлении контакта с другими людьми. Кроме того, электронная почта позволяет исключить возможность прочтения персонального сообщения третьими лицами, обеспечивая тем самым интимность общения.

Положительные стороны общения

1. Общение посредством Интернет создает перспективы преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения;

2. Повышается информированность в обсуждаемых вопросах;

3. Появляется защищенность от наиболее грубых манипулятивных действий;

4. Происходит обмен эмоциональными состояниями и настроениями.

Существует еще одна сфера интересов данной группы. Подростки большинство своего времени отдают играм в Интернет. Сетевые командные игры бывают разных жанров: strategy (стратегии), war-game (военная игра), action (ходилка-стрелялка), fighting (единоборство), simulator (симулятор), puzzle (головоломка), logic (логическая игра), quest (игра-загадка), adventure (приключение), role-play game (ролевая игра), arcade (аркада, лестницы).

Большинство пользователей (82,1%) – тратят на игру не более часа (Х. Лукеш). М. Гриффитс приводит данные о том, что 7% детей в возрасте 12–16 лет играют в компьютерные игры 30 часов в неделю.[9]

Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки; частота и продолжительность игры снижается с возрастом и по мере повышения образовательного уровня игрока. Обнаружены отчетливые половые различия в предпочтении игр. Так, мальчики наиболее высоко оценивают игры, связанные с борьбой или соревнованием, затем – игры на ловкость, аркады, стратегические игры; наименее любимыми являются логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, аркады, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и, наконец, стратегические игры.

Фонд Общественного Мнения (ФОМ) провел исследование «Подростки и Интернет», которое проводилось путем общероссийского опроса по месту жительства подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Размер выборки составил 1085 респондентов, статистическая погрешность не превышает 4,5%. Результаты таковы[10].

По данным исследования к концу лета 2008 года три четверти подростков в возрасте от 14 до 16 лет (75,5%) являлись пользователями Интернета, то есть входили в состав его полугодовой аудитории.

72% подростков, пользовавшихся Интернетом в течение месяца, когда-либо выходили в сеть из дома, почти четверо из десяти респондентов – по месту учебы и у друзей или знакомых (39% и 37% соответственно). Более четверти представителей месячной аудитории (27%) использовали для этого сотовой связью, 11% – интернет-кафе. Подростки в Интернете: 26% посещают новостные сайты, 14% – интернет-магазины, 11% – ищут работу.

В плане домашнего пользования представителями месячной аудитории выявлена наиболее существенная зависимость от места жительства респондента: если в столице практически все активные пользователи (97%) пользуются сетью из дома, то в селах – лишь чуть более половины (54%). Среди других факторов можно отметить, что юноши чаще пользуются Интернетом дома, чем девушки (76 против 67%), учащиеся средних профессиональных учебных заведений – реже остальных (68%).

Опрос так же показал, что 45% представителей месячной аудитории дома пользуются для выхода в Интернет выделенной линией, 24% – мобильным телефоном, 16% – технологией Dial Up. Все остальные технологии в сумме составляют 1%, еще 2% затруднились ответить на соответствующий вопрос. 13% дома Интернетом не пользуются.

Чаще всего подростки, пользующиеся Интернетом в какой-либо будний или выходной день, проводят в сети от одного до трех часов. В то же время по будням этот максимум выражен заметно ярче (40% против 35%).

С одной стороны, 6% пользователей вообще не пользуются Интернетом по выходным. С другой – примерно каждый четырнадцатый и каждый восьмой активный пользователь (7% и 12%) является «тяжелым» в том смысле, что проводит в сети 6 часов и более по будням и выходным соответственно. От числа всех подростков эти группы составляют 4,0 и 6,8% соответственно.

Подростков, входящих в состав месячной интернет-аудитории, Интернет главным образом привлекает развлечениями. Чаще всего при этом речь идет о прослушивании музыки (67%), скачивании разного рода программ (55%), просмотре разного рода видеороликов или фильмов (43%) и онлайн-играх (38%).

Другую группу типичных занятий подростков образуют разные технологии общения: по электронной почте (49%), с помощью служб обмена мгновенными сообщениями (38%), в блогах, форумах или социальных сетях (38%).

Подростки в Интернете: 26% посещают новостные сайты, 14% интернет-магазины, 11% ищут работу.

Чем бы пользователь ни интересовался, он рано или поздно должен обращаться к услугам поисковых машин. Неудивительно поэтому, что именно поиск необходимой информации занял первую строчку рейтинга типичных сетевых практик (71%).

Таким образом, в наибольшей степени в подростковом возрасте привлекательно общение в Интернет, когда ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. Поиск собственного круга общения идет параллельно тенденции автономизации от родителей. Сеть Интернет в этом плане особенно заманчива – она позволяет удовлетворить потребность в лидерстве и стимулирует предприимчивость. С другой стороны, подростки все же боятся полной автономизации.

Молодежь (в том числе студенчество)

Для молодежи(в возрасте от 18 до 25 лет), существенно ограниченной в самореализации и самоутверждении, привлекательно именно то, что компьютер и Интернет представляют широкий спектр возможностей для творческой самореализации человека в процессе сознания и редактирования изображений, моделирования трехмерных объектов и ландшафтов, создания аудио- и видеопроектов, web-дизайна. Парни и девушки испытывают стресс везде – общаясь с друзьями, получая образование, воспитание. Киберпространство открывает массу возможностей для молодежи и не только, удовлетворить потребность в самовыражении, исследовании и экспериментировании в плане постижения собственной личности. При этом реализуется такие существенные потребности, как желание выделиться из толпы или присоединиться к референтной группе, спрятаться и раствориться в ней, разделив групповые ценности и почувствовать себя защищенным.

Поиск нужной и интересующей информации играет значительную роль. Для этого они используют поисковые системы, самые широко распространенные из которых: Yandex, Google, Mail. У студенческой молодежи наблюдается тенденция снижения интереса к тем каналам информации, которые бесполезны в профессиональной сфере или «уличены» в трансформации недостоверной информации.

Одним словом, «Необходимо дать выход своим эмоциям, для чего анонимный мир киберпространства подходит как нельзя лучше» – Дж. Салер[11].

Исследования студенческой молодежи России, проведенное кафедрой социологии МГСА в феврале 2005 г., выявило, что 9,7% респондентов постоянно пользуются Интернетом, более 39% – от случая к случаю[12]. Студенты сегодня используют Интернет как инструмент получения эмпирической информации, в частности, для проведения Интернет-опросов, или так называемых онлайновых опросов. Их следует рассматривать как новый специфический метод проведения исследований. Первоначально они применялись для изучения аудитории Интернета, затем в маркетинговых исследованиях и с целью изучения электорального поведения. В настоящее время они проводятся по различным темам, но более всего психологами и социологами.

При выполнении курсовой работы за 3 курс автором было проведено исследование, цель которого заключалась в выяснении вопроса: какое место занимает Глобальная Сеть Интернет в современном студенчестве, какие ресурсы использует российское студенчество, где преимущественно и для чего черпает информацию и какой сегмент охватывает.

Данное исследование проводилось в 2007–2008 уч. г. среди учащихся Южного Федерального (РГУ), Экономического (РИНХ) и Строительного Университетов (РГСУ) г. Ростова-на-Дону. Участие принимало всего 210 студентов, обучающихся на 1- 5 курсах очной и заочной форм обучения. Исследование строилось в направлении исследования частных аспектов информационной компетентности студентов. В практическом плане, исследователя интересовала, прежде всего, социально-психологическая ситуация приятия студентами информационной культуры. В этой связи, были сформулированы вопросы на определение индивидуально-личностного пространства телекоммуникационных технологий (какие именно возможности известны студентам, как они используются и для чего), также вопросы на оценку профессионально-образовательных возможностей телекоммуникационных технологий (анализ статистики посещаемых сайтов).

Таковы основные результаты проведенного исследования.

Во-первых, абсолютное большинство студентов всех факультетов и всех возрастов знакомы с компьютерными играми и текстовыми редакторами (от 85% на факультете психологии до 100% на факультете высших технологий). При этом, однако, специализированные программы (компьютерная бухгалтерия у студентов экономических специальностей, программы компьютерной психодиагностики у психологов и др.) известны и используются примерно четвертью студентов (не более 23 – 29% ответов).

Во-вторых, к моменту окончания обучения в вузе только 1% выпускников психологического факультета считают себя компетентными на уровне элементарных навыков программирования, около половины выпускников экономического факультета заявляют о наличии у них соответствующих навыков, а 17% считают себя достаточно компетентными в одном или двух языках программирования.

В-третьих, при анализе стажа работы в сети Интернет, выявилось следующее обстоятельство: вне зависимости от избранного факультета и специализации, до 95% студентов 1 курса имеют опыт работы в сети не более года (т.е. впервые познакомились с этими возможностями только в вузе). При этом среди выпускников гуманитарных факультетов не более 10% считают себя подготовленными для самостоятельной работы в телекоммуникационных сетях.

В-четвертых, для большинства студентов всех курсов Интернет используется практически, только как база знаний, в то время как научно-образовательные, информационно-коммуникативные и иные возможности используются явно недостаточно. Так, менее четверти (24%) обзаводятся к концу обучения домашней интернет-страницей, а регулярные рассылки получают от 10% до 16% студентов.

В-пятых, доля студентов, использующих возможности телекоммуникационных технологий для целей обучения и работы среди студентов экономического факультета возрастает от 32% (1 курс) до 87% (5 курс), а среди студентов факультета информатики и высших технологий от 46% (1 курс) до 90% (5 курс). В то же время, менее 5% студентов выпускных курсов факультетов имеют опыт публикации своих работ в электронном виде, зато около 90% студентов всех факультетов предполагают, что их профессиональная деятельность будет связана с использованием компьютерных технологий, и примерно столько же считает необходимым изучение компьютерных технологий в вузе.

Анализ результатов показал, что 2/3 студентов достаточно высоко оценивают свои навыки работы с Интернетом (см. таблица 1). Часть респондентов оценивает свои возможности как «средние». И лишь от 10% ответов принадлежит студентам, у которых в работе в Интернет имеются затруднения и им требуется помощь. Как выяснилось, студенты всех трех ВУЗов используют глобальную сеть главным образом в досуговых целях: для общения, игр, просмотра и скачивания музыки и кино; и немного меньше – в образовательных (например, 30% респондентов работают с Интернетом в досуговых целях и 24% – в образовательных).

Если рассматривать возрастную дифференциацию при образовании сетевых сообществ, то она представлена следующими цифрами. По полученным данным Интернетом пользуется 67% опрошенных старше 17 лет. Процент людей в возрасте от 17 до 25, пользующихся Интернет, составляет 39%.

Что касается источников получения информации, то, по мнению студентов, самыми важными из них являются интернет (73%) и библиотека (72%), далее следуют конспекты лекций преподавателей (53%), СМИ (27%) и личная библиотека (21%). Какие же виды информации пользуются особым спросом у студентов? Самая значимая, конечно же, информация, содержащая учебный материал: учебники и методические пособия. На втором месте находится справочная информация: справочники, энциклопедии, словари. Студенты РГУ выделяют еще и научную информацию. Но респонденты отдают предпочтение электронным документам: 79% студентов РИНХа; 62% – РГСУ и 47% – РГУ (см. табл. 2). Сегодня в Интернете представлено множество сайтов, содержащих богатейший разнообразный материал для вторичного анализа.

Документами на бумажных носителях пользуются от 41% из РИНХ до 62% – из РГУ. Очень важно помнить, что большая часть информации может быть бесполезной и неинтересной, что ослабляет степень осознания получаемой информации, возможности ее отбора и понимания.

Интерес представили ответы студентов, характеризующих их отношение к библиотеке как источнику информации. Выяснилось, что они достаточно широко пользуются электронными библиотечными каталогами, что особенно отличает студентов РГУ. Здесь в процессе поиска информации могут возникнуть сложности при формулировке тематического запроса. Обычно трудности связаны с пониманием «предмета» изучения учебной дисциплины, контрольной или курсовой работы.

Стоит заметить, что под определением «образовательные цели» студенты разных ВУЗов имеют разные значения. Так, для большей части учащихся это означает поиск источников (монографии, авторские публикации и т.д.) – 59%, далее идет поиск методичек – 32%, и лишь 9% студенчества ищут лекции преподавателей в электронном варианте. И практически все респонденты указали вариант «скачивание рефератов»; но стоит заметить, что лишь 1/3 из них далее перерабатывает полученные рефераты для написание своих работ.

Добавим, что возможности и практика использования информационных технологий обусловлена не только уровнем материальных возможностей студента, но проявляет значимые корреляции с традициями и ценностями тех или иных социальных и профессиональных групп. В этой связи, необходимо отметить, что, несмотря на преобладающую гуманитарную направленность современных курсов информатики, сама информационная культура по традиции ассоциируется с «математическим» знанием, что обусловливает достаточно «осторожное» отношение к ней со стороны гуманитариев.

Данные социологического исследования показывают, что среда Интернета – это не столько компьютерные сети и обмен данными, сколько взаимосвязанные и активно действующие в этой среде люди вместе с информационными продуктами их активности, сформированными под влиянием потребностей и интересов в интернет–взаимодействии. В виртуальной деловой коммуникации происходит конструирование социальной реальности охватываемых ею групп, формирование регулирующих социально-профессиональное взаимодействие норм и ценностей, воспроизводство организационной структуры интернет-сообществ, включая организационное производство профессиональных содружеств, определение профессиональных статусов, развитие процессов внутригруппового мего- и микроструктурирования.

Некоторым студентам привлекательно общение в Интернет, когда ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. Сеть Интернет в этом плане особенно заманчива – она позволяет удовлетворить потребность в лидерстве и стимулирует предприимчивость. С другой стороны, подростки все же боятся полной автономизации.

Для молодежи, существенно ограниченных в самореализации и самоутверждении, привлекательно именно то, что компьютер и Интернет представляют широкий спектр возможностей для творческой самореализации человека в процессе сознания и редактирования изображений, моделирования трехмерных объектов и ландшафтов, создания аудио- и видеопроектов, web-дизайна. В киберпространстве реализуется такие существенные потребности, как желание выделиться из толпы или присоединиться к референтной группе, спрятаться и раствориться в ней, разделив групповые ценности и почувствовать себя защищенным.

Поиск нужной и интересующей информации играет значительную роль. Для этого они используют поисковые системы, самые широко распространенные из которых: Yandex, Google, Mail. У студенческой молодежи наблюдается тенденция снижения интереса к тем каналам информации, которые бесполезны в профессиональной сфере или «уличены» в трансформации недостоверной информации.

Исследование показало, что в настоящее время юноши чаще используют Интернет в качестве средства развлечения, в то время как девушки используют доступ во Всемирную Сеть в основном для проверки электронной почты.

Что касается скачивания музыки и фильмов, то здесь ситуация такая: 30% опрошенных молодых людей скачивают музыку в онлайновом режиме, и 22% – видео и фильмы. А вот что касается милых дам, то лишь 20% из представительниц прекрасного пола скачивает музыку и 13% – фильмы.

Информационно-телекоммуникационные технологии расширяют возможности студента, получать престижную и высокооплачиваемую работу, формировать собственный досуг и мир развлечений, получить высшее образование. Молодежь, сидя перед монитором, может собирать информацию практически по любому вопросу со всего мира, посылать электронную почту и обмениваться информацией с другими пользователями Сети. Интернет открывает огромные возможности улучшить свои знания, обращаясь к обширным культурным и интеллектуальным ресурсам, охватывающим музыку, живопись, литературу, науку, философию, политику. Причем, теперь это стало общедоступным и не требуется соответствующего образования, социального статуса, свободного времени и материальных средств.

Чаще других студенты посещают сайты развлекательной направленности. Однако свыше 40% интересуются и образовательными сайтами. Учитывая, что компьютер стал частью естественного окружения и в восприятии нового поколения является постоянным атрибутом действительности, можно предположить, что следует активнее использовать интернет-технологии при преподавании социологических дисциплин.

Современный студент обладает следующими качествами и навыками: Знание компьютера на уровне пользователя, владение навыками работы с электронной почтой, владение технологиями поиска информации в Интернет, наличие опыта участия в телеконференциях, чатах, форумах и.т. п., знание тезауруса пользователей, наличие домашнего доступа к Интернет-ресурсам.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что основная причина выхода в Интернет –потребность в общении, желание проявить себя, утолить игровой интерес, получить нужную информацию.

Старшая возрастная группа

У представителей более старшей возрастной группы уже другие показатели. Сейчас число пользователей, представляющих сильную и прекрасную половины человечества соотносится фактически как «50 на 50».

Порядка 68% мужчин считают себя активными посетителями Всемирной Паутины, наряду с 66% женщин, относящих себя к такой категории.

Исследование показало, что в настоящее время мужчины чаще используют Интернет в качестве средства развлечения, в то время как женщины используют доступ во Всемирную Сеть в основном для проверки электронной почты через web-интерфейс.

Что касается скачивания музыки и фильмов, то здесь ситуация такая: 30% опрошенных мужчин скачивают музыку в онлайновом режиме, и 22% – видео и фильмы. А вот что касается женщин, то лишь 20% из представительниц прекрасного пола скачивает музыку и 13% – фильмы.[13]

Таким образом, причины и цели пребывания в сети Интернет представителей мужского и женского пола – разные. Первые обычно ищут новости, прогноз погоды, решают финансовые вопросы, скачивают музыку, а вторые – ищут информацию, касающуюся медицины (диеты, здоровье и красота), проверяют электронную почту (через web-интерфейс), а также ищут маршруты для ближайших поездок.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что подростки и молодежь используют Интернет в качестве средств общения и иногда – в частности студенты – для нахождения какой-либо интересующей их информации; а более старшее поколение ориентировано на поиск новых знаний и только потом использует Интернет для общения.

В киберпространстве мы беседуем и спорим, занимаемся интеллектуальными рассуждениями, осуществляем коммерческую деятельность, распространяем знания, эмоционально поддерживаем друг друга, строим планы, устраиваем мозговые штурмы, сплетничаем, враждуем, падаем и поднимаемся, любим, находим и теряем друзей, играем в игры, флиртуем … Мы делаем все то, что делают люди, когда собираются вместе, только посредством слов, появляющихся на компьютерных дисплеях. Делая это, мы взаимодействуем с помощью электроники, независимо от локального времени или местонахождения в пространстве. Это позволяет преодолеть закомплексованность, и другой дискомфорт, который может возникнуть при «живом» общении.

В России 18 миллионов взрослых жителей (каждый шестой) получают информацию из Интернета либо сами, либо через своих друзей, регулярно посещающих Интернет.

Во взрослой аудитории Интернета больше всего служащих, затем учащихся и предпринимателей. Рабочие, пенсионеры, домохозяйки и безработные в Интернете, напротив, редкие гости.

Ядро аудитории Российского Интернета: 0.9% ± 0.3% от взрослого населения России или 1.3 ± 0.3 млн. человек. Ядро аудитории Российского Интернета составляют те, кто регулярно посещает Интернет и проводит там не менее трех часов в неделю (1.3 ± 0.3 млн. человек).

Активная аудитория Российского Интернета: 1.6% ± 0.3% от взрослого населения России или 1.8 ± 0.3 млн. человек. Активная аудитория Российского Интернета состоит из тех, кто регулярно посещает Интернет и проводит там не менее одного часа в неделю.

Регулярная аудитория Российского Интернета 2.3% ± 0.4% от взрослого населения России или 2.5 ± 0.4 млн. человек. Регулярная аудитория это все посетители Интернета за исключением тех, кто имел единичный опыт посещения Интернета или был в Интернете всего один или несколько раз в жизни или за последние три месяца.

Максимальная аудитория Российского Интернета 4.9% ± 0.6% от взрослого населения России или 5.4 ± 0.7 млн. человек. Максимальная аудитория Российского Интернета это все посетители Интернета, включая и тех, кто имел хотя бы единичный опыт посещения Интернета.

Большинство взрослых пользователей Интернета имеют высшее и незаконченное высшее образование от 76 до 81%. Пятая часть имеет среднее или среднее специальное образование. Из 100 человек, составляющих максимальную аудиторию Российского Интернета, только один человек имеет неполное среднее или начальное образование[14].

Данные подтверждают очевидное обстоятельство: доля аудитории Российского Интернета среди тех, кто имеет высшее и незаконченное высшее образование, значительно выше, чем аналогичный процент в группах с более низким образованием. Среди высоко образованного населения даже доля дальнего окружения аудитории Российского Интернета значительно выше, чем среди менее образованного населения России.

Таким образом, обращает на себя внимание значительное увеличение доли тех, кто выходит в Интернет практически ежедневно: с 29% до 37%. Это касается всех категорий респондентов. Причем, это увеличение произошло, главным образом, за счет уменьшения доли тех, кто пользовался Интернетом несколько раз в неделю. Следовательно, можно говорить об увеличении интенсивности пользования Интернетом, и о том, что если Интернет входит в жизнь человека, то с каждым месяцем затягивает его все больше и больше.

Доля неактивных пользователей (тех, кто выходит в сеть 1 раз в неделю и реже) на протяжении последних двух лет составляет 38–39%% от общего числа пользователей.