Биосоциальная сущность человека

Стремительные изменения в общественном устройстве нашего общества ставят перед современниками вновь эти извечные вопросы. Чтобы понять самих себя мы обращаемся к мыслителям прошлого, сравнивая своё и их мироощущение. Мишель Монтень и Лев Толстой являются представителями разных эпох и культур. В своих выводах они опирались на труды разных авторов, систематизируя их сообразно собственным убеждениям. Формируя своё личное мировоззрение, важно сопоставить современные научные факты с представлениями предшественников.

Размышлять о себе – неотъемлемое свойство человека, проявление его разумности. По внешнему облику человека не спутаешь ни с каким другим существом. Но какие признаки являются самыми существенными? Осанка? Особенности волосяного покрова или его отсутствие? Форма конечностей? Или его деятельность, общение?

С точки зрения философии сущность – это главная черта (или несколько) свойственная именно человеку.

Можно рассматривать человека как бы со стороны. В этом случае мы сопоставляем его с природой (космосом), обществом, Богом, другими людьми. При этом выявляются коренные отличия человека от иных живых существ.

Можно изучать человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни, т.е. «изнутри». Но человек существо общественное и именно в обществе проявляются присущие ему качества. человек общество личность деятельность

Познание человеческой сущности начинается с момента возникновения самого человека, как биологического вида.

Выжить в природных условиях люди могли только сообща. В одиночку человек был обречен на скорую гибель. Поэтому люди объединялись для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга. Так возникло общество и общественные отношения.

В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа и общество постоянно и неразрывно связаны. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда. Например, у В. О. Ключевского читаем о влиянии рек на хозяйственную и общественную жизнь славян: «Служа готовыми первобытными дорогами, речные бассейны своими разносторонними направлениями рассеивали население по своим ветвям. По этим бассейнам рано обозначились различные местные группы населения, племена, на которые древняя летопись делит русское славянство IX-X веков... Но это центробежное действие речной сети сдерживалось другой ее особенностью. Взаимная близость главных речных бассейнов равнины... не позволяла размещавшимся по ним частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживало общение между ними, подготовляло народное единство и содействовало государственному объединению страны».

С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека.

Так, в свое время были осушены болотистые топи вокруг Флоренции, ставшими затем цветущими землями. Сады и виноградники на склонах Кавказских гор так же, как прекрасные рощи на островах Тихого океана, - дело рук человека.

Вспомним слова тургеневского героя Базарова «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (И. Тургенев «Отцы и дети»)

Многообразные связи между людьми в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности постоянно обновляются. Меняются социальные группы, классы, определяющие сферу материального производства; духовно-культурные ценности, пронизывающие духовную жизнь общества.

Так изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том, что нравственные отношения людей строились на коллективистских началах. Моральные нормы, существовавшие у многих племен в те времена, допускали убийство слабых членов рода – больных детей, стариков – и даже людоедство.

С позиции борьбы за существование и выживание люди не считали безнравственным освобождаться от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется «Русская Правда», предусмотрены различные наказания за убийства. Мера наказания определялась принадлежностью человека к тому или иному социальному слою. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась в 16 раз дешевле.

Общественная жизнь находится в постоянном развитии. Темпы и масштабы могут быть различными: в истории человечества были периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями; со временем темпы изменений стали нарастать.

В настоящее время общественную жизнь изучают многие науки: история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика, юриспруденция и другие. Каждая из них рассматривает определенную область. Действуют ли в социальной действительности объективные, т.е. независимые от сознания людей, законы развития? Дают ли точные и объективные знания о мире? В решении общественных проблем сталкиваются различные интересы, намерения людей, проявляется все многообразие их взглядов.

Недаром о человеке заметном, выделяющимся среди других, приходится слышать: «Он – индивидуальность!» Близко по происхождению к этому слову и понятие «индивид». Его впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слово «атом», что означало неделимый и относилось к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека, как одного из людей с типичными признаками определенной общности. Термин «индивидуальность» напротив, характеризует отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое.

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью, потому что тогда не с кем и не с чем сравнивать его свойства, а тем более личностью. Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества. С одной стороны личность является участником свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает, при этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

С другой стороны, личность рассматривается через набор функций и ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий.

Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли – работника, семьянина, спортсмена и др. Совершая поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая». В различные эпохи представления о человеке постоянно менялись, расширялись, обогащались.

Так в древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек мыслится как часть космоса, всеобъемлющего мира. И сам человек воспринимался как своеобразный «микрокосмос». Природа понималась как живой организм, а человек – как сочетание разных элементов, или «стихий» космоса. Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего». При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он призван следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие в мире время от времени, но он ответствен за свои деяния на высшем «космическом» уровне.

Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения душ и сделала весьма условной и подвижной границу между живыми существами. Суть этой идеи состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех – в представителя низшей касты, за словесный – в животное, за греховный поступок – в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что дает возможность достичь величия.

Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы – изменчивые человеческие установления». Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена ее расцвета. Философ Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом», «Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному». А сами греческие боги предстают величественными и вместе с тем, человечными.

Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Апполона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии наук о человеке.

Своеобразие христианского библейского представление о человеке как «образе и подобии Бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочеталось с учением о соединении божественной и человеческой сущности в личности Христа. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоления греховности и смертности тела через бессмертие души.

В XIV в. зарождается новая культура. Представителей этой культуры больше всего интересовал человек. Именно человек в представлении гуманистов (от лат. «хуманус» - человеческий) становится центром мироздания. Культуру, созданную гуманистами назвали возрождением – возрождением интереса к земной жизни, природе, человеку и великому античному прошлому, его литературе, философии, истории, искусству

Эпоха возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Идея философа XV в. Пико делла Мирандолы заключалась в том, что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен ко всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, талантам, творческому началу.

В XVIII в. Р. Декарт высказал идею о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление («Мыслю – следовательно, существую»). Именно от этого тезиса ведет линию представление о разумности как специфической особенности человека, его сущности. Декарту же принадлежит мысль о том, что живое тело является своего рода машиной, которая, с одной стороны, испытывает влияние сознания, а с другой – способно воздействовать на него.

Для представления классической немецкой философии XVIII в. И. Канта вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии, а человек предстает как существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII-XIX вв. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала – духа или разума.

Не падал интерес к проблеме человека и в конце XIX-XX вв. Поиск сущностных свойств человека приводил к выделению в центр внимания таких проявлений, как чувство, воля, влечение. Тогда же в науку вошло различение понятий индивидуальность и личность.

Но для того чтобы понять личностные проявления сущности человека, необходимо иметь представление об истории его возникновения и физиологических особенностях. Одно из древнейших представлений о возникновении человека, мы находим в Библии:

«26И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, - вам сие будет в пищу.

31И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.»

Когда-то давно Цицерон сказал: «нельзя найти следов земного происхождения душ. В душах нет ничего составного, ничего, что могло бы возникнуть или образоваться на земле; нет даже ничего сродного с влагой, воздухом или огнем. В самом деле, ни в воде, ни в воздухе, ни в огне нет ничего, что обладало бы способностью помнить, понимать, мыслить, удерживать прошлое, заглядывать в будущее и постигать, осмысливать настоящее. Все это свойственно только духовным существам, т.е. богам, и вы никогда не будете в состоянии указать этому иного происхождения, кроме божественного. А потому всякое существо, если оно ощущает, мыслит, живет, действует, должно быть божественного и небесного происхождения и потому должно быть вечным. Бога нельзя себе представить иначе, как духовным, свободным от примеси чего-либо тленного. Таков же и человеческий дух».

Споры по поводу истории человечества не утихают и по сей день. Многочисленные данные современной науки недвусмысленно указывают на сходство физиологического и анатомического строения животных и человека. Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека» выдвинул теорию эволюционного развития. В то время многие идеи автора теории естественного отбора были не более чем догадками. Но в настоящее время «палеонтологическая летопись» эволюции наших прямых предков настолько полна, что позволяет в существенных деталях проследить весь путь от обезьяны до человека. Данные генетики свидетельствуют в пользу этой теории: ведь разница между генотипами человека и человекообразных обезьян составляет всего несколько процентов, однозначно доказывая недавность разделения их «веточек» на «эволюционном древе» жизни. Источником невероятного разнообразия форм жизни и появления человека по сути являются «ошибки» в генетической информации, возникающие вследствие случайных мутаций – разного рода изменений в строении «молекул наследственности» ДНК.

Древнейшие человекообразные обезьяны возникли около 20 000 000 лет назад. Их наиболее характерный представитель, живший в Африке, - проконсул был отчасти похожим на современного гиббона. В африканских саваннах 4-5 миллионов лет назад появился наш прямой предок – австралопитек. Эти «обезьянолюди» уже были наземными, склонными к прямохождению, жили небольшими группами и, очевидно, умели пользоваться простейшими инструментами. Но они еще были покрыты волосами, не слишком мозговиты, с мощными челюстями и надбровными дугами, довольно длиннорукие. От какого-то из наиболее «человекоподобных» австралопитеков 3 000 000 лет назад и произошёл первый представитель рода человеческого – человек умелый. Он уже был совершенно прямоходящим. Объемом мозга этот древнейший человек уже заметно превосходил австралопитеков. Так около 2 000 000 лет назад начался каменный век, самый продолжительный в истории человечества. Человек прямоходящий как биологический вид, просуществовал немногим более 1 000 000 лет, около 600 000 лет назад превратившись в современный вид людей, к которому мы и относимся, - в человека разумного. Одним из первых важнейших завоеваний этого человека свидетельствовавших о его разумности, стало умение обращаться с огнем. С завершением ледникового периода, около 10 000 лет назад, совпало одно из важнейших событий в истории человечества: люди научились плавить металл. Каменный век сменился бронзовым – так начался современный этап истории человека разумного.

Но, решив загадку происхождения, ученые оказались перед целым рядом других. Особенно «таинственным» представляется развитие интеллекта, да не просто развитие, а та невероятная скорость, с которой обезьяна-тугодум превратилась в мыслящее человеческое существо. Некоторое время назад все объяснялось формулой «труд создал человека». На самом деле человека «создали» изобретательные мозги, интенсивная работа которых позволяла постоянно совершенствовать средства производства, избавляя от тупого изнурительного труда. Так что, пожалуй, более подходит к ситуации другая – правда, шутливая – формула: «Лень – двигатель прогресса».

Представьте. Погнался охотник за диким зверем, но не догнал. Подобрал камень, метнул – мимо, метнул другой, третий, четвертый – недолет. Оказался поблизости «лентяй», любящий головой работать больше, чем руками, - он взял, да и придумал пращу. Стал охотник метать камень из пращи – далеко, да не очень точно. «Лентяй» подумал-подумал, да и примотал к камню палку, чтобы поухватистее было, - получился дротик. Еще раз подумал, отвязал камень, удлинил палку – получилось копье. Еще раз подумал, укоротил палку, согнул дубовый сук, натянул между концами веревку – получился лук со стрелой.

Так далеко ли продвинулись бы мы в своем развитии, если бы все время упражнялись в бросании камней вдогонку убегающему оленю? Выходит, что секрет происхождения человека кроется не в труде самом по себе, а в способности творчеству.

Чтобы проникнуть в тайну активизации мозговой деятельности, ученые-медики сравнили по физиологическим и биохимическим показателям гениев рода человеческого с «простыми смертными», а тех – с человекообразными обезьянами. Результаты оказались просто поразительными: в ряду от обезьяны до гения удалось отчетливо проследить увеличение концентрации в крови некоторых веществ, связанных с водно-солевым обменом в организме. И родилось предположение: когда в генотипе обезьяноподобных предков человека произошла мутация, изменившая ход водно-солевого обмена, а «побочным продуктом» этого как раз и оказались вещества, стимулирующие деятельность мозга. (Гипотеза)

Но одной физиологией стремительный эволюционный «прыжок» человека в сферу напряженной интеллектуальной деятельности едва ли объясним. Есть ещё один механизм – пожалуй, даже один из важнейших: это так называемое «социальное наследование».

В мире живой природы основным – а для большинства и единственным – способом передачи наследственной информации от предков к потомкам являются молекулы ДНК. В них закодированы все свойства организмов, начиная от особенностей обмена веществ и кончая стереотипными поведенческими реакциями – безусловными рефлексами. У человека к этому добавился совершенно иной способ передачи информации, накопленной в предшествующих поколениях, - обучение. Его элементарными формами владеют многие млекопитающие и птицы. Но именно человек «изобрел» речь и письменность, которые резко увеличили объем запоминаемой и передаваемой в поколениях информации.

И поведение животных, и деятельность человека целесообразны. Но в основе поведения животных – биологическая программа (ДНК), инстинкты. А человеческая деятельность в результате обучения стала характеризоваться исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек способен выходить за рамки программы, т.е. имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения).

Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. В действии (как и в деятельности) можно усмотреть цель, средства, результат. Нередко действия людей приводят к иным результатам, чем те к которым они стремятся.

Философ Г. Гегель приводит такой пример. Человек из мести поджигает дом другого человека, от него загораются стоящие рядом дома, гибнет имущество других людей, а может быть, и сами люди. Такого результата своих действий преступник не ожидал, таким образом, он получил ответный удар. Использованные им средства породили совсем иные обстоятельства, чем было задумано.

В деятельности проявляется поведение человека. Имеется в виду, как он выполняет свою работу, как относится к ней, к другим людям, к себе.

Представим себе деятельность двух продавцов. Один приветлив, порядочен, аккуратен, собран; другой грубит покупателям, пытается их обмануть, выполняет свои обязанности кое-как.

Два человека заняты одинаковой деятельностью, но поведение их различно. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.

«Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей – он хороший, производит он вражду и разъединение – он дурной» (Л. Н. Толстой Собрание сочинений).

Поведение человека – это внешнее проявление его деятельности. В нем проявляется отношение человека к обществу, другим людям, рассматриваемое со стороны нравственности и права. Так, отклоняющимся называют поведение, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Каждым поступком человек утверждает себя как личность. Что движет человеческой деятельностью? В мотивах деятельности проявляются потребности человека (переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности).

Потребности обычно направлены на какой-либо предмет. Например, голод – это нужда в пище, предметом потребности является пища. Невозможность справиться с какой-либо задачей порождает нужду в знаниях, которые необходимы для ее решения. Предметом потребности являются знания.

Потребности человека можно разделить на три группы.

Первая группа – биологические потребности: переживание нужды в дыхании, питании, воде, в нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека, его принадлежностью к природе. Иными словами, это те же потребности, что и у животных.

Законы природы определяют наши истинные потребности. Мудрецы говорят, что бедняков, если исходить из этих потребностей, нет и не может быть и что всякий, считающий себя таковым, исходит лишь из собственного суждения; основываясь на этом, они весьма тонко подразделяют наши желания на внушенные природой и на те, что внушены нам нашим необузданным воображением; те, конечная цель которых ясна, – от природы; те, которые опережают нас и за которыми нам не угнаться, – от нас. Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души – невозможно.

Вторая группа – социальные потребности, порожденные обществом. В них воплощена нужда личности, например, в многообразном взаимоотношении с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании ее достоинств.

Третья группа потребностей – идеальные: познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека становятся социальными. Как пример, в жаркие дни людей мучает жажда, но никто не станет пить из лужи на дороге. Прием пищи для человека становится потребностью, удовлетворение которой имеет множество социальных граней: сервировка, качество посуды, оформление блюда, приятное общество, разделяющее трапезу.

В некоторых случаях, вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Наряду с потребностями, важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки.

В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя, индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, нерасположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведения. Важную роль в мотивах деятельности играют убеждение – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Формированию мотивов деятельности, особую роль играют интересы. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания. В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательная – это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей. На деятельность человека могут оказать большое влияние его влечения, т.е. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Многие ученые считают, что влечение – это начальный этап формирования мотивов поведения человека. Первоначально неосознанные влечения уступают место осознанным мотивам.

В научной литературе существует несколько классификаций потребностей. Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно многообразны. Прежде всего, отметим разделение деятельности на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразавательную деятельность (преобразование общества). Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирования их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности). Все эти виды деятельности связаны между собой.

Например, идеи французских просветителей Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро (ценностно-ориентировочная деятельность) сыграли большую роль в подготовке французской революции XVIII в. (социально-преобразовательная деятельность).

В многообразии видов деятельности человека можно выделить созидательную и разрушительную деятельность. Особое место занимает деятельность творческая.

Например, на конвейере рабочий повторяет определенные операции, предусмотренные технологическими требованиями. Эта деятельность в основе своей шаблонная, монотонная. От такой, безусловно, полезной, созидательной, но однообразной деятельности отличается деятельность, требующая всякий раз нестандартных, нешаблонных действий.

Что же такое творчество? Этим словом принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий. Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Воображение и фантазия – это необходимый компонент творческой деятельности, который выражается в построении образа или наглядной модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно. Важнейшим механизмом творчества является интуиция – знания, условия, получения которого не осознается. В интуиции проявляется, таким образом, бессознательное в деятельности человека. Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть.

Как развить в себе творческие способности? Усвоить опыт творческой деятельности предшествующих поколений можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы; обдумывать различные варианты решений, общаться с искусством, развивать воображение, фантазию и др. И помнить слова великого русского композитора П. И. Чайковского: «Вдохновение – эта такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Наряду с названными выделяются такие виды деятельности, как труд, игра, учеба.

За словом «труд» так и слышится: «трудно, трудности», которые необходимо преодолевать. А слово «игра» вызывает ассоциации с чем-то приятным, легким, увлекательным. Но о труде высокого профессионала говорят: работает играючи. У труда обязательно есть такие отличительные черты, как практическая полезность, наличие результата. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемых результатов. Полученный эффект может быть лучше или хуже, ближе к замыслу или дальше от него, но не может быть абсурдного труда. Затрачивать усилия, понимая, что получается не то к чему стремишься, делать то, что никому не нужно – такое трудно себе представить. Что же дает основание надеяться на то, что запрограммированный результат будет достигнут с оптимальными затратами усилий? Для успеха трудовой деятельности абсолютно необходимы мастерство, умение, знания. Таких слагаемых требует любой труд – физический, интеллектуальный, труд ремесленника, земледельца, художника, творца. В лучших своих образцах, труд не может обойтись без инициативы и творчества.

Игровая деятельность, в отличие от трудовой, ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Игры сопровождают человечество на протяжении всей истории, переплетаясь с магией, религиозным культом, искусством, спортом, военными упражнениями. Словом игра объединяют очень широкий спектр действий. Например, игры детей, игра на бирже... Особенностью игровой деятельности, является ее двуплановость. С одной стороны, играющий осуществляет реальное действие, с другой – многие моменты этой деятельности носят условный характер, позволяют отвлечься от реальной ситуации. Игра в развитом виде включает роль, которую берут на себя играющие. Для реализации роли, играющий обязательно прибегает к действиям, в соответствии с правилами игры. В игре особым образом используются предметы или их заместители, символы, условные знаки. Играющий одновременно верит и не верит в то, что разыгрываемая ситуация реальна. Это роднит игру с искусством. Игра, как и искусство, предлагает некое решение, не в практической, а в условной, знаковой сфере, которая, однако, в дальнейшем может быть использована в качестве модели поведения. Игра выступает формой включения ребёнка в мир человеческих отношений, действий, т.е. обучения.

Познавательная деятельность сопровождает человека всю жизнь, а начинается ещё с младенчества, когда происходит самоузнавание, различение себя от внешнего мира. Далее проходит этап обучения т.е. приобщение к общечеловеческому наследию. И только затем человек становится способен к объективному, не зависящему от частных суждений и пристрастий, авторитетов, изучению мира. Научное познание имеют эмпирический (экспериментальный) и теоретический уровни. Рано или поздно научные открытия находят практическое применение. Современный человек активно пользуется плодами науки, воплотившейся в массе современных вещей. Но даже в наше время многие люди ориентированы на практическую пользу, интерес, на таинственное и чудесное, т.е. приоритет отдаётся чувственно-конкретной форме знаний, основой которых является вера, авторитет. Это ненаучное познание.

Иной тип познания дает искусство. Мы, например, можем узнавать о прошлом не только по архивным документам, но и с помощью художественных произведений (литература, живопись, театры). Такие знания всегда эмоционально окрашены, улавливают важные явления общественной жизни. Специфический способ художественного познания – образ обладает определенными свойствами реально существующего предмета, события, но не является самим предметом или событием. Образ требует от воспринимающего и познающего мир собственной фантазии, творчества, глубокой мыслительной деятельности, наконец, готовности воспринимать мир таким способом. Познавательная деятельность весьма разнообразна, но всегда сопровождается самопознанием человека.

По сути, самопознание начинается с самоузнавания, различения себя от внешнего мира. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ Я.

Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, отношении к себе других людей формируется в самооценку. Существует три основных момента для понимания самооценки.

Во-первых, в ее формировании важную роль играет сопоставление образа реального Я с образом того идеала, каким мы хотели бы быть.

Во-вторых, некоторые люди склонны оценивать себя так, как оценивают другие.

В-третьих, самооценка зависит от нашего отношения к собственным победам и неудачам, к тому, что мы извлекаем из собственной истории жизни.

Образ Я не остается неизменным на протяжении жизни. Важным средством познания самого себя является исповедь и самоисповедь.

По существу, самоисповедь является полным внутренним отчетом перед самим собой о том, что происходит с нами и в нас. Исповедоваться самому себе можно, ведя дневники, разговаривая с самим собой. Можно писать письма, обговаривая в них, что происходит в насущной жизни, исповедоваться священнику или Богу. В недалёком ещё прошлом эпистолярный жанр занимал важное место и в реальной жизни людей, и в литературе.

«Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь слушающий до того доходит, что уже никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе, и к другим. Не уважая уже никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым слабостям и доходит до скотства в пороках своих, а все от беспрерывной лжи к людям и себе самому». /Ф. М. Достоевский/

Любая деятельность сопровождается общением. Общение служит для обмена информации между равноправными, равноценными и свободными партнерами. Партнеры при передачи информации активны, они осознанно вступают в контакт, не просто обмениваются информацией, но видоизменяют ее, дополняют, уточняют, т.е. активно оперируют ею. Фактически происходит выработка на ее основе новой информации, являющейся достоянием обоих участников общения.

«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». (Бернард Шоу).

В отличии от общения при коммуникации, информация (ею могут быть знания, идеи, указания и т.д.) передается от субъекта, действующего активно, к объекту, который должен поступить в соответствии с полученной командой, установкой, приказом. Роль получателя могут выполнять и человек, и животное, и машина. Например: радистка Кэт из романа Ю. Семенова «Семнадцать мгновений весны», принимающая шифровку для Штирлица; дрессированное животное, выполняющее команду; диктофон, записывающий содержание телефонного сообщения. Однонаправленный поток сведений при отсутствии или при формальном характере обратной связи (как поняли?) ничего не прибавляет к первоначальной информации. Но, часть информации может утрачиваться из-за искажения голоса по телефону, скрытого содержания, связанного с эмоциональным состоянием передающего.

Изначально вступая в разговор, люди осознанно или стихийно исходят из признания ценности и значимости позиции другой стороны, важности, оригинальности, ее точки зрения. Они ориентируются на то, чтобы понять другого. В разговоре непременно предполагается ожидание ответа, его предвосхищение в собственном высказывании. Высказывая свое мнение, участник диалога рассчитывает на то, что его информация будет воспринята с максимальной точностью, настроен на необходимые разъяснения, уточнения. Ему не безразлично, как его поймут. Диалог – столкновение разных умов, разных истин, исходных культурных позиций, составляющих единый ум, единую истину и общую культуру.

Общаться могут реальные субъекты, сюда включается общение, связанное с практической деятельностью в процессе труда, совместных усилиях по созданию условий сохранения жизни человечества (войны, революции и т.д.), в многообразных проявлениях общественной практики (в переговорах между дипломатами личностные позиции, вкусы, симпатии отходят на второй план перед задачей поиска взаимопонимания высоких договаривающихся сторон). Реальным является и духовное общение, даже опосредованное перепиской. Общение реальных субъектов может проходить в форме обрядов или даже игры (через ритуальные действия с использованием символов, масок).

Другой разновидностью общения является общение реального субъекта с иллюзорным партнером, которому присущи несвойственные ему качества субъекта. Например, общение с животными, рассматриваемое не как объект познания, разведения, охоты, а как партнер, способный понять, посочувствовать, ответить. (Белый Бим Черное ухо, Каштанка, Белый клык)

Есть еще одна разновидность общения, она называется общением реального субъекта с воображаемым партнером. Прежде всего, оно проявляется во внутреннем диалоге, в «самообщении». Это не только внутренний голос, который беседует с нами, позволяя что-то уяснить, понять, осмыслить, но и диалог с образом другого человека. Особым типом воображаемого партнера по общению является художник, создатель произведений искусства. Художественная информация не сообщается, не посылается автором, она рождается в процессе активного восприятия, в совместном творчестве художника и зрителя, читателя, слушателя.

Последним видом общения является общение воображаемых партнеров – художественных персонажей. Поскольку художественный образ по своей природе есть не что иное, как модель субъекта, то художественное произведение всегда представляет собой систему образов, взаимодействующих между собой, а отношения персонажей – не что иное, как общение. Особенно явно это проявляется в сценическом искусстве, где пьеса всегда изображение процесса общения.

Соотношение деятельности и общения зависит от понимания деятельности. Общение обслуживает предметную деятельность, помогая сделать ее более успешной, полезной, радостной. В этом случае оно подчиненное, «включенное» во взаимодействие субъекта с объектом. Общение может быть вполне тождественно деятельности, если его целью является получение эстетического удовольствия, душевного отклика, если оно полностью поглощает человека, составляет для него высшую цель и смысл. (общение с другом, с любимым человеком). Похоже проявляется общение в игре, в обучении, в воспитании, когда его цель – приобщить партнера к своему опыту, знаниям и самому приобщиться к ценностям другого т.к. образование не может быть без самообразования, а воспитанию помогает самовоспитание. Игра и обучение являются ведущими в становлении личности человека.

В глубокой древности обозначилась четкая граница между одобряемым обществом поведением, соответствующим справедливым нормам, и отклоняющимся от этих норм поведением. Сначала мифология давала людям общие представления о надлежащем и запрещенном, в дальнейшем возникли представления о божественном происхождении правил человеческого поведения. Соблюдение этих правил поддерживал страх перед наказанием. В наше время, деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих норм. Постижение норм социального поведения и является одной из целей обучения, закрепляемых, в том числе в игровой форме.

Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входят в него. С их помощью, функционирование людей, групп всего общества приобретает упорядоченный характер. Воспринимая их, как эталоны, модели, стандарты поведения, и следуя им, человек включается в систему общественных отношений.

Нормы поведения закреплены, прежде всего, в обычаях и традициях. Например, свадебные и похоронные обряды, бытовые праздники и т.п. Правовые нормы общества прописываются в законах, издаваемых государством, четко ограничивая поведение и наказание за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.

Моральные нормы в отличие от права несут в основном оценочную нагрузку: хорошо – плохо, благородно – подло, справедливо – несправедливо. Их нарушение встречает общественное осуждение и обеспечивается авторитетом коллективного сознания.

Эстетические нормы дают представления о прекрасном и безобразном, не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.

Политические нормы регулируют отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражения в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

Многие из религиозных норм по содержанию выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции, обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи.

Существуют и другие виды норм, например, правила этикета и т.п.

Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Поведение, которое не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением.

Проявления отклоняющегося поведения столь же разнообразны, как многообразны социальные нормы. Не менее разнообразны последствия этих отклонений.

Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются, прежде всего, в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых социальных групп эти отклонения проявляются в раздорах, скандалах и т.д. В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, коррупции, волоките и др.

Отклонения от норм могут носить и позитивный характер, т.е. иметь полезные для общества следствия (проявления инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений).

Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследователи имеют различные точки зрения по этому вопросу.

В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение отклонений: наличие у некоторых людей прирожденной предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т.п. Эти теории в дальнейшем были подвергнуты убедительной критике.

Другие ученые искали психологические объяснения отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное – общая направленность интересов личности. Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Например, психологическое исследование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступников названные качества наиболее выражены.

Широкое признание получило социологическое объяснение причин отклонений от социальных норм. Известный социолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падение деловой активности, инфляция), жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм.

Из многих проявлений отклоняющегося поведения наиболее ярко выражаются преступность, алкоголизм и наркомания.

Преступность включает в себя действия, посягающие на личность, на собственность, права и свободы граждан, на общественные отношения. Особенность преступности: наличие определенного контингента лиц – преступников, для части которых преступная деятельность стала профессиональной. Наибольшую опасность представляет организованная преступность.

Алкоголизм и наркомания в определенной мере связаны с преступностью.

В результате систематического употребления спиртных напитков и наркотиков утрачивается самоконтроль, появляется агрессивность, часто происходят несчастные случаи, конфликты в семье. Человек теряет уважение окружающих, испытывает материальные трудности, нарушает общественный порядок, создаёт аварийные ситуации на транспорте и др.

Среди других прегрешений, пьянство представляется мне пороком особенно грубым и низменным. В других пороках больше участвует ум; существуют даже пороки, в которых, если можно так выразиться, имеет оттенок благородства. Есть пороки, связанные со знанием, с усердием, с храбростью, с проницательностью, с ловкостью и хитростью; но что касается пьянства, то это порок насквозь телесный и материальный. Поэтому самый грубый из всех ныне существующих народов – тот, у которого особенно распространен этот порок. Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его и поражает тело.

Наихудшее состояние человека – это когда он перестает сознавать себя и владеть собой.

По поводу пьяных среди прочего говорят, что подобно тому, как при кипячении вся муть со дна поднимается на поверхность, точно так же те, кто хватил лишнего, под влиянием винных паров, выбалтываются самые сокровенные тайны.

Следствием наркомании и алкоголизма является разрушение физического и психического здоровья, деградация личности. Теряются накопленные человеческой культурой навыки деятельности и общения, выходят из строя механизмы воздействия между людьми.

Свобода личности выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного общества. Стремление к свободе прослеживается во всей истории человечества. Но политики и философы подходят к его осмыслению с разных позиций. Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Ограничением являются права и свободы других людей.

К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Осуществив свое желание, человек поступил свободно. Но его свобода ущемила право и желание многих других полноценно выспаться в ночное время.

«Свобода есть познанная необходимость» (Г. Гегель)

Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осознана человеком – он ее раб. Если же она познана, то человек обретает «способность принимать решения со знанием дела».

Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства избавления от депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики), которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждет расплата, причем «платить» придется самым дорогим – собственным здоровьем. Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он изберет здоровый образ жизни.

Помимо природной необходимости, человек принимает те или иные решения под влиянием норм морали и права, традиций и общественного мнения. Подлинно свободный человек выбирает не только поступок, но и его последствия, ответственность за него.

Общество оценивает общественную значимость тех или иных позиций, занимаемых людьми. Это определяет социальный статус личности. Некоторые черты, влияющие на социальное положение человека имеют объективный характер (национальность, происхождение). Но главное, что определяет социальный статус личности сегодня, - это образование, квалификация, другие личные, социально значимые качества человека.

Таким образом, личность имеет возможность влиять на свой статус.

Например, если один человек родился в Мексике в семье небогатого крестьянина, а другой – в семье британского лорда, то уже изначально они имеют различные статусы. Причем не только в тех странах, где родились. Так поступление в Американский университет для потомка британского лорда, видимо, не составит большой проблемы. Были бы деньги для оплаты обучения. Для мексиканца же даже легальный въезд в США ограничен. Однако, среди американских ученых и бизнесменов, можно услышать китайские, корейские, латиноамериканские фамилии. Значит, представители других национальностей смогли преодолеть неравенство стартовых социальных позиций.

Духовность личности – идеал, достижение которого связано как с социальными возможностями, так и с собственными усилиями, индивидуальные жизненные позиции человека. К сожалению, сегодня мы все чаще говорим о бездуховности, агрессивности или, напротив, подавленности, при которых личность оказывается неспособной к развитию и самосовершенствованию. Сохранность духовности нашего общества сейчас во многом зависит от моральной стойкости каждого отдельного человека. Когда обесценились многие понятия и идеалы, укрепление духовности приходится начинать с формирования жизненной самостоятельности, индивидуальности жизненной позиции.

К сожалению, в современном сознании обнаруживается социальное сравнение: «Я не лгу, а все кругом лгут», «Я не ворую, а все кругом воруют». Достоинства оцениваются не сами по себе, а через сравнения, которые доставляют удовлетворение тем, что у других этого нет. Это очень недалеко от того распространенного чувства коллективизма, которое недавно вело к покупке такого же дивана, как у соседа.

Развитое социальное мышление – это привычка решать проблемы, а не уходить от них; оно приучает личность жить и действовать в противоречивом, изменчивом мире. Духовность личности – это не только ее способность подняться до уровня вечных истин и вечных ценностей, духовность сегодня непосредственно соединена с ответственностью, требующей ответственности личности за свою жизнь и судьбу и будущее России.