Виды благотворительной помощи

Благотворительные организации оказывают содействие в развитии по не приоритетным для государства направлениям, но от этого не становящиеся менее значимыми для страны. Это такие направления как:

Культура и искусство – разовая или постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также деятелей искусства, литературы, кино.

Наука – помощь фундаментальной и прикладной науке в разработке новых технологий, инновационных исследованиях, поддержка перспективных теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых специалистов.

Церковь – как правило, помощь в строительстве или восстановлении храмов и монастырей.

Образование – учреждение стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса.

Охрана природы – финансирование экологических программ по спасению исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды.

Спорт – помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам в приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений для тренировок.

Поддержка средств массовой информации – выделение грантов, как правило, региональным и Интернет-СМИ.[6]

Когда государственные структуры не в состоянии справиться с теми или иными социальными проблемами, возрастает роль благотворительной деятельности и благотворительных организаций[30].

В последнее десятилетие XX века тема благотворительности в России вновь стала актуальной. Появилась возможность создания российских благотворительных фондов, которые специализируются в различных сферах. Наиболее привлекательными сферами являются:

      ·    поддержка научных, учебных проектов,

      ·    семей погибших и раненых военнослужащих,

      ·    помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др.

Наиболее известными благотворительными организациями являются: Благотворительный фонд Владимира Потанина, Фонд Дмитрия Зимина «Династия», Некоммерческое партнерство грантодающих организаций «Форум Доноров», Российский Фонд культуры, фонд милосердия и Здоровья, детский фонд «Знамение», общество помощи беженцам, ассоциация «Гуманизм и милосердие». Общий ежегодный объем пожертвований в стране на настоящий момент достигает 1,5 млрд. долларов и продолжает увеличиваться. [31]

Различные фонды реализуют собственные программы, например «Накорми голодного», «Реабилитация бездомных», реабилитация нарко- и алкозависимых, направленная работа с бездомными детьми. Представленные программы реализуются в благотворительном фонде «Рука помощи» [32].

В последние годы благотворительностью занимаются не только благотворительные организации, но и коммерческие предприятия. Исследования приоритетных направлений и каналов распределения благотворительной помощи коммерческими предприятиями показывают следующее:

Среди приоритетных групп населения, на которых направлена благотворительность, каждый второй респондент указал инвалидов (50,0%), сирот (48,4%), пенсионеров (43,4%); каждый третий - участников боевых и военных действий (27,9%), детей и молодежь (27,1%). Со значительным отрывом следуют многодетные семьи (14,8%), бюджетники (13,1%) и неполные семьи (9,0%). Это распределение во многом повторяет мнение жителей города в целом, представленное в предыдущем разделе.

Ряд предприятий имеют связи с муниципальными учреждениями социальной сферы (17,2%), финансируют спорт (14,8%), сферу образования (10,7%) и здравоохранения (9,8%), поддерживают культуру, искусство и науку (8,2%). Замыкает список приоритетов экология (5,7%).

Приоритетные направления благотворительной деятельности некоторых коммерческих предприятий представлены на рис.2 (приложение 1).

Среди форм благотворительной деятельности преобладают продукция предприятия или оказываемые услуги - этот ответ указали две трети руководителей. Каждый второй указал наличные средства, что может свидетельствовать о высоком проценте скрытой благотворительности, поскольку предпринимателям не выгодно официально показывать объемы выделяемых на благотворительную деятельность средств.

Достаточно распространенной формой помощи являются безналичные перечисления денежных средств на счета просителей, а также оплата предъявляемых счетов или расходов, что, возможно оформляется под отчет в бухгалтерии предприятия и относится на себестоимость продукции.

Определенную долю занимают бесплатные консультации и информационная поддержка, каждый десятый респондент готов предоставить оборудование.

Анализ показывает, что потенциал сотрудников организации используется не в полной мере - только 6,6% респондентов указали, что их работники участвуют в добровольной благотворительной деятельности.

Ответы на вопрос о долговременности или разовости благотворительности продемонстрировали, что каждое четвертое предприятие (22,9%) имеет постоянно патронируемый объект благотворительной деятельности и оказывает долгосрочную помощь, сочетая ее с разовыми затратами. Остальные руководители указали, что их благотворительная помощь носит разовый характер.

Среди способов передачи помощи превалирует подход «из рук в руки» - его отметили трое респондентов из четырех (76,2%). Высока доля указавших в качестве посредника передачи благотворительной помощи администрацию города - 39,3% и органы социальной защиты - 8,2%.

Представители некоммерческих и общественных организаций не могут конкурировать на «рынке благотворительности» с административными структурами - их общественно значимые проекты получают поддержку только в 7,4% случаев. Через специальный фонд распределяют благотворительную поддержку 4,1% предприятий.[33].

Выше были рассмотрены направления благотворительной деятельности. Рассмотрим новые виды благотворительной помощи. Необходимо особенно отметить два вида благотворительности:

- эндаумент-фонды;

- фандрайзинг.

Эндаумент-фонды (от англ. еndowment - пожертвование) - фонды ресурсного капитала, средства из которых будут расходоваться целевым образом на поддержку учебных заведений. Такая модель финансирования вузов широко распространена в мировой практике, но является уникальной для России.

Между тем против эндаументов выступает Министерство финансов РФ: чиновники считают, что за счет образовательных фондов бизнес получит возможность отмывать деньги и уходить от налогов, поскольку расходование средств будет сложно проверить.

Однако идею подобных фондов еще в мае 2006 года одобрил Владимир Путин на встрече с представителями крупных корпораций. Фактически речь идет о частичной приватизации ряда вузов, интересующих бизнес и переводе их в форму автономной некоммерческой организации, - в обмен на финансирование. В рамках нацпроекта "Образование" предусмотрено создание двух бизнес-школ в Москве и Санкт-Петербурге. Финансирование этого госпроекта также ложится на плечи предпринимателей[34].

Фандрайзинг - привлечение спонсорских денег для реализации проекта. Область фандрейзинга - практически новая для нашей культуры. Она развита в США, где, несмотря на ничтожные субсидии государства на развитие социальных и духовных услуг, разработана разнообразная система льгот и поощрений вкладчикам «в культуру», будь то коммерческие структуры, фонды или частные лица.

Традиции свободного рынка США поощряют филантропию. Поиск субсидий или денежных средств - фандрейзинг - вырос в отдельную профессиональную управленческую область. Появились первоклассные специалисты, умеющие пополнять бюджет, без которых сегодня немыслима управленческая структура организаций культуры. Сейчас в США более 50 миллионов американцев предоставляют некоммерческому сектору либо свое время, либо свои деньги[35].

Цель исследования - выявление тенденций на рынке грантовых конкурсов за последние 4-5 лет с учетом трех основных критериев: количество доноров, характеристики доноров и их региональные и тематические предпочтения. В рамках исследования было проанализировано 122 конкурса, объявленных 90 организациями за первое полугодие 2006 г.

Среди доноров первенство занимают правительственные агентства - 43%, для сравнения: по данным предыдущего исследования, эта цифра составляла 20% (совместно по российским и зарубежным конкурсам); на втором месте (30%) - частные финансовые капиталы (в прошлом исследовании эта цифра была на 10% меньше) и на последнем - общественные (27%).

Основным организатором конкурсов выступает зарубежье: 86 конкурсов, из них 37% финансирует США. Из российских наиболее активны Благотворительный фонд В. Потанина, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

На науку и образование приходится 65 конкурсов/программ/стипендий. Это 34% от всего объема финансирования, на экономические и бизнес-идеи - 11 (6%), на развитие демократии и гражданского общества, СМИ и журналистику - 47 конкурсов, что составляет 24%, и на культуру и искусство соответственно 9%.

Выросла доля государственных организаторов грантовых программ - как для российских, так и для зарубежных грантодателей. А за последние 4 года незначительно вырос, но существенно изменился по составу корпус российских частных грантодателей, пришли новые, ранее неизвестные[36].