Внешнеэкономические связи РФ и ее регионов

Россия преимущественно экспортирует сырье, в основном топливно-энергетические товары. Их доля составила 41 %, металлы и изделия из них – 11 %, продукция химической промышленности – 8 %, лесоматериалы 5 %. В 1997 году имело место снижение мировых цен на нефть, мазут, дизтопливо. В результате Россия оказалась в неблагоприятной внешнеторговой ситуации. Потери выручки составили 4,3 млрд. долл. Конечно, ни одна страна не может обойтись без сырьевых ресурсов, но ограничение участия в международном разделении труда исключительно их экспортом неизбежно ставит страну в очень сложное положение, ослабляющее ее позиции. Структура российского экспорта оставляет желать лучшего. Необходимо приспособление национального производства к постоянно изменяющимся потребностям мирового рынка, освоение достижений современных технологий (современные сравнительные преимущества). Но традиционные преимущества (возможность экспорта природных ресурсов) тоже не маловажны.

Развивающиеся страны вывозят сырье в связи с тем, что у них нет квалифицированной рабочей силы. Но Россия, имея квалифицированную рабочую силу, вынужденно идти более легких путем.

В современном мире растет число государств, включающихся в систему международного разделения труда. К их числу относятся Турция, Индонезия, Южная Корея, Таиланд, Филиппины, страны в прошлом относящиеся к развивающимся.

Реализация инвестиционной модели как инструмента развития российской экономики является одним из основных направлений действий Правительства РФ в среднесрочной перспективе.

Инвестиционная политика будет осуществляться в двух направлениях:

1) привлечение инвестиций частного сектора, прямых иностранных инвестиций, которые должны стать основным источником модернизации экономики России.

Важным источником инвестиций в развитие экономики России должны стать внутренние инвестиционные ресурсы - сбережения населения, накопления предприятий.

Перспективным источником финансирования инвестиционных потребностей экономики России являются прямые иностранные инвестиции. Помимо содействия технологическому обновлению основных фондов предприятий, они несут в себе потенциал увеличения экспорта продукции и услуг, возможности импорта технологий, практических навыков, управленческого мастерства и ноу-хау, способствуют становлению рыночных механизмов и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Основными задачами политики привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России должны стать: совершенствование нормативно-правовой базы для деятельности иностранных инвесторов с учетом стратегических интересов России, развитие политики привлечения иностранных инвестиций в регионы, совершенствование отраслевой структуры их распределения, создание системы страхования иностранных инвестиций, формирование благоприятного имиджа России, а также информирование зарубежных инвесторов об инвестиционных возможностях в отдельных секторах российской экономики на принципах дебюрократизации экономики, обеспечения гарантии прав собственности и равных условий конкуренции, либерализации валютного регулирования;

2) обеспечение максимальной эффективности инвестирования бюджетных средств.

В условиях ограниченности объемов прямого государственного инвестирования за счет федерального бюджета в отдельные отрасли, производства и секторы экономики будут определены приоритеты и сроки предоставления государственной поддержки, обеспечена ее эффективность и прозрачность, а также тщательная оценка объектов поддержки.

Без выполнения этих условий привлечение иностранных инвестиций будет затруднительно.

В целях содействия экспорту необходимо реализовать следующие мероприятия:

усилить межведомственную координацию в сфере содействия экспорту;

обеспечить поддержку участия российских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и расширения поставок комплектного оборудования, в том числе на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов;

активизировать работу по привлечению российских предприятий к участию в международной выставочно-ярмарочной деятельности;

улучшить транспортное обслуживание внешней торговли, особенно экспортных операций, путем установления благоприятных тарифов по регулируемым государством транспортным перевозкам, расширения строительства экспортных транспортных магистралей, портов и портовых сооружений и т.п.;

осуществлять меры государственной поддержки отечественных перевозчиков с целью увеличения их доли при транспортировке внешнеторговых грузов;

обеспечить запуск системы внешнеторговой информации, обеспечивая доступ к ней в режиме реального времени заинтересованных участников внешнеэкономической деятельности;

обеспечить более широкое привлечение к работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству представителей регионов, отраслевых союзов и ассоциаций производителей и экспортеров, банков, предприятий и коммерческих структур, активно сотрудничающих со страной-партнером;

активно содействовать продвижению российских товаров, услуг и капитала за рубежом, поддерживать участие российского бизнеса в перспективных международных проектах.

Важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных условий для доступа российских товаров на внешние рынки.

В современном мире растет число государств, включающихся в систему международного разделения труда. К их числу относятся Турция, Индонезия, Южная Корея, Таиланд, Филиппины, страны в прошлом относящиеся к развивающимся. Особенно превзошел всех в реализации экспортных возможностей Китай. Состояние мировой экономики и рост доли экспорта развивающихся стран свидетельствуют, что от использования преимуществ и возможностей международного разделения труда зависит экономическое благополучие населения в различных странах.

США, Япония, Германия, Великобритания являются развитыми странами. России может помочь использование опыта развития внешнеэкономической деятельности Китая и Саудовской Аравии в отношении грамотного использования выручки от реализации сырья.

Основной целью структурной перестройки является повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынок, замещение импортной продукции и перевод на этой основе инновационно активного промышленного производства в стадию стабильного роста.

Для этого будет разрабатываться комплекс федеральных целевых программ, осуществление гибкой таможенной тарифной политики, применение благоприятных таможенных режимов использования импортного технологического оборудования, долгосрочные кредиты Российского банка развития, расширение использования финансовой аренды (лизинга).

Реализация основной цели развития промышленности будет осуществляться по следующим направлениям:

сохранение и расширение предложения продукции отечественного машиностроения на рынках, где наблюдается повышение платежеспособного спроса;

выход на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией современных технологических укладов.

Будут созданы условия для производства конкурентоспособной авиационной техники, обновления парка воздушных судов и продвижения российских самолетов на зарубежные рынки. С целью повышения экономической эффективности авиационной промышленности и оптимизации производственных затрат будут приняты меры по ее реструктуризации.

В инвестиционных расходах все больший удельный вес будут приобретать объемы финансирования НИОКР по отношению к расходам на оборудование и строительство.

Результатом реализации указанных направлений должно стать:

обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства;

позитивные структурные сдвиги, связанные с увеличением доли продукции перерабатывающих отраслей по сравнению с добывающими и доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции и услуг в ВВП.

В системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение будет иметь сотрудничество с Европейским союзом - основным торговым партнером, на долю которого приходится около 35 процентов внешнеторгового оборота Российской Федерации и 25 процентов иностранных инвестиций. Роль этой интеграционной группировки европейских стран в ближайшей перспективе еще более возрастет в связи с присоединением к ней новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы.

Расширение ЕС на Восток будет сопровождаться принятием новыми членами единого таможенного тарифа ЕС, а также других единообразных правил и норм, регулирующих хозяйственную и внешнеэкономическую деятельность.

Для обеспечения дальнейшего поступательного развития внешнеэкономических отношений со странами - членами ЕС необходимо реализовать следующие мероприятия торгово-политического характера:

активизировать работу по выполнению Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским сообществом;

совершенствовать систему валютно-финансовых расчетов со странами ЕС с учетом введения единой европейской валюты;

развивать стратегическое сотрудничество в ЕС в области энергетики на взаимовыгодной основе;

рассмотреть возможность формирования зоны свободной торговли с ЕС;

обеспечить дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и систем связи.

Присоединение к ВТО станет важным фактором улучшения торгово-политических условий международного экономического сотрудничества для России.

Во-первых, страна получит выход в унифицированное международное правовое пространство, позволяющее обеспечить всем экспортерам и импортерам стабильные и предсказуемые условия деятельности. Тем самым страна получит защиту от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров.

Во-вторых, Россия получит возможность реализовать это право на защиту посредством использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров.

В-третьих, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем непосредственно участвовать в формировании правил международной торговли, руководствуясь национальными интересами.

Для решения этих задач обеспечить реализацию базовых принципов формирования таможенного тарифа в соответствии с приоритетами промышленной и структурной политики, осуществлять снижение ставок ввозных пошлин на не производимые в России машины и оборудование, комплектующие изделия, а также отдельные виды сельскохозяйственного сырья при сохранении необходимого уровня тарифной защиты готовых потребительских изделий.