Государственная политика социальной защиты детей

Ратификация нашей страной Конвенции ООН о правах ребёнка (13 июля 1990 г.) позволил обществу по-новому взглянуть на мир детства и привлечь к нему внимание общественности. Руководствуясь рекомендациями Конвенции ООН, Российская Федерация в начале 90-х годов присоединилась к Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей», к плану ее реализации, а также вошла в Комитет ООН по правам ребенка. Реализацией основных положений Конвенции в России первоначально занимался Комитет по делам семьи и демографической политике, созданный при Совете министров РСФСР в 1990 г. В 1991 году он был преобразован в Комитет социальной помощи семье и детям и передан в ведомство Министерства социальной защиты населения РФ, на базе которого в 1992 г. был образован Департамент по проблемам семьи, женщин и детей (Постановление Правительства РФ от 28.11.1992 г. №913), в ведении которого находились следующие вопросы:

  - разработка комплексной системы социальной защиты семьи, женщин и детей, включающей в себя обеспечение минимальных гарантий их жизнедеятельности, прямую социальную помощь и поддержку;

  - координация работ по формированию и реализации программ улучшения положения семьи, женщин и детей;

  - создание государственной социальной службы помощи семье и подготовка кадров для этой работы;

  - подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства об охране прав семьи и обеспечению социально-правовой защищённости женщин и детей и др.

В 1993 г. при Президенте РФ создана Комиссия по вопросам женщин, семьи и детей, которая подготавливала проекты его указов и постановлений по вопросам улучшения положения женщин, семьи и детей, принимала участие в разработке концепций и программ федеральной политики, организовывала экспертизы проектов решений высших органов государственной власти и управления РФ, содействовала проведению научных исследований по вопросам женщин, семьи и детей.

В ноябре 1993 г. Комиссия была реорганизована, а при Президенте РФ образовано новое подразделение – Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии, которая взяла на себя обеспечение единой государственной политики в решении этих проблем.

Постановлением Правительства РФ от 8 октября 1998 года №1174 была образована Межведомственная комиссия по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. На неё были возложены следующие функции:

 -    координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке и проведению мероприятий, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

 -    подготовка предложений по выполнению в РФ Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также координации деятельности органов исполнительной власти по организации отдыха и оздоровления детей и подростков;

 -    анализ выполнения в Российской Федерации положений, содержащихся в этих документах;

 -    рассмотрение предложений о совершенствовании механизма реализации в РФ Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Только за период с 1993–1997 гг. в РФ было принято более 100 нормативно-правовых актов, направленных на защиту прав и интересов детей, включая федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ. К наиболее важным законотворческим решениям в области социальной защиты детства относятся следующие:

 - Принятие Россией обязательства соблюдать положения и принципы Конвенции ООН о правах ребёнка 1989 г.; признание ребёнка самостоятельным субъектом права, а его интересов – приоритетными среди потребностей общества; законодательное регламентирование прав детей в Конституции РФ (ст. 38, 43), в Семейном, Уголовном, Трудовом кодексах РФ, в других федеральных и региональных нормативно-правовых актах.

 - Акты, направленные на создание благоприятных условий для улучшения качества жизни и здоровья детей, их развития, социальной адаптации и защиты (с 1994 г. реализуется многолетняя Федеральная целевая программа «Дети России», утверждённая указом Президента РФ 18.08.1994 г., в состав которой на 2007–2010 годы вошли три подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одарённые дети», «Дети и семья».

 - Совершенствование правового поля в сфере улучшения обучения и воспитания подрастающего поколения (детализация Закона РФ от 13.01.1996 г. №12-ФЗ «Об образовании»), противодействие развитию криминальных тенденций в среде несовершеннолетних (Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») и др.

 - Стимулирование рождаемости, определение системы компенсаций и пособий семьям с детьми через государственные и общественные организации (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» и Федеральный закон от 19.05.1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»). Правовая база выплат пособий на детей постоянно совершенствуется.

 - Детализация процедур устройства детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 21.12 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; постановления Правительства РФ от 17.07.1996 г. №829 «О приёмной семье» и от 20.07.1992 г. №8409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») и др.

 - Законодательное обеспечение функционирования общественных объединений (Федеральные законы: от 28.06.1995 г. №98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»; от 11.08.1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и др.)

 - Поддержка детей с особыми проблемами, находящимися в трудной жизненной ситуации (Указ Президента РФ от 05.05.1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», постановление Правительства РФ от 27.07.1996 г. №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» и т.д.)

С 1 марта 1996 года введён в действие новый Семейный кодекс РФ. Нормы кодекса исходят из основополагающего принципа: правовое положение ребёнка в семье определяется в соответствии с его интересами (а не правами и обязанностями родителей). В Семейный кодекс РФ впервые включена глава о правах несовершеннолетних как самостоятельных субъектов права. Впервые в кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав (ст. 69–72). Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов (ст. 61–69).

Принятие Семейного кодекса РФ способствовало расширению нормативно-правовой базы, касающейся различных категорий детей: сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев и др. Среди соответствующих нормативны документов следует отметить федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указ Президента РФ от 06.09.1993 г. №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», Федеральную целевую программу «Дети России» и ряд других нормативных документов. В рамках федеральной программы «Дети России» разрабатываются и реализуются региональные программы защиты детства: «Дети Адыгеи», «Дети Хакасии», «Дети Ямала», «Дети Чувашии», «Дети Удмуртии», «Дети Республики Коми», «Дети Кубани» и др.

Разрабатывая и совершенствуя Уголовный кодекс РФ, специалисты, государственные органы уточнили особенности уголовной ответственности по делам несовершеннолетних, усилили защиту ребёнка от физического, психического и полового насилия, от эксплуатации, жестокости взрослых, пренебрежения законными интересами детей.

В Трудовом кодексе РФ, вступившим в силу 1 февраля 2002 г. минимальный возраст приёма на работу увеличен до 16 лет, при этом сохранены льготы и гарантии для работников моложе 18 лет, направленные на охрану трудовых прав и здоровья несовершеннолетних.

Право на образование – одно из основных и неотъемлемых прав граждан РФ. Принципиально изменилась система образования с принятием Федерального закона РФ «Об образовании» (1996 г.), где провозглашаются приоритетность сферы образования, его гуманистический характер, подчёркивается общедоступность образования на всей территории РФ. В статье 50 закона определены основные права и защита обучающихся. В частности для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) классы, образовательные учреждения, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 5.12.2006 г. №207-ФЗ определено право родителей или других законных представителей детей, посещающих дошкольные государственные и муниципальные образовательные учреждения, получать компенсацию части платы за содержание детей в указанных учреждениях (ст. 52).

14 апреля 1999 года впервые было принято постановление Правительства РФ №423 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 1999 году», аналогичные постановления принимались и в последующие годы. В постановлениях определено участие различных ведомств в организации оздоровления и занятости детей (Министерство здравоохранения и социального развития РФ), оказание организационно-методической помощи (Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство образования и науки РФ), обеспечение общественного порядка и безопасности при проезде организованных групп детей к местам отдыха и обратно, в период их пребывания в учреждении отдыха (Министерство внутренних дел РФ), обеспечение полной или частичной стоимости детских путёвок (Фонд социального развития РФ, с 2010 года – Департамент семейной политики), сохранение и укрепление инфраструктуры отдыха и оздоровления детей (органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления).

Вопросами распространения в России Конвенции ООН о правах ребёнка занимается Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), посредством реализации различных программ (Программа предотвращения ВИЧ/СПИДа и оказания помощи ВИЧ-инфицированным детям, Программа профилактики сиротства детей, рождённых ВИЧ-инфицированными матерями, Программа «Дети, нуждающиеся в особой защите и др.), проектов («Безнадзорные дети», «Дети, оставшиеся без попечения родителей» и др.), развития сети уполномоченных по правам детей в России, оказания помощи детям и женщинам – жертвам вооружённых действий на Северном Кавказе.

С 1996 г. в нашей стране Американским советом по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС), Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения реализуется программа «Помощь детям-сиротам в России», направленная на профилактику социального сиротства (создание и развитие эффективных видов помощи детям и семьям группы риска, стимулирование семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие системы социальной адаптации сирот – выпускников интернатных учреждений, формирование общественного мнения.

За последние годы Президент и Правительство РФ неоднократно обращали внимание на проблему большого числа детей, оставшихся вне семейной заботы. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. В. В. Путин поручил Правительству совместно с регионами создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях. Одной из базовых задач демографической политики назвал сокращение числа детей-сирот и детей, находящихся в детских домах и интернатах, Д. А. Медведев в своём выступлении на заседании Совета безопасности России.

В настоящее время значительное внимание уделяется развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поддержке опекунских, приёмных семей, семей усыновителей.

В своём выступлении на Всероссийском совещании 5 июня 2007 года «О работе органов государственной власти в сфере социального развития» Д. А. Медведев подчеркнул необходимость создать инфраструктуру профилактической работы, комплексную систему реабилитации детей, находящихся в социально-опасном положении, для того, чтобы своевременно выявлять неблагополучные семьи, корректировать их проблемы как можно на более ранней стадии, везде, где это ещё возможно, стремиться сохранить ребёнку его родную семью.

Развивается сеть социальных служб для семьи и детей, оказывающих социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, правовые услуги гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

24 июля 1998 года был принят федеральный закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», а 28 апреля 2009 года законом №71-ФЗ внесены изменения в основной документ в области социальной защиты детства. Законом определяются меры по обеспечению прав ребёнка, содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, формированию у них навыков здорового образа жизни, включая соответствующие обязанности органов государственной власти.