Государственная служба занятости России

Этапы становления

По данным Центра исследований рынка труда и социальных процессов института экономики РАН (30, с. 48) можно проследить динамику развития Государственной службы занятости России.

Первый этап (с 1991 до середины 1995 г.) - период бурного развития ГСЗ. Реальная перспектива массовой безработицы и отсутствие специализированной государственной структуры обусловили повышенное внимание власти к созданию новых институтов рынка труда. Принимается Закон о занятости населения, учреждается внебюджетный Государственный фонд занятости, выстраивается вертикаль федеральной службы, регулирующей процессы в сфере занятости в масштабах страны, ее региональных и районных органов.

Быстрому становлению ГСЗ способствовало не только наличие значительных финансовых ресурсов в образованном Государственном фонде занятости, но и получение кредитов международных финансовых институтов (прежде всего Всемирного банка). Средства направлялись на техническое оснащение структур службы занятости; наем персонала, его обучение современным методам обслуживания безработных, на адаптацию соответствующего западного опыта и российским условиям.

Население достаточно долго не воспринимало безработицу как реальную угрозу: в первые дореформенные годы мало кто представлял, что с опасностью потерять работу столкнется каждый седьмой экономически активный граждан России.

Адаптация к новому явлению проходила очень болезненно и для самих безработных и для сотрудников органов Государственной Службы занятости. Значительная часть потерявших работу не обращалась в Службу занятости, потому что «стыдно быть безработным».

На протяжении первой половины 90-х годов безработица росла высокими темпами, численность безработных ( по методологии МОТ) увеличивалась на 66%, а регистрируемых безработных - в три раза.

Повышение востребованности населением услуг ГСЗ подтверждают данные о сокращении разрыва между общей и регистрируемой безработицей. Если в 1992 году в органах ГСЗ было зарегистрировано 16,6% от общего числа безработных, то в 1995 году - 38,3%.

Тот период характеризовался быстрым накоплением технического и ресурсного потенциала службы занятости. В значительной степени это было обусловлено активной деятельностью федеральной службы занятости России, ставшей главным идеологом и генератором новых идей, распространяемых по всей вертикали, координатором и «проводником» программ, реализуемых в регионах.

Федеральная служба занятости была образцом нового государственного института, где удачно сочетался опыт административной работы квалифицированных кадров, пришедших из Минтруда России (бывшего Госкомтруда СССР), с энергией и энтузиазмом молодых специалистов, привлеченных на государственную службу из научных центров.

Характерной чертой рассматриваемого периода было создание модельных центров занятости, в которых отрабатывались технологии наиболее эффективного обслуживания безработных. К середине 90-х годов удалось полностью компьютезировать органы ГСЗ, повсеместно внедрить единую технологию обслуживания безработных, а специалистам этой службы получить соответствующее образование. По существу, в те годы это была единственная социальная служба, использовавшая в работе прогрессивные технологии.

В самом начале 90-х уровень безработицы рассчитывался только по данным отчетности органов службы занятости, обратившихся граждан. Хотя обследование рабочей силы, позволявшие рассчитывать показатель общей безработицы по методологии МОТ, стало проводиться с осени 1992 года, его итоги открыто не публиковались, а распространялись среди специалистов в качестве дополнительной информации.

Только в сентябре 1994 года руководитель Федеральной службы занятости России впервые озвучил два показателя регистрируемую и общую безработицу.

Несмотря на почти 50%-ный спад в экономике, уровень регистрируемой безработицы в 1995 году не превысил 2,5%.

Второй этап (с середины 1995 года до 2001) - самый противоречивый в развитии ГСЗ. С одной стороны, этот период отличался высокой интенсивностью деятельности ее органов, готовых реализовать потенциал, накопленный в предшествующие годы, с другой ГСЗ приходилось работать в условиях жестких финансовых ограничений вследствие глубокого кризиса, с которым столкнулся государственный фонд занятости, прекращение помощи международных финансовых институтов, сокращение поступлений из региональных бюджетов. Развитие службы постепенно начало приостанавливаться, а накопленный ею потенциал - обесцениваться.

За 1995 1999 г.г. численность безработных (по методологии МОТ) увеличилась почти на 3 млн. человек, уровень безработицы в отдельные периоды достигал 15,3%, а многие регионы переступили порог 20% безработицы. Данный период характеризовался увеличением продолжительности безработицы, формированием очагов высокой безработицы во всех субъектах РФ. За исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Во второй половине 90-х годов практически каждый регион по показателям безработицы представлял собой мини-Россию с таким же (как между субъектами) десятикратным разбросом соответствующих показателей между районами. Местные органы службы занятости были не в состоянии изменить ситуацию.

Пережив первый «шок» от знакомства с безработицей, население, по сути начало учиться жить в новых координатах и обращение в органы ГСЗ постепенно стало восприниматься как первый шаг к нахождению работы. По данным обследования, проведенного Госкомстатом в 1997 г., 39,9% населения ассоциировали службу занятости с основным каналом поиска работы.

В 1995-1997 г.г. наиболее динамично развивались такие направления деятельности ГСЗ, как предоставление консультационных и профориентационных услуг (не только безработным, но и работодателям). Стали реализовываться специальные превентивные программы, адресованные определенным категориям населения (работникам, намечаемым к высвобождению, выпускникам учебных заведений, школьникам старших классов). В образовательных учреждениях начали вводить курсы по профессиональной ориентации, дающие базовые ориентиры при выборе профессии и навыки поиска работы. Снижение количества обращений граждан в органы ГСЗ обусловливалось рядом причин. Во-первых, стремлением безработных самостоятельно действовать на рынке труда и использовать современные альтернативные формы поиска работы, прежде всего через средства массовой информации. В значительной степени это заслуга работников региональных и районных органов Службы занятости, которые перешли на новые взаимодействия с безработными -«помоги себе сам, а мы научим тебя как это лучше сделать». Во-вторых, внесением в Закон о занятости, которые ужесточили условия получения статуса безработного и права на пособие, сократили период выплаты пособия для определенных категорий безработных (высвобожденных работников, лиц, уваленных за нарушение трудовой дисциплины и т.д.). В-третьих, усложнением процедуры подтверждения статуса безработного в период безработицы (введение плана поиска работ).

Функции службы занятости

1.  Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2.  Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3.  Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

4.  Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;