Деятельность бюро медико-социальной экспертизы

Организация работы медико-социальной экспертизы

Функциональные обязанности учреждений медико-социальной экспертизы различного уровня вытекают из новых принципов установления инвалидности и функций учреждения МСЭ, определенных в законе. К новым функциям МСЭ, в отличие от ранних, межрайонных, городских ВТЭК, следует отнести:

- определение структуры и степени ограничения жизнедеятельности освидетельствуемых лиц;

- формирование индивидуальной программы реабилитации инвалида (виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации);

- коррекция индивидуальной программы реабилитации;

- контроль реализации индивидуальной программы реабилитации;

- оказание разносторонней помощи лицам, прошедшим медико-социальную экспертизу, в том числе в виде консультации по юридическим вопросам;

- содействие в обеспечении необходимой социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию.

Новые функциональные обязанности связанны как с новыми методическими подходами к установлению инвалидности и определению мер социальной защиты, включая реабилитацию, так и с повышением бюро МСЭ в реализации прав инвалидов на социальную защиту и реабилитацию.

Показанием для направления граждан на медико-социальную экспертизу является наличие нарушений здоровья со стойкими расстройствами функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится по его письменному заявлению или заявлению его законного представителя. Заявление подается на имя руководителя учреждения МСЭ. К заявлению прилагаются направления учреждения здравоохранения (форма № 088/у-97) или органа социальной защиты («Направления в учреждение государственной службы МСЭ»), медицинские документы, подтверждающие нарушения его здоровья.

Медико-социальная экспертиза граждан проводится составом специалистов бюро МСЭ, назначенных руководителем учреждения МСЭ, которые имеют право проводить медико-социальную экспертизу и принимать экспертное решение о признании лица инвалидом. В состав специалистов бюро МСЭ, принимающих экспертное решение, входят не менее 6 специалистов: три врача различных специальностей, специалист по реабилитации, специалист по социальной работе, психолог. При необходимости в состав специалистов, принимающих экспертное решение, могут быть включены другие специалисты в рамках перечисленных специальностей.

Процедура освидетельствования начинается с ознакомления каждого специалиста, принимающего экспертное решение, с заявлением, направлением на МСЭ и другими представленными документами. Проводится изучение и оценка общих сведений о больном, сведения о длительности и течении заболевания, данных врачей- специалистов, лабораторных и инструментальных исследований, проведенных лечебных реабилитационных мероприятиях, клинико-функционального диагноза, цели направления на МСЭ.

Одним из важнейших функций специалистов бюро МСЭ является разъяснение инвалиду необходимости и целесообразности проведения реабилитационных мер, согласование места проведения, форм и сроков проведения, а при возможности – подбор отдельных средств бюро МСЭ или Главном бюро (при наличие в штате соответствующих специалистов и оснащения).

Экспертное решение объявляется освидетельствованному (или его законному представителю) руководителем учреждения МСЭ в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу и принимавших экспертное решение, которые при необходимости дают разъяснения, относящиеся к их компетенции.

Специалист по социальной работе определяет:

- категорию и степень выраженности ограничения жизнедеятельности,

- социально-бытовой и социально-средовой статус и прогноз,

- реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз,

- меры социальной защиты, включая реабилитацию, при необходимости коррекция мер.

Нормативно правовые акты по медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.11.2004 г. № 297 «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-Ф3 (с изменением на 31.12.2005 г.) «О социальной защите инвалидов в РФ».

Федеральный закон РФ от 17.07.1999 г. № 187-Ф3 (с изменением на 29.12.2004 г.) « О государственной социальной помощи».

Федеральный закон РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 (с изменением на 22.08.2004 г.) «О занятости населения в РФ».

Утверждены Министерством труда РФ от 27.12.1993 г. № 2232-РБ (согласованны с Минздравом России, Госкомпромом России, Госкомэпиднадзором России) «Временные требования к специальным рабочим местам инвалидов».

Федеральный закон РФ от 02.08.1995г. № 122-ФЗ (с изменением на 22.08.2004 г.) «О социальном обслуживании граждан пожилого возрасти и инвалидов».

Утвержден постановлением РФ от 25.11.1995 г. № 1151 (с изменением на 17.04.2002 г.) «Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемый гражданам пожилого возраста и инвалидом государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

Утвержден постановлением правительства РФ от30.12.2005г. № 2347-р «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду».

Утверждены постановлением правительства РФ от 31.12.2005г. № 887 «Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».

Утверждена приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 15.02.1991г. № 35 «О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов».