Законодательная база в отношении инвалидов

Мировым сообществом социальная защита инвалидов рассматривается как проблема первостепенной важности. Инвалиды составляют особую категорию населения, численность которой неуклонно возрастает. Так, в Российской Федерации рост граждан с ограниченными возможностями составляет порядка 8 % ежегодно [18, с.16].

Принятый в 1995 году Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определил государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Установил систему социальной защиты населения, состоящую из двух основных блоков:

1. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов и реабилитация инвалидов, направленных на восстановление или развитие компенсации нарушенных функций с целью уменьшения ограничений жизнедеятельности и социальной дезадаптации;

2. Обеспечение психологической и социальной поддержки, создание условий для реализации инвалидами потребностей в достижении независимой жизни [15, c.128].

Федеральный Закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных органов) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2005 года в значительной степени изменил идеологию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [19, с.17].

Основная масса натуральных льгот, предоставляемых инвалидам, для обеспечения жизнедеятельности, суть которых заключалась в усилении мер и мероприятий реабилитационного характера, устанавливаемых государством в целях активной интеграции инвалидов в общество, заменена денежной выплатой, размер которой колеблется в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности от 500 рублей до 1400 рублей в месяц.

Основной целью создания новой системы социальной защиты был переход от принятия полной государственной ответственности за социально-экономическое обеспечение инвалидов к признанию лиц с ограниченными возможностями полноценными гражданами страны.

Инвалиды из объекта должны были превратиться в полноправного субъекта, стоящего в центре процесса реабилитации, позволяющего достигнуть и поддерживать оптимальный физический, интеллектуальный, психический и социальный уровень, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости [2, c.45].

Вместе с тем, анализ состояния и проблем реализации законных прав и интересов инвалидов в условиях новой системы социальной защиты выявил множество недостатков, а именно:

1. Полярные изменения, образующиеся в уровне социальной обеспеченности инвалидов в различных субъектах Российской Федерации.

Состояние экономики и позиция администраций субъектов Российской Федерации к проблемам инвалидов не позволяют предоставлять равные возможности инвалидам для их участия в жизни общества, что не отвечает конституционным принципам Российской Федерации, декларирующим равенство прав и свобод гражданина на всей территории Российской Федерации.

2. Отход от социальной модели инвалидности.

Социальная модель инвалидности понимается как совокупность многих факторов, приводящих к ограничению жизнедеятельности инвалидов. Взамен этого при определении материальных выплат, необходимых для жизнеобеспечения инвалидов, в принятом Федеральном законе № 122-ФЗ, по существу было предложено использовать только один фактор - ограничение способности к трудовой деятельности, что привело к нарушению прав и законных интересов некоторых категорий инвалидов [8, c.66].

Так, к 1 января 2006 года более тысячи инвалидам по зрению I группы органы медико-социальной экспертизы установили II степень ограничения способности к трудовой деятельности. Вследствие этого инвалиды I группы по зрению, в том числе тотально слепые, лишились права на получение второй путевки (для сопровождающего) на санаторно-курортное лечение, права на бесплатный проезд к месту лечения и обратно для сопровождающего его лица.

Кроме того, установление II степени ограничения способности к трудовой деятельности предполагает, что инвалид при этом должен быть обеспечен возможностью трудиться в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц. На практике же органы МСЭ устанавливают инвалидам по зрению II степень ограничения способности к трудовой деятельности без учета реальной возможности их трудоустройства. Особенно это касается инвалидов, проживающих в сельской местности.

3. Снижение возможности в области реальной реабилитации.

Установленные инвалидам ежемесячные денежные выплаты взамен ряда льгот не компенсируют в полной мере затрат инвалидов (особенно с тяжелыми заболеваниями) на необходимую медицинскую и социальную реабилитацию (лекарственные средства, санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно). Более того, в силу различных причин получаемые инвалидами вместо льгот ежемесячные денежные выплаты тратятся не на реабилитационные цели, а на повседневные нужды. В связи с чем, растет вероятность утяжеления групп инвалидности [8, c.67; 10, c.89].

Наряду с этим значительно изменены нормы, предусматривающие обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Так, федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р носит ограничительный характер. Исключение права определенных категорий инвалидов на предоставление специального автотранспортного средства, при отсутствии альтернативных средств передвижения (социальное такси, специальные приспособления в общественном транспорте) фактически лишило их возможности на реальную реабилитацию. Ряд позиций указанного распоряжения носит общий характер и нуждается в дополнительном толковании, без которого возникают определенные трудности при его применении.

4. Отсутствие координации деятельности различных служб и учреждений в области реабилитации инвалидов.

Из Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» исключена статья 12, определявшая не только понятие, но и систему Государственной службы реабилитации инвалидов, роль и место в этой системе реабилитационных учреждений, что нарушает сущность организации управления в области реабилитации инвалидов, как на федеральном, так и на региональных уровнях.

В этой связи возникает вопрос о необходимости разработки и принятия федерального закона «О реабилитации инвалидов», который позволит объединить обширный правовой материал о реабилитации инвалидов, привести его в соответствие с новым этапом развития общества, повысить качество правового регулирования, завершить процесс формирования новых видов и форм реабилитации инвалидов, установить основы управления системы реабилитации инвалидов, закрепить ведущую роль реабилитационных учреждений в практике интеграции инвалидов в общество [38, c.80].

5. Снижение возможностей инвалидов в области трудоустройства.

Увеличена численность работников организаций, для которых устанавливаются квоты с 30 до 100 человек, исключена норма, предусматривающая внесение работодателями ежемесячной обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в случае невыполнения установленной квоты (размер обязательной платы и порядок ее внесения определялся субъектами Российской Федерации) [19, с.82].

Принятые изменения обуславливают сокращение имеющихся рабочих мест для инвалидов, рост безработицы среди данной категории граждан, невозможность создания в субъектах Российской Федерации новых рабочих мест для их трудоустройства, в том числе специальных.

6. Отсутствие четко установленных критериев ограничения способности к трудовой деятельности. Поскольку установление ограничения способности к трудовой деятельности имеет особое значение в связи с определением размера пенсионного и иных видов материального обеспечения (в том числе единовременных денежных выплат), а также других видов социальной поддержки инвалидов, требуется разработка и утверждение специального раздела, устанавливающего подробные медико-социальные критерии определения степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Существующие на сегодняшний день критерии ограничения способности к трудовой деятельности, предусмотренные разделом IV приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 года № 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» обуславливают ряд ошибок в экспертно-реабилитационной работе, способствуют неверному трактованию в значимых законодательных и подзаконных документах федерального и регионального уровня, порождая организационные проблемы и нарушение законных прав инвалидов [17, c.20; 20, c.90].

Так, правовая ошибка, связанная с определением способности к трудовой деятельности, допущена в Федеральном законе от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Статьей 6.2 названного закона установлено право граждан, в том числе инвалидов, на получение набора социальных услуг. При этом абзацем вторым подпункта 2 пункта 2 указанной статьи установлено право отдельных категории инвалидов (детей-инвалидов и инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности) на бесплатный проезд и получение второй путевки на санаторно-курортное лечение для сопровождающего. Необходимость сопровождения инвалида возникает при ограничении его способности к передвижению и самообслуживанию III степени, что не связано с ограничением способности к трудовой деятельности. Таким образом, реализация указанной формулировки закона ухудшает положение инвалидов, исключая из круга лиц, имеющих возможность получить поддержку, граждан действительно нуждающихся в сопровождении.

Резюмируя, можно отметить следующее. Изменения, внесенные Федеральным законом № 122-ФЗ, коснулись практически всех сфер жизнедеятельности инвалидов. В новой системе социальной защиты граждан с ограниченными возможностями четко прослеживается тенденция утраты государством перспективы полноценной реабилитации данной категории населения. Положение, сложившееся на сегодняшний день в Российской Федерации, на фоне общей негативной демографической ситуации в значительной мере снижает возможность включения в активную экономическую деятельность значительного количества трудоспособных инвалидов, сокращается возможность увеличения доходной части бюджетов всех уровней [34, с.88; 39, c.140].

В связи с этим, необходима коррекция действующего законодательства с учетом внедрения на практике принципа включенности инвалидов в социальные структуры, предназначенные для здоровых граждан и связанные с различными сферами жизнедеятельности человека - учебой, культурой, спортом, профессиональной подготовкой, посильным и приносящим удовлетворение трудом, общественной деятельностью.