Информационные технологии в профессиональной реабилитации инвалидов

Как известно, право на труд и право на образование являются неотъемлемыми правами каждого человека, и в том числе инвалида. Не подлежит сомнению, что инвалиды должны получать профессиональное образование и в дальнейшем иметь рабочее место по профессии.

Однако образование инвалидов осуществляется преимущественно в сегрегированной форме: в специализированных учреждениях, классах, на дому. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них готовят специалистов, которые заведомо оказываются невостребованными. Уровень образования инвалидов гораздо ниже, чем у неинвалидов. Очевидна и узость профилей профессиональной подготовки инвалидов.

Как уже говорилось, одним из способов решения этой проблемы является использование новых информационных технологий, позволяющих более эффективно организовать процесс профессиональной реабилитации человека с ограниченными возможностями.

Более того, на данный момент в России действует свыше ста учреждений, предлагающих людям с ограниченными возможностями услуги бесплатного обучения как компьютерной грамотности в целом, так и по специальностям, с последующим трудоустройством.

Так, например, Министерством социальной защиты Республики Татарстан успешно реализуется социальный проект дистанционного обучения инвалидов в Татарском институте содействия бизнесу. На учебу принимаются инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Обучение производится дистанционно через сеть Интернет в режиме реального времени с использованием системы «Дистанционного асинхронного обучения ТИСБИ».

Подобный опыт успешно реализуется также Министерством социальной защиты населения Московской области и Международным независимым эколого-политологическим университетом (МНЭПУ). В 2005 году ими был начат совместный проект по созданию областной сети дистанционного обучения инвалидов на базе интернет-классов реабилитационных центров Московской области.

Практическая цель проекта была сразу же достигнута: создана областная сеть дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями на базе реабилитационных центров на основе технологии дистанционного обучения МНЭПУ. Перспектива проекта состоит в предоставлении инвалидам равных возможностей и безбарьерного доступа к получению образования по востребованным специальностям высшего и среднего профессионального образования.

Уникальность проекта состоит в том, что вместе объединены межотраслевые возможности системы социальной защиты населения и системы профессионального образования. ВУЗ «сделал шаг навстречу» инвалидам и разместил образовательный процесс в местах, удобных для лиц с ограничениями.

Для данной категории лиц дистанционные технологии обладают явными преимуществами, тем более интернет-технологии, разработанные для этого проекта. Интернет-система дистанционного асинхронного обучения изначально разработана для лиц с ограничениями. Это ограничения по времени – студенты физически не могут заниматься свыше 3 часов в день; ограничения в пространстве – студенты ограничены в передвижениях и учатся по сетевым технологиям (через интернет) или кейс-технологиям (почтовые пересылки). Асинхронность (обучение по индивидуальной траектории усвоения знаний, в удобное время в удобном месте) принципиально важна для лиц с ограничениями, которые не всегда достаточно хорошо себя чувствуют в режиме группового обучения в условиях жесткого расписания занятий. Студенты занимаются в реабилитационных центрах или дома по различным технологиям: по сетевой технологии, кейс-технологии или по смешанной технологии. Причем все технологические особенности обучения реализуются в полном соответствии с Государственными образовательными стандартами Российской Федерации, они реализованы в существующем нормативно-правовом поле дистанционного обучения и полностью соответствуют лицензионным и аккредитационным параметрам высшей школы.

Технология дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями апробирована в Федеральном эксперименте 2001-2005 гг. Министерства образования и науки РФ в г. Казани, где обучаются инвалиды I и II групп инвалидности (колясочники, не слышащие) на базе интернет-классов 14 реабилитационных центров.

Для каждого участника учебного процесса разработана своя программа – автоматизированное рабочее место (АРМ), позволяющая с любого компьютера в пределах локальной сети вуза взаимодействовать с центральной базой данных, где накапливается полная информация о ходе обучения каждого студента. Студент может видеть всю информацию о процессе своего обучения, получать доступ к учебному материалу по предметам текущего семестра, проходить контрольные точки, задавать вопросы своим преподавателям, участвовать в виртуальных семинарах, общаться с другими студентами.

Еще одним примером использования информационных технологий в процессе профессиональной реабилитации инвалидов является опыт Тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета (ННГУ) им. Лобачевского, который в партнерстве с Нижегородским областным центром социально-трудовой и психологической реабилитации инвалидов по зрению успешно реализовал проект «Использование компьютерных технологий в профессиональной реабилитации инвалидов по зрению».

Важнейшим средством профессиональной реабилитации инвалидов по зрению и необходимым условием качественного профессионального образования и дальнейшего трудоустройства становится в настоящее время использование компьютерных технологий, адаптированных для незрячих и слабовидящих – тифлотехнологий. Их использование позволяет инвалидам по зрению самостоятельно выполнять многое из того, в чем раньше приходилось прибегать к посторонней помощи, например, получать информацию из Интернет или с помощью сканера читать обычный текст.

Это в существенной мере компенсирует недостаток или отсутствие зрения в области работы с информацией, создает благоприятные условия для образования и профессиональной деятельности незрячих специалистов (педагогов, юристов, психологов), повышает их конкурентоспособность и способствует подлинной интеграции в общество.

В рамках проекта был также проведен комплекс мероприятий, направленных на более широкое внедрение компьютерных тифлотехнологий и повышение качества их использования в профессиональной деятельности инвалидов по зрению.

Кроме того, начал работу информационно-консультативный центр по вопросам оборудования и эксплуатации компьютерных рабочих мест для незрячих и слабовидящих пользователей. Были проведены обучающие семинары и ряд практических занятий в малых группах для незрячих и слабовидящих пользователей, что обеспечило индивидуальный подход к каждому, был издан рельефно-точечным шрифтом сборник «В помощь незрячему пользователю компьютера», содержащий материалы, посвященные работе на компьютере без визуального контроля с использованием специальных средств звукового и рельефно-точечного вывода.

Необходимо отметить, что данный проект вошел в число победителей Всероссийского конкурса социальных проектов «Социальный форум», а работа Тифлоцентра ННГУ стала примером открытия аналогичного центра в Калининградском государственном университете.