НТП и научно-информационное обеспечение АПК

Мировая политика показывает, что в последние десятилетия почти 2/3 прироста производства сельскохозяйственной продукции связано с реализацией научно-технического прогресса. Особенности современной интенсификации сельскохозяйственного производства заключается в качественном изменении ресурсов, позволяющем существенно повысить эффективность их использования.

В сложившихся условиях возрастает востребованность науки как генератора научно-технического прогресса, а необходимость общего развития отрасли и отраслевой науки понимается как ее научно-техническое развитие.

К основным направлениям ускорения и повышения эффективности научно-технического прогресса АПК на современном этапе можно отнести:

-  концентрацию усилий аграрной науки на наиболее приоритетных направлениях, способных ускорить решение поставленных перед отраслью технических, научно-технологических и социально-экономических задач;

-  более широкое использование объектов интеллектуальной собственности в аграрном производстве с учетом реализации прав на объекты интеллектуальной собственности при вступлении страны в ВТО;

-  совершенствование экономического механизма функционирования аграрных научных организаций с целью обеспечения рационального включения научно-технического блока в процесс рыночного реформирования аграрного сектора.

-  формирование информационно-консультационной службы АПК для содействия повышению эффективности развития аграрного производства и улучшению социально-экономических условий жизни на селе посредством распространения новых знаний и освоения достижений науки и техники в производстве;

-  развитие предпринимательства в научно-технической сфере АПК и формирования на этой основе новых организационных структур для осуществления научно-технологической и инновационной деятельности;

-  совершенствование управления научно-технической деятельностью с учетом перехода от административных к демократическим процедурам управления и расширения самостоятельности научных организаций;

-  углубление международного научно-технического сотрудничества путем активного участия в работе межправительственных и межведомственных соглашениях.

В современных условиях аграрная наука должна сосредоточить внимание на более важных направлениях своей деятельности, способных ускорить решение поставленных перед АПК задач, а именно – приоритетных.

Наибольшую актуальность в сложном современном мире приобретают вопросы биобезопасности (генная инженерия, биотерроризм), информации и инновационной сферы.

Необходимо выработать единую, целеустремленную политику государства в инновационной сфере. Крайне важно принятие федерального закона об инновационной деятельности, в котором были бы четко определены формы развития инновационных структур. Цепочка: «научная задача – её решение – получение конкретного результата» должна заработать. В аграрной науке имеется огромное  количество невостребованных, современных технологий и разработок для различных отраслей АПК. Заложенный в них потенциал, можно реализовать только через создание региональных инновационно-технологических центров (ИТЦ), путем формирования региональных инновационных программ, активно привлекая к финансированию венчурные фонды.

Решающими факторами вывода АПК из кризисного состояния и устойчивого роста сельскохозяйственного производства являются успешное развитие и освоение научно-технических достижений и инновационных предложений. Это резерв, который не требует больших материальных затрат, но от которого зависят в конечном итоге эффективность сельскохозяйственного производства, использование инновационных достижений на практике.

К сожалению, сегодня инновационный потенциал АПК в стране используется в пределах 4-5%, в то время как в США этот показатель составляет 50%.

Доля наукоемкой продукции в АПК России не превышает 0,3% от общего объема, а в развитых странах составляет более 20%.

Управление процессами разработки и освоения научно-технических достижений и передового производственного опыта в сельском хозяйстве России в XXI веке должно приобрети определяющее значение.

Создание эффективной информационной среды в сельском хозяйстве, в частности в инженерно-технической системе, является актуальной задачей, как для сферы управления, так и для производства и науки.

Без информационной составляющей трудно говорить в целом об освоении научно-технических достижений, и наоборот, при распространении информации без освоения в производстве нельзя говорить об эффективной информационной сфере. Поэтому проблема внедрения (освоения) научно-технических достижений всегда играла исключительную роль в сельском хозяйстве.

Разные периоды развития сельскохозяйственного производства характеризовали крайности: решение этой проблемы когда-то возлагалось на ученых и не принесло ожидаемого результата, потом требования были повышены к производственникам о востребованности научных идей в производстве, но здесь также не достигнуто прогресса.

Поэтому важное значение сегодня приобретает отработка механизма практического взаимодействия науки, сельскохозяйственного производства и органов государственного управления АПК. Один из компонентов такого взаимодействия – информацинно-консультационная и информационная обеспеченность АПК.

Основное задачей консультационной службы АПК России, как инструмента реанимации агропроизводственной политики АПК, является содействие повышению эффективности агропромышленного производства путем создания и развития системы передачи сельхозтоваропроизводителям важнейших достижений науки и передового производственного опыта, то есть специальной системы внедрения (освоения) достижений НТП. Информационно-консультационная служба – это новые понятия и проблемы. Понятия ИКС стало звучать в нашей стране с 1994 года, хотя ещё в 1918 году, А. К. Чаянов выпустил монографию «Формы и методы общественной организации», в которой он описал опыт ИКС в России.

Затем он распространился за рубежом, а сейчас снова вернулся к нам. Существенного влияния на реформирование АПК ИКС пока не оказывает, но опыт ее деятельности показал востребованность служб внедрения со стороны сельхозтоваропроизводителей и большие возможности этой службы в части освоения инновационных технологий.

ИКС – это новая научно-практическая задача, т.к. ИКС является основным проводящим каналом знаний до сельхозтоваропроизводителей.

ИКС – это новое надежное направление исследований, хотя мы находимся в этом смысле в начале пути.

ИКС – это и новый инструмент реформирования АПК, но только с помощью знаний и инноваций, сейчас ИКС в субъектах  РФ развивается неоднозначно и на разной материально-технической основе.

Минсельхоз России приступил к формулированию информационно-консультационной службы только в 1993 году. В 1994 году было уже создано 22 региональных центра, в 1997 году – 26, а 1998 году – 33. В настоящее время ИКС зарегистрированы в 63 регионах.

В ИКС службах всех уровней работает около 1000 консультантов, оказывающих активную помощь сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок. Региональные и районные ИКС осуществили в 2001 году свыше 120 тысяч консультаций по различным проблемам агробизнеса. В специализированных семинарах, организованных ИК службами, приняло участие более 5000 специалистов сельскохозяйственного производства.

Особое внимание в работе ИК служб уделяется таким вопросам, как подготовка антикризисных управляющих, восстановление экономики неплатежеспособных хозяйств, реформирование сельхозпредприятий, маркетинг, менеджмент, бизнес-планирование, т.е. вопросам, тесно связанных с процессом рыночных преобразований.

В целом, как показала практика, информационно-консультационная служба обеспечивает эффективное функционирование сельхозтоваропроизводителей в рыночных условиях и является действенным механизмом реформирования АПК.