Методы социальной работы в пенитенциарной системе

Одним из основных методов деятельности социального работника в пенитенциарной системе, способа анализа состояния клиента и его проблем, процесса обслуживания – это метод работы с документацией. Документация играет значительною роль для организации и проведения работы по оказанию помощи в данном случае с липами, впервые осужденными.

Во-первых, документация является своеобразной "памяткой" о клиенте, его проблемах, тех целях, которые социальный работник вместе с клиентом поставил для их разрешения.

Во-вторых, всесторонняя и тщательно подобранная документация может оказаться тем аргументом и доказательством того, что именно было проделано за определенные промежутки времени для решения проблем и что ещё необходимо сделать [3, с.56].

В процессе письменной фиксации специалист по социальной работе как бы заново анализирует и переживает состояние клиента, моменты непосредственного общения с ним, у него появляются новые соображения, которые позволяют совершенствовать приёмы и подходы в деле оказания социальной помощи.

В отечественной литературе фактически не приводится ни одного описания деятельности социального работника опирающегося на нравственно-гуманистические принципы в отношении всех категорий осужденных. Дело, как правило, ограничивается абстрактными рассуждениями о необходимости гуманного подхода к осужденным. Именно поэтому столь важное значение имеет зарубежный теоретический и практический опыт социальной работы с осужденными [20, с.15].

Западные специалисты выделяют ряд основных методов деятельности социальных работников с осужденными. Это: метод обеспечения справедливости, метод воспитательного воздействия (включающий различные модели: общинная и групповая терапия, трансактный анализ, воздействие реальностью окружающего мира, модификация поведения), методом прогрессивного исполнения наказания, метод расширения позитивных общественных связей и отношений субъекта, метод воспитательного воздействия, метод психологической коррекции личности [17, с.56].

Метод обеспечения справедливости гласит, что наказание не должно вести к тому, чтобы преступнику наносился социальный, психический или физический вред. Гуманное отношение дало положительный эффект исключающий рецидив. По модели справедливости следует существенно уменьшить количество преступлений, за которые полагается лишение свободы. Так, например, за тяжкие преступления должно следовать непродолжительное лишение свободы примерно в несколько месяцев, ибо считается, что долгий срок не более действенен, чем короткий.

Метод воспитательного воздействия предполагает превращение тюрьмы в социальную клинику. В основе данного подхода лежит убеждение, что преступление порождается только индивидуальными патологиями. Отсюда вытекает и вся номенклатура методов исправления и воздействия на осужденных: индивидуальные консультации и групповые собрания, физическая, психическая и социальная терапия [26, с.235].

И все же в среде практиков считается, что для российской пенитенциарной системы наиболее эффективны методы разработанные специалистами-криминологами из СНГ. Так, российские методы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере строятся по принципу последовательного устранения всех объективных и негативных явлений социально-экономического, социально-психологического характера, искоренение негативных обстоятельств в организации жизни, деятельности, быта и досуга конкретных людей. Примером такого подхода может служить метод расширения позитивных общественных связей и отношений субъекта, разработанный отечественным криминологом В. Н. Кудрявцевым. Этот метод помогает осужденному приобщится к социальному опыту позитивной направленности. Расширение позитивных связей осуществляется с помощью:

1) приобщения осужденного к художественной литературе, музыке, искусству, спорту, художественной самодеятельности;

2) ознакомления его с положительными традициями деятельности других людей;

3) предоставления ему возможности овладеть соответствующей специальностью;

4) привлечения осужденного к общественной деятельности.

Данный метод с некоторыми изменениями и доработками вполне может использоваться социальными работниками в пенитенциарной сфере [45, с.178].

Во главу угла социальной реабилитации должен быть поставлен не труд в период отбытия наказания, а помощь в самокоррекции и овладении стратегиями социальной адаптации к нормальной жизни после освобождения. Труд из основного метода воздействия на личность осужденного должен стать дополнительным, дифференцированным и дозированным средством предупредительного воздействия в период отбывания наказания в ИТУ.

Рассмотрим еще один метод предложенный белорусскими криминологами и названный методом прогрессивного исполнения наказания. Он заключается в совокупности юридических, организационных и воспитательных средств обеспечивающих поэтапное смягчение наказания осужденному по мере повышения степени его исправления. Целью данного метода является стимулирование правопослушного поведения осужденных. Под исправлением понимается формирование устойчивой готовности личности вести правопослушный образ жизни. Это выражается в совокупности психологических свойств личности детерминирующих правовую направленность индивида. Исправление происходит за счет в основном активной позиции самого осужденного ориентированного именно на возвращение на свободу. Социальный работник здесь только руководит, корректирует и направляет осужденного. И осуществляя оценку степени исправления самого (с помощью использования различных методик психологических, социологических) дает рекомендации по облегчению дальнейшей исправительной практики осужденного.

Следующий метод – это метод психологической коррекции личности осужденного. Психокоррекция видит основной своей целью устойчивое изменение определенных психологических свойств личности определяющих содержательные стороны социального поведения осужденного. В целом пенитенциарная психологическая деятельность социального работника возможна по таким направлениям как:

1) оказание психологической помощи в традиционном смысле: диагностическое консультирование и профилактические мероприятия;

2) улучшение психологического состояния осужденных в целях деструктивных конфликтов и негативного восприятия исправительных воздействий;

3) проведение исправительной психологической коррекции.

Эффективность данного метода обусловлена более высоким уровнем непосредственного воздействия на свойства личности. Исправительно-психологическая коррекция-это процесс психологического воздействия на определенную совокупность психологических свойств личности преступника, определяющих его социально-правовое поведение с целью устранения или понижения степени его криминогенности.

Объектом исправительно-психологической коррекции служит определенная сфера личности осужденного (ценности, установки) связанные с определенным поведением. Осуществление этого метода предполагает строгое следование ряду нравственно-гуманистических принципов:

1) добровольность участия (для обеспечения подлинной добровольности необходимо оказание предварительной психологической помощи и консультирования);

2) предоставление осужденному возможности выражать свою точку зрения в процессе оказания помощи и необходимость принимать ее во внимание [2, с.176].

Социальная работа пенитенциарной сферы в РФ имеет хорошие перспективы, ибо социальная работа соединяет в себе знания различных отраслей наук об обществе и человеке. В пенитенциарной социальной работе особенно важно то, что она носит универсальный характер. Системно-комплексный подход присущий социальной работе, позволяет наиболее оптимально проанализировать проблему каждого клиента, предлагая при этом уникальную стратегию преодоления индивидуальной проблемы.