Непрофессиональный уровень социальной работы

Социальная работа существует и реализуется в обществе на профессиональном и непрофессиональном уровнях. К последней относятся различные виды добровольной помощи и взаимоподдержки, которые являются частью жизни отдельных людей и социальной практики в целом. В 80-е гг. XX столетия во многих странах широко возрождаются различные формы непрофессиональной социальной работы. Да и первоначально социальная работа возникла в виде добровольной, филантропической и благотворительной помощи, основанной, прежде всего на эмоционально-личностном отношении к нуждающимся в помощи.

В России, принимая во внимание экономическое, политическое и социально-психологическое состояние общества, важной задачей является соединение всех форм и направлений как профессиональной, так и непрофессиональной социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям в интересах людей.

Социальная политика страны строится на взаимодействии, поддержании баланса и обеспечении стабильности трех секторов, имеющих разные целевые установки:

1) государственного сектора, главными целями которого являются удержание власти и обеспечение воспроизводства тех социальных ресурсов, которые составляют основу существования государственности; в странах со сложившейся демократией деятельность этого сектора определяется не президентом, не правительством, а законами, обязательными для исполнения каждым членом общества;

2) коммерческого сектора, целью которого является извлечение прибыли из создаваемых производств и предлагаемых услуг;

3) неправительственного (общественного) сектора, целью которого является достижение уровня достойного существования каждого члена общества, обеспечение законности, справедливости в распределении материальных благ; общественный контроль за соблюдением государственных законов.

«Особняком» в этом условном разделении на сектора стоят средства массовой информации — СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы). В идеале средства массовой информации должны отражать, прежде всего, интересы третьего сектора. Но в практике современной России они нередко являются "подконтрольными" тем, кто оплачивает их существование. Потенциал СМИ велик, и его использование в интересах развития социальной работы — одна из задач специалистов этой сферы. Формы взаимодействия средств массовой информации и третьего сектора различны: совместное проведение акций, регулярные брифинги и пресс-конференции, подготовка рекламы и пресс-релизов, выпуск спецномеров теле-, радиопередач, газет и журналов и т. д.

Как показывает история российской благотворительности и мирового опыта волонтерской деятельности в социальной сфере, мощным инструментом социального развития общества является третий сектор — различные общественные движения и объединения.

Третий сектор в России не имеет достойной государственной поддержки, развивается хаотично, слабо освещается в средствах массовой информации, но в последнее время активно создаются и развиваются многочисленные социальные движения, фонды, организации, в том числе большое количество детских и молодежных общественных объединений.

Участие в социально ценной волонтерской (добровольческой) деятельности само по себе способно вызвать позитивные изменения в личности. Наиболее эффективно в этом плане социально-педагогическое движение детей и молодежи, суть которого заключается в стремлении придать детско-юношеской инициативности и активности социально-позитивный характер и при этом не только решать задачи воспитания человека, способного воспринимать и присваивать духовно-нравственные гуманистические ценности, поступать в соответствии с убеждениями, но и решать перспективную задачу формирования естественными, мягкими средствами будущих профессионалов и волонтеров социальной работы разной направленности. Дети и подростки, прошедшие через программы и мероприятия социально-педагогического характера, так или иначе, связывают свою будущую профессиональную жизнь с социальной сферой, серьезно и позитивно меняются в духовно-нравственном плане, становятся значительно более творческими и деятельными.

Есть много общего, что объединяет все общественные объединения. Как правило, это целенаправленность и некоммерческий характер деятельности, самоуправление, отсутствие жесткой иерархии, многоканальные источники финансирования, оказание помощи не только членам своих объединений, но и окружающим. Они могут создаваться с целью защиты прав определенной группы населения; объединения общих усилий для реализации социально-значимых задач; воплощения новых идей; поддержки талантов и т. д.

Общественное объединение — это некоммерческое объединение граждан, создаваемое на основе общности их интересов, для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (не имеющее основной целью извлечение прибыли), что зафиксировано в ст. 50 и ст. 117 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Цели деятельности общественных объединений лежат в области прав человека, благотворительности, образования, науки, искусства, физкультуры и спорта, экологии и т. п. [44.C.76].

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Критериями различий являются:

а) цель деятельности,

б) наличие (отсутствие) членов,

в) руководящие органы и порядок их формирования,

г) особенности управления имуществом.

Общественная организация: совместная деятельность для достижения общих социально значимых целей. Только в организации предусмотрено членство (например, скауты, пионеры, димсисты).

Общественное движение: массовое движение с социальными, политическими и другими общественно полезными целями. Нет членства, но есть участники (например, экологическое движение "Гринпис"). Высший орган, как и у общественной организации — съезд (конференция или собрание). Постоянно действующий руководящий орган выбирается коллегиально (правление, совет, исполком и т. д.).

Общественный фонд: учреждается для формирования имущества на основе добровольных взносов и других законных поступлений и использования данного имущества на общественно полезные цели (например, Детский фонд). Нет ни членов, ни участников, главное — наличие имущества для реализации, как собственных программ, так и программ других некоммерческих организаций. Высший орган (обычно его называют правлением) могут избирать участники общего собрания, а могут назначить учредители. Обязательно должен быть орган, надзирающий за его деятельностью, — попечительский совет.

Общественное учреждение: создается для предоставления конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников (например, общественная библиотека, спортивная школа, общественный театр). Нужно выделять учредителей, участников и потребителей услуг учреждения. Например, учредить библиотеку как общественное учреждение могут 3 человека, работать в ней (быть участниками) 10 человек, а потребителями услуг библиотеки могут стать все желающие. Управляют общественным учреждением люди, назначаемые учредителями.

Орган общественной самодеятельности: учреждается для совместного разрешения социальных проблем, возникших у граждан по месту жительства, работы или учебы. Деятельность направлена на всех, кто учится или работает по соседству (например, студсовет в общежитии образовательного учреждения). Участвуют граждане, заинтересованные в решении определенных проблем. Не имеет вышестоящих органов и организаций, управление – на выборной основе.

Например, некоторые граждане хотят объединиться для защиты прав детей. Они могут учредить:

— общественную организацию, члены которой будут заниматься поиском детей, нуждающихся в поддержке, играть с детьми, помогать делать им уроки; посещать с ними выставки, спектакли, спортивные занятия в секциях; рисовать и расклеивать плакаты в защиту прав учащихся; руководители организации и психолого-педагогические кадры могут читать лекции, вести специальные занятия и т. д. Такого рода работа будет постоянной и обязательной для всех членов общественной организации;

— общественное движение, участники которого могут не вести постоянной работы, но обязаны присоединяться к общим мероприятиям движения: акциям протеста против нарушения прав детей, ярмаркам и аукционам, вырученные деньги от которых могут пойти, например, на стипендию остро нуждающимся детям и т. п.;

— фонд, для того чтобы собирать деньги на пропаганду и защиту прав детей и финансировать конкретные программы — издание книг и журналов, научные исследования, социально-педагогическую работу с детьми;

— учреждение, например, школу с юридическим образованием, чтобы растущее поколение по-иному строило свои отношения с обществом (также это может быть общественная библиотека, театр, спортшкола и др.);

— орган общественной самодеятельности, который будет следить за соблюдением прав детей в конкретном учреждении (школьный совет, родительский совет, студсовет) или жилом доме [7.C.35].

Гарантом финансовой стабильности общественных объединений на федеральном и региональном уровнях служит государственная поддержка.

Федеральный Закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» предполагает:

1) предоставление субсидий на организационную деятельность и дотаций на реализацию программ (проектов) общественных объединений, получение государственных грантов и др.;

2) наделение правом пользования государственным имуществом, предоставление налоговых льгот,

3) полное или частичное освобождение от платы за услуги государственных предприятий, налоговые льготы коммерческим организациям, вкладывающим деньги в деятельность детско-молодежных общественных объединений;

4) выделение помещений для работы.

Поддержка оказывается не управленческому аппарату объединения, а для реализации конкретных программ. На уровне субъектов Федерации и на местном уровне могут быть приняты специальные нормативные акты, посвященные налогообложению и налоговым льготам для общественных объединений.

Частные пожертвования общественным объединениям — это денежные суммы:

— собираемые объединениями на своих мероприятиях, в общественном транспорте, на улице (в коробки, вскрываемые по специальной процедуре с составлением официального протокола);

— отчисляемые из зарплаты и собственных сбережений жертвователей на расчетные счета или адреса объединений (с получением полного отчета об их использовании);

— от бизнесменов, банкиров, коммерческих структур.

Кроме денежных сумм, частные благотворители могут оказывать любые не запрещенные законом виды поддержки общественных объединений.

Коммерческая фирма может также в порядке спонсорской помощи взять на себя часть реализации программы общественного объединения, например, подготовить информационные буклеты, разослать (вместе со своей рекламой) письма в структурные подразделения организации, выкупить часть билетов в кино или театр и т. д.

Для налаживания партнерских отношений после нахождения нужной организации или человека необходимо послать письмо, содержащее:

— краткую информацию об общественном объединении (название, где, кем, когда, зачем создано, на какие средства существует);

— краткий отчет (резюме) о проделанной работе;

— отличительные особенности объединения, черты его уникальности;

— предложение сотрудничества, конкретные идеи по его воплощению.

В партнерстве очень важно оформлять все отношения юридически, особенно если возникают финансовые обязательства; обмениваться информацией и обсуждать совместные шаги.

Некоторые общественные объединения для расширения сферы своей деятельности, внедрения новых идей, обеспечения оплаты аренды помещений, коммунальных услуг и др. используют в практике своей работы создание малых коммерческих предприятии, занимающихся торговлей одеждой, продуктами, рассадой, цветами (и другим, что создано собственными руками) по льготным ценам для малообеспеченных слоев населения, или предоставлением своих услуг (проведение дискотек и развлекательных шоу для молодежи, репетиторство, заказные социологические исследования, обучение шейпингу, разрисовка помещений, футболок, бейсболок, создание плакатов и вывесок, издание собственной газеты, компьютерный набор текста, фотографирование, видеосъемка, проведение экскурсий, уборка помещений и др.) на платной основе. Обычно в этих "производствах" заняты сами волонтеры и члены их семей; многодетные и безработные родители, инвалиды и пенсионеры. Сделать нуждающихся в помощи полноправными участниками и организаторами деятельности — одна из основных задач общественного объединения. Зарубежная помощь оказывается общественным объединениям в виде:

— грантов (финансирование или предоставление оборудования} на программы;

— разработки совместных проектов;

— консультирования и обучения актива;

— возможности обмена опытом.

Заявка на грант — письменная просьба членов общественного объединения о финансовой поддержке в фонд, банк или другое учреждение. В заявке объединение предлагает использовать свои возможности в решении какой-либо актуальной проблемы. Некоторые частные и государственные грантодатели просят заполнить для предоставления финансовой помощи, специально разработанные анкеты, заявка произвольной формы обычно не превышает 10 — 15 страниц машинописного текста. Дающая сторона заинтересована в финансировании проектов, которые принесут им известность, представят их в выгодном свете. Найти грантодателей можно через Европейский союз, Совет Европы, ЮНЕСКО, американские, британские, французские, немецкие библиотеки, Торговые палаты США и Великобритании, электронную почту и ИНТЕРНЕТ, газеты, журнальные статьи, телевидение, радио, министерства и ведомства, фонды корпораций, представительства зарубежных государств и т. д.

Общественные объединения зарубежья (их называют некоммерческими организациями — НКО или неправительственными организациями — НПО) имеют давнюю историю, огромный опыт самофинансирования, привлечения добровольцев, сотрудничества с государством, методы помощи конкретным людям — все их знания могут очень пригодиться общественным объединениям в России. Получить их можно через специальную литературу, семинары и обмены опытом.

Таким образом, можно сделать вывод, что волонтерская деятельность относиться к непрофессиональному уровню социальной работы.