Обеспечение доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры инвалидов

В соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Одним из основных направлений государственной политики в сфере информатизации является создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» 1995 г., являясь специальным законом, конкретизирует положения законодательства об информации применительно к инвалидам.

Согласно данному закону, государство гарантирует инвалидам право на получение необходимой информации путем обеспечение выпуска и приобретения периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений и библиотек. Уполномоченные органы оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами [19, с.31].

Наряду с информационным барьером инвалиды сталкиваются с проблемами невозможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизнедеятельности, так как они не имеют достаточно обеспеченный доступ наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, а также к другим объектам и услугам [20, c.58].

Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов (в том числе лиц, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации [77, с.119].

В России начало преобразованию среды обитания инвалидов с учетом их потребностей было положено еще Указом Президента РФ от 2.10.1992г «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»: были разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве инфраструктуры [69, с.47].

По заказу Минтруда России в рамках федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов за 2000-2005 годы» был разработан Свод правил СП 35-105-2002, который призван стать нормативной базой, регламентирующей мероприятия по адаптации существующей среды жизнедеятельности в соответствии с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Основным документом для данного комплекса является СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Мероприятия по приспособлению объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для беспрепятственного доступа к ним инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными целевыми программами, целевыми программами субъектов Российской Федерации и местными целевыми программами [59, c.118].

В России сформирована и реализуется федеральная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015гг., направленная на обеспечение равного доступа инвалидов к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.