Определение коммуникативной толерантности

В отечественной науке проблема толерантности в качестве предмета исследования изучается не так давно, интерес теоретиков и практиков привлекают самые разные ее аспекты. В частности, рассматриваются общефилософские и социокультурные вопросы толерантности (Ю. Бромлей, Р. Р. Валитова, И. Б. Гасанова, В. А. Лекторский, М. Мчедлов, Л. В. Скворцов, В. В. Шалин), предлагаются различные теоретико-методологические подходы к созданию педагогики и психологии толерантности (А. Г. Асмолов, С. Л. Братченко, Д. А. Леонтьев, А. Б. Орлов, В. А. Тишков, А. У. Хараш и др.), сделана попытка психолого-педагогического анализа данной темы (Д. В. Зиновьев, П. Ф. Комогоров, О. Б. Скрябина и др.)[1].

В переводе с латинского «толерантность» означает «терпимость, переносимость, снисходительность к чему-либо или к кому-либо»[2]. Можно отметить многообразие понятия «толерантность» и необходимость его изучения с учетом специфики контекста изучаемого явления. В. А. Петрицкий считает, что толерантность есть терпимость субъекта по отношению к другому субъекту, несмотря на возможную первоначально негативную оценку; признание права на существование иных вкусов, поступков, стиля поведения; внутренне осознанная терпимость, основанная на нравственно-понимающем сопереживании[3].

В. А. Лекторский, анализируя толерантность, рассматривает четыре возможных способа ее понимания:

1. безразличие к существованию различных взглядов и практик;

2. невозможность взаимопонимания (уважение к другому, которого одновременно невозможно понять);

3. снисхождение к слабости других, сочетающихся с долей призрения к ним;

4. расширение собственного опыта и критический диалог.

Некоторые авторы (К. Лоренц, Э. Фромм) считают, что ранним системообразующим, преимущественно биологическим по своему содержанию является состояние терпимости, а развитие социальной структуры порождает такое отношение как нетерпимость. В противовес этой концепции существует мнение других авторов (Б. Ф. Поршнев, А. П. Назаретян), которые считают первичным, объединяющим человеческое сообщество состояние нетерпимости, которое при развитии социума, формирует терпимость[4].

Наиболее частая трактовка толерантности в психологии звучит следующим образом: «Толерантность - это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию»[5]. По мнению А. Г. Асмолова, термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение[6].

В социальной психологии толерантность понимается, прежде всего, как терпимость к каким-либо отличиям — этническим, национальным, религиозным, расовым и др.

На основе семантического анализа различают несколько видов толерантности[7]:

1. социально-экономическую толерантность (отношение и восприятие простых граждан к бизнесу, толерантность между представителями малообеспеченных и высокообеспеченных групп, элитами и массами);

2. управленческую толерантность (отношения руководства-подчинения, вопросы по формированию корпоративной идентификации);

3. политическую толерантность (мнение общества по проведению той или иной политики государства, терпимость к любой форме правления);

4. этническую и межкультурную толерантность (терпение к различным представителям этносов, уважение культуры любой страны и любого народа);

5. межконфессиональную толерантность;

6. гендерную толерантность (в основе формирования гендерной толерантности лежит принцип человеческого равноправия).

В психологической литературе встречается рассмотрение толерантности как социального отношения и социальных установок. М. С. Мацковский определяет толерантность как «определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.» Н. В. Недорезова рассматривает толерантность «…как социальную установку в аспекте трех компонентов ее структуры (поведенческого, эмоционального, когнитивного)»[8]. По мнению О. Ю. Харламовой, «толерантность характеризует отношения личности, группы, общества друг к другу и может проявляться в смирении или принятии»[9].

Толерантность в межличностном общении понимается, с одной стороны, как неотъемлемая характеристика (показатель) профессионализма и зрелости личности, сферой деятельности которой является взаимодействие в системе «человек-человек», с другой стороны, как конструируемый в процессе обучения образ (идеальная модель), выполняющий системообразующую функцию. Выделяют такие два уровня толерантности: первый подразумевает отсрочку негативной реакции, второй - готовность к пониманию, вступление в диалог с человеком, который вызывает негативную реакцию[10]. И. Йовел подчеркивает диалектическое единство принятия и отрицания другого. С. Мендус понимает, что толерантность отличается от свободы, позволения и разрешения тем, что разговор о толерантности возникает лишь тогда, когда обнаружение различий между людьми сопровождается чувством неодобрения или отвращением[11].

В целом данная парадигма и перечисленные определения позволяют сделать вывод о том, что толерантность распространяется на все сферы социальных отношений; толерантность включает в себя такие элементы как переживание, понимание и особенности поведения.

Коммуникативную толерантность В. В. Бойко определяет как «характеристику отношений личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию»[12]. Коммуникативная толерантность является одной из важнейших информативных черт человека. Она собирательна, т.к. в ней отражаются факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления, эмоциональный стереотип поведения. Это систематизирующая характеристика, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический ансамбль многие другие качества индивида.

Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает по поводу различий негативных переживаний. Отсутствие коммуникативной толерантности или ее низкий уровень объясняются негативными реакциями индивида на обнаруженные различия между подструктурами своей личности и личности партнера. Особенности коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, способности к самоконтролю и самокоррекции.

В. В. Петренко выделяет следующие составляющие коммуникативной толерантности:

1) уровень ситуативной коммуникативной толерантности – фиксируется в отношениях данной личности к конкретному другому человеку, например брачному партнеру, клиенту, пациенту, случайному попутчику;

2) уровень типологической коммуникативной толерантности выявляется в отношениях человека к собирательным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии.

3) уровень профессиональной толерантности - проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности;

4) уровень общей коммуникативной толерантности - в нем просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека[13].