Организации в системе социальной защиты населения за рубежом

Государственные организации социальной защиты населения

Спонсорами этих организаций выступают федеральное правительство, штат, округ. Они финансируются за счет государственного налога, то есть, специалист, работающий в них, получает заработную плату из государственного бюджета.

Государственные и местные органы власти отвечают за разработку общегосударственной социальной политики и ее проведение по стране, а также на региональном и местном уровнях. Они координируют деятельность по осуществлению программ социальной защиты населения с другими официальными учреждениями, а также с неприбыльными организациями и бизнесом. В пределах бюджетных возможностей каждого государства эти организации реализуют программы предоставления различных видов социальной помощи и поддержки для жителей страны в целом.

В Финляндии, например, Министерство социального обеспечения и здравоохранения совместно с подведомственным ему Главным социальным управлением образуют центральный орган в области социального обеспечения. Губернские управления осуществляют региональное руководство. На местном уровне управление и практическую работу по организации социального обслуживания осуществляют муниципалитеты.

В США структура государственных органов, занимающихся социальной защитой, не выглядит столь стройной и централизованной, как в Финляндии и в других европейских странах. К основным правительственным органам, осуществляющим государственную политику, можно отнести Управление по социальному обеспечению, Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения и социальных служб и другие федеральные ведомства, в рамках которых осуществляется реализация той или иной социальной программы.

Разработка социальной политики и отдельных социальных программ может осуществляться как "мозговыми центрами" (университетами, правительственными и неправительственными ассоциациями фондами), так и ведущими политическими партиями и другими влиятельными организациями, в том числе в мире бизнеса. Их рекомендации в этой области берет за основу правящая администрация и претворяет в жизнь с помощью федеральных ведомств, а также через другие системы предоставления социальных услуг [10].

Управление по социальному обеспечению создано в США для реализации Акта о социальном обеспечении имеет 1200 отделений по всей стране. Министерство сельского хозяйства через государственные отделения социального обеспечения осуществляет федеральную Продовольственную программу. В этих целях среди нуждающихся распространяются купоны, которые используются вместо денег при покупке продуктов, растений, семян, но не табака и спиртного. Детское бюро, основанное в 1912 году, является частью управления Министерства здравоохранения и гуманитарных служб и в свою очередь планирует, координирует и проводит в жизнь программы по защите прав детей.

Служба защиты детей оказывает социальные, медицинские, юридические и опекунские услуги детям. Она изучает случаи насилия в отношении детей, дает рекомендации службам социального обеспечения и юридическим органам.

Агентства для престарелых, финансируемые федеральным правительством, предназначены для защиты прав и оказания услуг пожилым.

Местные государственные организации имеют в разных странах различную структуру, но их роль одна - проводить социальную политику на местном уровне. Чтобы обеспечить социальную защиту населения, местные органы власти обязаны:

организовывать социальные услуги в пределах своего района;

решать вопросы о предоставлении пособий на своей территории;

производить выплату социальных пособий;

консультировать и информировать население о существующих по линии социальной защиты коммунальных услугах;

информировать население о социальных услугах и разных видах социальной поддержки;

осуществлять профессиональную подготовку кадров для социальных служб;

проводить исследования для совершенствования работы в данной сфере.

Спонсорами государственных служб выступает федеральное правительство, штат, округ. Они финансируются за счет государственного налога, то есть, специалист, работающий в них, получает заработную плату из государственного бюджета. Социальные работники, занятые в государственных социальных службах, выполняют раз личные роли в зависимости от масштаба и направлений деятельности организации. Например, в США в государственных службах социальной работы в штатах предусмотрены следующие должности:

консультант, который выслушивает, дает советы, обеспечивает ресурсами,

управляющий, определяющий программу действий и средства.

консультант, который оценивает программу,

консультант, предлагающий клиентам альтернативные источники помощи.

посредник, между агентством и клиентом,

адвокат, представляющий интересы клиента,

специалист, оказывающий психотерапевтическую помощь,

специалист, занимающийся поиском нуждающихся в помощи людей,

специалист, планирующий программы помощи,

активист, выступающий за социальные перемены.

Американские авторы отмечают, что, несмотря на огромные возможности выполнения разнообразных работ в государственных агентствах, профессиональные социальные работники довольно редко работают в них. Они объясняют это давно существующими традициями. Государственные агентства в основном занимались оказанием финансовой помощи, а социальные служащие, которые хотели бы использовать навыки, полученные при обучении, шли в добровольческие организации, где для них имелось широкое поле деятельности. Эта ситуация практически не изменилась и сейчас [8].

Частные социальные организации

Эти организации называют еще предпринимательскими или коммерческими. Они финансируются смешанным образом: за счет благотворительных взносов, даров частных лиц, платы лиц, которым оказываются услуги, правительственными ассигнованиями.

Эти организации могут различаться не только характером своей деятельности, спецификой предоставляемых услуг, но и масштабом деятельности в пределах общины, региона и страны в целом.

Основным звеном в этой структуре является социальное агентство. Это типовая форма организации помощи населению. Руководит этой организаций Совет директоров. Агентство обычно укомплектовано профессиональными социальными работниками, представителями других специальностей, техническим персоналом (ассистентами). Эти организации имеют четкие уставные правила, которые определяют, каких клиентов обслуживать, какие проблемы решать и какие методы использовать.

К таким организациям, в Америке, например, относится Американская служба семьи (Family Service America). Это национальная организация, охватывающая местные агентства службы семьи, а также профессионалов в этой среде и отдельных граждан, заинтересованных в ее развитии. Еще раз подчеркнем, что финансируется она частным образом. Национальная организация разрабатывает программы входящих в нее агентств, обеспечивает общественные связи и образовательные программы и является спонсором исследований и публикаций в области социальной работы с семьей. Совет организации помогает формировать политику и дает рекомендации законодательным органам о нуждах семьи. Местные агентства обеспечивают семейную и брачную терапию, программы по руководству и обучению, социальные услуги для общины.

Назовем еще одну американскую службу, существующую, в основном, на пожертвования частных лиц. Это - Организация по оказанию услуг семьям (Family Service Organization). Агентства, входящие в нее также оказывают разнообразные услуги семье, но особенно новобрачным и многодетным.

Лютеранская социальная служба - представляет собой сеть агентств, связанных с лютеранской церковью. Она имеет агентства во всех крупных общинах США, в которых оказываются, в основном, услуги по социальному обеспечению детей и престарелых [7].

Добровольческие организации

Их называют в литературе неприбыльными. Однако, как считают зарубежные авторы, говорить о них как о неприбыльных организациях не совсем точно, поскольку многие из них имеют весьма большой доход. Самое главное то, что вся полученная прибыль направляется на расширение благотворительной деятельности. Типичный пример такой организации - Американский Красный Крест. Годовой бюджет ее составляет несколько сот миллиардов долларов. Доходы благотворительных организаций не облагаются налогом.

По мнению американских авторов, термин "добровольческая организация" не совсем отвечает современному положению этих организаций. Много лет назад штат таких организаций действительно состоял из добровольцев. В настоящее время бюрократизация и профессионализация проникли в эту сферу.

Термин "некоммерческая", лучше выражает суть этих организаций, чем "добровольческая". Некоммерческая организация оказывает социальные услуги в обмен на разумное жалованье или вознаграждение и не является собственностью акционеров, использующих ее для капиталовложений. Труд работников в этой организации оплачивается по более низким ставкам, чем в целом в обществе, потому что данная организация остается зависимой от пожертвований.

Вместе с тем, как отмечается в литературе, добровольческие организации сумели добиться роста заработной платы своим сотрудникам. Однако считается, что забота о заработке не главное для штатных работников этих организаций. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой добровольцами движут не только гуманные, но и карьерные мотивы [10].

И все-таки, при всех своих государственных и коммерческих элементах, которые появились в последнее время, добровольческие организации имеют ориентиры, отличные от ориентиров других организаций и в целом образуют третий организационный сектор в социальной работе.

В литературе выделяют следующие типы добровольческих организаций:

1. организации, основная функция которых - помощь своим собственным членам, например, профессиональные ассоциации и общественные клубы;

2. церкви, синагоги, мечети и другие религиозные организации;

3. благотворительные организации, включающие различные фонды, религиозные федерации и оказывающие помощь не только своим членам, но и другим людям (Общий путь, Католическая благотворительность, Еврейская федерация социального обеспечения, Анонимные Алкоголики и др.).

Деятельность специалистов, работающих в добровольческих организациях очень разнообразна по формам, которые могут быть сгруппированы таким образом:

обслуживание (доставка на дом продуктов, помощь при покупках, дружеские посещения, обмен опытом и др.),

борьба за перемены и защита гражданских прав, гражданская деятельность (работа в комитетах и комиссиях, оценка программ),

руководящая деятельность добровольцев, являющихся членами Советов директоров и других органов в добровольческом секторе, самопомощь,

сбор средств и пожертвований для благотворительности.

Необходимо отметить, что в деятельности добровольцев центральная роль отводится так называемым собирателям денег или, как их называют в США и ряде других стран, фанддрайверами. Опытный собиратель никогда не работает в одиночку. Вместе с группой, одержимой идеями благотворительности, он составляет список потенциальных доноров, учит своих коллег основным способам добывания денег и координирует их деятельность. Широко используются различные благотворительные обеды, на которые приглашаются известные ученые, артисты, писатели, с целью привлечения большого числа людей и средств. Что заставляет фирмы и корпорации вкладывать средства на благотворительность? Очевидно, что это позволяет расширить социальную инфраструктуру региона, где находится корпорация или фирма, а также способствует рекламе фирмы. Добровольческие организации могут осуществлять свою деятельность на местном уровне, на уровне штатов и в общенациональном масштабе.

Особенности социальной работы в учреждениях здравоохранения

Здравоохранение - также традиционная сфера деятельности специалистов социальной работы за рубежом.

Первые социальные работники стали работать в медицинских учреждениях еще в начале 20 века. В послевоенные годы во многих странах прием на работу медицинских социальных работников активизировался в целях полнее понять и решить проблемы пациентов. К задачам социальных работников обычно относится защита прав пациентов, социальная адаптация больных людей к пребыванию вне стационара, организация ухода и медицинского обслуживания больных на дому (патронаж) после курса интенсивной терапии, трудотерапия инвалидов [8].

Например, в Швеции социальные работники в больницах способствуют гармонизации отношений врача и родственников пациента, помогают адаптироваться больным к условиям стационара, работают с родственниками тяжелобольного, с родителями умершего ребенка, информируют врача об обстановке в семье, помогают в оформлении больных в приемном покое, осуществляют непрерывный контроль за психологическим самочувствием пациента.

В Германии в большинстве клиник существуют социальные службы, в которых трудятся социальные работники непосредственно либо через Центральную социальную службу больниц. В центре внимания - решение финансовых проблем в связи с пребыванием клиента в больнице, поскольку в Германии нет бесплатного медицинского обслуживания, и финансирование осуществляется через страховые организации. Медицинские социальные работники в этой стране заботятся также о проведении лечения и реабилитационных мер, в том числе, о необходимости помещения в дом инвалидов после пребывания в клинике, заботятся о сохранении квартиры и рабочего места во время лечения, о снятии различных дополнительных психологических нагрузок для пациента (забота о детях, отсутствие родственников). К обязанностям социального работника относятся и беседы с умирающими.

В развитых зарубежных странах медицинские социальные работники участвуют в разработке программ по оздоровлению населения, роль связующего звена между местными социальными организациями и медицинскими учреждениями, консультируют медицинский персонал по социальным вопросам, проводят научные исследования и осуществляют руководство социальными службами в самих медицинских учреждениях.

В настоящее время отмечена особая роль этих специалистов в области социальной работы в системе служб психиатрической помощи. Во многих развитых странах (США, Швеция, Великобритания) более трети руководителей центров психического здоровья имеют высшее образование в области социальной работы.

В сфере психиатрии основной вид деятельности социальных работников - профилактика психических заболеваний, которая имеет три уровня:

1. по возможности исключение или снижение рисков психически заболеваний. Несмотря на то, что полного единодушия у психиатров относительно причин психических заболеваний до сих пор не достигнуто, социальные работники убеждены, что многие причины носят социальный характер: бедность, голод, неполноценное питание. Эмоциональные проблемы чаще всего являются результатом стрессов экономического происхождения, а частота и степень серьезности психических заболеваний обусловлены ростом безработицы. Таким образом, профилактика психических заболеваний непосредственно связана с профилактикой социальных проблем;

2. повышение степени сопротивляемости человека к психогенным факторам. Социальный работник выделяет группы повышенного риска среди населения и оказывает профилактическую помощь, которая подразумевает разработку и реализацию программ, помогающих людям осознать степень риска, получить информацию о доступной для них помощи или даже изменить восприятие своего психического недуга. Чрезвычайно важно помочь человеку до того, как симптомы заболевания станут слишком явными;

3. участие в самом курсе лечения, реабилитации психически нездоровых людей. В большинстве зарубежных центров психического здоровья развитых стран социальные работники являются участниками "команды", объединяющей врачей-психиатров, психологов и других профессионалов. В отличие от других специалистов только социальный работник, по мнению авторов, способен найти необходимые социальные ресурсы, чтобы поддержать пациента и вернуть его к нормальной жизни. Эффективность деятельности социальных работников, естественно, зависит от знаний в области психиатрии, знаний законодательства по охране психического здоровья, влияния окружающей среды на психическое здоровье, его умений работать вместе с другими специалистами.