Основные районы размещения железной и марганцевой руд

Железные руды, природные минеральные образования, содержащие железо в таких количествах и соединениях, при которых промышленное извлечение из них металла экономически целесообразно.

Месторождения железных руд. по происхождению разделяются на 3 группы — магматогенные, экзогенные и метаморфогенные.

Среди магматогенных различаются:

магматические — дайкообразные, неправильные и пластообразные залежи титаномагнетитов, связанные с габбро-пироксенитовыми породами (Кусинское и Качканарское месторождения на Урале в России, местооождения Бушвельдского комплекса в ЮАР, Лиганга в Танзании),

апатито-магнетитовые залежи, связанные с сиенитами и сиенитдиоритами (Лебяжинское на Урале, Кируна и Елливарс в Швеции);

контактово-метасоматические или скарновые, возникают на контактах или вблизи интрузивных массивов; под воздействием высокотемпературных растворов вмещающие карбонатные и другие породы превращаются в скарны, а также пироксен-альбитовые и скаполитовые породы, в которых обособляются сложные по форме залежи сплошных и вкрапленных магнетитовых руд (в России — Соколовское, Сарбайское в Северо-Западном Казахстане, Магнитогорское, Высокогорское и другие на Урале, ряд месторождений в Горной Шории; Айрон-Спрингс в США и др.); гидротермальные образуются при участии горячих минерализованных растворов, путём отложения железных руд. по трещинам и зонам смятия, а также при метасоматическом замещении боковых пород; к этому типу относятся Коршуновское и Рудногорское магномагнетитовые месторождения Восточной Сибири, гидрогётит-сидеритовое Абаильское в Средней Азии, сидеритовые месторождения Бильбао в Испании и др.

К экзогенным месторождениям относятся:

осадочные — химические и механические осадки морских и озерных бассейнов, реже в долинах и дельтах рек, возникающие при местном обогащении вод бассейна соединениями железа и при сносе в них железистых продуктов прилегающей суши;

слагают пласты или линзы среди осадочных, иногда — вулканогенно-осадочных пород; к этому типу относятся месторождения бурых железняков, частью сидеритов, силикатных руд (Керченское в Крыму, Аятское — Казахстане; в ФРГ — Лан-Диль и др.);

месторождения коры выветривания образуются в результате выветривания горных пород с железосодержащими породообразующими минералами;

различают остаточные или элювиальные, месторождения, когда продукты выветривания, обогащенные железом (вследствие выноса из породы др. составных частей), остаются на месте (тела богатых гематито-мартитовых руд Кривого Рога, Курской магнитной аномалии, района оз. Верхнего в США и др.), и инфильтрационные (цементационные), когда железо вынесено из выветривающихся пород и переотложено в нижележащих горизонтах (Алапаевское месторождение на Урале и др.).

Метаморфогенные (метаморфизованные) месторождения — преобразованные в условиях высоких давлений и температур ранее существовавшие, преимущественно осадочные, месторождения. Гидроокислы железа и сидериты переходят при этом обычно в гематит и магнетит. Метаморфические процессы иногда дополняются гидротермально-метасоматическим образованием магнетитовых руд. К этому типу относятся месторождения железистых кварцитов Кривого Рога, Курской магнитной аномалии, месторождения Кольского полуострова, железорудной провинции Хамерсли (Австралия), полуострова Лабрадор (Канада), штат Минас-Жерайс (Бразилия), штат Майсур (Индия) и пр.

15% от мировых ресурсов находятся в западной Сибири и западной Европе.

Европейское государство Люксембург называют «стальной малыш», так как его развитие определила железорудная промышленность. Сегодня страна импортирует в 10 раз больше руды, чем добывает на своей территории.

Месторождения марганца есть сравнительно в немногих странах: практически все европейские страны и США зависят от его импорта.

Основные запасы руд марганцевых месторождений сосредоточены в Южно-украинском марганцевом бассейне. Добывают его также в Грузии (Чиатурское месторождение), на Урале (Полуночное), на юге Сибири (Усинское). Небольшие марганцевые месторождения разработаны на Кубе в провинции Ориенте, а также в Китае.

Основные месторождения марганцевых руд находятся в ЮАР, Австралии, Бразилии, Индии.

На дне Тихого, Индийского и Атлантического океана много железомарганцевых конкреций. Особенностью океанических залежей является большой прирост их запасов – 10 млн. тонн ежегодно.

Для перевозки тарно-штучных (генеральных), лесных и отчасти навалочных грузов используются универсальные суда. Они имеют большое раскрытие палуб (до 0,7—0,8 ширины судна), что улучшает условия их погрузки-выгрузки. Внутренние обводы изготовляют близкими к прямоугольным, чтобы перевозить в них крупнотоннажные контейнеры. Иногда в таких судах оборудуют рефрижераторные трюмы для перевозки небольших количеств скоропортящихся грузов, а также помещения (танки) — для наливных грузов. Из специализированных судов наиболее распространены балкеры (предназначены для перевозки навалочных грузов) с кормовым расположением машинного отделения, с большими люками и устройствами, обеспечивающими безопасную перевозку и быструю погрузку-выгрузку. Особое место занимают танкеры. Стремление повысить эффективность использования танкеров и балкеров привело к созданию комбинированных судов, т. н. ОБО (англ. oil-bulk-ore — нефть-навалочные-руда), которые в одном направлении перевозят нефть или нефтепродукты, а в обратном — руду или др. навалочные грузы (зерно, сахар-сырец и др.), в результате чего сокращаются или вообще исключаются балластные переходы.

Контейнер (англ. container, от contain — вмещать), стандартная ёмкость, служащая для бестарной перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнер является как бы съёмным органом (кузовом) транспортных средств (автомобилей, вагонов, судов, самолётов и др.), который приспособлен для механизированной погрузки, выгрузки и перегрузки с одного вида транспорта на другой. Размеры и ёмкость контейнера соответствуют грузоподъёмности и габаритам транспортных средств.

По назначению они делятся на универсальные, специализированные и специальные. Универсальные контейнеры могут быть использованы для перевозки любых грузов в различной упаковке;

специализированные — для штучных, сыпучих или жидких грузов (например, строительных материалов, химических веществ, пищевых продуктов и др.);

специальные — только для определённого груза, транспортируемого в особых условиях (например, в космосе, под водой и т. п.).

Лихтер (голл. lichter) грузовое несамоходное морское судно, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов, а также для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт. Лихтеры иногда имеют собственное грузовое устройство.

Для промышленно развитых стран характерная тенденция в развитии морского транспорта — концентрация грузопотоков и укрупнение портов. Например, во Франции, имеющей около 300 портов, 87,3% грузооборота страны идёт через 6 портов; в Японии при наличии 1062 портов 35% грузооборота осуществляют 11 из них; в США — 20,9% внешнеторгового грузооборота идёт через порт Нью-Йорк. Происходит процесс укрупнения судоходных предприятий и сращивание их с промышленными, финансовыми, торговыми и другими компаниями, проникновение капитала в экономику национального судоходства развивающихся стран, создание международных монопольных объединений по линейным и контейнерным перевозкам.

Характеристики основных видов транспорта

 Вид транспорта Грузооборот за 1990 г. % Наиболее часто  перевозимые  товары
16.0
Железнодорожный 62.1 Сельскохозяйственные продукты, полезные  ископаемые, песок, химикаты, автомобили
Морской 8.3 Нефть, зерно, песок, гравий, металлические руды, каменный уголь
Автомобильный 10.8 Одежда, книги, компьютеры,  бумажные товары
Трубопроводный 0.1 Нефть, каменный уголь, химикаты
Воздушный Приборы, скоропортящиеся  пищевые продукты

Морской вид транспорта обеспечивает перевозки более 80 % объема международной торговли. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозки грузов в международных морских сообщениях 105 - 110 млрд. $ ежегодно, что равно приблизительно 7 % стоимости мирового экспорта.

Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: Сырая нефть (около 1000 млн. т. р год), нефтепродукты (300 млн. т.), железная руда (300 млн. т.), каменный уголь (270 млн.т.), зерно (200 млн т.).