Политика энергоэффективности

Россия предпринимает обнадеживающие шаги навстречу энергоэффективности.

В России существует значительный неиспользованный потенциал энергосбережения. Предполагается, что потребление энергии на единицу продукции можно сократить дополнительно на 40-50% от показателей 2000 года. Кроме того, повышение энергоэффективности в секторе централизованного отопления России даст возможность сэкономить до 30-50 млрд. кубических метров газа в год. Оптимизация систем передачи и распределения в секторе природного газа, а также сокращение сжигания попутного газа нефтяной промышленностью России, могут дополнительно сберечь до 30 млрд. кубических метров газа в год.

Удельное энергопотребление (использование энергии на единицу валового внутреннего продукта (ВВП)) России значительно сократилось в прошлом десятилетии. С 1990 по 2007 год Россия лидировала среди стран «Большой восьмерки» по темпам сокращения удельного энергопотребления, которые составили в среднем 2,5% в год (см. рисунок 1 ниже). В период с 2000 по 2007 год удельное энергопотребление России показало еще более высокие темпы снижения - средний ежегодный показатель составил 5,3%. Данные для анализа причин, стоящих за сокращением удельного энергопотребления в России, недоступны. Однако, учитывая недавний рост цен на углеводороды на международных рынках и последующий рост ВВП России, вполне вероятно, что снижение удельного энергопотребления обусловлено скорее ростом стоимости ВВП, чем техническими мерами повышения энергоэффективности.

С 2008 года Россия предприняла важные шаги на пути к созданию правовых и организационных основ для повышения эффективности использования энергии и энергоснабжения. Закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» был принят Думой в ноябре 2009 года. Новый федеральный закон вводит ограничения на оборот ламп накаливания, устанавливает требования по маркировке товаров с учётом их энергетической эффективности, по обязательному коммерческому учёту энергетических ресурсов, по энергетической эффективности новых зданий (строений, сооружений), по сокращению бюджетных расходов на приобретение энергетических ресурсов. Кроме того, федеральным законом предусматривается введение для наиболее энергоемких организаций обязанности по проведению энергетических обследований, утверждение программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Закон также предусматривает переход к долгосрочному тарифному регулированию и создание единой (межведомственной) информационно-аналитической системы по энергетической эффективности.

На профильном заседании правительства Российской Федерации 2 июля 2009 года президент РФ Медведев подчеркнул значение этого закона, что стало продолжением многочисленных заявлений правительства Российской Федерации на высшем уровне о значении повышения энергоэффективности в России и необходимости использовать потенциал энергосбережения для снижения удельного энергопотребления России на 40% в период между 2007 и 2020 годом.

Указ Президента (№ 889) «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» в июне 2008 года очертил масштабные меры, направленные на достижение этой цели. В соответствии с этим указом Министерство энергетики Российской Федерации разработало комплексный план действий (План) для реализации мер по повышению энергоэффективности во всех секторах экономики Российской Федерации. В Плане определены цели и намечены меры по повышению энергоэффективности в различных секторах экономики. Он включает в себя разработку современной нормативно- правовой базы и создание организационной структуры. Полезным инструментом для обеспечения эффективного выполнения Плана и контроля за ходом его выполнения является использование маркировки и паспортов энергоэффективности. План также предусматривает необходимость государственной поддержки и создания благоприятного инвестиционного климата для поощрения инвестиций в повышение энергоэффективности. Ключевую роль играет и взаимодействие с деловыми кругами и финансовыми учреждениями на основе сотрудничества государственного и частного секторов (общественно-частных партнерств), а также информационно-образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин, президент Дмитрий Медведев и министр энергетики Сергей Шматко определили повышение эффективности использования энергии в качестве приоритета политической программы. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что повышение энергоэффективности в стране является одной из стратегических экономических целей. Президент Медведев также уделяет много времени обсуждению проблемы повышения энергоэффективности в российской экономике. Министр Шматко подчеркнул, что повышение энергоэффективности может способствовать экономическому развитию России. Он выделил четыре основных препятствия на пути повышения энергоэффективности: отсутствие системы ценообразования, отражающей затраты, недостаточная осведомленность общественности, отсутствие финансирования энергоэффективных проектов и недостаточная организация и координация. Отрадно видеть заявления высоких политических чинов России, в которых просматривается политическая воля изменить и улучшить показатели, а также повысить осведомленность об огромном потенциале энергосбережения в России. Успешное выполнение таких заявлений является жизненно важным для достижения столь важных целей.

Удастся ли России достичь положительных результатов на этот раз?

Российское правительство не единожды подчеркивало значение эффективного использования энергии. Государственная система управления и координации работ по повышению энергоэффективности между федеральным правительством и регионами, которая тщательно вводилась на протяжении 1990-х годов, была заброшена с началом административной и правительственной реорганизации в 2002 году. С 2002 года по июнь 2008 года энергоэффективности уделялось недостаточно внимания на федеральном уровне, несмотря на то, что она, казалось, занимала важное место в Энергетической стратегии России, принятой правительством в августе 2003 года. В этот период регионы сыграли основную роль в данном вопросе, оказавшись на передовой, когда они столкнулись с проблемами наполнения бюджета, возникшими вследствие субсидирования чрезмерного и неэффективного конечного потребления энергии местными жителями.

В чем заключается поддержка МЭА?

МЭА обеспокоено возможностью того, что высшие должностные лица России перестанут уделять должное внимание повышению энергоэффективности, поскольку долгожданный закон «Об энергоэффективности» был утвержден Государственной Думой в ноябре 2009 года. Являясь чрезвычайно важным для создания основы дальнейших действий, этот закон сам по себе не преодолеет всех препятствий на пути к более энергоэффективному и экологически чистому будущему России. Совокупный опыт 28 стран мира, входящих в МЭА, может подтвердить это.

С целью поддержать правительства в вопросах контроля над осуществлением стратегий и мер в области энергоэффективности Международное энергетическое агентство на саммитах «Большой восьмерки» в 2006, 2007 и 2008 годах рекомендовало принять широкий круг конкретных политических мер по повышению энергоэффективности. Сводный комплекс рекомендаций МЭА касается 25 сфер деятельности в семи приоритетных областях: межотраслевая деятельность, здания, бытовые приборы, освещение, транспорт, промышленность и системы электроснабжения. МЭА полагает, что, реализация никаких отдельно взятых политических мер не поможет государствам в их стремлении существенно повысить энергоэффективность и не принесет результатов в достижении этой цели. Секретариат МЭА рекомендует правительствам осуществлять полный комплекс соответствующих мер.

Трудные времена для энергоэффективности во всем мире - не только в России

В настоящее время во всем мире доминируют три вопроса, связанные с политикой повышения энергоэффективности, - финансовый кризис, энергетическая безопасность и проблема изменения климата. Энергоэффективность продолжает играть важную роль в решении этих вопросов правительствами «Большой восьмерки».

Особый интерес в данный момент вызывает финансовый кризис. Пытаясь справиться с финансовым кризисом, страны «Большой восьмерки» внедряют пакеты стимулирующих мер, большинство из которых включают меры, направленные на развитие экологически чистых источников энергии и повышение энергоэффективности.

Примеры компонентов, которые входят в пакеты мер, стимулирующих энергоэффективность, в странах «Большой восьмерки»

Правительство Великобритании объявило о том, что инвестирование 50 млн фунтов стерлингов в программу «Warm Front» (Теплый фронт), предусматривающую мероприятия по теплоизоляции и отоплению малообеспеченных домохозяйств, будет перенесено с 2010-11 гг. на 2009-10 гг. На эту программу будут также выделены дополнительные средства в размере 100 млн фунтов стерлингов в 2008-09 и 2009-10 гг. Правительство также выделило дополнительно 60 млн фунтов стерлингов на повышение энергоэффективности и отопительные мероприятия в социальном жилье в рамках ускоренной программы достойного жилья.

В качестве мер по стимулированию промышленного сектора, Италия ввела систему финансовых поощрений в случае замены старых транспортных средств новыми, более эффективными средствами.

Во Франции экономические меры по стимулированию включают систему поощрений в случае утилизации старых автомобилей, а также запуск программы беспроцентного кредита на повышение энергоэффективности жилья.

В Германии правительство объявило об инвестировании 13,3 млрд евро в местные и региональные учреждения. Мероприятия предусматривают инвестиции в образовательные учреждения, при этом мероприятия по сокращению выбросов СО2 и повышению энергоэффективности, включая использование возобновляемых источников энергии, являются приоритетными. Кроме того, правительство увеличило финансирование программы модернизации зданий KfW CO2. В 2009 году в общей сложности 1,5 млрд евро будут выделены из федеральных средств в качестве займов и субсидий под низкие проценты для содействия повышению энергоэффективности жилых зданий и зданий местной инфраструктуры. В рамках мероприятий по стимулированию автомобильной промышленности Германия утвердила освобождение от уплаты налогов, связанных с автотранспортом, сроком на 2 года для транспортных средств, отвечающих стандартам Евро 5 и Евро 6.

В Соединенных Штатах пакеты экономических стимулов, принятые в октябре 2008 года и феврале 2009 года, предусматривают значительное увеличение финансирования в области энергоэффективности по целому ряду мер. Принятый в октябре 2008 года пакет стимулов состоит главным образом из налоговых льгот, направленных на повышение энергоэффективности, в то время как принятая в феврале 2009 года программа включает в себя более 30 млрд долларов США на финансирование инициатив по повышению энергоэффективности.

В Канаде в 2009 году Федеральный бюджет выделил дополнительно 300 млн канадских долларов на два года на программу поощрения энергетической модернизации зданий, а также создание нового Фонда чистой энергии для поддержки проектов по разработке и исследованию чистой энергии.

Япония обязалась выделить финансирование в размере 1,6 трлн иен на создание общества с низким уровнем выбросов СО2, в том числе 370 миллиардов иен на замену старых автомобилей новыми, более экономичными автомобилями и 295 млрд иен на оказание помощи в приобретении энергоэффективных бытовых приборов. Пакет стимулов Японии также включает выделение ресурсов на субсидирование предприятий, которые внедряют энергоэффективную аппаратуру и оборудование, усовершенствование малых и средних 29 предприятий путем проведения диагностики энергопотребления и инвестирования в инновационные технологии энергосбережения.

Необходимо в приоритетном порядке сосредоточить инвестиции на повышении энергоэффективности, используя международный передовой опыт и политические меры

В России сейчас сложное время для возвращения на курс повышения энергоэффективности. Поэтому МЭА заинтересовано в поддержке России любым возможным способом, анализируя и оценивая опыт своих 28 стран-членов. В этом отчете дается оценка достижений стран «Большой восьмерки», а также рассматриваются полезные примеры политических мер и передового опыта, которые могут помочь России ввести в действие и реализовать новый Закон «Об энергоэффективности». Цель, к которой следует стремиться, - не просто иметь Закон «Об энергоэффективности», а, прежде всего, убедиться, что это рамочное законодательство создает среду и инструменты для решений, касающихся эффективного конечного энергопотребления, которые должны быть приняты во всех секторах экономики.

В этом отношении Россия не одинока. Отчет МЭА о ходе выполнения странами «Большой восьмерки» политики в области энергоэффективности показывает, что если страны «Большой восьмерки» желают достичь своих целей в вопросах энергетики, окружающей среды и экономического развития, то срочно необходимы целевые мероприятия во всех секторах. Эти мероприятия кратко изложены в таблице 1.

Объединенный перечень рекомендаций по вопросам энергоэффективности, подготовленных МЭА для стран «Большой восьмерки»

Межотраслевые политические меры в поддержку энергоэффективности

Увеличение инвестиций в энергоэффективностьПравительства должны облегчить участие частного сектора в инвестировании энергоэффективности посредством:

принятия и оглашения участникам частного сектора стандартного протокола по контролю и измерению энергоресурсов, сэкономленных благодаря внедрению энергоэффективных технологий, чтобы уменьшить существующие неопределенности при измерении выгод от инвестиций в энергоэффективность и стимулировать более активное участие частного бизнеса;

поощрения финансовых организаций к обучению своих сотрудников и к разработке критериев оценки и финансовых инструментов для осуществления проектов в сфере энергоэффективности;

пересмотра действующих субсидий и программ налогового стимулирования с целью создания более благоприятных предпосылок для инвестиций частного бизнеса в сферу энергоэффективности;

сотрудничества с организациями частного финансового сектора, направленного на создание объединенных инструментов частного и государственного секторов, с целью способствовать инвестициям в сферу энергоэффективности;

популяризации инструментов снижения риска, таких как рефинансирование кредитов (секьюритизация) или общественно-частные партнерства;

создания организационных структур, которые бы обеспечивали постоянное сотрудничество и обмен опытом по вопросам энергоэффективности между государственным сектором и финансовыми организациями.

Государственные стратегии и цели в сфере энергоэффективности

Правительства должны ставить цели и создавать планы действий по повышению энергоэффективности в каждом секторе экономики страны, пользуясь результатами работы, которую выполняет МЭА по разработке сравнительных показателей энергоэффективности на уровне отраслей и сбору передового опыта стран.

Оптимальный план действий должен включать:

оценку энергопотребления конечными пользователями во всех отраслях;

определение потенциала экономики в сфере энергосбережения;

определение задач и соответствующих методов, позволяющих оценить успешность реализации плана.

Учреждения, занимающиеся политикой в области энергоэффективности, должны располагать соответствующими ресурсами.

Контроль над соблюдением требований, обеспечение их соблюдения и оценка результатов

Правительства должны гарантировать соответствующий контроль, обеспечение соблюдения и оценку результатов как добровольных, так и обязательных политических мер в сфере энергоэффективности с тем, чтобы обеспечить максимальное соответствие установленным требованиям. Как минимум под этим подразумевается:

заблаговременная разработка и планирование оптимальных процедур контроля над соблюдением требований и оценки результатов во время формирования новых политических мер и стратегий;

создание законодательной и организационной инфраструктуры, которая бы обеспечивала соблюдение требований к энергоэффективности;

обеспечение прозрачности и справедливости процедур оценки соответствия требованиям; в том числе спецификации методов, частоты и масштабов контрольных проверок;предоставление регулярных отчетов о проверках и обнародование их результатов, включая случаи несоответствия требованиям;

разработка и выполнение комплексных дисциплинарных мер, соизмеримых со степенью нарушения требований и стоимостью энергетических потерь;

создание и внедрение надежной системы для оценки результатов политических мер и программ во время и после их выполнения. Показатели энергоэффективности

Правительства должны обеспечить, чтобы их политические меры в сфере энергоэффективности основывались на достоверной информации о конечном потреблении путем существенного повышения усилий по сбору соответствующих данных по всем отраслям и всем видам энергии.

Это потребует от правительств увеличения ресурсов, выделяемых на сбор данных по конечному энергопотреблению.

Как минимум правительства должны обеспечить возможность составления и подачи разработанного МЭА в сотрудничестве с другими организациями ежегодного отчета, содержащего данные по энергоэффективности.

Контроль и отчетность по выполнению рекомендаций МЭА в сфере энергоэффективности

Правительства должны договориться отслеживать процесс выполнения каждой конкретной рекомендации, а также предоставлять МЭА регулярные отчеты об изменениях ситуации.

Энергоэффективные здания

Разработка строительных норм для новых зданий

Правительства, у которых в настоящее время нет обязательных стандартов энергоэффективности для новых зданий в строительных нормах, должны срочно установить такие стандарты, обеспечить их соблюдение и регулярное обновление;

Правительства, имеющие в настоящее время обязательные стандарты энергоэффективности для новых зданий, должны значительно ужесточить эти стандарты.

Стандарты энергоэффективности для новых зданий должны устанавливаться национальными или федеральными правительствами и стремиться минимизировать суммарные издержки в течение 30-летнего срока службы зданий.

Здания с пассивным энергопотреблением и здания с нулевым энергопотреблением

Правительства должны поддерживать и поощрять строительство зданий с очень низким или нулевым потреблением полезной энергии (здания с пассивным потреблением энергии и нулевым потреблением энергии) и гарантировать общедоступность этих зданий на рынке.

Правительства должны установить задачу достичь определенной доли ЗПЭ и ЗНЭ от объема всего нового строительства на рынке к 2020 г.

Здания с пассивным или нулевым энергопотреблением должны использоваться в качестве сравнительных показателей для стандартов энергоэффективности при обновлении строительных норм в будущем.

Существующие здания

Правительства должны систематически вести сбор информации относительно энергоэффективности в существующих зданиях и барьеров на пути к повышению энергоэффективности.

Должны также быть рассчитаны стандартизированные показатели энергоэффективности в зданиях для сравнения, контроля и выбора лучших методов на международном уровне.

Основываясь на этой информации, правительства должны создать комплекс инициатив для устранения наиболее существенных барьеров на пути к энергоэффективности в зданиях.

Этот комплекс должен установить стандарты, которые обеспечат повышение энергоэффективности при реконструкции и ремонте всех зданий;

Комплекс также должен повысить осведомленность о сути энергетической эффективности в строительном секторе, а также повысить роль и значение энергетических характеристик зданий на рынке.

Схемы строительной сертификации

Правительства должны принять меры, имеющие целью повышение осведомленности населения в вопросе энергоэффективности, и предоставить информацию об основных преимуществах энергосбережения. Эти меры должны включать:

обязательные схемы сертификации энергопотребления, гарантирующие, что покупатели и съемщики зданий получат информацию об энергоэффективности зданий и основном потенциале энергосбережения;

структуры, гарантирующие доступность информации по энергоэффективности в любое время для всех субъектов строительной отрасли.

Окна и другие застекленные участки

Правительства должны разработать комплекс политических мер по повышению энергоэффективности окон и других застекленных участков. Этот комплекс политических мер должен включать:

минимальные стандарты энергоэффективности для окон и прочего остекления, базирующиеся на минимальных затратах в течение срока службы здания;

требование для изготовителей окон и застекленных объектов обеспечить маркировку энергоэффективности для своей продукции;

создание правительствами демонстрационных проектов по установке энергоэффективных окон и ориентация государственных закупок на приобретение окон с высокими энергосберегающими характеристиками.

Энергоэффективные бытовые приборы

Обязательные требования к энергоэффективности или нанесению маркировок

Правительства должны принять обязательные требования к энергетическим характеристикам и, где это необходимо, сравнительную маркировку по этим характеристикам для всего спектра бытовых приборов и электрооборудования на уровне, соответствующем лучшему международному опыту.

Должны быть выделены соответствующие ресурсы, чтобы гарантировать строгость этих требований и их неукоснительное выполнение.

Режимы с низким энергопотреблением для электрооборудования

Правительства должны принять вышеупомянутое «горизонтальное» 1-ваттное ограничение и применить его ко всей продукции, попадающей под определение Международной электротехнической комиссии как изделия, использующие режим ожидания, с ограниченными исключениями.

Правительства должны принять политические меры, согласно которым электронные устройства должны переходить в маломощные режимы автоматически по прошествии определенного времени, в течение которого они не использовались.

Правительства должны обеспечить, чтобы подключенные к сети электронные устройства минимизировали потребление энергии, с приоритетом на учреждении отраслевых стандартов для управления энергопотреблением.

Для повышения энергоэффективности в электронных сетях правительства должны:

проинструктировать соответствующие общественные и частные органы стандартизации относительно обязательной разработки общеотраслевых стандартов, поддерживающих управление энергопотреблением в устройствах и оборудовании, включая сетевые приборы;

гарантировать разработку и внедрение таких протоколов.

Телевизоры, телевизионные приставки и цифровые телевизионные адаптеры

МЭА заключает, что передовой международный опыт использования телевизионных приставок с низким энергопотреблением включает разработку политических мер, устанавливающих стандарт минимальной энергоэффективности для цифровых телевизионных адаптеров. Эти меры должны:

определять максимальные уровни потребления энергии в режимах «вкл» и «выкл»;

гарантировать, что потребитель может легко переключить прибор на более низкий уровень энергопотребления.

Второй аспект передового опыта - обеспечить, чтобы субсидированные правительством устройства отвечали более высоким требованиям по энергоэффективности.

Правительства должны осуществить политические меры по энергоэффективности для телевизоров и телевизионных приставок, разработанные в целях:

продвижения наилучших современных телевизионных изделий и технологий с наилучшими характеристиками;

стимулирования выхода на рынок новых телевизионных технологий, которые нацелены на вдвое меньшее потребление энергии телевизионными установками по сравнению с современными уровнями;

минимизирования энергии, используемой клиентами ПТУ при получении телевизионных услуг, путем включения таких требований в соответствующие франчайзинговые или лицензионные соглашения, дающие ПТУ разрешение на работу.

Стандарты тестирования энергоэффективности и протоколы ее измерения.

Правительства должны:

пересмотреть стандарты измерения энергопотребления, действующие в настоящее время, и определить, совместимы ли они с требованиями государственной политики;

поддержать развитие и использование международных стандартов измерения, где это необходимо, чтобы помочь в проведении сравнения и сопоставительного анализа продаваемой продукции, одновременно уменьшая затраты на соблюдение этих стандартов.

Лучшие технологии энергоэффективного освещения

Внедрение лучших технологий освещения и постепенный отказ от ламп накаливания

МЭА рекомендует правительствам поддерживать многосторонний передовой опыт в области освещения.

Правительства должны как можно скорее отказаться от использования большей части неэффективных ламп накаливания, насколько это возможно с экономической и коммерческой точек зрения:

в стремлении к этой цели необходимо установить как временные рамки, так и задачи, необходимые для ее осуществления;

действия правительства и промышленности должны быть скоординированы на международном уровне, чтобы обеспечить поставку достаточного количества высококачественных и высокоэффективных альтернативных ламп.

Нежилые здания и отказ от неэффективного освещения с использованием топлива

Правительства должны осуществить комплекс мер, чтобы гарантировать установку энергоэффективного экономичного освещения в нежилых зданиях. Комплекс мер должен включать следующее:

включение требований по энергетическим характеристикам систем освещения в строительные нормы и постановления, применяемые к установке освещения в коммерческом, общественном, производственном секторах, а также в освещении улиц и жилых зданий. Эти требования должны:

включать целевые меры, которые бы стимулировали более совершенный контроль освещения, а также не допускали освещение безлюдных мест;

постановить, что системы общего освещения, которые устанавливаются в новых нежилых зданиях или при ремонте существующих должны потреблять в среднем не более 10 Вт электроэнергии на квадратный метр внутренней площади по всему зданию;

основываться на обзоре рекомендуемых уровней освещения, содержащем полную сравнительную оценку местных рекомендаций с рекомендациями, применяемыми на международном уровне, чтобы гарантировать отсутствие в государственных рекомендациях предложений по чрезмерным уровням освещения;

ускорять постепенную ликвидацию неэффективных технологий уличного освещения, таких как ртутные лампы.

Правительства должны поддерживать международные усилия по стимулированию внедрения высокоэффективных технологий, представляющих собой альтернативу топливному освещению в населенных пунктах, не имеющих доступа к электросети, например с помощью содействия распространению полупроводниковых осветительных устройств на солнечных батареях.

Энергоэффективность в транспортном секторе

Топливосберегающие шины

Правительства должны:

принять новые международные методики тестирования для измерения сопротивления качению шин, с целью установить маркировку и возможно максимальные пределы сопротивления качению, где это необходимо, для шин дорожных транспортных средств;

Обязательные стандарты топливосбережения для автомобилей малой грузоподъемности и легковых автомобилей

Правительства должны:

внедрить новые обязательные стандарты топливосбережения для автомобилей малой грузоподъемности и легковых автомобилей, если такие стандарты все еще отсутствуют, или ужесточить уже существующие;

объявлять об ужесточении предлагаемых стандартов как можно скорее;

согласовать, где это необходимо, максимально возможное количество аспектов будущих стандартов.

Обязательные стандарты топливосбережения для автомобилей большой грузоподъемности

Для автомобилей большой грузоподъемности правительства должны внедрить:

стандарты топливной эффективности;

соответствующие политические меры, включающие маркировку и финансовые стимулы, в основе которых лежит топливная эффективность транспортного средства.

Экологичное вождение

Правительства должны гарантировать, что экологичное вождение станет центральным компонентом правительственных инициатив по повышению энергоэффективности и уменьшению выбросов СО2:

правительственная поддержка экологичного вождения должна включать обучение водителя и размещение внутри автомобиля устройств обратной связи.

Энергоэффективность в промышленности

Сбор высококачественных данных по энергоэффективности в промышленности

Правительства должны поддержать работу МЭА над показателями энергоэффективности, которая подкрепляет критический анализ политики, гарантируя, что точные временные данные об энергопотреблении в промышленных секторах будут регулярно передаваться специалистам МЭА.

Стандарты минимальных энергетических характеристик для электродвигателей

Правительства должны рассмотреть вопрос введения обязательных минимальных стандартов энергоэффективности для электродвигателей с учетом лучшего международного опыта.

Правительства должны исследовать барьеры на пути к оптимизации энергоэффективности в электрических системах с механическим приводом, а также разработать и осуществлять комплексы всесторонних стратегий, направленных на преодоление таких барьеров.

Управление энергопотреблением

Правительствам следует обратить внимание на конкретную поддержку управления энергопотреблением посредством разработки и внедрения средств управления энергопотреблением, их сертификации, обеспечения качества их функционирования и обучения персонала.

Кроме того, правительства должны поощрять или требовать, чтобы основные промышленные потребители энергии внедряли комплексные процедуры и методики управления потреблением энергии, которые должны включать:

разработку и принятие официальной политики управления потреблением энергии;

Доклады о ходе реализации этой политики должны рассматриваться на уровне правления компании и включаться в ее годовой отчет.

В рамках этой политики компании должны продемонстрировать создание эффективных организационных структур, чтобы гарантировать, что решения относительно приобретения энергопотребляющего оборудования принимаются с полным знанием ожидаемых эксплуатационных затрат, и что у менеджеров по закупкам есть эффективный стимул минимизировать эксплуатационные затраты своих приобретений;

назначение квалифицированных штатных менеджеров по энергопотреблению как на уровне предприятия, так и, при необходимости, на уровне отдельно взятого оборудования;

создание схемы мониторинга, оценки и отчетности о потреблении энергии в промышленности и энергоэффективности на уровне отдельно взятой компании, отрасли и в общенациональном масштабе;

как часть этих усилий должны быть разработаны соответствующие сравнительные показатели энергоэффективности, которые контролируются и подаются в отчетах на уровнях, считающихся приемлемыми в каждом секторе.

Малые и средние предприятия

Правительства должны рассмотреть разработку и осуществление комплекса стратегий и политических мер по продвижению энергоэффективности на малых и средних предприятиях. Этот комплекс должен включать:

систему, обеспечивающую широкое распространение и доступность энергетического аудита, проводимого квалифицированными инженерами, для всех малых и средних предприятий;

предоставление высококачественной и актуальной информации относительно лучшего опыта в сфере энергоэффективности;

предоставление информации о текущих показателях энергопотребления, структура которой должна в идеале позволять сравнить международные и внутренние характеристики;

соответствующие стимулы для принятия решений по приобретению оборудования с минимальными капитальными расходами в течение срока службы и процедур приобретения.

Энергоснабжающие компании и энергоэффективность

Правительствам и органам, регулирующим деятельность энергоснабжающих предприятий, следует обратить внимание на внедрение механизмов, повышающих заинтересованность компаний в реализации энергосберегающих схем для конечных потребителей, таких как:

введение законодательной нормы, которая разделяет доход предприятия и продажу электроэнергии, что позволит предприятиям компенсировать снижение доходов, причиной которого является внедрение энергосберегающих схем; или

введение для энергетических компаний обязательств по энергоэффективности, строгость которых должна периодически повышаться в зависимости от текущей прибыльности услуг энергоснабжения, и где:

данные обязательства могут продаваться и действовать таким образом, чтобы расходы предприятий покрывались за счет тарифов;

эти обязательства разработаны в соответствии с предписанными или добровольными целями по ограничению выбросов СО2 для энерго- снабжающих предприятий; или

сделать возможной реализацию мер по энергоэффективности на энергетических рынках на той же основе, что и реализацию услуг по поставкам электроэнергии; или

другие соответствующие политические меры, побуждающие энергоснабжающие предприятия активно участвовать в финансировании и/или распространении энергосберегающих усовершенствований среди своих клиентов.

Надежные и всеобъемлющие статистические данные, касающиеся спроса на энергоресурсы, являются важнейшим компонентом в определении приоритетных сфер, на которые должны быть направлены политические стратегии и меры по повышению энергоэффективности в каждой стране. Надежные статистические данные также необходимы для эффективного контроля над ходом выполнения этих стратегий и мер. Ни одна из стран «Большой восьмерки» не получила оценку «полностью выполнено» в отношении всех рекомендаций - таким образом, у каждой страны есть к чему стремиться в этой сфере. При поддержке Фонда стратегических программ Великобритании МЭА осуществляет проект в поддержку разработки показателей энергоэффективности в России.

Международное партнерство по сотрудничеству в области энергоэффективности (МПСОЭ) представляет собой площадку для обсуждения на высшем уровне и добровольного сотрудничества в сфере энергоэффективности. Участие России в этом партнерстве имеет немаловажное значение. Партнерство способствует развитию энергоэффективности во всем мире, обеспечивая площадку для обсуждения, консультаций и обмена информацией. Оно призвано повысить эффективность существующих соглашений и структур и способствовать принятию мер, обещающих высокие результаты повышения энергоэффективности. Рабочая программа МПСОЭ будет расширяться со временем; однако сегодня деятельность сосредоточена вокруг задач общего характера, в том числе:

сбор информации о передовой практике;

сбор данных и показателей по энергоэффективности;

обмен информацией о: стандартах и нормативах для зданий, товарах и услугах, использующих энергоресурсы; методах измерения и контроля энергопотребления, энергоаудитах, сертификации; финансировании мероприятий по повышению энергоэффективности; принципах государственных закупок; мерах по повышению информированности; принципах оценки.

Таблица 1 - Краткий обзор мероприятий, которые должны быть проведены в странах «Большой восьмерки»

Сфера деятельности Рекомендуемые мероприятия Номер рекомендации МЭА для «Большой восьмерки»
Все страны «Большой восьмерки» должны:

• Продолжить совершенствование своих национальных стратегий и планов действий по повышению энергоэффективности.

1.2a
Межотраслевая деятельность • Уделять больше внимания контролю над соблюдением требований, обеспечению их выполнения и оценке результатов. 1.3
• Прилагать больше усилий в области финансирования, в частности, разработать протоколы контроля и измерения энергосбережения, создать общественно-частные партнерства и внедрить рекомендации, полученные в результате пересмотра действующих субсидий. 1.1
Здания Все страны «Большой восьмерки», кроме Германии, должны:

Ужесточить требования к энергоэффективности зданий.

Усилить поддержку зданий с пассивным энергопотреблением и зданий с нулевым энергопотреблением.

Все страны «Большой восьмерки» должны:

Приложить больше усилий для содействия установке энергоэффективных окон и остекления.

2.1a и 2.1b

2.2

2.5

Бытовые приборы Все страны «Большой восьмерки» должны:

Разработать стратегии для решения проблемы растущего энергопотребления, связанного с услугами телевидения.

Разработать меры, необходимые для повышения энергоэффективности домашних цифровых сетей.

3.3

3.2c

Все страны «Большой восьмерки» должны:

• Обеспечить выполнение запланированных стратегий повышения энергоэффективности в транспортном секторе.

5
Транспорт Все страны «Большой восьмерки», кроме Японии, должны:
• Установить топливосберегающие стандарты для автомобилей

большой грузоподъемности. Россия должна разработать и внедрить стратегии для содействия повышению энергоэффективности в транспортной сфере как можно скорее.

5.3
Промышленность Все страны «Большой восьмерки» должны:

Разработать или ужесточить стандарты энергоэффективности для электродвигателей.

Разработать дальнейшие стратегии содействия малому и среднему бизнесу.

Россия, Франция и Германия должны уделить больше внимания вопросам регулирования энергопотребления.

6.2

6.4

6.3

Системы электроснабжения Все страны «Большой восьмерки» должны продолжить обсуждение вопроса о том, как стимулировать энергоснабжающие компании к внедрению программ по энергоэффективности. 7

Оценка МЭА достижений стран «Большой восьмерки» в повышении энергоэффективности

После нефтяных кризисов 1970-х годов страны «Большой восьмерки» создают условия для повышения энергоэффективности во всех секторах экономики. В результате такой политики и структурных изменений в экономике этим странам удалось отделить использование первичных энергоресурсов от экономического роста. На это указывает сокращение общего удельного потребления первичных энергоресурсов во всех странах «Большой восьмерки», хотя снижение в Японии и Италии было небольшим (см. рис. 1). Великобритания, Италия и Япония имеют самый низкий уровень удельного потребления первичных энергоресурсов среди других стран «Большой восьмерки» (при пересчете ВВП на паритет покупательной способности (ППС)), при этом их удельное потребление оставалась относительно стабильным в течение 1990-2007 годов. Лучшие показатели снижения удельного энергопотребления продемонстрировала Россия в период 1990 по 2007 год.

Изменение удельного энергопотребления (измерение ВВП в ППС) в странах «Большой восьмерки» с 1990 по 2007 г

Рисунок 1 - Изменение удельного энергопотребления (измерение ВВП в ППС) в странах «Большой восьмерки» с 1990 по 2007 год

Темпы снижения удельного энергопотребления в большинстве стран «Большой восьмерки» менялись с течением времени. Анализ МЭА показывает, что темпы снижения удельного энергопотребления в большинстве стран «Большой восьмерки», как правило, были выше в течение двух десятилетий, предшествовавших 1990 годам, при этом Россия была единственным исключением из этой тенденции. Очевидно, «скачки цен на нефть в 1970-х годах и последующая политика в области энергетики сделали значительно больше для контроля за ростом энергопотребления и выбросов CO2, чем политические стратегии в сфере энергоэффективности и климата, реализованные в 1990-х годах». Однако начиная с 2000 года отмечается тенденция к повышению темпов сокращения удельного энергопотребления - возможно, в связи с увеличением цен на энергоносители и повышенным вниманием к вопросам изменения климата.