Проблемы и инновационные направления развития Центрального ФО

Проблемы Центрального федерального округа

Отсутствие четкой государственной стратегии развития Центрального федерального округа создает опасность деградации его производственного, интеллектуального и социального потенциала, его интегрирующих возможностей в системе экономических и пространственных связей страны. Это является реальной угрозой национальной безопасности страны.

Центральный федеральный округ обладает наивысшей в стране концентрацией научного и инженерного потенциала, самой развитой производственной, транспортной и энергетической инфраструктурой, лучшими в стране возможностями для ведения предпринимательской деятельности, но в то же время заметно отстает в эффективности использования своего потенциала от ведущих стран мира.

Главной проблемой для Центрального федерального округа является резкое ускорение внедрения в мировую экономику и повседневную жизнь населения результатов научной и инженерной деятельности, в первую очередь в сфере информационно-коммуникационных технологий, фармацевтики, био- и нанотехнологий, энергетики и автомобилестроения. В настоящее время вклад России и округа в этот процесс связан в основном с применением заимствованных технологий и использованием конечных результатов в качестве пользователей. Резкое усиление инновационной направленности развития округа, проведение модернизации экономики и информатизации социальной сферы поможет решить эту проблему.

Среди угроз безопасности, препятствующих эффективной реализации государством задач в социально-экономической сфере, выделяются коррупция, преступления в сфере экономики, проявления криминального передела собственности, а также сохраняется террористическая угроза и угрозы возникновения техногенных катастроф.

Ключевыми внутренними угрозами развития Центрального федерального округа являются:

- уменьшение численности населения, долговременные кризисные демографические процессы;

- недостаток квалифицированных кадров;

- отставание темпов обновления промышленных мощностей от потребностей развития;

- резкая дифференциация жизни в городах и сельской местности, образование вымирающих деревень и неперспективных районов, появление большого числа монопоселений, вынужденных менять направление развития своей экономики;

- расслоение населения по уровню жизни, рост социальной напряженности, распространение алкоголизма и наркомании;

- заселение в основном Московского региона и крупных центров, возникновение территориальной дифференциации;

- формирование моноцентрической системы функционирования экономики и системы оказания услуг, чрезмерная концентрация транспортных потоков и бизнес-потоков в центре округа;

ухудшение экологической ситуации (загрязнение атмосферного воздуха, низкое качество пресной воды и неразвитость системы переработки отходов жизнедеятельности).

Стратегической целью развития Центрального федерального округа является формирование пространства гармоничного развития путем создания условий для успешного развития человеческого капитала и повышения уровня жизни населения, формирования комфортной среды проживания и эффективной экономики.

Основными целями развития Центрального федерального округа являются:

- создание условий для повышения уровня жизни населения;

- формирование комфортного жизненного пространства;

- формирование диверсифицированной конкурентоспособной экономики;

- снятие инфраструктурных ограничений развития экономики;

- формирование финансовых механизмов развития экономики.

Основными задачами развития Центрального федерального округа являются:

- обеспечение развития транспортной сети, удовлетворяющей потребности округа и других регионов страны с учетом растущей транспортной нагрузки, рациональная организация транспортных потоков с учетом снижения загрязнения атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта;

- содействие модернизации основных фондов добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности и инфраструктурных отраслей;

- выявление и формирование кластеров в различных сферах экономики, формирование условий для их развития и создание возможностей для перспективной экономической специализации Центрального федерального округа;

- обеспечение условий для опережающего развития транспортной инфраструктуры;

- обеспечение условий для опережающего развития энергетической инфраструктуры;

- создание благоприятного инвестиционного климата;

- использование механизмов государственно-частного партнерства;

- формирование эффективного рынка труда, создание эффективной системы трудоустройства выпускников, молодежи и социально незащищенных категорий граждан;

- сохранение и укрепление здоровья населения;

- обеспечение рациональной организации, сохранения и воспроизводства человеческого капитала;

- обеспечение соответствия структуры и качества подготовки специалистов потребностям экономики;

- обеспечение доступности для населения, в том числе для молодежи, качественного жилья;

- доведение общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на 1 жителя, до уровня 30,2 кв. метра.

Центральный федеральный округ отличается высоким научно-техническим и инновационным потенциалом.

Число используемых передовых производственных технологий в Центральном федеральном округе в 2008 году достигло 60169 единиц (32,6 процента общероссийского количества), из них 15268 единиц -
в г. Москве. Число созданных передовых производственных технологий составило 342 единицы (40 процентов общероссийского количества), из них 153 единицы - в г. Москве и 71 единица - в Московской области. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций в округе превысил 9,4 процента. Внутренние затраты на исследования и разработки в 2008 году достигли 238761894 тыс. рублей (более половины всех затрат по России), из них в г. Москве - 165775920 тыс. рублей. Затраты на технологические инновации составили 62633,9 млн. рублей (пятая часть общероссийских затрат), из них в Московском регионе - 30566,8 млн. рублей.

Большой научный потенциал Центрального федерального округа тем не менее недостаточно используется в промышленности, предприятиями реализуется незначительное количество инновационных проектов и программ, направленных на повышение производительности труда.

Необходимым условием перехода экономики Центрального федерального округа к инновационному пути развития являются реализация мероприятий по значительному притоку в него капитала как в традиционные, так и в инновационные сектора, обеспечение региональных бюджетов собственными ресурсами и переход от бюджета текущих расходов к бюджету развития.

В этих условиях важна интеграция высшей школы с промышленными и научными организациями (классический университет - фундаментальная наука, отраслевые вузы - база для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Уровень высокотехнологичного бизнеса может быть определен развитием информационно-коммуникационных технологий, радиоэлектроники, ядерной энергетики, авиастроения, ракетно-космической отрасли, современных технологий строительных материалов, технологий переработки сельскохозяйственной продукции и др.

Для перехода экономики к инновационному пути развития необходимо провести модернизацию экономики и создать условия для обеспечения непрерывности процесса модернизации и внедрения инноваций.

Основным методом реализации перехода к инновационному пути должно стать создание зон инновационного развития и развитие инфраструктуры инновационной системы (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и др.). Важной частью инновационной инфраструктуры является система юридических, патентных, маркетинговых, консалтинговых, внедренческих служб и агентств, венчурных фондов, которые, с одной стороны, способны запустить процесс создания инноваций, с другой, фиксировать и превращать в товар результаты каждого этапа этого процесса.

Важным инструментом модернизации экономики являются технологические платформы - организационные формы реализации государственно-частного партнерства и инструмент осуществления научно-технической и инновационной политики в приоритетных направлениях технологической модернизации региональной экономики.

Основными принципами технологических платформ являются объединение усилий наиболее значимых и заинтересованных сторон (государства, бизнеса, науки), обеспечение выработки и реализации долгосрочных (стратегических) приоритетов в масштабах определенных секторов экономики, технологическая модернизация в наиболее перспективных для развития экономики направлениях.

Стадиями формирования и развития технологической платформы являются определение перспективного облика сектора на долгосрочную перспективу, выработка стратегической программы исследований, разработка плана внедрения стратегической программы исследований, 
в результате чего образуется постоянно уточняемый перечень проектов, подчиненный решению стратегических задач и учитывающий ресурсные ограничения.

Предназначение технологических платформ состоит в решении следующих системных проблем инновационной сферы:

- ограниченный горизонт планирования научных исследований и разработок, низкая инновационная восприимчивость бизнеса;

- фрагментарность сектора исследований и разработок, наличие проблем в трансформации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в коммерческие технологии;

- возможное дублирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поддерживаемых государством, при слабом распространении полученных результатов;

- наличие барьеров в распространении технологий, связанных с отраслевым регулированием;

- отсутствие качественных инновационных проектов.

В Центральном федеральном округе будут инициированы технологические платформы по следующим направлениям:

- медицинские технологии и биотехнологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

- фотоника;

- авиакосмические технологии;

- ядерные и радиационные технологии;

- энергетика;

- технологии транспорта;

- технологии металлургии и новые материалы;

- добыча природных ресурсов и нефтегазопереработка;

- электроника и машиностроение.

В рамках технологической платформы по проекту "Биоиндустрия и биоресурсы - БиоТех2030" для целей рационального и устойчивого промышленного производства и энергообеспечения при снижении вредного воздействия на окружающую среду будет осуществлена разработка и организовано производство на основе возобновляемого сырья:

- биореагентов (ферменты, продукты тонкого и основного органического синтеза, сырье для производства лекарственных субстанций, кормовые добавки, белок, аминокислоты, средства защиты растений и животных);

- биоматериалов (биопластики, мономеры для химии полимеров);

- биотоплива (биоэтанол, биодизель, биобутанол);

- продуктов здорового питания и пищевых ингредиентов;

- продуктов глубокой лесопереработки.

Технологическая платформа по проекту "Биоэнергетика" позволит получить следующие основные результаты:

- обеспечение диверсификации российской экономики за счет появления на рынке новых высокотехнологичных продуктов и инновационных технологий биоэнергетики с высоким экспортным потенциалом;

- переход на новый уровень экологических стандартов и нормативной правовой базы в области биоэнергетики в Российской Федерации;

- создание новой сырьевой базы (возобновляемая непищевая биомасса) для химической и смежных отраслей промышленности, альтернативной ископаемым углеводородам;

- повышение комплексности и глубины переработки возобновляемого непищевого сырья, включая сельскохозяйственные отходы, создание безотходного производства энергии.

В рамках технологической платформы по проекту "Национальная программная платформа" предусматривается развитие технологий программной инженерии, распределенного хранения и обработки данных, высокоскоростной обработки потоковых данных, интеллектуальных систем поиска и обработки больших массивов данных, в том числе неструктурированных, обеспечение технологической независимости в области информационно-коммуникационных технологий, развитие экспорта российских услуг и продуктов в области информационно-коммуникационных технологий.

Технологическая платформа по проекту "Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа" позволит осуществить качественный скачок в развитии суперкомпьютерных технологий, обеспечивающий их массовое внедрение во все сферы жизнедеятельности государства, а также ликвидировать технологическую зависимости России в стратегически важных направлениях развития суперкомпьютерных технологий.

Основными результатами технологической платформы по проекту "Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии - фотоника" должны стать повышение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности в результате ее модернизации с широким использованием лазерно-оптического оборудования, а также массовое освоение фотоники, лазерно-оптических технологий в отечественном здравоохранении, сельском хозяйстве, системах связи, на транспорте, в экологическом мониторинге, оборонно-промышленном комплексе, авиакосмической промышленности и других критически важных для страны отраслях с существенным повышением их технических и экономических возможностей, производительности труда и экологической безопасности.

Технологическая платформа по проекту "Авиационная мобильность и авиационные технологии" позволит привести систему воздушного транспорта страны в соответствие с современными требованиями, обеспечит рост пассажиро- и грузооборота, применение авиации в хозяйственном комплексе России.

В рамках технологической платформы по проекту "Национальная космическая технологическая платформа" будут осуществляться координация научно-исследовательских работ в сфере космической деятельности с учетом их последующего использования в других отраслях экономики, а также информационное обеспечение и интенсификация использования космических технологий и результатов космической деятельности в различных отраслях экономики.

В рамках технологической платформы по проекту "Управляемый термоядерный синтез" будут разработаны и внедрены технологии, которые окажут положительное воздействие на энергетику (снижение потребности в использовании угля, нефти, газа и гидроресурсов в энергетике), ядерные технологии (решение проблем переработки отработавшего ядерного топлива) и экологию (экологически чистая термоядерная энергия).

Технологическая платформа по проекту "Радиационные технологии" призвана стать площадкой для разработки идей и создания опытных конструкторских разработок оборудования в области технологий излучения для медицины (диагностика и терапия онкологических заболеваний), транспортной промышленности (оснащение аэропортов, вокзалов и метро системами безопасности), легкой и тяжелой промышленности (изменение свойств материалов).

В рамках технологической платформы по проекту "Интеллектуальная энергетическая система России" основными ожидаемыми результатами являются снижение риска системных аварий, повышение устойчивости энергосистемы к природным катаклизмам, оптимизация энергетического рынка и усиление российских конкурентных преимуществ.

Технологическая платформа по проекту "Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности" позволит обеспечить создание перспективных конструкционных материалов для производства энергетического оборудования нового поколения, разработку более совершенных энергетических установок, экономию потребляемого топлива и увеличение сроков эксплуатации.

В рамках технологической платформы по проекту "Малая распределенная энергетика" планируются повышение эффективности использования местных энергоресурсов и возобновляемых источников энергии, создание типовых вариантных технологий для массовой модернизации жилищно-коммунального хозяйства, развития энергетической инфраструктуры в сельской местности, энергетической инфраструктуры в изолированных районах и устранения диспропорций территориального развития, вызванных затруднением доступа к энергии, а также минимизация инвестиционного порога для участия в создании объектов энергетики массовых инвесторов (среднего и малого бизнеса, венчурного капитала, муниципалитетов и широкого круга заинтересованных сторон).

К ожидаемым результатам технологической платформы по проекту "Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог" относятся повышение технических и пользовательских параметров транспортных путей, повышение качества работ при строительстве, ремонте и текущем обслуживании автомобильных и железных дорог, формирование на основе сети мультимодальных логистических центров интегрированных транспортно-логистических систем, повышение скорости доставки грузов и осуществление пассажирских перевозок через развитие систем управления автомобильным и железнодорожным транспортом, а также повышение безопасности движения.

Результатом развития высокоскоростных железнодорожных перевозок в рамках технологической платформы по проекту "Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт" станет улучшение транспортных связей, создание более привлекательных условий для пассажиров, повышение комфортности и безопасности пассажирских перевозок, что позволит привлечь на железнодорожный транспорт дополнительный пассажиропоток, сократить убыточность пассажирских перевозок и негативное воздействие транспорта на экологию.

Основным ожидаемым результатом технологической платформы по проекту "Новые полимерные композиционные материалы и технологии" является завоевание 10 - 15 процентов (вместо 3 процентов в настоящее время) мирового рынка производства и продажи деталей и конструкций из полимерных композиционных материалов.

Новое поколение материалов, разрабатываемых в рамках технологической платформы по проекту "Материалы и технологии металлургии", позволит изготавливать изделия из материалов с заранее спроектированной структурой материала. Важную роль в этом процессе должны играть компьютерные технологии конструирования и моделирования материалов.

В результате функционирования технологической платформы по проекту "Технологии добычи и использования углеводородов" будут разработаны и внедрены:

- новые технологии добычи нефти, газа, газоконденсата, гелия и других газов;

- технологии добычи, подготовки, переработки, транспортировки и использования попутного нефтяного газа и сжиженного природного газа;

- оборудование для геологоразведочных работ, технологии проведения новых видов сейсморазведки, программные комплексы для повышения точности прогнозов;

- новое оборудование для бурения скважин, новые технологии, материалы, реагенты для бурения и строительства скважин;

- технологии добычи углеводородов из нетрадиционных источников.

Технологическая платформа по проекту "Глубокая переработка углеводородных ресурсов" обеспечит создание конкурентоспособных отечественных технологий в области глубокой переработки углеводородных ресурсов для освоения производства высокотехнологичной продукции, существенное увеличение доли продуктов нефтехимии и нефтепереработки с высокой добавленной стоимостью на внутреннем рынке и в экспорте.

Основными ожидаемыми результатами деятельности технологической платформы по проекту "Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение" является создание инфраструктуры для разработки технологий мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроения, а также внедрение в гражданскую сферу широкой номенклатуры научно-технической продукции с высокой наукоемкой составляющей (медицинские приборы нового поколения, бытовая техника, высокотехнологичные услуги населению и др.).

В результате создания технологической платформы по проекту "Сверхвысокочастотные технологии" планируется создать систему разработки и производства сверхвысокочастотной техники (мобильные системы связи, когнитивные программируемые распределенные радиосистемы, цифровое телевидение, системы передачи данных, радиомодемы, навигационные системы), обеспечивающую мировое лидерство российского научно-технического потенциала в области сверхвысокочастотных технологий.

Основными результатами работы технологической платформы по проекту "Освоение океана" являются расширение деятельности
России в Мировом океане, развитие собственных технологий в 
области автоматизации подводных работ, роботизации и
создания единого информационного пространства и повышение конкурентоспособности предприятий отрасли в условиях глобализации рынка.

Результатом создания и развития технологических платформ для бизнеса станет:

- улучшение среды для инноваций и стимулирование спроса на инновационную продукцию;

- улучшение качества подготовки кадров с учетом необходимых технологических компетенций;

- финансовая поддержка реализации инновационных проектов;

- наличие новых возможностей для технологической модернизации и расширения горизонта планирования;

- выпуск принципиально новой продукции;

- расширение возможностей для выбора партнеров и селекция лучших контрагентов;

- политическая поддержка на мировых рынках и формирование международных альянсов по направлениям, характеризующимся высокими рисками и требующим объединения ресурсов;

- поддержка и внимание общественности и расширение спроса населения на инновационную продукцию (услуги).

Для научной сферы результатом создания и развития технологических платформ станет:

- привлечение бизнеса к партнерству с научными организациями, демонстрационный эффект для бизнеса и расширение спроса бизнеса на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- включение в бизнес малых фирм, созданных научно-образовательными учреждениями;

- заполнение недостаточно разработанных сегментов в прикладной науке;

- формирование новых коопераций в научном секторе;

- формирование центров компетенций, в том числе на уровне подразделений научных и научно-образовательных организаций;

- формирование потенциала для реализации сложных проектов с множеством участников.

Для государства эффект от создания и развития технологических платформ состоит:

- в более четком определении средне- и долгосрочных приоритетов научно-технологической политики;

- в концентрации ресурсов на приоритетных направлениях модернизации экономики;

- в обеспечении более четкой координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых за счет бюджетных средств;

- в выявлении направлений совершенствования государственного регулирования, в том числе отраслевого;

- в улучшении условий для распространения передовых технологий;

- в повышении эффективности крупных компаний с государственным участием;

- в повышении результативности бюджетных расходов.

Для развития инновационной составляющей экономики необходимы следующие мероприятия:

отработка и нормативное утверждение алгоритма взаимодействия региональных органов власти и хозяйствующих субъектов с институтами развития Российской Федерации (Инвестиционным фондом Российской Федерации, открытым акционерным обществом "РОСНАНО", открытым акционерным обществом "Российская венчурная компания", государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и др.);

- разработка и принятие комплекса мер по государственной поддержке малого и среднего бизнеса в целях создания условий, стимулирующих развитие и внедрение инноваций;

- создание сети региональных технопарков в сфере высоких технологий в целях обеспечения благоприятных условий для разработки, внедрения в производство наукоемкой продукции и вывода ее на рынок с высокой долей добавленной стоимости в области информационно-коммуникационных технологий, био- и нанотехнологий;

- увеличение доли конкурсного финансирования научных исследований, расширение состава инструментов финансирования

- государственного сектора науки, обеспечивающих рациональное разделение рисков между государством, наукой и бизнесом, увеличение софинансирования из внебюджетных источников;

- развитие материально-технической базы научных организаций округа, включающей развитие сети центров коллективного пользования;

- комплекс мер по развитию негосударственного сектора науки;

- адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики и обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;

- создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена научной информацией.

Основными направлениями внедрения инноваций и развития инновационной инфраструктуры являются:

- создание инновационного центра "Сколково";

- создание в округе не менее 5 центров активизации инновационных процессов совместно с открытым акционерным обществом "Российская венчурная компания";

- создание особой экономической зоны технико-внедренческого 
типа "Зеленоград" как центра освоения передовых технологий в микросистемной технике и электронной компонентной базы, 
электронного приборостроения и информационно-телекоммуникационных технологий, нанотехнологий, технологий волоконной оптики, интегральной оптики, лазерной техники, оптоэлектроники и микросистемной техники;

- разработка, производство и продвижение на рынок инновационного трехстворчатого механического клапана сердца;

- производство нанопрепаратов для диагностики и лечения злокачественных новообразований;

- создание научного центра биомедицинских технологий;

- создание геннотерапевтических лекарственных препаратов для лечения заболеваний, обусловленных недостаточным кровоснабжением тканей и органов;

- создание промышленного производства импортозамещающих лекарственных средств на основе модифицированных нуклеозидов;

- разработка технологий и организация производства отечественных пептидных и нуклеопептидных онкологических и неврологических препаратов новой генерации;

- организация производства новых радиофармпрепаратов и медицинских изделий в области ядерной медицины и формирование сети услуг по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;

- создание кластера "Биосити" на базе открытого в г. Зеленограде фармацевтического предприятия "Биннофарм" (разработка и выпуск биотехнологических препаратов и лекарственных препаратов по онкологическим, гематологическим, инфекционным и респираторным заболеваниям);

- создание научно-технологического комплекса "Зеленая долина" как центра трансфера современных агробио- и пищевых технологий (Тамбовская область);

- создание технопарка "Мичуринский" в сфере высоких биотехнологий (Тамбовская область);

- создание в Тамбовской области кластера в сфере нанотехнологий, объединяющего действующий нанотехнологический центр (один из ведущих в России), исследовательские лаборатории и производственные мощности, малые инновационные компании в этой сфере;

- создание технопарка "Обнинск" в сфере высоких технологий с современной инженерной инфраструктурой и развитой системой поддержки компаний-резидентов, специализацией которого являются биотехнологии и фармацевтика, новые материалы, в том числе нанотехнологии, и информационные технологии;

- создание и обеспечение деятельности технопарка Курской области;

- развитие радиоэлектронного кластера Воронежской области;

- развитие особой экономической зоны технико-внедренческого типа в городском округе Дубна (Московская область) для компаний, осуществляющих деятельность в сферах информационных технологий и проектирования сложных систем, ядерно-физической технологии и нанотехнологий, биотехнологий, материаловедения;

- создание инновационного центра на базе оборонно-промышленного комплекса Тульской области;

- создание нанотехнологического центра в Белгородской области, реализующего скоординированный комплекс мер, направленных на коммерциализацию технологий через технологический трансфер;

- формирование в Белгородской области высокотехнологичного кластера в сфере биофармацевтики на основе использования сырьевого потенциала агропромышленного комплекса области;

- создание центра инновационных энергосберегающих технологий в Смоленской области с пилотным проектом по запуску производства гибридных тракторов и безредукторных приводов;

- создание и развитие в Смоленской области производства по выращиванию монокристаллов арсенида галлия - основы для передовой микроэлектроники;

- создание и развитие кластера наноиндустрии в Рязанской области;

- создание в Рязанской области промышленного парка инновационного типа;

- создание индустриального парка высоких технологий "Кимры" и зоны высокой энергоэффективности "Калязин" в Тверской области;

- разработка эффективной технологии производства наноструктурных углеродных материалов методом детонационного синтеза при утилизации конверсионных взрывчатых веществ (Брянская область);

- техническое перевооружение производства под выпуск полупроводниковых приборов и интегральных схем для подготовки серийного производства комплектующих электрорадиоизделия комплекса "3К-30" (Брянская область);

- создание в Брянской области регионального центра инновационных технологий (центра трансфера технологий);

- создание индустриального парка "Новоселки" в Ярославской области, имеющего машиностроительный и фармацевтический профиль резидентов парка.

Создание условий для повышения инновационной активности и восприимчивости предприятий и организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям приведет к резкому повышению внутренней и внешней конкурентоспособности выпускаемой продукции, создаст основу к последующему переходу к инновационной экономике.