Программа по трудоустройству и профориентации детей-сирот в Ярославской области

В настоящее время в области все больше внимания уделяется вопросам социальной адаптации выпускников образовательных учреждений интернатного типа. Приоритетным направлением работы в части организации жизнедеятельности несовершеннолетних является решение вопросов, связанных с их профессиональной ориентацией и подготовкой, созданием условий для трудоустройства.

В Ярославской области в 2012 году 5307 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети, оставшиеся без попечения родителей). В интернатных учреждениях воспитываются 1231 чел., в замещающих семьях (опека, приемная семья) - 3614 чел.[12]

На территории Ярославской области осуществляется целенаправленная работа по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и трудоустройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Профориентационная работа состоит из трёх уровней: первичный, муниципальный, областной; каждый из которых имеет свои задачи и направления деятельности. Система характеризуется наличием широких партнерских связей. Качество работы в рамках системы и эффективность ее функционирования обеспечивается специальными организационно-управленческими мерами, нормативно-правовыми документами и информационно-методическими материалами.

В рамках многоуровневой региональной системы обеспечена доступность получения всех видов помощи профориентационного сопровождения: информационной и консультационной - школьникам, в том числе детям, оставшимся без попечения родителей, методической помощи - специалистам, участвующим в профориентационной деятельности.

С 2008 по 2011 год в Ярославской области консультации по вопросам выбора профессии в своих учебных заведениях получили все учащиеся 9 -11 классов образовательных учреждений интернатного типа (около 750 чел). За консультациями в особенно сложных ситуациях профессионального выбора дети направляются в Центр "Ресурс", [13]

Результатами профориентационной работы являются:

-    определение основных и запасных вариантов профессионального выбора в соответствии с имеющимися склонностями способностями, требованиями рынка образования и рынка труда;

-    выбор профессионального учебного заведения и профессии с учетом имеющихся медицинских противопоказаний;

-    повышение уровня социально-трудовой мотивации и компетентности детей, оставшихся без попечения родителей.

Важную роль в формировании профессионального самоопределения обучающихся играет трудовая подготовка, осуществляемая в образовательных учреждениях в рамках учебного плана. В последнее время значительно улучшилась материально-техническая база школьных кабинетов трудового обучения, производственные мастерские школ-интернатов оснащаются современным оборудованием.

В Ярославской области 34 образовательных учреждения интернатного типа осуществляют выпуск детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство воспитанников замещающих семей обучаются в общеобразовательных школах.

Примером системного решения вопросов профессиональной ориентации, трудовой и профессиональной подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, дальнейшей профессиональной адаптации выпускников является деятельность педагогического коллектива государственного образовательного учреждения Багряниковской специальной (коррекционной) школы-интерната.

За последние пять лет из школы-интерната выпущено 86 воспитанников из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, из них: 23% устроены на постоянную работу; 62% продолжают профессиональное обучение; 5% работают, но имеют случайные заработки (3 % находятся на инвалидности, 4% находятся в отпуске по уходу за ребёнком).[14]

В работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, важное место занимает подготовка их к самостоятельной жизни, направленная на обеспечение дальнейшей социализации.

В образовательных учреждениях интернатного типа реализуются авторские образовательные программы по социальной адаптации воспитанников:

-    "Школа жизни", "Домашняя кухня", "Совет выпускников" (МОУ Детский дом Ленинского района г. Ярославля);

-    "Социальная адаптация и интеграция воспитанников детского дома в общество" (МОУ детский дом МХВ г. Ярославля);

-    "Становление" (ГОУ ЯО Переславль-Залесский специальный (коррекционный) детский дом);

-    "Успех" (МОУ детский дом № 79 г. Рыбинска);

-    "Будущее в настоящем" (МОУ детский дом № 72 г. Рыбинска);

-    "Воспитание семьянина в условиях детского дома" (МОУ Малаховский детский дом) и др.

Программы направлены на воспитание у детей, оставшихся без попечения родителей, готовности к трудовой деятельности, развитие у них социально-бытовых умений и навыков, воспитание семьянина, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, подготовку к самостоятельному решению социально-экономических задач.

Важное значение в вышеназванной работе имеет профессионализм воспитателей как инструмент повышения качества жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов. За последние два года более 170 воспитателей участвовали в обучающих семинарах и курсах повышения квалификации, организованных специалистами Института развития образования и ГОУ ЯО "Центр помощи детям".

Социальная поддержка обучающихся и выпускников из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивается в полном объеме в соответствии с федеральными и региональными законодательными и нормативными правовыми актами.

Ежегодно около 600 детей, оставшихся без попечения родителей, являются выпускниками общеобразовательных учреждений, из них: выпускники интернатных учреждений составляют более 250 чел.[15]

В учреждения начального профессионального образования (далее ОУ НПО) поступают в среднем 77% от общего контингента выпускников интернатных учреждений, 15% поступают в техникумы и колледжи, становятся студентами ВУЗов, около 4% продолжают обучение в 10 классе, 3% выпускников трудоустраиваются (остальные 1% - это случаи, когда выпускники призываются на службу в ряды Российской армии, попадают в места лишения свободы, находятся в отпуске по уходу за ребёнком).

Среди воспитанников замещающих семей значительно выше процент поступающих в учреждения СПО и ВУЗы - 41%.

В настоящее время в 42-х учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в функциональной подчиненности департамента образования, обучается 1436 детей, оставшихся без попечения родителей, или 10% от общего контингента, в том числе: в учреждениях начального профессионального образования - 1292 чел., в учреждениях среднего профессионального образования - 144 студента.

В учреждения среднего профессионального образования прием обучающихся из числа детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на внеконкурсной основе при условии успешной сдачи вступительных испытаний, в учреждения начального профессионального образования - без вступительных испытаний на бесплатной, доступной основе.

В Ярославской области реализуется право детей, оставшихся без попечения родителей, на бесплатное второе начальное профессиональное образование. В 2008-2009 учебном году второе начальное профессиональное образование получают 233 обучающихся (18% от общего числа обучающихся в ОУ НПО детей, оставшихся без попечения родителей).[16]

Для подростков, не получивших основного общего образования, детей с ограниченными возможностями здоровья, в 16-ти профессиональных училищах Ярославской области ведется профессиональная подготовка по 24 профессиям как, автомеханик, сварщик, станочник, столяр, тракторист-машинист, парикмахер, повар и т.д.

По данным службы занятости число выпускников ОУ НПО из числа детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных в качестве безработных, составляет в процентном отношении от общего числа выпускников-сирот: в 2005г. - 15,3%, в 2006г. -19,2%, в 2007г. - 9,3%, в 2008г.- 14,6%, 2009- 13,7 %, 2011 г.- 12 %. Доля выпускников учреждений начального профессионального образования, состоящих на учете в службе занятости, к общему числу выпускников остается стабильной - 4,0%.

Анализ состояния работы по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и трудоустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ярославской области указывает на следующее:

      ·    показателями готовности подростка к выпуску из детского дома являются: благоприятный прогноз относительно состояния физического и психического здоровья; благоприятный прогноз его дальнейшего жизнеустройства (наличие жилья), социальная компетентность; наличие нескольких вариантов продолжения обучения в образовательных учреждениях; наличие лица несущего личную ответственность за успех постинтернатной адаптации выпускника; наличие нескольких вариантов трудоустройства;

      ·    при проведении профориентационной работы наибольшие трудности в выработке и реализации профессионально-образовательных планов возникают у детей, оставшихся без попечения родителей, при влиянии таких факторов, как: позднее поступление воспитанников в детские дома, наличие медицинских противопоказаний, неустойчивая мотивация выбора и склонность под влиянием "чужих" решений изменить свой собственный выбор, ограниченность выбора учебного заведения.

В Ярославской области накоплен положительный опыт работы по постинтернатному сопровождению. С 2008г. по 2010 г. более 60 выпускников детских домов и школ-интернатов получали поддержку в форме наставничества, реализуя право на постинтернатный патронат. Результатом данной работы можно считать, стабильное обучение в учреждениях НПО, СПО и ВУЗах, отсутствие правонарушений, самовольных уходов, рациональное использование личных средств, содержательный досуг, стремление к повышению профессиональной квалификации. Постинтернатное сопровождение выпускников осуществлялось: в МОУ детском доме Ленинского района, ГОУ ЯО Багряниковской СКОШИ, МОУ Даниловском детском доме, МОУ Первомайском детском доме, МОУ школе-интернате № 9 г. Ярославля, МОУ Октябрьском детском доме Некоузского муниципального района, МОУ Малаховском детском доме Тутаевского муниципального района, ГОУ ЯО Семибратовском детском доме "ЦДВ".

С 2010 года большой вклад в поддержку студентов из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вносит некоммерческая общественная организация ЯРБОО "Друзья русских сирот": 11 студентов высших учебных заведений г. Ярославля получают ежемесячную материальную поддержку в размере 2500 т.р., каждый, 10 успешных студентов ПУ и колледжей получают ежемесячную материальную поддержку в размере 400 руб. каждый, 9-ти студентам оплачены курсы дополнительной профессиональной подготовки (курсы иностранного языка, курсы подготовки водителей, секретарей-референтов и др.).

Законом Ярославской области от 9 ноября 2007 г. № 70-з "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству" с 01.09.2008 г. предусмотрена новая форма поддержки совершеннолетних выпускников из числа детей, оставшихся без попечения родителей, - социальная адаптация. Закон позволяет осуществлять социальную адаптацию в отношении выпускников детских домов, школ-интернатов и приёмных семей до достижения ими возраста 23 лет.[17]

В настоящее время департамент образования готовит порядок осуществления социальной адаптации выпускников из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ярославской области. В рамках региональной экспериментальной площадки специалистами ГОУ ЯО Семибратовского детского дома "Центр Духовного Возрождения" разрабатывается региональная модель службы социальной адаптации выпускников детских домов.

Таким образом, в Ярославской области уделяется большое внимание вопросам социальной адаптации выпускников образовательных учреждений интернатного типа. Существует множество программ, таких как «Будущее в настоящем», «Социальная адаптация и интеграция воспитанников детского дома в общество», «Успех», «Школа жизни» и т.д., которые обеспечивают профессиональную подготовку и трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важное значение в данной работе имеет профессионализм и ответственность воспитателей, как инструмент повышения качества жизни воспитанников детских домов и школ интернатов.