Программы социально-экономического развития и стабилизации численности населения

Актуальные проблемы социально-экономического развития и стабилизации численности населения в мире

Численность населения мира в настоящее время составляет около 6 млрд. чел. Страны мира резко различаются по числу жителей. Более половины населения мира сосредоточено в шести странах, например, Китай — 1 млрд. 221 млн. чел.; Индия — 936 млн. чел.; США — 263 млн. чел.; Индонезия — 198 млн. чел.; Бразилия — 162 млн. чел.; Россия — 147 млн. чел. Наряду с такими «гигантами» есть страны, численность населения которых составляет 20—30 тыс. чел. На протяжении почти всей истории человечества рост численности населения был невелик, но в последние два столетия прирост населения резко увеличился. Так, в течение XIX века численность населения возросла на 710 млн. чел., а в течение XX века — на 4590 млн. чел. Причем наибольшие темпы роста населения пришлись на 60—80-е годы XX века, когда число жителей планеты выросло более чем в 1,5 раза. Такой резкий скачок численности населения получил название «демографический взрыв». Он явился результатом резкого снижения смертности во всех возрастных группах вследствие улучшения медицинского обслуживания, развития методов борьбы с эпидемиями (прежде всего в развивающихся странах). В настоящее время численность населения мира ежегодно увеличивается на 90 млн. чел., причем 90% прироста приходится на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.[1]

Естественный прирост зависит от ряда факторов. К ним можно отнести: уровень жизни, в том числе материальные условия жизни людей, уровень здравоохранения, питания, условия труда и быта людей и т.п.; структуру населения (половая, возрастная, брачная); образ жизни (городской и сельский); занятость женщин в общественном производстве; национальные и религиозные традиции. Отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, которые приводят к людским потерям, а также распространение голода и болезней.

Увеличение численности населения ведет к изменениям в социально-экономической сферы. В связи с быстрым ростом численности населения в развивающихся странах весьма остро встают проблемы, связанные с необходимостью обеспечения людей работой, жильем и т. п. Но главной проблемой этих стран стала продовольственная проблема. Трагическое свидетельство бедности – детская смертность. До сих пор в 34 развивающихся странах из каждых 10 детей один-два умирают, не дожив до пяти лет. Видя этот риск, немногие матери решаются ограничить количество детей. Как ни парадоксально, но чтобы снизить темпы прироста населения, нужно направить усилия на сохранение жизни и здоровья детей (10 млн. детей недоедают и еще 20 млн. питаются неполноценно). Тем не менее, люди сейчас живут дольше, чем когда-либо. Глобальная продолжительность жизни возросла с 56,7 лет в 1970-1975 годах до 61,5 года в 1985-1990 годы, в среднем 71 ребенок из 1 тыс. умирает до пяти лет. В то же время в Латинской Америке продолжительность жизни 66 лет, в Южной Азии – 57, а в Африке только 52 года.[2]

В развитых странах, с низким приростом населения, возникают проблемы, связанные со «старением нации». В таких странах, как Венгрия, Швеция, Дания, наблюдается постоянное сокращение численности населения (то есть смертность превышает рождаемость). Большинство государств стремится управлять воспроизводством населения в целях достижения наиболее оптимальной демографической ситуации, то есть проводит демографическую политику. Демографическая политика — это система мер (административных, экономических, пропагандистских и др.), направленная на регулирование процесса воспроизводства населения.

В странах с первым типом воспроизводства населения меры демографической политики направлены на повышение рождаемости. В странах второго типа — на сокращение рождаемости.

Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Япония. Здесь в демографической политике применялись самые радикальные как пропагандистские, так и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т. п.). В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны. Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где сохраняются национально-религиозные традиции многодетной семьи.[3]

Актуальные демографические проблемы России

Превышение смертности над рождаемостью, начиная с 1992 года, часто оценивается как депопуляция, т.е. «вымирание» России. Средняя продолжительность жизни в нынешней России составляет 57,7 лет для мужчин и 71,2 года для женщин. Сравним: для США и других развитых стран этот показатель равен соответственно 73-74 года и 79-80 лет. Мужчины в среднем живут на 16 лет меньше, а женщины – на 8, чем на Западе. В наши дни разрыв продолжительности жизни мужчин и женщин стал приблизительно в 13 лет, что чрезвычайно пугает. Этот разрыв обусловлен не только биологическими факторами. Примерно 4-5 лет этого разрыва вызваны действием специфических факторов. Сейчас мы наблюдаем тенденцию к снижению количества детей в семье. По данным Госкомстата большинство россиян в наши дни считает наиболее приемлемым иметь одного ребенка. Если раньше абсолютно нормальным явлением было 3-4 ребенка в семье, то сейчас многодетные семьи стали встречаться гораздо реже. До сих пор в сельской местности рождаемость детей в значительной степени больше по сравнению с рождаемостью в крупных городах, несмотря на то, что социально-экономическая обстановка привела к неуправляемости процесса урбанизации во многих странах, в том числе и России. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в России 83.

Влияние миграции на развитие населения часто неоднозначно. Рост подвижности населения является важным фактором развития общества, способствует повышению культурного и общественного уровня людей. Без миграции невозможно было бы в прошлом развитие экономики страны, освоение природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока и т.д. Однако чрезмерная миграция из села приводит к созданию возрастно-половых диспропорций, к нехватке молодежи, что затрудняет развитие сельского хозяйства быстрейшее освоение новой техники. Большой отток молодежи ведет к снижению рождаемости в селах и постарению населения. С другой стороны, прибытие больших масс молодежи из сел в крупные города создает дополнительную нагрузку на бытовые службы городов, осложняет решение жилищной проблемы. Перемещение населения в новые районы страны часто связано с решением и других проблем. Важно, чтобы люди не только приехали в районы нового освоения, но и остались там трудиться и жить длительное время. Ведь пока человек накопит опыт работы в новых условиях, проходит не менее полугода. Иначе говоря, существует проблема «приживаемости» новоселов. В противном случае, когда человек, проработав недолго на новом месте, уезжает обратно, общество несет существенные экономические и социальные потери.[4]

Общая характеристика Национальной программы демографического развития России

Содержание Национальной программы демографического развития России включает в себя: Паспорт Национальной программы демографического развития России; План мероприятий по реализации I этапа (2006–2010 гг.) Национальной программы демографического развития России; Экспертная оценка стоимости реализации I этапа (2006–2010 гг.) Национальной программы демографического развития России. Реализация Национальной программы будет осуществляться с 2006 по 2015 гг. Цель Национальной программы — обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140–142 млн. чел. С обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения. В соответствии с целью предложены следующие приоритетные задачи Национальной программы: создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми; улучшение здоровья населения и снижение смертности; привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию; улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам; ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны; формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Основные принципы государственной демографической и семейной политики в соответствии с Национальной программой: принцип адресности мер; реализации государственной демографической и семейной политики в соответствии с Национальной программой; реализации Национальной программы поэтапно; территориальная дифференциация реализации государственной демографической и семейной политики; постоянная обратная связь; объединение и координация усилий государственных органов, а также органов местного самоуправления и общественности, направленных на реализацию настоящей Национальной программы.[5]

Общие ожидаемые результаты реализации Национальной программы:

-       прекращение убыли, стабилизация к 2015 г. численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140–142 млн. человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 г.;

-       увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно — предотвратимой смертности, в первую очередь — в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;

-       укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;

-       создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.

I этап Национальной программы предполагает: Решение общих вопросов планирования, подготовки, правового, финансового и организационного обеспечения и практического внедрения мер, предусмотренных Национальной программой; разработку, создание и ввод в действие правовых, финансовых и организационных механизмов по созданию условий, благоприятствующих укреплению института семьи, рождению и воспитанию в семье 2–3 и более детей, повышению престижа материнства и отцовства, обеспечивающих снижение смертности и повышение продолжительности жизни, а также упорядочение и оптимизацию миграции.

На II этапе (2011–2015 гг.)планируется осуществление оценки результатов выполнения мер и эффективности реализованных в соответствии с планом мероприятий по реализации I этапа (2006–2010 гг.) Национальной программы демографического развития России, но конкретные меры по реализации II этапа Национальной программы (2011–2015 гг.) в данном документе не закладываются, а будут разработаны на основе результатов реализации I этапа Национальной программы.

Основными разработчиками прикладной части проекта Национальной программы демографического развития России являются Рыбаковский Л. Л., Елизаров В. В., Архангельский В. Н., Рязанцев С. В., Иванова А. Е., Ульянов А. С., Надоршин Е. Р., Экономов К. А. и др.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)

Стратегия социального развития России, защиты прав человека в социально-культурной сфере сформулирована в Послании Президента России В. В. Путина 2004 года. Основные приоритеты реформирования социального развития современной России, выделенные в Послании, следующие: повышение уровня жизни людей; создание безопасных условий жизни, снижение уровня преступности в стране; улучшение состояния здоровья российской нации, остановка роста наркомании, избавление от детской беспризорности; снижение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни людей, преодоление демографического спада. В развитие указанных стратегических направлений в Послании сформулированы такие приоритетные задачи социальной политики на ближайшую перспективу, как сокращение бедности населения, обеспечение граждан доступным жильем, модернизация здравоохранения, развитие отечественного образования.

В связи с этим, Правительством России были разработаны проект Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) и План действий Правительства Российской Федерации на 2005 год по его реализации (далее именуются проект Программы и проект Плана на 2005 год) в сфере социального развития. Во Введении проекта Программы стратегическими целями развития страны называются «повышение благосостояния населения и уменьшение бедности» на основе динамичного и устойчивого экономического роста. Главным индикатором успешности развития при этом является удвоение ВВП за 10 лет. Основными инструментами решения поставленной цели Правительство считает «повышение конкурентоспособности… человека», государственных институтов и бизнеса. Показательно, что в рамках проекта Программы, посвященном достижениям и проблемам реформ с начала 90-х годов, говориться только об экономических итогах и проблемах. В то же время, ничего не сказано об уровне и качестве жизни населения, чрезмерной дифференциации доходов, масштабах бедности, т.е. о состоянии и проблемах социальной сферы, что характеризует отношение разработчиков проекта к вопросам социального развития.

К числу важнейших вызовов современного этапа экономического развития России справедливо отнесена проблема отсутствия условий и стимулов для развития человеческого капитала. К их числу отнесены низкий уровень рождаемости, высокий уровень смертности, особенно мужчин в трудоспособных возрастах и практически исчерпанный миграционный потенциал. По данным Федеральной службы государственной статистики (согласно переписям населения) с 1989 по 2002 годы смертность в стране выросла в 1,5 раза, рождаемость сократилась в 1,4 раза. Справедливо отмечаются такие острые демографические проблемы, как сокращение численности детей и молодежи и соответственно сокращение трудовых ресурсов и современных профессиональных кадров в перспективе, определяющих интеллектуальный и профессиональный потенциал страны. Указывается также недостаточная эффективность систем здравоохранения, социальной защиты населения и образования, что является в условиях постиндустриального общества одним из факторов, ухудшающих условия и стимулы для развития человеческого капитала.

При рассмотрении основных условий осуществления экономической политики в проекте Программы отмечается среди основных условий экономического роста и развитие человеческого потенциала. Кроме того, в числе первых приоритетов социально-экономического развития России в среднесрочной перспективе названы социальные приоритеты развития человеческого капитала: реформа образования в целях сохранения более высокого уровня российского образования по сравнению со странами сопоставимого уровня социально-экономического развития; повышение эффективности функционирования реформы здравоохранения в целях укрепления здоровья населения и повышения удовлетворенности качеством медицинских услуг; концентрация усилий Правительства России на борьбе с бедностью на основе «вовлечения бедных трудоспособных граждан в экономическую деятельность…, содействия повышению внутрирегиональной и межрегиональной трудовой мобильности»; развитие инновационной сферы, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста; развитие российских регионов на основе перехода «от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к …мобилизации доступных ресурсов экономического роста».

Важным общим замечанием, касающимся социального блока проекта Программы является отказ разработчиков от рассмотрения круга вопросов, связанных с реализацией Федерального закона № 122-ФЗ в части «монетизации» льгот и передачи основного круга вопросов социальной политики на региональный уровень. Обращает на себя внимание фактический отказ авторов документа от обязанности государства разрабатывать единую социальную политику на всей территории страны, от понятия и политики формирования единого социального пространства, обеспечения единых социальных гарантий на всей территории страны, независимо от места проживания, что противоречит правам и свободам человека, единым социальным гарантиям, зафиксированным в Конституции России.[6]

В целом в проекте сформулирована государственная политика развития основных отраслей социально-культурной сферы на 2005-2008 годы.

Гипотезы стабилизации численности населения мира

При разработке целевых долгосрочных и среднесрочных программ социально-экономического развития и стабилизации численности населения территорий авторы опираются и на прогнозируемые изменения. В свете изучаемой проблемы существует ряд гипотез стабилизации численности населения. Рассмотрим основные из них.

Поскольку демографические процессы оказывают влияние на социально-экономическое развитие, правомерна задача определения наиболее выгодного (оптимального) течения этих процессов. Более узкое понятие демографического оптимума означает некоторую наилучшую численность или возрастно-половой состав населения, иногда наиболее выгодные темпы его роста. Ряд исследователей утверждают, что численность населения нашей планеты можно стабилизировать, т.е. привести к оптимуму, в результате управления демографическими процессами. Управление можно представить как процесс сближения реальных характеристик с их оптимальными. Однако, при выявлении критериев демографического оптимума мы сталкиваемся с большими трудностями. Они обусловлены, во-первых, сложностью многообразием факторов, определяющих формирование того или иного типа воспроизводства населения. Во-вторых, цели, стоящие в демографической перспективе не всегда одинаковы для различных регионов мира. Поэтому критерии демографической оптимальности следует рассматривать как иерархическую систему, т.е. наряду с мировыми могут существовать региональные, подчиненные общей цели критерии оптимальности демографических процессов.[7]

Сложность экономико-демографических взаимосвязей предопределяет в свою очередь комплексный характер самого критерия оптимума. Комплексность состоит в том, что решение общей задачи создания рационального типа воспроизводства населения даже с одних только экономических позиций предполагает решение ряда частных задач – проблем соотношения общемирового и регионального демографических оптимумов, оптимального соотношения всех видов движения для мира и регионов и т.д.

Общество заинтересовано не только в создание оптимального режима воспроизводства населения вообще, а режима, позволяющего сформировать и поддерживать желаемую возрастную структуру населения, которая сама по себе будет влиять не только на демографические процессы, но и на уровень, темпы и структуры производства и потребления. Чтобы воспроизводство населения и его показатели были относительно стабильны необходимо, чтобы интенсивность рождений по поколениям и распределение их во времени были сравнительно неизменными, что во многом обеспечивает стабильность и всего режима воспроизводства населения, а следовательно и стабилизацию численности населения.

Гипотеза С. П. Капицы: Автор утверждает, что к 2005 году прирост населения прекратится и выйдет на стабильную отметку 13-14 млрд. человек. Но данная гипотеза стабилизации численности населения входит в противоречие с опубликованными официальными (заведомо преувеличенными) прогнозами ООН, что численность населения Земли стабилизируется к 2150 году и ни при каких условиях не будет к тому времени превышать11 млрд. человек.[8]

Гипотеза Г. Тейлора: Английский социолог Г. Тейлор в своей работе «Книга о дне страшного суда» пророчит гибель человечества по истечении ближайших 30 лет вследствие перенаселения планеты, истощения минерально-сырьевых и пищевых ресурсов и пагубных последствий научно-технического прогресса, приводящего к загрязнению и заражению атмосферы и водоемов.[9]