Профессиональное самоопределение детей-сирот

Подростки из детских домов чаще имеют проблемы с самоопределением как профессиональным, так и личностным, чем другие дети. Выделяют ряд факторов, негативно влияющих на формирование способности к самоопределению. Рассмотрим некоторые из них:

- Проживание в детском доме обуславливают замкнутость и ограниченность пространства жизни, отсюда – ограниченность и однообразность социального контакта. Это особенно проявляется у ребят из периферийных детских домов.

- Ограниченность общения с детьми-сверстниками приводит к недостаточному знакомству с примерами детской игровой культуры, которая задает основы самоопределения.

- Недостаточность контактов с родственниками также снижает способность к самоопределению, так как у ребенка не имеется примера самореализации его предков. Подросток не видит прошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно сказывается на развитии ребенка в целом.[8] У подростка преобладают мотивы сегодняшнего дня, ближайшего будущего. Например, на вопрос о мечте многие ребята отвечают примерно так: «Закончить среднюю школу, поступить в университет, а дальше будет видно».

В связи с преобладанием коллективного воспитания доминируют отношения, при которых роль индивидуальных качеств личности принижаются. Картина мира каждого воспитанника в отдельности нецелостна, фрагментарна, имеет пробелы, которые подростку сложно заполнить собственным опытом в силу того, что возникают затруднения в его осмыслении.

Отдельная проблема – преобладание директивно-опекающего стиля в системе общения ребенка и взрослого на фоне утраты базового доверия к миру вследствие материнской депривации.

У ребенка из детского дома отсутствует важный пункт в отношениях к себе со стороны взрослых.

Выделяют два уровня отношений между взрослыми и детьми: 1)безусловная любовь со стороны родителей, родственников;

2)объективная оценка со стороны остальных взрослых на втором.

Очевидно, что ребята из детского дома не имеют первого уровня, из-за чего они склонны видеть себя только с критической стороны, чего недостаточно для адекватной самооценки.

Наличие этих и многих других факторов обуславливает следующие особенности самосознания подростков-сирот:

-   склонность избегать ответственности за любой выбор и передавать ее опекающему взрослому,

-   наличие потребности в психологическом слиянии, наличие нерасчлененного отношения к себе,

-   стремление размыть границы собственного «Я», содержание которого бедно, слабо структурировано и часто зависит от ситуации.

Не сформированность «Я» подростка не позволяет ему представить себя в отдаленной временной перспективе. Временная перспектива у воспитанников детского дома значительно сужена по сравнению с перспективой будущего у обычных подростков. Подростки из детских домов мало задумываются о сколько-нибудь отдаленном будущем, основные их желания, стремления, намерения связаны с сегодняшним днем или самым недалеким будущим.[9]

Важная сторона временной перспективы и у подростков из семьи, и из детских домов – представления о будущей профессии, но их формирование идет разными, по существу противоположными путями.

У детей-сирот крайне сужен круг выбираемых профессий и весьма ограничена мотивация выбора. Это связано с отсутствием своей истории, выбор ограничивается специальностями, которым обучают в училищах, техникумах. Статистические данные подтверждают это. По сведениям о детях в возрасте от 16 и старше: из 191 человека в 2009 году в училища поступили 110, в техникумы 21, в ВУЗы 10, устроились на работу 6. Из 159 человек в 2010 году в училищах 138, в техникумах – 25, в ВУЗах 3, устроились на работу 7 человек.[10]

Отметим также, что воспитанники детских домов часто не указывают конкретную профессию, а говорят, например, так: «Я бы хотел получить хорошую специальность», «хорошую работу», «устроиться на ту работу, которую хочу», не указывая конкретных намерений.

Развитие, самоопределение подростков, воспитываемых в семье, отличается от детей-сирот. Обуславливается это различием социальных ситуаций, а именно, занимаемым ими неодинаковым местом в системе доступных им общественных отношений. Одно из основополагающих понятий детской психологии - социальная ситуация развития. Это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу[11].

В ходе профессионального самоопределения у детей-сирот возникают следующие кризисы:

        ·  Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация;

        ·  Случайные судьбоносные моменты жизни, влияниям которых особенно подвержены подростки.

Вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детей-сирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с этой категории учащихся.