Профилактика безнадзорного поведения подростков

Профилактика является одним из перспективных и важных направлений социальной работы. Своевременная профилактическая, предупредительная деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями. Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.

Анализ литературы показал, что явление профилактики развивалось в различных сферах – медицине, педагогике, праве, социологии и т.д. Это создаёт многообразие и неструктурированность оснований, субъектов и содержания профилактики в рамках различных проблемных полей. Но на уровне функций она объединяется педагогическими функциями воспитания, образования и развития, и обеспечивает следующий продукт для ребёнка и его окружения на различных уровнях профилактики: формирование личностных, ценностных, поведенческих структур, предотвращающих возникновение трудностей в жизни и развитии ребёнка; систему отношений, ориентирующих ребёнка и его семью в вопросах собственного личностного и социального развития; систему отношений, обеспечивающих оказание помощи и улучшение качества жизни несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Наиболее разработаны концепции педагогической профилактики девиантного поведения и наркозависимостей в молодёжной среде. На уровне вторичной и третичной профилактики она предполагает возникновение индивидуальной профилактической работы как инструмента возвращения ребёнка к нормам социального воспитания, образования и развития.

Профилактика наркозависимостей и девиантного поведения являются частными проблемными полями по отношению к утверждённой законом 120-ФЗ системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, который вводит в качестве основания для индивидуальной профилактической деятельности понятие «социально опасное положение» - «ситуация, объективно ухудшающая положение и качество жизни ребёнка, с которой он и его семья не могут справиться сами…» и которая становится источником безнадзорности и правонарушения.

Основным инструментом улучшения положения детей в соответствии с законом является индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий, что соответствует приоритетам педагогической профилактики.

При этом профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Таким образом, под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

- предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;

- предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала.

Меры по социальной защите безнадзорных несовершеннолетних, в том числе и меры профилактического характера, являются неотъемлемой частью социальной защиты семьи и детей. Профилактика безнадзорности среди детей заключается в конкретных мерах, направленных на недопущение разрушения межличностных отношений, предупреждение утраты семейных связей. Профилактика должна быть направлена на сохранение здоровой семьи и создание комплекса условий, способствующих нормальному, полноценному функционированию семьи и её развитию.

Комплекс мер, направленных на реализацию задачи исключения явлений, вызывающих безнадзорность – их профилактики, составляющий систему социальной защиты безнадзорных детей, является основным объектом управления. Насколько эффективно осуществляется организация, управление и координация взаимодействия субъектов системы, а также её ресурсное обеспечение, настолько результативной будет её работа. Управление социальной защиты безнадзорных детей включает привлечение, координацию, организацию и обеспечение деятельности и взаимодействия множества субъектов различных уровней хозяйствования: наднационального, негосударственного, федерального, регионального, муниципального, уровня домохозяйства и несовершеннолетнего. Под уровнем хозяйствования понимается экономическая структура (система), характеризующаяся определёнными территориальными принципами управления, ресурсного обеспечения и функционирования.

Таблица №1

Наднациональный уровень хозяйствования

Международные организации (их отделения и филиалы), участвующие в социальной защите беспризорных и безнадзорных детей.

Население мира

Федеральный уровень хозяйствования

Методологическое, концептуальное определение социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей; нормативно-правовое определение и закрепление системы социальной защиты безнадзорных и беспризорных детей.

Субъекты: Президент, Правительство, Федеральные органы и учреждения

Население страны

Негосударственный уровень хозяйствования

Российские, региональные общественные организации (их отделения и филиалы)

Предпринимательские структуры, частные лица

Общественные, религиозные организации, участвующие в социальной защите беспризорных и безнадзорных детей

Уровень субъекта Российской Федерации (региональный)

Организация и управление социальной защитой беспризорных и безнадзорных детей;

Субъекты: Глава региона, Правительство региона, региональные органы и учреждения (системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних)

Население региона, отдельных территорий региона

Муниципальный уровень хозяйствования

Развитие инфраструктуры муниципальных учреждений социальной сферы, ориентированных на семью и детей; создание условий, местной базы для обеспечения социальной защиты семьи и детей, их обслуживания и развития.

Субъекты: органы власти и управления муниципального образования, муниципальные учреждения

Население муниципального образования

Уровень домохозяйства

Обеспечение выполнения семьёй её основных функций

Субъекты: семья, члены семьи

Несовершеннолетний

Усвоение и закрепление социальных норм поведения

Учитывая современные условия формирования федеративных отношений, все полномочия, связанные с осуществлением социальной защиты безнадзорных детей, распределены между органами государственной власти и управления. Так, на федеральном уровне хозяйствования осуществляется определение приоритетных направлений социальной политики, разрабатывается система мер, обеспечивающих решение важнейших проблем. На уровне субъекта Российской Федерации организуется управление и функционирование системы социальной защиты населения, включающей меры профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. На муниципальном уровне осуществляется непосредственно помощь и поддержка семьи и детей. Для этого создаётся сеть социальных учреждений, ориентированных на работу с семьёй и детьми, а также детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, организуется хозяйственное обеспечение деятельности таких учреждений и другие мероприятия.

В законе РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» сформулированы задачи профилактики, которые совпадают с функциями педагогических технологий в отношении детей в трудной жизненной ситуации:

1) своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

2) проведение профессиональной объективной диагностики особенностей ребёнка и его проблемной ситуации, выявление его потребностей, проблем, интересов;

3) разработка индивидуальной программы профилактики, как набора услуг, видов помощи и отношений, способствующих разрешению проблем несовершеннолетнего;

4) реализация индивидуальной программы по преодолению социально опасного положения и улучшению качества жизни ребёнка.

Таким образом, введение института индивидуальной профилактической работы решают как минимум две задачи:

1) организации адресной работы с детьми, которые действительно должны быть подвержены целенаправленному воздействию со стороны органов власти и правоохранительных органов в случае совершения ими неправомерных деяний;

2) защиты несовершеннолетних и их семей от нерегламентированного, необоснованного и неквалифицированного вмешательства в жизнь под различными предлогами.

На смену борьбе с детскими правонарушениями пришёл профилактический социально-педагогический подход. Приоритетность защиты прав несовершеннолетних выдвигает в ранг значимых и первостепенных задачи раннего выявления признаков любого неблагополучия детей, их возможного отклонения и продвижения в сторону трудной или социально-опасной ситуации, организацию мер защиты интересов и прав ребёнка.

Впервые за многие годы в российском законодательстве появились нормы и процедуры, согласовываемые с ведущими законами педагогической деятельности, предусматривающие функции и задачи социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в качестве приоритета профилактической работы.

Профилактика безнадзорности субъектами взаимодействия решается на разных уровнях: на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях. На федеральном уровне в качестве субъектов взаимодействия в процессе профилактики безнадзорности могут быть: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодёжи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел. На муниципальном (местном) уровне субъектами взаимодействия могут быть: центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социальные приюты; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центры социального обслуживания семьи и детей; психоневрологические и наркологические диспансеры; комиссии по делам несовершеннолетних; центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; государственные учреждения дополнительного образования; образовательные учреждения; Детские Дома; школы-интернаты; детские дошкольные учреждения; библиотеки и др.

Каждое учреждение профилактики безнадзорности выполняет по отношению к определённой категории подростков свои функции и на своём уровне решает определённый круг социально-педагогических задач. Наличие общего и специфического в деятельности разных субъектов взаимодействия в профилактике подростковой безнадзорности обуславливает наличие в его характеристике двух сторон – дифференциации и интеграции.

Таким образом:

1) Профилактическая работа рассматривается как средство предотвращения социально-негативных явлений: правонарушений несовершеннолетних, социальной дезадаптации подростков, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребления подростками психоактивных веществ и т.д. Основания профилактической работы в представленных исследованиях – неоднородны, а содержание профилактики определяется характеристиками того явления, на которое она направлена и представлениями специалистов того проблемного поля, которые её реализуют.

2) Профилактическая работа организуется в отношении определённых групп детей: дети, оставшиеся без попечения родителей, правонарушители, школьники, подростки из неблагополучных семей и т.д. Таким образом, профилактическая работа выстраивается не по отношению к ситуации ребёнка, которую она призвана улучшить, а по отношению к отдельным характеристикам детской группы или негативного явления, характерного для группы лиц, являясь в целом не столько индивидуальной, сколько типизированной.

Изложенное диктует необходимость изучения социально-педагогических факторов, порождающих безнадзорность. Социальная профилактика – своевременное предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Социальная профилактика создаёт предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали.

Социально-педагогическая профилактика понимается как система мер, направленная на выявление социально-педагогических причин, способствующих проявлению безнадзорности и обеспечению их преодоления. В основе социально-педагогической профилактики лежит изучение социально-педагогического климата, участие родителей, лиц их замещающих в воспитании подростков, социально-педагогическое влияние школы, улицы и других факторов. С одной стороны профилактика заключается в повышении роли родителей в воспитании своих детей. С другой стороны – изучение причин, побуждающих подростка выйти из под контроля воспитателя и оказаться на улице. Учитывая важность профилактики в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) обращается внимание на необходимость первичной, вторичной, третичной профилактики.

Первичная профилактика безнадзорности включает комплекс социальных, психологических, образовательных и воспитательных мероприятий, предупреждающих безнадзорность среди детей и подростков, а также расширение беспризорности и приобщение их к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ и криминальной деятельности. Вторичная профилактика безнадзорности, беспризорности и бродяжничества состоит из комплекса социально-реабилитационных, образовательных, воспитательных, медико-психологических мероприятий, предупреждающих рецидивные уходы из дома и образовательных учреждений, формирование бродяжничества и зависимости у лиц, эпизодически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, но не обнаруживающих признаков болезни, а также их криминализацию. Под третичной профилактикой беспризорности и бродяжничества понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов беспризорности, бродяжничества и противоправной деятельности.

Решение проблем подростковой безнадзорности и преодоление её последствий требует разносторонних усилий широкого круга ведомств и учреждений. Об этом совершенно справедливо свидетельствует положение ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), в котором отражены основы правового регулирования такого взаимодействия. В нём, в частности, указывается на необходимость координации усилий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности.