Психологическая компетентность социального работника

В теории социальной работы существует несколько понятий определяющих профессиональное состояние специалиста преступающего к профессиональной деятельности.

При этом в образовательной сфере используют понятие «готовность».

Готовность к профессиональной деятельности – психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей [26].

В профессиональной сфере используется понятие «квалификация».

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, «квалификация по направлению или специальности высшего профессионального образования» – уровень обученности, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению или специальности.[27]

В профессиональной сфере используют понятие «компетентность», которое на сегодняшний момент прорабатывается в образовательной сфере (А. В. Хуторской[28], С. Е. Шишов[29] и другие).

Например, А. В. Хуторский считает, что компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

С. Е. Шишов понятие «компетентность» связывает с определенной областью деятельности. Когда говорят о профессионале, то возникает представление о таком работнике, который выполняет свою миссию качественно, эффективно, компетентно.

В научной литературе понятие «компетентность» часто раскрывается через ее содержание.

При этом следует отметить, что содержание компетентности у разных авторов неоднородное и в теории представлено многими составляющими (умения, способности, свойства личности, знания и так далее), не всегда имеющими четкую структуру. Тем не менее, точки зрения на структуру компетентности могут быть изложены в пределах трех направлений.

Первый из них используется в теории социальной работы (Г. Н. Филонов[30], Б. Ю. Шапиро[31]). Структура профессиональной компетентности рассматривается как «сочетание специфических компетенций разного типа». Ученые предложили шесть типов компетенций.

1. Концептуальная компетенция-понимание теоретических основ своей профессии и умение анализировать, синтезировать и формулировать проблему, что напрямую связано со знаниями.

2. Техническая компетенция-способность овладевать основными профессиональными навыками, в том числе навыками исследования, управления и анализа общих стратегий.

3. Интегративная компетенция-способность связать теорию и практику.

4. Контекстуальная компетенция-понимание социальным работником широкого культурного, экономического и социального контекста, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность, то есть способность связывать специфическое, уникальное и общее универсальное.

5. Адаптивная компетенция- умение предвидеть и подготовиться к каким-то изменениям, важным в рамках данной профессии.

6. Межличностная компетенция-умение эффективно общаться (устно и письменно).

Другой подход связан с выделением в профессиональной компетентности различных уровней её функционирования (Н. Е. Холостова [32], Н. Б. Шмелева [33]).

В структуру профессиональной компетентности социального работника разработанную Шмелевой Н. Б. входят три уровня ее проявления: методический, социальный, организаторский.

Методическая компетентность-владение специальным профессиональным инструментарием - технологиями, методами социальной работы.

Социальная компетентность-под ней подразумевается социальная зрелость личности специалиста, профессиональна позиция, также его ассертивность, коммуникативность и самоэффективность.

Организаторская компетентность - включает организационные умения, настойчивость, целенаправленность, способность принимать решения, самоорганизовывать социального работника.

Успешность социального работника, утверждает автор, зависит от равномерной представленности всех трех уровней. Но в равной степени можно утверждать, что они могут существовать в непропорциональном составе. Степень выраженности того или иного уровня компетентности у специалистов позволила произвести их деление на группы.

Однако каким бы специальным уровнем компетентности ни владел специалист, его деятельность в определенной степени есть нечто иное, как взаимодействие специалиста и клиента. Рассмотренные нами подходы, несомненно, обогащают общее представление о профессиональной компетентности. Вместе с тем в них не представлен один из важнейших ее компонентов – компетентность в общении.

Третий подход связан с выделением видов профессиональной компетентности. (В. Лутанский, К Оганян[34], Г. А. Червякова[35])

В отечественной литературе проблема компетентности широко представлена в психологических исследованиях, рассматривающих ее виды: социально-психологическая (А. Кох), коммуникативная Ю. А. Емельянов, Ю. М. Жуков, Е. С. Кузьмин, Л. А. Петровская), профессионально-педагогическая, включающая специальную, методическую, социально-психологическую, дифференциальную и аутопсихологическую компетентность (Н. В. Кузьмина).

Под профессиональной компетентностью специалиста социальной сферы М. В. Фирсов понимает (и мы разделяем эту точку зрения) сформированную в процессе обучения и самообразования систему научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитие личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем.

По мнению В. Лутанского и К. Оганян профессиональную компетентность специалиста по социальной работе можно подразделить на два вида: управленческую и психолого-педагогическую компетентность.

К управленческой компетентности, полагают авторы, следует отнести теоретические и практические знания и умения (социальный опыт) социального работника как в области организации работы с конкретными посетителями, так и в организации деятельности, затрагивающей широкие аспекты социальной защиты прав человека.

Базу управленческой компетентности социального работника составляет знание научных основ организации деятельности служб занятости населения, муниципальных центров помощи, органов социального обеспечения и так далее, то есть тех государственных структур, деятельность которых направлена на защиту и помощь человеку. Социальный работник как организатор не может обойтись без знания технологии социальной работы, основ теории организации управления, в частности, труда руководителя, этики и психологии руководства, культуры речи и общения.

Поскольку социальный работник выполняет многообразные функции по руководству, то ему необходимы развитые организаторские, психологические, педагогические и, особенно, коммуникативные способности и умения.

К психолого-педагогической компетентности социального работника следует отнести педагогическую и психологическую компетентность.

Как педагог (а социальная работа связана с углубленным влиянием на человека, группу людей) социальный работник должен владеть деятельной (профессиональной, процессуальной) сущностью профессионализма, которая составляет комплекс знаний, умений, навыков: начинать работу вовремя, заканчивать работу, добившись цели; проявлять внимание, интерес и доброжелательность к людям; вместе с ними искать те приемы и способы, которые помогают решить ту или иную жизненную проблему. Как педагог социальный работник может способствовать формированию у посетителя только тех качеств, которыми обладает он сам.

Психологическая компетентность, как никакая другая, у социального работника должна находиться на самом высоком уровне. Объясняется это тем, что в своей деятельности он решает общепсихологические, дифференциально-психологические, аудиопсихологические и другие проблемы.

Основная сложность профессиональной деятельности социального работника, с одной стороны, состоит в том, что все помогающее поведение специалиста проходит через различные виды контактов с клиентом, профессиональная помощь клиенту – есть процесс взаимодействия в общении с ним.

С другой стороны, он имеет дело с различными контингентами людей, которые являются субъектами общения, познания и труда, досуга и им можно помочь лишь хорошо зная их индивидуальные способности, мотивы и желания, потребности и нужды.

С третьей стороны, социальный работник может достичь успеха, если он умеет ставить и анализировать цели, видеть просчеты и недостатки собственной деятельности, владеет необходимыми знаниями и умениями, обладает профессионально-значимыми качествами, способствующими установлению и поддержанию контакта с клиентом, позитивному решению его жизненных проблем.

Таким образом, структура психологической компетентности социального работника имеет три компонента.

структура психологической компетентности социального работника

Схема

1.социально-психологическая компетентность – это компетентность специалистов в области профессионального общения.

2.дифференциальная компетентность – это компетентность в области мотивов, способностей, потребностей и так далее, (потенциала) клиента.

3. аутопсихологическая компетентность – это компетентность специалиста в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Содержание психологической компетентности специалиста в научной литературе представлено через рассмотрение профессиональных знаний, умений, способностей и профессионально-важных качеств.

Необходимо отметить, что в литературе нет единого мнения относительно содержания психологической компетентности, то есть ее элементов, а на особенности ее описания серьезное влияние оказывает понимание исследователями феномена компетентности. Поэтому отдельные элементы психологической компетентности часто оказываются «рассеянными» по другим составляющим профессиональной структуры. Так можно выделить направление, где определение профессиональной компетентности опирается на квалификационные характеристики, поэтому структурные элементы компетентности в общении раскрываются в основном через умения специалистов (Л. А. Аухадеева, Р. К. Бикмухаметов[36] и другие).

Л. А. Аухадеева и Р. К. Бикмухаметов, исходя из функций общения как коммуникативной деятельности, выделяют основные группы коммуникативных умений: умения, направленные на решение информационно содержательных аспектов общения; Умения, направленные на построение общей стратегии общения; умения, направленные на восприятие партнерами друг друга; и интегративные коммуникативные умения: умение ориентироваться в ситуации общения и пользоваться различными средствами общения; умение управлять своим поведением; умение слушать и понимать партнера.

Значительная часть работ посвящена коммуникативным умениям как самостоятельному предмету рассмотрения, поскольку в социальной деятельности нельзя достичь больших результатов, овладев лишь знаниями по специальности ( М. Е. Дашкин[37], Т. В. Никольская[38] и другие). В структуру этой деятельности входят различные умения, и, прежде всего коммуникативные. Именно они, будучи внешним выражением деятельности, являются существенным показателем успешности специалиста. Говоря непосредственно о коммуникативных умениях, пишет М. Е. Дашкин, следует отметить, что под ними нужно понимать совокупность интеллектуально-коммуникативных действий, позволяющих активно включиться в социально-регулируемый и целенаправленный процесс профессионального и социального взаимодействия. Коммуникативные умения как необходимый компонент деятельности социального работника рассмотрены им в контексте содержания и структуры и включают вербальные и невербальные.

Рассматривая вопросы формирования коммуникативных умений у будущих специалистов по социальной работе, Т. В. Никольская считает, что процесс подготовки будущих специалистов должен включать в себя развитие следующих коммуникативных умений:

1. контроль и самоконтроль в общении;

2. организация и управление коммуникативным процессом в любой приемлемой для клиента форме;

3. учет особенностей клиента во взаимоотношениях с ним, в зависимости от его социального статуса, мотивов деятельности, круга интересов, образа жизни;

4. владение на практике невербальной коммуникацией, ощущение и постоянная невербальная поддержка обратной связи;

5. умение понять, признать клиента, сочувствовать и сопереживать ему, принимать его во всем многообразии его индивидуальных особенностей;

6. информационный обмен в общении.

Она подчеркивает, что это всего лишь малая часть профессиональных умений и навыков, без которых нет и не может быть социального работника – профессионала. Без этого общение социального работника с клиентом становится формальным; ему трудно достичь заданных целей и оказать необходимую социальную помощь и психологическую поддержку людям, которые в ней нуждаются.

Для системной характеристики качеств личности необходимых в межличностном общении в науке часто используют понятие «потенциал».

Целесообразность такого определения заключается в том, что необходимо рассматривать не отдельные черты и характеристики психики, а ее качества как целостные образования, как ее системно-базовые свойства.

Для характеристики социального работника как субъекта профессиональной деятельности Н. Б. Шмелева[39] выделяет комплексное понятие – «личностный потенциал», который включает в себя ряд компонентов:

   ·  профессиональные знания, умения, навыки (квалификационный потенциал);

   ·  работоспособность (психофизиологический потенциал);

   ·  интеллектуальные способности (образовательный потенциал);

   ·  креативные способности (творческий потенциал);

   ·  ценностно-мотивационную сферу (нравственный потенциал);

   ·  способность к сотрудничеству и взаимодействию (коммуникационный потенциал).

Многие ученые отмечают, что социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую, кроме профессиональных знаний и навыков, личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы.

Специфика его действий включает в себя нравственные мотивы профессиональной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга, потребность в достижении идеалов, реализации ценностных ориентаций. Поэтому наряду с познанием специалистом основ и тонкостей профессии, происходит его развитие как личности, формирование духовно-нравственных качеств, которые будущий специалист проявит в работе с людьми. Настоящий социальный работник обязательно сочетает в себе как профессиональные знания и навыки, так и личностные характеристики.

Эффективность же социальной работы с пожилыми людьми напрямую зависит от профессиональных качеств специалистов, ориентированных на работу с пожилыми людьми. Поэтому в следующем параграфе мы будем рассматривать профессионально-важные качества специалиста по социальной работе с пожилыми людьми как наиболее значимый элемент содержания его психологической компетентности.