Работа детских оздоровительных лагерей

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время - одна из важных задач не только педагогов и родителей, но и сотрудников муниципальных органов власти. По утверждению С. Н. Апатенко, директора Департамента государственной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки России, нормативно-правовую основу функционирования системы отдыха и оздоровления детей составляют более 20 законодательных актов [14, с.6].

Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 № 124-ФЗ закреплен правовой статус системы отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации" - этот закон законодательно закрепил понятие отдых и оздоровление детей [12].

Система управления сферой отдыха и оздоровления детей регламентируется федеральными целевыми программами, ежегодными постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, региональными законодательными актами и постановлениями глав администраций субъектов Российской Федерации, региональными программами, ведомственными актами. Координатором на федеральном уровне является Министерство здравоохранения и социального развития России. Министерство образования и науки России и подведомственные ему Российский образовательный надзор и Российское образование выступают в качестве соисполнителей программ.

В компетенцию системы образования входит:

Ø    развитие собственной сети учреждений (организаций) отдыха и оздоровления детей;

Ø    создание на базе образовательных учреждений смен лагерей: труда и отдыха, профильных, лагерей с дневным пребыванием обучающихся и т.д.;

Ø    кадровое, методическое обеспечение сферы отдыха и оздоровления детей;

Ø    организация занятости подростков по месту жительства в системе учреждений органов по делам молодежи;

Ø    развитие различных форм детско-юношеского туризма и спорта.

Деятельность системы образования по организации каникулярного отдыха и оздоровления регулируется Приказом Министерство образования России «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» от 13.07.01 № 2688 [приложение № 2] Приказом Министерства образования России от 29.03.93 № 113 [приложение № 3], определяющим порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда, Приказом Министерства образования РСФСР – «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности» от 13.07.92 № 293, Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей (утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.95 № 233 с замечаниями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.97 № 212) [11].

Вместе с тем, по мнению С. Н. Апатенко, в правовом обеспечении системы отдыха и оздоровления детей существуют проблемы, требующие консолидации усилий различных ведомств [14, с.8].

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.03 № 131-ФЗ организация отдыха детей в каникулярное время отнесена к компетенции муниципального района, однако это не означает, что решение данных вопросов полностью ложится на плечи муниципальных образований. В Федеральном законе от 24.07.98 № 124 -ФЗ законодательно закреплено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление [15].

В целях обеспечения прав детей на отдых, сохранения инфраструктуры отдыха детей, С. Н. Апатенко предлагает «разработку регионального законодательства, принятие соответствующих региональных целевых программ, позволяющих сохранить существующую систему детского отдыха и оздоровления, оказать поддержку учреждениям отдыха и оздоровления, не допустить перепрофилирования объектов отдыха и оздоровления детей (в первую очередь, загородных детских оздоровительных лагерей), развить сеть таких учреждений» [14, с.9].

Большое значение в организации занятости и летнего отдыха детей в каникулярное время играют детские оздоровительные лагеря.

Решение задач организации жизни детей в оздоровительном лагере регламентируют:

Ø    «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.);

Ø    «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990 г.).

Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей и подростков.

Рассмотрим нормативно-правовое обеспечение работы детских оздоровительных лагерей на примере лагеря с дневным пребыванием детей [11].

Нормативно-правовое обеспечение имеет два направления: связанное с организацией деятельности и организацией воспитательно-оздоровительного процесса в лагере:

Организационные документы:

• Приказ о создании лагеря (на основании постановления главы администрации района (города).

• Положение о лагере.

• Штатное расписание.

• Приказ о распределении обязанностей между администрацией лагеря.

• Должностные инструкции.

• Правила внутреннего трудового распорядка в лагере.

• Документы по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности (инструкции, журнал).

• Акт приема и сдачи лагеря.

• Финансово-бухгалтерские документы.

• График работы сотрудников лагеря.

• Приказы о выходных, замене, поощрениях и взысканиях и т.д.

• Санитарные книжки сотрудников лагеря.

• Нормативные акты вышестоящих организаций.

Документы, регламентирующие воспитательно-оздоровительный процесс:

• Программа работы лагеря.

• План-сетка воспитательно-оздоровительной работы лагеря на весь период (18—21 день).

• Режим работы лагеря.

• Календарный план вожатых и воспитателей.

• Журнал (списки) детей.

Таким образом, можно отметить, что детский оздоровительный лагерь на базе центра социального обслуживания населения руководствуется в своей работе теми же нормативно-правовыми документами, что и лагеря учреждений дополнительного образования детей. Законодательная база, которая касается работы детского оздоровительного лагеря на базе центра социального обслуживания населения, в основном разрабатывается на региональном и муниципальном уровне.

Основной отличительной особенностью является то, что помимо названных нормативно-правовых актов, работа детского оздоровительного лагеря строится в соответствии с действующим Уставом учреждения, положением об отделении, на базе которого формируется лагерь, и в первую очередь основными законами о социальном обслуживании населения:

-     «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. № 195 - ФЗ;

-     «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.01993 г. № 5487 – 1;

-     «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120 –ФЗ;

-     «О социальном обслуживании населения в Вологодской области» от 01.03.2005 г. № 1235 – ОЗ;

С 2003 года в социальном обслуживании населения используется система национальных стандартов в сфере социального обслуживания, которые так же регламентируют работу детских лагерей при учреждениях социального обслуживания.