Работа социального педагога с подростками склонными к употреблению алкоголя

Ранее отмечалось, что социально-педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет свою структуру, которая включает нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга компонентов: цель, субъект, объект, функции, методы, формы. Рассмотрим структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя, раскрывая содержание каждого из её компонентов [23, с.304-305].

Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей [23, с.306-308].

Факторы, влияющие на ребёнка и ведущие к развитию у него алкогольной зависимости:

1 фактор - индивидуально-психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержанное психическое развитие ребенка.

2 фактор - индивидуально-соматический - предполагает наличие у ребенка склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии [5, с.54-55].

3 фактор - социальный внешкольный, включающий нарушение прав ребёнка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком либо гиперопека, вовлечение ребёнка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

4 фактор - социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально-психологический климат учебной группы, низкий социальный статус группы [5, с.56-57].

Социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребёнка.

Цель социально-педагогической деятельности может быть достигнута путём решения следующих задач:

1. Создание форм активной действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребенка.

2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентаций в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.

3. Вовлечение подростков в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений.

4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.

5. Укрепление физического и психического здоровья ребёнка путём осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.

6. Формирование основ правовой культуры ребёнка.

7. Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества [7, с.26-28].