Развитие здравоохранения в Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации охрана здоровья людей составляет одну из основ конституционного строя России. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь[13].

Это право обеспечивается путем предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, финансированием федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, реализацией мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрением деятельности, способствующей развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Действует концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, которая основана на следующих основополагающих документах, регулирующих общественное устройство в РФ, в том числе и организацию здравоохранения: Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 95-ФЗ от 04.07.2003; «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003.

Чтобы грамотно и эффективно решать задачи кардинального улучшения здоровья населения и здравоохранения, целесообразно определить и уточнить понятия, без которых трудно обоснованно говорить о концепции и ее реализации.

Прежде всего, о понятии «концепция». В словарях, справочниках этот термин объясняется как «определенный способ понимания», «основная точка зрения на предмет», «объяснение ведущего замысла» или как «процесс формирования главной идеи», даже короче - «замысел».

Целью концепции развития здравоохранения является обеспечение обоснованной доступности для населения медицинской помощи надлежащего качества вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства на основе повышения эффективности деятельности учреждений здравоохранения за счет рационального использования ресурсов и реализации мероприятий, направленных на оптимизацию системы здравоохранения.[14]

В центре внимания здравоохранения должны находиться адекватные потребности каждого человека в медицинской помощи и, исходя из этого приоритета, строится система здравоохранения, а основными механизмами вовлечения человека в систему здравоохранения становятся обязательное медицинское страхование (ОМС) и добровольное медицинское страхование (ДМС)[15].

Основой концепции развития здравоохранения является совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения:

- законодательное утверждение социальных стандартов обеспечения населения медицинской помощью в рамках Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи - обеспечение населения первичной медико-санитарной помощью, в том числе скорой медицинской помощью; медицинской помощью больных инфекционными и психическими заболеваниями;

- разработка и законодательное утверждение порядка и правил оказания медицинской помощи в медицинских организациях;

- реорганизация муниципальных и государственных медицинских учреждений в автономные учреждения;

- законодательное ограничение рекламы лекарственных препаратов;

- создание системы ограничительных мер в деятельности коммерческих организаций, ориентированных на извлечение прибыли, в сфере оказания медицинских услуг;

-законодательное ограничение безрецептурной продажи лекарственных средств населению;

- внедрение в медицинские организации национальных протоколов (стандартов) оказания медицинской помощи;

- определение ответственности органов управления и медицинских организаций, финансирующих организаций всех уровней за достижение результатов, предусмотренных стратегическими и текущими планами, а также за эффективное использование ресурсов;

- обеспечение возможности замещения любой руководящей должности в здравоохранении исключительно на конкурсной основе.

Принципиально важным является определить цели, задачи и правила медицинского обслуживания населения в медицинских организациях разных организационно-правовых форм и уровней обслуживания населения; на основании этого определить показания к тому или иному виду медицинской помощи и разработать национальные протоколы оказания медицинской помощи[16].

Компетенцией государства остается:

- определение целей, задач и правил медицинского обслуживания населения (как внебольничного, так и стационарного) в медицинских организациях разных организационно-правовых форм и уровней обслуживания населения;

- разработка национальных протоколов (стандартов) оказания медицинской помощи;

- регулирование системы обязательного медицинского страхования;

- лицензирование медицинских услуг и аккредитация медицинских учреждений.

Концепцией предусмотрена реализация комплекса мероприятий по основным направлениям развития здравоохранения.

Основные направления политики в области медицинского образования и науки предполагают:

- перевод медицинских вузов, научно-исследовательских институтов федерального подчинения, находящихся в субъектах РФ, в ведение субъектов РФ (с возможностью финансирования по федеральному заказу на подготовку кадров и научные исследования);

- приоритетная подготовка врачей общей практики;

- постдипломная подготовка врачей и средних медицинских работников на базе областных медицинских организаций;

- прекращение практики подготовки менеджеров здравоохранения и руководителей медицинских учреждений из числа врачей;

- введение системы государственного заказа на разработку новых медицинских технологий (грантов).[17]

Основные направления кадровой политики предполагают:

- создание системы экзаменов при приеме медицинского персонала на работу и ежегодной аттестации специалистов;

- изменение номенклатуры руководящих должностей в медицинских учреждениях: руководит директор, являющийся менеджером, а главный врач занимается исключительно медицинскими вопросами, в традиционном понимании это заместитель главного врача по медицинским вопросам;

- объективизацию процедуры проверки уровня знаний и умений руководящих кадров здравоохранения;

- прекращение практики назначения руководителей здравоохранения всех уровней без соответствующей подготовки и прохождения ими определенных административных ступеней.

Политика в области правового регулирования предполагает:

- реализация антимонопольного законодательства в сфере страховых медицинских услуг, в том числе по обязательному медицинскому страхованию;

- обеспечение защиты медицинских учреждений органами государственного управления здравоохранением всех уровней от любых вмешательств в их деятельность территориальных фондов ОМС.

Финансовая политика предполагает:

- создание одноканальной системы финансирования медицинской организации вне зависимости от организационно-правовой формы в части оказания медицинских услуг в системе ОМС;

- приведение тарифов в системе ОМС в соответствие с реальными затратами медицинской организации на оказание медицинских услуг;

- разделение коммунальных платежей (вода, свет, тепло, вывоз мусора и т.д.), прочих хозяйственных расходов медицинского учреждения и медицинских тарифов ОМС;

Следует отметить, что ключевыми направлениями развития охраны здоровья населения являются: обеспечение безопасности населения (физической, санитарно-эпидемиологической и т.д.), обеспечение оказания ургентной медицинской помощи населению (спасение жизни) и предоставление возможности для каждого гражданина проводить мероприятия по сохранению потенциала здоровья.

Предлагаемая концепция реформы здравоохранения основана не на увеличении финансирования здравоохранения, а на рациональном использовании уже имеющихся средств. При этом, как вариант, при негативном развитии событий предполагается даже возможное значительное уменьшение финансирования здравоохранения.[18]

Тем не менее, даже при таком развитии событий, обязательным следствием предлагаемой реформы будет укрепление здоровья населения, в том числе увеличение продолжительности активной жизни, снятие или значительное уменьшение социальной напряженности.

Нынешние модели здравоохранения, принятые в большинстве стран мира, основаны на рыночном принципе: потребность - удовлетворение потребности – прибыль - стимулирование потребности - потребность. Таким образом, современная медицинская, фармакологическая промышленность и другие ассоциированные отрасли экономики как экономические субъекты прямо заинтересованы в увеличении потребности в медицинской помощи.

При этом наибольшее распространение, в том числе в России, получило стимулирование потребности в медицинских услугах, не как в предупредительных мерах, о чем мечтали великие медики прошлого - "Будущее принадлежит медицине предупредительной" - Н. И. Пирогов, а сознательное или несознательное моделирование ситуации: формирование болезни - боль или иной симптом - обращение пациента в медицинское учреждение - диагностика - терапия. Это негласный, но реально главенствующий сегодня принцип, волей или неволей выполняемый почти каждым врачом, пользующимся стандартными методами терапии. Любое другое толкование нынешней ситуации в здравоохранении искусственно, абсурдно и манипулятивно, так как должно быть основано только на логике, на принципах рынка и главное - на реальных фактах.

Далее, как средствами массовой информации, так и устоявшимися стереотипами среди населения, сформировавшего свои взгляды во времена бесплатного и развитого советского здравоохранения, явно преувеличена роль собственно медицины в поддержании здоровья. Медицина как таковая лишь в незначительной степени ответственна за состояние здоровья населения. Давно известные данные Всемирной организации здравоохранения о степени важности различных факторов в общественном здоровье не популяризуются (образ жизни - 50%, состояние окружающей среды- 20%, генетические факторы - 20%, качество функционирования системы здравоохранении - 10%)[19].

Сегодняшнее, достаточно благополучное, положение с динамикой продолжительности жизни в последние десятилетия в экономически развитых странах в незначительной степени связано с успехами медицины как таковой. Это объясняется жесткими и эффективными мерами органов государственной власти в более важных областях (беспрецедентное по масштабам и успеху формирование средствами массовой информации стереотипа о здоровье, как об обязательном компоненте престижной жизни, вследствие этого - резкое уменьшение вредных и увеличение полезных привычек среди населения, интенсивный рост парамедицинского бизнеса, основанного на идее физической красоты и, как следствие, пропаганде здорового образа жизни, жесткие меры по охране окружающей среды, формирование радикального экологического мышления в обществе). Следующим глобальным шагом в этом направлении в ближайшие годы будет принципиальное изменение рынка медицинских услуг, связанное с развитием генной инженерии.

Реализация концепции осуществляется поэтапно:

На первом этапе (2009–2015) осуществляется конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, будет произведен переход на преимущественно одноканальную модель финансирования медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования, осуществляется разработка стандартов и порядков оказания медицинской помощи, начато внедрение информационной системы персонифицированного учета оказанной медицинской помощи гражданам.

В рамках первого этапа реализации также будут осуществлены подготовительные мероприятия для последующего перехода на новую систему организации медицинской помощи, включая создание системы контроля качества медицинской помощи с ее последующей интеграцией в систему управления качеством, начато проведение модернизации материально-технической базы учреждений здравоохранения, сформирована и начнет реализовываться система непрерывной подготовки кадров, основанная на единой кадровой политике, а также будут определены приоритеты для инновационного развития здравоохранения, сформированы межведомственные целевые научные программы по разработке и внедрению новых высокоэффективных технологий профилактики, диагностики и лечения социально-значимых заболеваний и патологических состояний.[20]

Кроме того, на первом этапе будет продолжена реализация Приоритетного Национального проекта «Здоровье» по следующим направлениям:

      ·    формирование здорового образа жизни;

      ·    развитие первичной медико-санитарной помощи и медицинской профилактики;

·     совершенствование специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи при социально-значимых заболеваниях, включая сердечно-сосудистые, онкологические, комбинированные травмы при дорожно-транспортных происшествиях;

·     развитие службы крови;

·     совершенствование медицинской помощи матерям и детям.

На втором этапе реализации Концепции (2016–2020) предполагаются поэтапный переход к саморегулируемой системе организации медицинской помощи на основе созданных инфраструктуры и кадрового ресурса здравоохранения и информатизации отрасли, дальнейшее внедрение новых технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения, включение высокотехнологичной и скорой медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования, интеграция бюджетных инвестиций в тарифы на медицинскую помощь, создание системы лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках обязательного медицинского страхования.

Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами. Указанные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, в связи с чем, модернизация здравоохранения требует гармоничного развития каждого из них и всей системы в целом.

Наметившаяся в последние годы тенденция снижения темпов сокращения численности населения обеспечена увеличением рождаемости и снижением смертности. «Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020», обсуждающая и регламентирующая вопросы, связанные со здоровым образом жизни, не просто актуальна, а крайне важна для сегодняшнего времени.

В целом, реализация всех направлений Концепции обеспечит к 2020 году формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации, а также создаст систему здравоохранения, позволяющую оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

По мнению некоторых авторов, отдельные параметры концепции нуждаются в доработках и переосмыслении. Также в «задачах» необходимо:

• уточнить понятие «переход на современную систему организации медицинской помощи»;

• дополнить «создание эффективной (единой для регионов и округов) модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий»;

• дополнить «улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования» путём расширения ограничительного перечня, сформированного на основе анализа клинической и экономической эффективности;

• видоизменить «повышение квалификации медицинских работников и создание системы непрерывного медицинского образования с мотивацией к качественному труду»;

Пункт 4.1 «Формирования здорового образа жизни» дополнить и предложить в следующей редакции:

Для формирования здорового образа жизни необходимо внедрение системы государственных и общественных мер по:

- подпункт 1) «совершенствованию медико-гигиенического образования и воспитания населения, особенно детей, подростков, молодежи, через средства массовой информации (в том числе через рекламные ролики) и обязательному внедрению соответствующих образовательных программ в учреждения дошкольного, среднего и высшего образования».

- подпункт 4) «созданию системы материально-заинтересованного мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях, формирования моды на здоровье, особенно среди подрастающего поколения, ведение разъяснительной работы о важности и необходимости регулярной профилактики и диспансеризации граждан по месту жительства; выделение и внедрение в амбулаторно-поликлинические ЛПУ системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан»[21].

Можно сделать вывод, что в целом, скрупулезная реализация всех направлений Концепции должна обеспечить к 2020 году формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации. И если говорить о долгосрочной перспективе, то должна быть создана система здравоохранения, позволяющая оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, что и будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.