Развитие лесной промышленности РФ

Наличие крупных лесосырьевых ресурсов, большого внутреннего рынка, постоянного спроса на эту продукцию со стороны стран СНГ и стран дальнего зарубежья предопределили содержание Стратегии развития лесной промышленности.

Важнейшей предстала проблема структурных сдвигов в производстве и потреблении лесопродукции.

Всемерное развитие современной целлюлозно-бумажной промышленности - одно из самых неотложных и эффективных направлений становления лесного комплекса и экономики России.

Общее производство целлюлозы в регионах, рассматриваемых Мастерпланом, в 1990 г. составило 6,3 млн.т, бумаги и картона - 5,1 млн.т. Значительные мощности по производству бумаги были созданы в течение последних 15 лет.

По выпуску бумаги и картона восемь крупных предприятий Архангельской, Пермской областей, республик Коми и Карелия могут конкурировать с промышленностью Западной Европы. Здесь установлены самые современные машины и оборудование, за исключением некоторых старых заводов.

Вместе с тем на 27 целлюлозно-бумажных предприятиях восьми регионов оборудование совершенно изношено и устарело. Оно, производя низкокачественную продукцию, энерго- и ресурсоемко, а также не отвечает экологическим требованиям по ПДК, выбрасываемым в воздушный и водный бассейны. Шесть из этих предприятий после значительной реконструкции смогут еще длительное время служить России.

С учетом непредвиденно большого спада в экономике и уменьшения возможностей инвестирования дорогостоящих проектов в ближайшие 10-15 лет основные усилия будут направлены на реконструкцию и расширение действующих производственных мощностей. Программа по строительству 5 новых предприятий целлюлозно-бумажной промышленности остается приоритетной, но, вероятно, будет сокращена. Капитальные вложения на реализацию этой программы составят 3500 млн.долл. США.

Производство бумаги и картона в восьми регионах, включенных в проект, к 2005 г. намечается увеличить с 5,1 до 6,4 млн.т в год, а целлюлозы с 6,3 до 8,2 млн.

Для развития лесопиления и фанерного производства первостепенное значение имеет наличие хвойного пиловочника и высококачественной крупномерной, преимущественно березовой древесины. В европейской части страны, да и на Дальнем Востоке, возможность дополнительного получения такого сырья весьма ограничена.

Производство пиломатериалов в регионах, охваченных Мастерпланом, предполагается увеличить к 2005 г. с 20,6 лишь до 21,7 млн.куб.м в год. Основное внимание программой рекомендуется уделить улучшение качества готовой продукции, рациональному использованию древесины, повышению производительности на существующих лесопильных предприятиях. Рекомендуется строительство 20 новых лесопильных предприятий для выпуска до 2 млн.куб.м пиломатериалов в год. Общие затраты составят 880 млн.долл. США.

Производство древесных плит предполагается увеличить с 3,1 до 4,4 млн.куб.м в год и рекомендуется сконцентрировать усилия на модернизации старых предприятий, в большинстве случаев работающих по устаревшей технологии.

Всего в областях, включенных в проект Мастерплана, к 2005 г. предусматривается строительство:

        ·  десяти новых предприятий по выпуску фанеры, каждое мощностью по 50 тыс.куб.м в год;

        ·  семи предприятий по производству древесноволокнистых плит суммарной мощностью 740тыс.куб.м в год;

        ·  четырех заводов стандартных древесноволокнистых плит общей мощностью 350 тыс.куб.м в год.

Предусматривается развитие производств деревянных домов заводского изготовления, мебели и другой продукции глубокой переработки.

Затраты на развитие

Совершенно очевидно, что не использовать огромные потенциальные возможности лесного комплекса для восстановления и развития экономики России не только недальновидно, но и разорительно.

В то же время мы попали в заколдованный круг: для создания мощностей по производству целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности требуются многомиллиардные инвестиции, в т.ч. в свободно конвертируемой валюте (около 6,4 млрд.долл. на период до 2005 г.), для закупок новейшего комплектного оборудования. Направить для этого часть валютных ресурсов в ближайшее десятилетие государство не сможет.

Экономическая реформа привела к коренному изменению принципов капитальных вложений в России. Стремительная инфляция ведет к высокому банковскому кредиту и сдерживает возможности для долгосрочного финансирования. Общий дефицит и высокая стоимость свободно конвертируемой валюты усложняют проблему капиталовложений из-за сильной девальвации рубля.

Потребуется кредитное финансирование из коммерческих банков и банков развития. В то же время лесной комплекс при надлежащей организации дела, создании заинтересованности регионов смог бы найти значительные средства для саморазвития без ущерба самому базису этого комплекса - лесу. Речь, конечно, идет о развитии экспорта лесопродукции.

Привлечение иностранных инвестиций для развития лесопромышленного комплекса имеет свои плюсы и минусы.

Например, Финляндия начала создавать современную деревоперерабатывающую промышленность с экспорта круглого леса в 40-х годах, когда по его размерам она конкурировала даже с Россией. Вырученные средства целиком вкладывались в развитие квалифицированного лесопиления, домостроения, целлюлозно-бумажной промышленности, сориентированной на производство самой высококачественной продукции. Кредиты же за рубежом брали, но только самые выгодные и предельно целеустремленные. И до сих пор иностранные инвесторы не могут внедряться в финскую экономику без разрешения правительства.

Хорошо известно положение о том, что страна, торгующая своим сырьем, во многом проигрывает странам, экспортирующим готовую продукцию или полуфабрикаты, полученные в результате глубокой переработки сырья.

Однако активное продвижение на внешний рынок отечественной лесопродукции, имеющейся в достатке внутри страны (балансовая древесина), просто необходимо и выгодно и для отрасли, и для страны, если учесть, что основная часть древесного сырья для экспорта может быть заготовлена с пользой для леса при санитарных рубках.

В Швеции в ближайшие 5-10 лет годовой дефицит древесины достигнет не менее 12 млн.куб.м. Финляндия должна будет закупать ежегодно не менее 6 млн.куб.м древесного сырья. В 1991-1992 гг. эти страны были вынуждены завозить древесину из Африки (балансы из эвкалипта) и Северной Америки (технологическая щепа).

Уже сейчас видно, что лесопромышленники Европы, в частности, северных стран, активно ищут каналы для закупок древесины в западных регионах европейской территории России.

Экспорт балансовой древесины и технологической щепы должен осуществляться с большой выгодой для России. В то же время свободный экспорт древесного сырья сотнями экспортеров, провоцирующих демпинговый экспорт, - разорителен для России.

Возможно сотрудничество со скандинавскими странами (лиственная древесина другим не нужна) путем заключения соглашений между западными фирмами и регионами России. В рамках этих соглашений могут быть реализованы потенциальные возможности по переводу ухода за лесом на рыночную основу с тем, чтобы вырученную валюту вложить в программу развития целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности и частично лесного хозяйства и лесозаготовок.

Предполагается, что доход в 180 млн.долл. в год от реальных экспортных поставок, плюс все увеличение дохода от экспорта в 1994-2005 гг. должны быть инвестированы в лесной сектор.

Лесоводы и регионы заинтересованы в устойчивом развитии лесного комплекса, что может быть обеспечено только через рациональное использование всей, в т.ч. малоценной древесины, сохранение и надежное воспроизводство лесных ресурсов, для чего нужны большие средства.

Важно, чтобы в достаточно сжатые сроки была преодолена лесосырьевая направленность развития лесной промышленности, т.е. в конечном счете валютные ресурсы должны сосредоточиваться не в лесозаготовительной, а в обрабатывающей промышленности, создавая предпосылки для опережающего роста экспорта целлюлозно-бумажной продукции, древесных плит, продукции квалифицированного лесопиления, при некотором сокращении экспорта пиловочника. В то же время экспорт балансов может не сокращаться.