Развод как социальная проблема

Социологи всего мира говорят, что развод стал проблемой века. Этим сложным вопросом занимаются философы и демографы, медики и педагоги, психологи и юристы [5, с. 39].

На брак и семью оказывают влияние многочисленные личные и социальные факторы. Здесь, прежде всего экономика и политика, обычаи и традиции, идеология, право, правосознание и нравственность, здесь же социальные установки личности, особенности ее воспитания, характера и много других индивидуальных особенностей человека как личности [14, с. 48].

Некоторые считают, что в результате упрощения бракоразводной процедуры стало больше разводов. Конечно, можно существенно затруднить развод и даже вообще его запретить. Только ведь число разводов растет не в силу правовых «послаблений», а главным образом в результате обще социальных факторов, влиять на которое право не всегда в состоянии. Понимание развода, как социального явления предполагает знакомство с порождающими его причинами. Несомненно, главный враг брака, причина №1 гибели брачного союза – алкоголизм одного из супругов, преимущественно мужчин, причем речь идет о бытовом пьянстве, о глубоком распаде личности алкоголика. Такой супруг уже не воспитатель своим детям, не кормилец семьи, не муж своей жены [39, с. 34].

На прочность брака воздействуют и дефекты общественного воспитания. В их числе туманное, а подчас и превратное представление о физиологических отношениях мужчины и женщины, связанных браком, когда на смену первых ярких впечатлений семейной жизни приходит привычная, имеющая свои положительные стороны.

Разрушителем брака нередко выступает концентрация внимания на сексуальную сторону брачных отношений, тогда как совместимость брачных партнеров зависит и от других свойственных человеческой природе качеств супругов. Не последнее место среди субъективных причин расторжения брака занимает неумение, как мужа, так и жены пользоваться своей свободой в сугубо личной сфере жизни. По-своему влияет на рост числа разводов их доступность, которая создает иллюзию простоты происходящего, тогда как чаще всего это не так. Идея о доступности развода, по наблюдению социологов не оставляет даже тех супругов, которые пребывают в состоянии безоблачного счастья и у которых нет никаких намеков на предстоящие житейские бури и невзгоды. Конечно, любая из причин расторжения брака не существует изолированно. Так или иначе, все они соотносятся друг с другом, одна влияет на другую. Причем в любой конкретной ситуации, где муж и жена по-своему несчастливы, чаще всего повод, мотивы, истинные причины развода теснейшим образом переплетаются друг с другом, по-разному осознаются и оцениваются при расторжении брака [39, с. 47].

Негативное воздействие дезадаптации на жизнедеятельность семей, их крайне бедственное положение усугубилось утратой развитой социальной инфраструктуры, многих социальных ценностей, созданных в предшествующий период развития. В частности, были дезорганизованы и во многом разрушены системы дошкольного, внешкольного воспитания и оздоровительного отдыха детей. Известно, что в СССР это были достаточно мощные системы, включающие разветвленную сеть учреждений, материальную базу, подготовленные кадры. Они играли особую роль в развитии семейно-демографических процессов, позволяли родителям совмещать семейные обязанности с трудовой занятостью [39, с. 48].

Все это проблемы сегодняшнего дня. Брак и семья функционируют в системе других социальных институтов, в тесной связи с ними. Право – лишь один из регуляторов брачно-семейного общения, на которое оказывают воздействие экономические законы и нравственные постулаты, психологические факторы и медицинские дозволения и запреты, идеологические взгляды и политические условия. Изолированно говорить только о правовых проблемах семьи и брака невозможно, неизбежно необходимо вторгаться в ближайшие сферы.

Рассмотрим подробнее рост числа разводов, который может быть обусловлен макросоциальными условиями, микро социальными факторами, конкретными причинами и мотивами. Такие глобальные процессы, как урбанизация, миграция из села в город, вовлечение женщин в общественное производство и рост их экономической самостоятельности, успехи за равноправие полов (феминизм), изменение форм социального контроля, разрушение религиозной основы брака, отсутствие негативных стереотипов у разведенных, ослабление связей между поколениями, освобождение от классовых, религиозных предрассудков, снижение ценности и количества детей в семье – это макросоциальные факторы разводимости [37, с.75].

Так как семья является составляющей общества, рассмотрим эти факторы подробней. Урбанизация – бурный рост городов, городского образа жизни и текучесть городского населения. В городах сталкиваются различные обычаи, обряды, традиции и взгляды на брак и семью людей разных национальностей и социальных групп, выходцев из различных районов страны. Их брачные связи не отличаются однородностью уровня нравственной культуры. Различное отношение к браку и семье в одних случаях ведет к более осмысленному, самокритичному поведению личности, в других – к нравственному нигилизму и разводам.

Обретает все большую экономическую самостоятельность и молодежь, что позволяет ей свободней решать проблемы своей семейной жизни. С другой стороны, многие молодые люди оказываются неподготовленными к самостоятельному ведению домашнего хозяйства, семейного бюджета, умению ладить друг с другом.

Неустойчивая судьба ранних браков объясняется и углублением противоречия между половой и социальной зрелостью молодежи. Первое наступает на 2-3 года раньше, чем прежде, второе на 2-3 года задерживается. Неуправляемый рост этого противоречия неизбежно ведет к брачной половой практике, половой адаптации молодежи и непрочным бракам. Эта проблема приобрела международный характер. Датский врач-психолог Н. Хофмайер пишет: «Непрочные браки между молодыми и не достигшими зрелости лицами – главная проблема сегодняшнего дня, а распад таких браков резко увеличивает показатель разводов» [1, с. 116].

Однако распадаются не только кратковременные браки. Большое место среди разводов занимают браки, просуществовавшие 5-9 и 10-19 лет. Можно с уверенностью утверждать, что на 7-10-й год супружеской жизни наступает кризис, во многих случаях завершающийся разводом [1, с. 117].

Причина развода может послужить нежелание одного из супругов иметь ребёнка. Эти случаи встречаются редко, но они бывают.

Одним из субъективных факторов, ведущих к разводам, является неправильно понятая свобода разводов и злоупотребление правом на развод. Это объясняется сложной диалектической сутью свободы развода и права на развод. Свобода была завоевана как одна из гарантий свободы личности вообще. Однако свобода порой неправильно толкуется как свобода от супружеского, родительского и семейного долга, как свобода от нравственной необходимости в браке.

Право на развод не есть приглашение к разводу. Но существование такого права оставляет постоянную возможность злоупотреблять им. [1, с.120].

К микро социальным факторам относятся особенности функционирования отдельной семьи и ее микросреды, характер ее внутрисемейных, родственных, дружеских, соседских связей и т.д. [37 с. 76].

Под мотивами и причинами развода понимают субъективные обстоятельства:

1) отсутствие общих взглядов и интересов;

2) несходство характеров; любовь к другому человеку;

4) супружеская неверность;

5) алкоголизм;

6) грубость и побои;

7) отсутствие нормальных жилищных и материальных условий;

8) вмешательство родителей в семейные дела супругов;

9) поздний или ранний возраст вступления в брак;

10) бесплодие одного из супругов, невозможность иметь детей;

11) добрачная беременность (так называемые «стимулированные» браки);

12) неравный уровень образования и социального статуса супругов;

13) рождение ребенка в первые (1-2) годы брака и др.

Но следует отметить, что анализ мотивов и причин развода осложняется тем, что:

а) в их качестве может выступать любые желания, интересы, влечения, взгляды, ценности;

б) в реальном поведении могут прослеживаться несколько мотивов и причин;

в) процесс мотивации часто выступает как сеть взаимодействующих связей между различными психологическими феноменами; такая связь подвижна и динамична;

г) мотивация тесно связанна с положительными и отрицательными чувствами, со структурой жизни человека;

д) процесс мотивации связан с отрицательной оценкой конкретной брачной жизни и брачного партнера [29, с. 114].

Оформить развод в России можно:

а) в органах ЗАГС: при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; по заявлению одного из супругов независимо от наличия в семье общих детей до 18 лет, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным, осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет [19, ст. 19];

б) в судебном порядке: при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей [19, ст. 21]; при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны [19, ст. 22].

«Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основана на супружеском союзе и родственных связей, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» - такое определение семьи дается Э. Г. Эйдемиллером [10 c. 154]. Ключевым словом в этом определении могут считаться «отношения», так как семья - это система, элементами которой являются члены семьи, связанные между собой определенного рода отношениями: супружескими, родительско-детскими, родственными и т. п. Распад такой системы означает и распад всех вышеперечисленных отношений, что влечет за собой множество неотвратимых последствий и вновь возникающих проблем. Развод подразумевает не только распад отношений между мужем и женой, но это, так же, и распад отношений между ребенком и одним из родителей, что и является наиболее отягощающим обстоятельством, влекущим за собой множество негативных последствий.

Семья – это не только папа, мама и ребенок, это также и круг ближайших родственников, с которыми в период супружеской жизни тесно общались все члены семьи. В процессе развода система распадается на многие элементы: те, кто на стороне бывшей супруги; те, кто на стороне бывшего супруга; те, кто на стороне ребенка; те, кто поддерживают нейтралитет и т. п. В любом случае для каждого из них – развод это, как минимум - личные переживания, как максимум – трагедия [50, c. 112].

На государственном уровне распавшаяся семья рассматривается как семья, у которой только один кормилец, следовательно, сумма дохода такой семьи сокращается, редко он превышает величину прожиточного минимума установленного в регионе. При разводе законодательством закреплена обязанность родителей, содержать своих несовершеннолетних детей [37, с. 80], путем выплаты алиментов одного из супругов. Но эта мера довольно таки часто не выполняется. Многие нерадивые родители уклоняются от уплаты алиментов. Поэтому большинство одиноко воспитывающих родителей относятся к категории малоимущих граждан, в результате на государство возлагается дополнительная функция материального обеспечения.

Рост числа разводов способствует гедонистическому отношению к браку у части членов общества, т.е. занижению его ценности как крайне ответственного события [25, с. 173]. Одним из негативных последствий разводов является распространение установок на легкость расторжения брака, особенно среди жителей больших городов. Это отрицательно сказывается на готовности к преодолению трудностей, неизбежно возникающих на этапе становления семьи, на психологической работе по преодолению конфликтов, на отношении молодых супругов к своим ролям и обязанностям. Положительная динамика разводов способствует изменению отношения к распространению брака в массовом сознании, порождает "моду на развод".

Легкодоступность бракоразводного процесса в нашем законодательстве, влекущая увеличения числа разводов, заставляет думать, что сегодня общество злоупотребляет правом свободы развода. Легкомысленное отношение к этому праву ведет к дестабилизации семьи.

С ростом числа разведенных общественное сопротивление разводам падает. Он перестает быть исключительным и становиться обычным, ординарным явлением. Соответственно снижается и требовательность к выбору брачного партнера. Вышеперечисленные явления приводят к дезорганизации брачно-семейных отношений, девальвации норм и ценностей, способствующих укреплению семьи [18, с. 194]. Вследствие разводов наблюдаются неизбежные демографические потери.

Нарушается воспроизводительная функция семьи, что самым отрицательным образом сказывается на воспроизводстве населения. Уменьшается репродуктивный период в жизни женщины. Возможности деторождения разведенной женщины остаются нереализованными, что крайне отрицательно влияет на процессы расширенного воспроизводства населения [27, с. 188].

Вследствие развода увеличивается воспитательная нагрузка на государство, так как неполная семья чаще, чем полная не обеспечивает детям нормальной адаптации, для таких детей характерны поведенческие проблемы. У них наблюдаются более низкая успеваемость и слабо развитое стремление к достижениям. В неполной семье нарушен психологический климат, для нее характерны большая изолированность и оторванность от окружающего мира. Не в полной мере выполняются ролевые функции, что зачастую приводит к одностороннему феминизированному воспитанию [18, с. 84].

Развод – одна из наиболее психотравмирующих ситуаций для каждого члена семьи. Он стоит на втором месте по степени травматичности для человека, на первом стоит смерть супруга [10, с. 161], являясь тем самым одной из причин психических заболеваний, самоубийств и т. д.

При разводе члены семьи могут подвергнуться огромнейшему стрессу либо оказаться в кризисной ситуации [21, с. 55].

В первом случаи, подвергшись стрессу, члены семьи в процессе развода соответственно находятся в состоянии дистресса. Стресс – это напряжение, мобилизирующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций. Дистресс – это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды. Вместе с тем было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с проявлением отрицательных эмоций человека, а все положительные эмоции объявлять защитой от него. Бывает и по другому. Любая эмоциональная встряска является стрессом (источником стресса). При этом устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса как раз и призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает тогда, когда эти механизмы недостаточно эффективны или когда они «истощают свой ресурс» при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека [13, с. 123]. Сама по себе ситуация развода является длительным и напряженным процессом, что и является сильнейшим стрессирующим воздействием на членов семьи и подвергает их состоянию дистресса.

Кроме дистресса у человека в ситуации развода может наступить кризис – это реакция на опасные события, которая переживается как болезненное состояние [8, с. 223]. Как правило кризис неожидан и неконтролируем. Он может быть связан с потерей, неприятным открытием, унижением, обидой, привнести дополнительные ноты неопределенности и нарушений в повседневную жизнь. Кризис угрожает индивидуальному представлению о себе, идеальному образу Я и личным планам на будущее. Более того, некоторые кризисы содержат элементы объективной опасности и даже угрозу жизни человека. В период кризиса человек нуждается в помощи со стороны, а именно - обрести контроль над ситуацией [8, с. 224]. В нашем случаи (ситуация развода) контроль просто необходим, прежде всего потому что, в большинстве бракоразводных процессов так или иначе задействованы несовершеннолетние дети, а они наиболее подвержены опасности.

С практической точки зрения представляется более целесообразным разделить ситуацию развода на периоды, в которых супругам может потребоваться помощь. Пред разводный период. Основной целью этого периода является достижение продуманного ответственного решения не зависимо от того стремятся ли супруги сохранить их гармоничный брак или нет. В этом периоде еще можно предупредить подачу заявления на развод или поспособствовать взятию его назад, если оно уже подано. Супругам целесообразно выяснить свое отношение к разводу как таковому а также мотивацию их решения развестись. На данном этапе супруги могут находиться в атмосфере в которой преобладает настроение к разводу. От степени и характера патологии личности одного из родителей, а также от настроенности ребенка против одного из родителей зависит длительность семейного конфликта. Период развода. Период, когда супруги уже приняли решение о разводе. На этом этапе у разводящихся супругов чаще всего присутствуют такие чувства как – гнев, печаль, страх перед грядущим одиночеством, вина за содеянное, злость на себя или супруга, желание возмездия. Исходом этого периода является согласие с разводом обоих супругов. К юридическим вопросам, возникающим на данном этапе относятся: раздел имущества и квартиры, выплата алиментов, определение детей к одному из родителей, заключение соглашения о встречах с ними бывшего супруга и т. п. [53, с.137].

Пост разводный период. Основной задачей этого периода является достижение обоими супругами самостоятельности, в новых условиях жизни. Необходимо овладеть новой ситуацией возникшей при разрыве супружеских отношений и предотвратить возможные невротические и депрессивные реакции. К специфическим проблемам относятся продолжение конфликтной ситуации между бывшими супругами это особенно обостряется при совместное проживание в одной квартире после развода. А разменять ее нет возможности, особенно если жилье старое [53, с.138].

Разбив ситуацию развода на три основных периода мы видим, что проблемы на каждом из них имеют однородную структуру, а члены семьи нуждаются в помощи независимо от периода. Но, подходы к решению проблем на каждом этапе должны быть индивидуальными.

Если супружеские отношения функционируют хорошо и на разумной основе, то вероятность конфликтов и как следствие, развода заметно снижается, повышается педагогический потенциал семьи, ведь каждый из супругов имеет возможность построить нормальные отношения с ребенком. Если же супружеский союз дисфункционален, то оба супруга начинают использовать ребенка для удовлетворения своих психологических потребностей, которые остались неудовлетворенными в супружеских отношениях. Для детей же, разрыв родителей – это сильнейший стресс в их жизни, толчок для развития в их поведении и психологии отклонений [7, с. 18-19]. Исследователи подчеркивают актуализацию в ситуации развода следующих проблем в отношении детей: медико-социальные проблемы.

Развод вызывает у детей сильнейшие переживания и психический надлом. М. И. Буянов указывает на такие последствия развода для несовершеннолетних, как заикание и мутизм (молчание), вызываемые психическими травмами шокового характера и часто наблюдаемые у детей из конфликтных семей [18, с. 44]. А. И. Захаров утверждает, что каждый второй ребенок, больной неврозом, в течение своей жизни перенес разлуку с отцом вследствие развода. К сожалению еще мало известно, при каких обстоятельствах страдания, вызванные разводом родителей, приводят к последующим психическим отклонениям, в которых, наряду с указанными ранее поведенческими признаками отрицательного влияния развода на детей могут проявляться также соматические симптомы: боли в желудке, головные боли и др. Медики утверждают, что дети из семей после развода имеют повышенную (в 2 — 2,5 раза) заболеваемость в первые годы жизни и нередко отставание в физическом развитии. Неблагополучные показатели здоровья детей, Так, уровень общей заболеваемости детей разведенных в два раза выше, чем в полных семьях, хроническая патология у детей этой группы — в три-четыре раза чаще. Частота заболеваний данных детей пневмонией в четыре раза выше, чем в полных, почти в 2,5 раза больше детей с язвенной болезнью желудка, в 1,7 раза больше с гастродуоденитами, у них более тяжелое течение ревматизма. В результате доля детей, отнесенных к III — V группам здоровья, в разведенных семьях в 11 раз выше, чем в полных (34,5% против 2,8%) [18, c. 45].

Особое внимание в трудах исследователей уделяется изучению психолого-педагогических проблем, порождаемых paзводом. В качестве таковых учеными выделены: усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду, нарушение социальной адаптации к повседневной жизни [16, с. 277]; формирование дефектов характера и нравственного развития, проявляющихся в не сформированности альтруистических и гуманистических свойств, в отсутствии положительного опыта сотрудничества, взаимных уступок и решений, в выборе в будущем роли постоянной жертвы [16, с. 202]; социальная дискриминация, связанная с отсутствием отца и матери [10, с. 102]; увеличение риска асоциального как реакции на пред разводную конфликтную ситуацию в семье бракоразводную процедуру, а также на свой особый социальный статус; детская безнадзорность; сложности во взаимоотношениях со взрослыми, сводными и единокровными братьями и сестрами в ситуации полиродительства; однобокое воспитание, феминизация мальчиков, нарушения половой идентификации. Что же касается долгосрочных психолого-педагогических последствий разводов для детей, то последние исследования свидетельствуют, что ограничение (отсутствие) контактов с отцом затрудняет получение ребенком значительной части социального опыта не только из-за отсутствия прямого влияния на него еще одного воспитателя (с отличными от матери психологическими особенностями), но и по причине невозможности приобщения к практике родительского, супружеского взаимодействия [15, с. 115].

Многие авторы отмечают, что дети, выросшие в неполных семьях, лишенные возможности наблюдать близкие и гармоничные отношения между двумя близкими людьми, часто повторяют ошибки своих родителей; в результате развод становится как бы наследственным [27, с. 221-225].

У ученых не вызывает сомнений вопрос о материально-бытовых проблемах, порождаемых разводом, обусловленных наличием одного трудового дохода в семье. А это может не самым лучшим образом сказываться на воспитании ребенка. При уменьшение доходов может последовать ограничение финансовых затрат на содержание ребенка. Такие затраты могут быть самыми различными (летний отдых, досуг, дополнительное образование и т.п.) но в той или иной степени необходимыми для полноценного развития ребенка.

Рассмотрев факторы, причины и мотивы разводов, их последствия и проблемы – мы видим, что негативное влияние бракоразводных процессов трудно переоценить как для самих участников этого процесса, так и для общества. Основными и наиболее «опасными» последствиями развода могут стать: снижение рождаемости; ухудшение условий семейного воспитания; снижение половой деятельности; работоспособности взрослых членов разводящейся семьи; ухудшение показателей здоровья; увеличение заболеваемости и смертности; рост алкоголизма и суицидов; возникновение множества психических проблем. Поэтому развод – это именно социальное явление, которое требует повышенного внимания государства и социальных служб как основных субъектов социальной работы.