Реализация политики государственной поддержки семей с детьми в Республике Бурятия

Выявление специфических групп (типов) семей с детьми, нуждающихся или могущих нуждаться в конкретной форме социальной поддержки;

- определение конкретных проблем трудной жизненной ситуации, с которыми сталкиваются или могут столкнуться семьи с детьми;

- установление наличия и степени осознанности потребности в обращении к службам социальной помощи, включая информированность о самом их существовании, а также мотивации к такому обращению;

- определение потребности в создании тех служб, которые необходимы, но отсутствуют в силу каких-либо причин, и основных направлений их деятельности;

- оценка эффективности деятельности служб социально-экономической поддержки и степени удовлетворенности ею со стороны их клиентов.

Результатом решения данных задач должно стать созданием системы социально - экономической поддержки семей с детьми, что может быть достигнуто открытием новых и переориентации деятельности уже существующих структур. Эта система будет выполнять двоякую функцию: помогая отдельным семьям с детьми, оказывая им поддержку в разрешении стоящих перед ними проблем, укреплять семью как социальный институт.

Как показывают исследования, в современных условиях, когда проводимая в стране реформа обусловила падение жизненного уровня семей различных типов, государственная поддержка семей с детьми сведена преимущественно только к материальной, экономической помощи (денежной или натуральной). Однако надо понимать, что социальная поддержка семей с детьми должна включать в себя и содействие в реализации других возможных потребностей семей, в разрешении любых проблем. А экономическая поддержка не может быть сведена только к денежным выплатам или к предоставлению семьям различных льгот и субсидий материального характера. Ее целью должно быть стимулирование экономического потенциала семьи, ее активности в формировании и рациональном использовании семейных доходов.

В общем плане, очевидно, что все проблемы, с которыми сталкивается или может столкнуться семья, могут быть условно разделены на перспективные и текущие, каждые из которых требуют разработки своих технологий разрешения. Все семьи с детьми на любых стадиях своего жизненного цикла сталкиваются с экономическими проблемами, с проблемами социальными, медицинскими, психологическими, юридическими, образовательными и т.п.

Например, для молодой семьи с детьми типично наличие материальных и жилищных трудностей, психологических проблем общения и конфликтных ситуаций. Супруги в таких семьях могут испытывать трудности с продолжением образования, профессиональным ростом. Аналогичный набор проблем и стрессовых ситуаций различного характера можно составить для любой стадии жизненного цикла семьи. Проблемы и стрессы, порождаемые внесемейными факторами, еще более разнообразны.

Поэтому социально – экономическая поддержка семей должна реализоваться в программах, имеющих соответствующую направленность, которые должны учитывать специфические потребности некоторых социальных групп семей. Соответственно, социальная поддержка семей с детьми реализуется через экономические, медицинские, психологические, образовательные и другие программы, ориентированные на семьи со специфическими нуждами.

В Республике Бурятия, как и во всей России, традиционно сложилось так, что основным видом социально - экономической поддержки семей были разного рода денежные выплаты и льготы, с помощью которых государство пыталось помочь семье решить ее проблемы.

В такой ситуации трудно рассчитывать на то, что цели социальной поддержки будут достигнуты, ибо, как справедливо говорит Дементьева И. Ф., «нуждающихся много – денег же мало, материальная помощь не может решить все проблемы». Финансовая или любая иная материальная помощь малоимущим семьям с детьми не должна быть единственным и главным видом социальной (экономической в данном случае) поддержки семей, так как такой подход не позволяет в принципе решить проблемы семьи.

Главное, - это меры, направленные на подъем экономической самостоятельности семьи, на расширение ее собственных, внутренних возможностей в производстве, распределении и использовании семейного дохода.

Таким образом, программы по укреплению семьи должны быть направлены на обеспечение прогрессивного роста ресурсов семьи, повышения уровня ее экономической самостоятельности, организованности, автономии и ответственности. Только в сочетании с программами подъема экономического благосостояния семьи могут развиваться и сыграть свою роль и другие меры социально - экономической поддержки семей, в том числе разные виды пособий и льгот. Как подчеркивалось раннее, социально-экономическая поддержка семей – это содействие в реализации всех возможных, а не только одних экономических потребностей семьи. Поэтому наряду с экономическими программами государственная поддержка семей должна включать в себя и другие различные социальные программы (программы семейного консультирования, программы планирования семьи и др.)

Неслучайно в перечне функций органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в области социальной поддержки семьи, женщин и детей определена не только функция предоставления государственной социальной помощи и льгот семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, но и функция обеспечения скоординированной деятельности органов социальной защиты населения субъекта Российской Федерации и местного самоуправления по формированию и реализации территориальных программ, направленных на улучшение положения семьи, женщин и детей, в том числе программ социального обслуживания семьи и детей.

В программе социально – экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015гг. зафиксированы следующие цели государственной политики в области социальной поддержки населения:

обеспечение социально - экономических гарантий граждан;

повышение доступности и качества государственных услуг в сфере предоставления социальных выплат, мер социальной поддержки населения на основе адресности их предоставления;

улучшению условий и качества социального обслуживания, оздоровлению граждан, инвалидов, детей с ограниченными возможностями и обеспечению пожарной, технической, санитарно-эпидемиологической безопасности учреждений;

развитию системы и новых форм нестационарного социального обслуживания и т.п.

Функции определения размеров и видов оказания социально – экономической поддержки, а также установление дополнительных условий для получения нуждающимися семьями с детьми государственной помощи переданы региональным органам власти, т.е. органам власти нашей Республики. Минимальные размеры экономической поддержки установлены федеральным законодательством. Республиканские органы власти могут назначать дополнительные гарантии из средств республиканского бюджета.

Сохраняется актуальность, решения задачи определения потребности Республики Бурятия в финансировании адресной социальной помощи с учетом необходимости межбюджетного выравнивания. При этом финансирования государственной поддержки семей Республики Бурятия осуществляется из его республиканского бюджета.

Для усиления государственной поддержки гражданам, имеющим детей, предусматриваются меры по обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты ежемесячных пособий и компенсаций.

В сфере социальных услуг планируется решение задач по расширению рынка и повышению качества предоставляемых услуг; децентрализации системы социальных служб; дальнейшему развитию негосударственного сектора.

Реализация названных мер должна обеспечить максимально эффективную защиту социально уязвимых групп граждан, семей с детьми, которые не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке.