Регионы Венесуэлы

Каракас - жемчужина Венесуэлы

Основанный испанцами в 1567 г., город Каракас (что означает "долина поющих птиц") к 1941 г. имел 269 тыс. жителей. В последующую треть века население его выросло в 10 раз! Сейчас это большой современный город, крупнейший культурный, финансовый и промышленный центр страны, насчитывающий с пригородами 3 млн. жителей. Здесь находятся Национальный конгресс, президентский дворец Мирафлорес, резиденция правительства, пантеон с прахом Боливара, Центральный университет и другие высшие учебные заведения, музеи, театры, редакции главных газет. В столице и ее окрестностях сосредоточены предприятия металлообрабатывающей, автосборочной, электротехнической, химической, полиграфической, текстильной и швейной, кожеобувной, пищевой и других отраслей промышленности. На долю Каракаса приходится 2/5 внутренней торговли Венесуэлы и продукции ее обрабатывающей промышленности.

Город лежит в долине р. Гуайры, между двумя параллельными хребтами Карибских Анд, на высоте 900—1000 м над ур. моря. Защищенный горами от знойных южных и северных ветров, он имеет очень здоровый и к тому же почти не меняющийся в течение года климат, за что Каракас называют городом вечной весны. На севере, словно сине-зеленый страж столицы, поднимается покрытый лесом пик Авила. Невысокий перевал (1040 м) отделяет Каракас от его порта — Ла-Гуайры, расположенного на побережье Карибского моря. По прямой между ними 13 км, но северный склон Верегового хребта настолько крут, что венесуэльцы шутя называли старое шоссе, связывающее столицу с морем, "последним ударом тореадора", ибо сотни его петель и поворотов способны были доконать самого стойкого пассажира. В 50-х годах через хребет пробили два туннеля, была построена ультрасовременная автострада, и теперь вся поездка от побережья в Каракас занимает 20 минут. К востоку от Ла-Гуайры, через которую проходит 3/4 импорта страны, тянется полоса пляжей — венесуэльская Ривьера, а к западу на побережье расположен международный аэропорт Майкетия.

В послевоенные десятилетия велись крупные работы по перестройке Каракаса. Были разрушены целые кварталы старых домов. Почти через всю столицу протянулся новый многокилометровый проспект Боливара. В западной части его высится Сентро-Боливар — два соединенных между собой над проезжей частью проспекта небоскреба с подземными галереями, магазинами и гаражами. Были построены огромные здания военной академии, университетского городка, многоэтажные жилые дома и здания из стекла и стали, в которых разместились правления и филиалы иностранных и местных банков, торговых и промышленных фирм, отели, магазины. Появился новый "двухэтажный" проспект Освободителя, посередине которого углубленным на 4—5 м в землю бетонированным каналом бежит скоростная автострада без пересечений, связывающая западную часть столицы с восточной. Построены многочисленные железобетонные, в два-три яруса эстакады и туннели для автострад, рассекающих город во всех направлениях и заполненных непрерывным потоком автомашин. "Каракас скорее город автомобилей, чем город людей, — замечает шведский писатель Артур Лундквист, — Автострады здесь не переходят в улицы: они бесцеремонно врезаются в город и прокалывают его насквозь..."

Каракас лишен структурного единства. В нем несколько центров и множество окраин. В облике его видны черты разных эпох. Нередко современные многоэтажные дома оказываются соседями старинных зданий, церквей и особняков.

Широкие бульвары, скверы и парки придают городу красочный вид. Великолепные особняки и дворцы, окруженные декоративными деревьями, пальмами и кактусами, цветниками и газонами, шикарные рестораны и сверкающие огнями ночные клубы, теннисные корты и бассейны — все это совершенно особый мир, где живут местные богачи.

В то же время предместья столицы представляют собой море безысходной нищеты. Это кварталы "ранчо" — трущоб, часто не имеющих даже водопровода Здесь на склонах гор, в домах, построенных из строительных отходов, живут многие тысячи жителей столицы: бывшие крестьяне, лишившиеся земли и дома, и иммигранты. Здесь на каждом шагу звучит иностранная речь, чаще всего итальянская.

Северо-запад Венесуэлы

Если выехать из Каракаса по венесуэльскому ответвлению Панамериканской автострады, то, не сворачивая никуда в сторону, можно побывать почти во всех важнейших городах северо-запада страны. В 80 км от столицы, в плодородной долине, занятой плантациями цитрусовых, кофе и сахарного тростника, лежит главный город штата Арагуа — Маракай. В первой трети XX в. в нем располагалась резиденция диктатора В. Гомеса. Тут размещаются крупный гарнизон, авиационная школа и основная база венесуэльских ВВС. Промышленность — текстильная, кожевенная, пищевая, керамическая.

Далее, на берегу одноименного озера, расположена Валенсия (около 400 тыс. жителей) — центр богатого сельскохозяйственного района и главный город штата Карабобо. Еще недавно узкими улочками, церквами и зданиями колониальной эпохи этот город наломинал старую Испанию. Однако в 60—70-х годах в нем быстро развивалось промышленное производство и сейчас имеются предприятия машиностроительной, металло- и деревообрабатывающей, текстильной, кожевенно-обувной, пищевой, цементной промышленности.

Главный город штата Лара — Баркисимето насчитывает свыше 300 тыс. жителей. Это важный промышленный центр по переработке сельскохозяйственного сырья и торговле кофе, какао, сахаром, зерновыми, скотом, а также - крупный перевалочный пункт между окружающим город богатым сельскохозяйственным районом и одним из главных портов страны — Пуэрто-Кабельо. Расположенный юго-западнее, в горной котловине, город Трухильо также имеет предприятия, перерабатывающие местное сельскохозяйственное сырье. Продукция их отправляется главным образом в города бассейна оз. Маракайбо.

У города Валера дорога разветвляется: Панамериканское шоссе идет вверх, на юго-запад. Там, высоко в Андах, находится старинный религиозный и университетский центр Мёрида, напоминающий своими белыми крепостными башнями и монастырями уголок Кастилии. И наконец, почти у самой границы расположен Сан-Кристобаль, ведущий весьма оживленную торговлю с пограничным районом Колумбии.

Озеро Маракайбо

Шоссе, которое спускается от города Валера на северо-запад, выходит на широкую низменность, окружающую оз. Маракайбо — второй важнейший район страны, практически включающий только один штат Сулия. Он занимает примерно 7% территории Венесуэлы, но живет в нем 14% ее населения. Климат жаркий и влажный. Значительная часть низменности заболочена и покрыта лесом. В западной части бассейна Маракайбо находятся плантации какао, сахарного тростника и других многолетних культур, а к югу от озера преобладает тропическое земледелие и молочное животноводство на лучших в Венесуэле пастбиищах. Но главное богатство района - нефть. Здесь находится одно из крупнейших в мире месторождений "черного золота". Нефть и попутный газ добываются на побережье и со дна озера.

В 1525 г. император Карл V в уплату за долг в 12 бочек золота передал на 30 лет право управления Венесуэлой немецким банкирам Вельзерам. Присланный ими губернатор на северо-западном берегу озера Маракайбо основал город. В последующие четыре века город Маракайбо мало изменился. Вплоть до 1918 г., когда поблизости началась добыча нефти, в нем не было ни мостовых, ни канализации, ни водопровода. Открытие в районе озера богатейших запасов нефти и стремительно возраставшая добыча ее короткий срок изменили облик захолустного городка и всей округи. Деревушки по берегам озера превратились в поселки нефтяников, а затем в города Ла-Роса, Кабимас, Лагунильяс, Ла-Салина и др. Вокруг них выросли леса вышек, нефтехранилища, склады. Недалеко от Маракайбо, в Эль-Табласо, поднялись корпуса крупнейшего в Латинской Америке нефтехимического комбината.

Маракайбо стал вторым по величине городом Венесуэлы. Он насчитывает около 800 тыс. жителей. Здесь возникли различные промышленные предприятия. В 50—60-х годах в нем появились широкие асфальтированные проспекты, кварталы многоэтажных современных зданий. В городе имеются крупные холодильники, различного рода промышленные предприятия, международный аэропорт.

В одной из проток, соединяющих оз. Маракайбо с морским заливом, был прорыт канал, сделавший город доступным для океанских судов, и сейчас по объему грузооборота он стал первым портом страны.

Недалеко от города через протоки построен бетонный мост длиной около 9 км, соединивший Маракайбо с восточным берегом озера. Мост имеет 135 пролетов, причем центральные (по 236 м) подняты на 45 м над ур. моря, что позволяет проходить под мостом крупным танкерам. Кроме того, на озере, близ города Ла-Салина, построен искусственный бетонный остров площадью 48 га, на котором возник новый порт по вывозу нефти.

Льянос

Льянос еще с колониальных времен используются для разведения крупного рогатого скота. Однако сухой и жаркий климат, слабая заселенность, отдаленность от основных рынков сбыта и отсутствие железных дорог долгое время тормозили рост поголовья скота. И сейчас еще животноводство мясного направления носит здесь экстенсивный характер. Вместе с тем на западе Льянос часть земель в предгорьях Анд освоена под сельскохозяйственные культуры; в центральной части Льянос благодаря созданию плотины и водохранилища появилось орошаемое земледелие (рис, хлопчатник), а на востоке возникли плантации тропических культур.

После того как в восточных, а затем и в западных Льянос началась добыча нефти, облик этих районов заметно изменился. Быстро увеличилось население Матурина, Тукупиты и других здешних городков. В безлюдных степях выросли десятки поселков нефтяников. И на востоке, и на западе появились нефте- и газопроводы, соединившие месторождения "черного золота" с морскими портами и промышленными центрами. В связи с ростом на востоке нефтедобычи значительно возросла роль Барселоны и ее порта Пуэрто-де-Крус, расположенных на берегу Барселонского залива. Раньше здесь перерабатывалась лишь сельскохозяйственная продукция прилегающего района да имелись соляные и угольные копи.

Сейчас Барселона — конечный пункт большого нефтепровода, а в ее окрестностях построен крупный нефтекомбинат и работают несколько старых нефтеперерабатывающих заводов. Город быстро растет и имеет для востока страны такое же значение, как Маракайбо для запада. В этом же районе ведется строительство нового глубоководного порта Гуанта для ряда промышленных предприятий.

Гвианское плоскогорье

Гвианское плоскогорье, или венесуэльская Гуаяна, — это огромный район к югу от нижней Ориноко, покрытым частью саваннами, частью влажнотропическим лесом. За исключением его северо-восточной окраины, весь это район заселен крайне редко и почти не освоен. Небольшие племена "лесных" индейцев, живущих по течению рек, которые служат им основными путями сообщения, занимаются охотой, рыболовством, примитивным земледелием и лесным собирательством.

До второй мировой войны единственным значительным населенным пунктом на всей этой огромной территории был расположенный на правом берегу Ориноко город Сьюдад-Боливар. Он служил воротами для всех, кто направлялся в глубь Гвианского плоскогорья — в край золота, алмазов, каучука. Но открытие на севере плоскогорья богатейших месторождений высококачественных железных и марганцевых руд, бокситов и других полезных ископаемых в сочетании с наличием здесь крупных гидроэнергетических ресурсов и удобного транспортного сообщения сделало этот район выгодным для комплексного развития.

В 60-70-х годах здесь возник крупнейший горнорудный, металлургический и машиностроительный комплекс, включающий несколько городов и речных портов, крупные ГЭС и предприятия различных отраслей промышленности. Быстро растет город Сьюдад-Гуаяна — центр этого района, уже сейчас получившего название венесуэльского Рура. Намечается сельскохозяйственное освоение дельты Ориноко, с тем чтобы обеспечить новый промышленный район продуктами земледелия и животноводства.