Результаты моделирования защищённости РФ от терроризма

В России необходимы разработка и использование "ситуационных, геоэтнополитических моделей развития и противодействия терроризму". Используемый математический аппарат должен обеспечивать высокую гносеологическую производительность одновременного рассмотрения большого количества нелинейных, нестационарных и взаимосвязанных динамических процессов (от 300 до 1500).

Это необходимо для уменьшения расходов (по некоторым оценкам в десятки раз) на локализацию террористических угроз и доведения их до величины 5% от возможных потерь за счёт не предотвращённых терактов. Подобный экономический эффект можно обеспечить только путём "опережающего" и точного прогнозирования рейтинга различных разновидностей террористических угроз.

Именно такой возможность обладает предложенный метод описания динамики роста террористических угроз, с помощью передаточных функций высокого порядка. Это позволяет избежать необоснованных априорных упрощений, являющихся основной причиной ошибочности прогностических рекомендаций.

Опыт практического применения предложенного метода ситуационного моделирования позволяет утверждать, что:

 -    момент потери статической или динамической устойчивости и появления террористических проявлений определяется с ошибкой 4% - 5%;

 -    амплитуды и периоды реализации террористических угроз (по сравнению с текущим уровнем личной безопасности) и частоты свободных колебаний, возникающих при разрушении статического гомеостаза, определяются с ошибкой 15%;

 -    амплитуды террористических угроз при переходных процессах и их продолжительность при переходе к видоизменённому состоянию статического гомеостаза определяются с ошибкой 15%;

 -    глубина прогностических оценок составляет не менее 18 лет;

 -    анализ оперативной информации подтвердил наличие разрушения и этнической дифференциации "бытовых" причинно-следственных связей в повседневном существовании населения.

По предлагаемой методике удалось выявить природу и основные причины периодических обострений во взаимоотношения русского и чеченского этноса. Основной причиной является тенденция к "выживанию" за счёт набегов на другие этносы, характерная для архаичного, но чрезвычайно живучего "археотипа" поведения ряда горских этносов.

Период появления необходимости в применении военно-полицейских операций в момент обострений отношений русского и чеченского этноса составляет около 45-50 лет (сейчас наблюдается 3-я гармоника "имперского периода развития" - 18 лет). Предыдущий, подобный период обострения кризиса завершился депортацией чеченцев в Казахстан.

Резкое ухудшение социально-экономических условий существования и катастрофические отличия в морально-этических регуляторах личного поведения (отсутствие совместных и легитимных идей государственного развития) возможно приведёт к периодическим (с периодом 5-6 лет) ухудшениям отношений с чеченским этносом. Масштабы разрушений гомеостаза состояния безопасности РФ таковы, что появились признаки абсолютно неуправляемых, нелинейных процессов.

При сохранении имеющейся ситуации РФ, когда не используется режим "опережающего" прогнозирования угроз, но растёт раскрываемость "старых форм терроризма", можно предположить следующую динамику видоизменений форм терроризма и роста числа террористических проявлений, представленную на рисунке 1 (прогноз составлялся в 2000г. и оправдался в 2007г.)

"Кривая 1" отображает динамику изменений общего числа терактов, "кривая 2" отображает динамику изменений числа терактов, совершаемых с помощью взрывчатых веществ, огнестрельного оружия и захвата заложников, "штрихованная зона кривой 1" изображает величину потерь контроля над состоянием безопасности.

Ожидается удвоение общего числа терактов каждые 1,5 года, вплоть до 2007 г.

В 2007 г. ожидается выход в зону действия "ограничивающего фактора Либиха", с "установившимся числом" 9500 терактов /год.

К 2020 г. ожидается почти полный переход террористов к "новым формам терроризма".

Динамика видоизменений форм терроризма и роста числа террористических проявлений

Рис.1 Динамика видоизменений форм терроризма и роста числа террористических проявлений

Сравнение изменений рейтингов угроз старых форм терроризма и появившихся новых форм терроризма можно произвести по результатам моделирования, представленным на рис.2.:

химический терроризм (рейтинг 32,5);

биологический терроризм (рейтинг 22,7);

психотропный и информационный терроризм (рейтинг 21,3);

техногенный терроризм, с использованием генераторов ЭМИ, для проникновения в охраняемые промзоны различных объектов (рейтинг 13);

традиционный терроризм с использованием взрывчатых веществ, огнестрельного оружия и захвата заложников (рейтинг 11,3).

Изменения рейтингов угроз старых форм терроризма и появившихся новых форм терроризма

Рис. 2. Изменения рейтингов угроз старых форм терроризма и появившихся новых форм терроризма

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

В результате сравнения возможных результатов различных вариантов государственных попыток локализации террористических угроз, удалось выявить следующие приоритеты для реализации (и финансирования):

 -    необходимо финансирование создания коллегиального и представительного центра для мониторинга и прогнозирования ситуации с помощью "ситуационного моделирования". Центр должен иметь право на выдачу рекомендаций обязательного характера и иметь каналы оперативной связи со структурами планирования бюджетных расходов, с правоохранительными органами (МВД, ВВ РФ), МЧС РФ, службами Минздрава РФ и МО РФ;

 -    необходима разработка идей государственного развития и безопасности РФ, одинаково легитимных для "олигархов", неимущей части русского этноса и всех этносов РФ (включая и чеченский этнос);

 -    необходимо восстановление военно-политического потенциала защиты зон геополитического влияния РФ;

 -    необходим пятикратный рост промышленно-экономического потенциала;

 -    необходимо уменьшение коррумпированности правоохранительных органов в 10 раз и полное прекращение попыток этнического рэкета и режима этнических "набегов" в русских регионах;

 -    желательно уменьшение в 1,5-2 раза соотношения доходов 10% самых богатых и самых бедных граждан;

 -    желательно уменьшение в 7 раз числа граждан живущих за чертой бедности.

В РФ обнаружены сигнальные признаки возможности появления новых зон регионального и этнического терроризма. Такими зонами, кроме Чечни, могут стать зоны компактного проживания "коренных жителей Печоры", зоны проживания карачаево-балкарского этноса, и Дальний Восток. Поэтому необходимы дополнительные исследования состояния безопасности в этих регионах.