Рекомендации МЭА по вопросам энергоэффективности для стран Большой восьмерки

Межотраслевые политические меры в поддержку энергоэффективности

Увеличение инвестиций в энергоэффективность Правительства должны облегчить участие частного сектора в инвестировании энергоэффективности посредством:

принятия и оглашения участникам частного сектора стандартного протокола по контролю и измерению энергоресурсов, сэкономленных благодаря внедрению энергоэффективных технологий, чтобы уменьшить существующие неопределенности при измерении выгод от инвестиций в энергоэффективность и стимулировать более активное участие частного бизнеса;

поощрения финансовых организаций к обучению своих сотрудников и к разработке критериев оценки и финансовых инструментов для осуществления проектов в сфере энергоэффективности;

пересмотра действующих субсидий и программ налогового стимулирования с целью создания более благоприятных предпосылок для инвестиций частного бизнеса в сферу энергоэффективности;

сотрудничества с организациями частного финансового сектора, направленного на создание объединенных инструментов частного и государственного секторов, с целью способствовать инвестициям в сферу энергоэффективности;

популяризации инструментов снижения риска, таких как рефинансирование кредитов (секьюритизация) или общественно-частные партнерства;

создания организационных структур, которые бы обеспечивали постоянное сотрудничество и обмен опытом по вопросам энергоэффективности между государственным сектором и финансовыми организациями.

Государственные стратегии и цели в сфере энергоэффективности

Правительства должны ставить цели и создавать планы действий по повышению энергоэффективности в каждом секторе экономики страны, пользуясь результатами работы, которую выполняет МЭА по разработке сравнительных показателей энергоэффективности на уровне отраслей и сбору передового опыта стран.

Оптимальный план действий должен включать:

оценку энергопотребления конечными пользователями во всех отраслях;

определение потенциала экономики в сфере энергосбережения;

определение задач и соответствующих методов, позволяющих оценить успешность реализации плана.

Учреждения, занимающиеся политикой в области энергоэффективности, должны располагать соответствующими ресурсами.

Контроль над соблюдением требований, обеспечение их соблюдения и оценка результатов

Правительства должны гарантировать соответствующий контроль, обеспечение соблюдения и оценку результатов как добровольных, так и обязательных политических мер в сфере энергоэффективности с тем, чтобы обеспечить максимальное соответствие установленным требованиям. Как минимум под этим подразумевается:

заблаговременная разработка и планирование оптимальных процедур контроля над соблюдением требований и оценки результатов во время формирования новых политических мер и стратегий;

создание законодательной и организационной инфраструктуры, которая бы обеспечивала соблюдение требований к энергоэффективности;

обеспечение прозрачности и справедливости процедур оценки соответствия требованиям; в том числе спецификации методов, частоты и масштабов контрольных проверок;предоставление регулярных отчетов о проверках и обнародование их результатов, включая случаи несоответствия требованиям;

разработка и выполнение комплексных дисциплинарных мер, соизмеримых со степенью нарушения требований и стоимостью энергетических потерь;

создание и внедрение надежной системы для оценки результатов политических мер и программ во время и после их выполнения. Показатели энергоэффективности

Правительства должны обеспечить, чтобы их политические меры в сфере энергоэффективности основывались на достоверной информации о конечном потреблении путем существенного повышения усилий по сбору соответствующих данных по всем отраслям и всем видам энергии.

Это потребует от правительств увеличения ресурсов, выделяемых на сбор данных по конечному энергопотреблению.

Как минимум правительства должны обеспечить возможность составления и подачи разработанного МЭА в сотрудничестве с другими организациями ежегодного отчета, содержащего данные по энергоэффективности.

Контроль и отчетность по выполнению рекомендаций МЭА в сфере энергоэффективности

Правительства должны договориться отслеживать процесс выполнения каждой конкретной рекомендации, а также предоставлять МЭА регулярные отчеты об изменениях ситуации.

Энергоэффективные здания

Разработка строительных норм для новых зданий

Правительства, у которых в настоящее время нет обязательных стандартов энергоэффективности для новых зданий в строительных нормах, должны срочно установить такие стандарты, обеспечить их соблюдение и регулярное обновление;

Правительства, имеющие в настоящее время обязательные стандарты энергоэффективности для новых зданий, должны значительно ужесточить эти стандарты.

Стандарты энергоэффективности для новых зданий должны устанавливаться национальными или федеральными правительствами и стремиться минимизировать суммарные издержки в течение 30-летнего срока службы зданий.

Здания с пассивным энергопотреблением и здания с нулевым энергопотреблением

Правительства должны поддерживать и поощрять строительство зданий с очень низким или нулевым потреблением полезной энергии (здания с пассивным потреблением энергии и нулевым потреблением энергии) и гарантировать общедоступность этих зданий на рынке.

Правительства должны установить задачу достичь определенной доли ЗПЭ и ЗНЭ от объема всего нового строительства на рынке к 2020 г.

Здания с пассивным или нулевым энергопотреблением должны использоваться в качестве сравнительных показателей для стандартов энергоэффективности при обновлении строительных норм в будущем.

Существующие здания

Правительства должны систематически вести сбор информации относительно энергоэффективности в существующих зданиях и барьеров на пути к повышению энергоэффективности.

Должны также быть рассчитаны стандартизированные показатели энергоэффективности в зданиях для сравнения, контроля и выбора лучших методов на международном уровне.

Основываясь на этой информации, правительства должны создать комплекс инициатив для устранения наиболее существенных барьеров на пути к энергоэффективности в зданиях.

Этот комплекс должен установить стандарты, которые обеспечат повышение энергоэффективности при реконструкции и ремонте всех зданий;

Комплекс также должен повысить осведомленность о сути энергетической эффективности в строительном секторе, а также повысить роль и значение энергетических характеристик зданий на рынке.

Схемы строительной сертификации

Правительства должны принять меры, имеющие целью повышение осведомленности населения в вопросе энергоэффективности, и предоставить информацию об основных преимуществах энергосбережения. Эти меры должны включать:

обязательные схемы сертификации энергопотребления, гарантирующие, что покупатели и съемщики зданий получат информацию об энергоэффективности зданий и основном потенциале энергосбережения;

структуры, гарантирующие доступность информации по энергоэффективности в любое время для всех субъектов строительной отрасли.

Окна и другие застекленные участки

Правительства должны разработать комплекс политических мер по повышению энергоэффективности окон и других застекленных участков. Этот комплекс политических мер должен включать:

минимальные стандарты энергоэффективности для окон и прочего остекления, базирующиеся на минимальных затратах в течение срока службы здания;

требование для изготовителей окон и застекленных объектов обеспечить маркировку энергоэффективности для своей продукции;

создание правительствами демонстрационных проектов по установке энергоэффективных окон и ориентация государственных закупок на приобретение окон с высокими энергосберегающими характеристиками.

Энергоэффективные бытовые приборы

Обязательные требования к энергоэффективности или нанесению маркировок

Правительства должны принять обязательные требования к энергетическим характеристикам и, где это необходимо, сравнительную маркировку по этим характеристикам для всего спектра бытовых приборов и электрооборудования на уровне, соответствующем лучшему международному опыту.

Должны быть выделены соответствующие ресурсы, чтобы гарантировать строгость этих требований и их неукоснительное выполнение.

Режимы с низким энергопотреблением для электрооборудования

Правительства должны принять вышеупомянутое «горизонтальное» 1-ваттное ограничение и применить его ко всей продукции, попадающей под определение Международной электротехнической комиссии как изделия, использующие режим ожидания, с ограниченными исключениями.

Правительства должны принять политические меры, согласно которым электронные устройства должны переходить в маломощные режимы автоматически по прошествии определенного времени, в течение которого они не использовались.

Правительства должны обеспечить, чтобы подключенные к сети электронные устройства минимизировали потребление энергии, с приоритетом на учреждении отраслевых стандартов для управления энергопотреблением.

Для повышения энергоэффективности в электронных сетях правительства должны:

проинструктировать соответствующие общественные и частные органы стандартизации относительно обязательной разработки общеотраслевых стандартов, поддерживающих управление энергопотреблением в устройствах и оборудовании, включая сетевые приборы;

гарантировать разработку и внедрение таких протоколов.

Телевизоры, телевизионные приставки и цифровые телевизионные адаптеры

МЭА заключает, что передовой международный опыт использования телевизионных приставок с низким энергопотреблением включает разработку политических мер, устанавливающих стандарт минимальной энергоэффективности для цифровых телевизионных адаптеров. Эти меры должны:

определять максимальные уровни потребления энергии в режимах «вкл» и «выкл»;

гарантировать, что потребитель может легко переключить прибор на более низкий уровень энергопотребления.

Второй аспект передового опыта - обеспечить, чтобы субсидированные правительством устройства отвечали более высоким требованиям по энергоэффективности.

Правительства должны осуществить политические меры по энергоэффективности для телевизоров и телевизионных приставок, разработанные в целях:

продвижения наилучших современных телевизионных изделий и технологий с наилучшими характеристиками;

стимулирования выхода на рынок новых телевизионных технологий, которые нацелены на вдвое меньшее потребление энергии телевизионными установками по сравнению с современными уровнями;

минимизирования энергии, используемой клиентами ПТУ при получении телевизионных услуг, путем включения таких требований в соответствующие франчайзинговые или лицензионные соглашения, дающие ПТУ разрешение на работу.

Стандарты тестирования энергоэффективности и протоколы ее измерения.

Правительства должны:

пересмотреть стандарты измерения энергопотребления, действующие в настоящее время, и определить, совместимы ли они с требованиями государственной политики;

поддержать развитие и использование международных стандартов измерения, где это необходимо, чтобы помочь в проведении сравнения и сопоставительного анализа продаваемой продукции, одновременно уменьшая затраты на соблюдение этих стандартов.

Лучшие технологии энергоэффективного освещения

Внедрение лучших технологий освещения и постепенный отказ от ламп накаливания

МЭА рекомендует правительствам поддерживать многосторонний передовой опыт в области освещения.

Правительства должны как можно скорее отказаться от использования большей части неэффективных ламп накаливания, насколько это возможно с экономической и коммерческой точек зрения:

в стремлении к этой цели необходимо установить как временные рамки, так и задачи, необходимые для ее осуществления;

действия правительства и промышленности должны быть скоординированы на международном уровне, чтобы обеспечить поставку достаточного количества высококачественных и высокоэффективных альтернативных ламп.

Нежилые здания и отказ от неэффективного освещения с использованием топлива

Правительства должны осуществить комплекс мер, чтобы гарантировать установку энергоэффективного экономичного освещения в нежилых зданиях. Комплекс мер должен включать следующее:

включение требований по энергетическим характеристикам систем освещения в строительные нормы и постановления, применяемые к установке освещения в коммерческом, общественном, производственном секторах, а также в освещении улиц и жилых зданий. Эти требования должны:

включать целевые меры, которые бы стимулировали более совершенный контроль освещения, а также не допускали освещение безлюдных мест;

постановить, что системы общего освещения, которые устанавливаются в новых нежилых зданиях или при ремонте существующих должны потреблять в среднем не более 10 Вт электроэнергии на квадратный метр внутренней площади по всему зданию;

основываться на обзоре рекомендуемых уровней освещения, содержащем полную сравнительную оценку местных рекомендаций с рекомендациями, применяемыми на международном уровне, чтобы гарантировать отсутствие в государственных рекомендациях предложений по чрезмерным уровням освещения;

ускорять постепенную ликвидацию неэффективных технологий уличного освещения, таких как ртутные лампы.

Правительства должны поддерживать международные усилия по стимулированию внедрения высокоэффективных технологий, представляющих собой альтернативу топливному освещению в населенных пунктах, не имеющих доступа к электросети, например с помощью содействия распространению полупроводниковых осветительных устройств на солнечных батареях.

Энергоэффективность в транспортном секторе

Топливосберегающие шины

Правительства должны:

принять новые международные методики тестирования для измерения сопротивления качению шин, с целью установить маркировку и возможно максимальные пределы сопротивления качению, где это необходимо, для шин дорожных транспортных средств;

Обязательные стандарты топливосбережения для автомобилей малой грузоподъемности и легковых автомобилей

Правительства должны:

внедрить новые обязательные стандарты топливосбережения для автомобилей малой грузоподъемности и легковых автомобилей, если такие стандарты все еще отсутствуют, или ужесточить уже существующие;

объявлять об ужесточении предлагаемых стандартов как можно скорее;

согласовать, где это необходимо, максимально возможное количество аспектов будущих стандартов.

Обязательные стандарты топливосбережения для автомобилей большой грузоподъемности

Для автомобилей большой грузоподъемности правительства должны внедрить:

стандарты топливной эффективности;

соответствующие политические меры, включающие маркировку и финансовые стимулы, в основе которых лежит топливная эффективность транспортного средства.

Экологичное вождение

Правительства должны гарантировать, что экологичное вождение станет центральным компонентом правительственных инициатив по повышению энергоэффективности и уменьшению выбросов СО2:

правительственная поддержка экологичного вождения должна включать обучение водителя и размещение внутри автомобиля устройств обратной связи.

Энергоэффективность в промышленности

Сбор высококачественных данных по энергоэффективности в промышленности

Правительства должны поддержать работу МЭА над показателями энергоэффективности, которая подкрепляет критический анализ политики, гарантируя, что точные временные данные об энергопотреблении в промышленных секторах будут регулярно передаваться специалистам МЭА.

Стандарты минимальных энергетических характеристик для электродвигателей

Правительства должны рассмотреть вопрос введения обязательных минимальных стандартов энергоэффективности для электродвигателей с учетом лучшего международного опыта.

Правительства должны исследовать барьеры на пути к оптимизации энергоэффективности в электрических системах с механическим приводом, а также разработать и осуществлять комплексы всесторонних стратегий, направленных на преодоление таких барьеров.

Управление энергопотреблением

Правительствам следует обратить внимание на конкретную поддержку управления энергопотреблением посредством разработки и внедрения средств управления энергопотреблением, их сертификации, обеспечения качества их функционирования и обучения персонала.

Кроме того, правительства должны поощрять или требовать, чтобы основные промышленные потребители энергии внедряли комплексные процедуры и методики управления потреблением энергии, которые должны включать:

разработку и принятие официальной политики управления потреблением энергии;

Доклады о ходе реализации этой политики должны рассматриваться на уровне правления компании и включаться в ее годовой отчет.

В рамках этой политики компании должны продемонстрировать создание эффективных организационных структур, чтобы гарантировать, что решения относительно приобретения энергопотребляющего оборудования принимаются с полным знанием ожидаемых эксплуатационных затрат, и что у менеджеров по закупкам есть эффективный стимул минимизировать эксплуатационные затраты своих приобретений;

назначение квалифицированных штатных менеджеров по энергопотреблению как на уровне предприятия, так и, при необходимости, на уровне отдельно взятого оборудования;

создание схемы мониторинга, оценки и отчетности о потреблении энергии в промышленности и энергоэффективности на уровне отдельно взятой компании, отрасли и в общенациональном масштабе;

как часть этих усилий должны быть разработаны соответствующие сравнительные показатели энергоэффективности, которые контролируются и подаются в отчетах на уровнях, считающихся приемлемыми в каждом секторе.

Малые и средние предприятия

Правительства должны рассмотреть разработку и осуществление комплекса стратегий и политических мер по продвижению энергоэффективности на малых и средних предприятиях. Этот комплекс должен включать:

систему, обеспечивающую широкое распространение и доступность энергетического аудита, проводимого квалифицированными инженерами, для всех малых и средних предприятий;

предоставление высококачественной и актуальной информации относительно лучшего опыта в сфере энергоэффективности;

предоставление информации о текущих показателях энергопотребления, структура которой должна в идеале позволять сравнить международные и внутренние характеристики;

соответствующие стимулы для принятия решений по приобретению оборудования с минимальными капитальными расходами в течение срока службы и процедур приобретения.

Энергоснабжающие компании и энергоэффективность

Правительствам и органам, регулирующим деятельность энергоснабжающих предприятий, следует обратить внимание на внедрение механизмов, повышающих заинтересованность компаний в реализации энергосберегающих схем для конечных потребителей, таких как:

введение законодательной нормы, которая разделяет доход предприятия и продажу электроэнергии, что позволит предприятиям компенсировать снижение доходов, причиной которого является внедрение энергосберегающих схем; или

введение для энергетических компаний обязательств по энергоэффективности, строгость которых должна периодически повышаться в зависимости от текущей прибыльности услуг энергоснабжения, и где:

данные обязательства могут продаваться и действовать таким образом, чтобы расходы предприятий покрывались за счет тарифов;

эти обязательства разработаны в соответствии с предписанными или добровольными целями по ограничению выбросов СО2 для энерго- снабжающих предприятий; или

сделать возможной реализацию мер по энергоэффективности на энергетических рынках на той же основе, что и реализацию услуг по поставкам электроэнергии; или

другие соответствующие политические меры, побуждающие энергоснабжающие предприятия активно участвовать в финансировании и/или распространении энергосберегающих усовершенствований среди своих клиентов.